Старообрядческие иконы: описание, значение

Среди икон, бытовавших, приемущественно, в старообрядческой среде, имели распространение культовые произведения, соединяющие элементы живописи и медной пластики.

Особое значение они приобрели в Сибири и на Урале в XVIII-XIX веках. Литые бронзовые иконы неоднократно запрещались указами властей и православной церкви. Несмотря на бытование и распространение медного литья у православного населения, основым носителем целого пласта культуры в виде комбинированных произведений оставались именно старообрядцы.

Слово «врезка» имеет два значения. В одном случае так называется прием, когда в новую основу переносят аккуратно вырезанный из старой иконы фрагмент, или всю ветхую икону врезают в новую доску, в целях сохранения. А у старообрядцев врезкой называют иконы, в которые вставлены медные складни, кресты или плашки (иконки). Такая врезка безошибочно указывает, что икона старообрядческая.

Также, иногда старообрядческие врезные иконы называли ставротекой. Ставротекой (от греч. staurotheke: stauros — «крест» и «theke» — «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»). 

Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных или крепких пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в них хранили и другие святые реликвии.

Врезные произведения можно разделить на 3-и группы.

В первой группе композиционной основой являются литые произведения пластики: распятие, икона, складень.

Доска, в которую они врезаны, служит «кивоткой» — декоративным оформлением пластического элемента, занимающего промежуточное место между иконами и объёмными киотами.

Они представляют собой сосновые доски, обработанные как для иконы, со сквозной врезной шпонкой или меньшие — без шпонки, с декоративной росписью маслом и вырезанными в дереве выемками для медной пластики, возможны элементы накладной резьбы.

В произведениях второй группы бронзовая пластика и живопись составляют единую систему, равноправную в идейном и композиционном отношениях.

К третьей группе относятся домашние иконостасы. Обычно это доска, обработанная как иконная, размером до полуметра, покрытая краской или сусальным золотом.

На ней укреплено несколько произведений медного литья: в центре — обычно Распятие, вверху трехстворчатый бронзовый складень с изображением Деисуса.

Другие сюжеты менее каноничны — либо это изображения особо почитаемых святых, либо соимённых владельцу и членам его семьи.

«Кивотки», получившие большее или меньшее распространение в крестьянской старообрядческой среде, являясь произведениями низовой культуры. Широкое распространение в православной среде крестьянской иконы в XIX веке является в основе близким «кивоткам» явлением.

Кроме того, глаз православного верующего был приучен к соединению живописи и металлическими окладами, получившими широкое распространение в русской среде с середины XVI века.

Однако в «кивотках» художественный приём как бы переосмысливается наоборот: Здесь живопись обрамляет пластику, в то время как в канонической иконе металлический оклад имеет декоративную функцию, обрамляя письмо.

Фотографии старообрядческих врезных икон:

Уважаемые друзья! Вашему вниманию предлагаются разные варианты комбинированных врезных иконостасов и икон с использованием медной пластики.

Материалы собирались при использовании разных интернет-ресурсов с целью показать всё многообразие форм и состава замечательных образчиков данного направления церковно-прикладного искусства.

Бытует мнение, что подобные иконостасы исторически появились и использовались исключительно в старообрядческой среде, однако, по некоторым данным из научных материалов по медному литью, известно, что их часто использовали и в среде верующих, относящихся к пастве традиционной РПЦ.

По многим источникам, меднолитая пластика, особенно в период расцвета литейных мануфактур XIX — нач. XX веков, была распространена и почитаема среди всего народа. В каждом доме можно было встретить, помимо нательных крестов и распятий, медные иконки и складни.

  • На основании анализа источников, можено выделить, как минимум 5 групп:
  • 1. Кивоты и иконостасы, состоящие только из меднолитых икон и распятий;
  • 2. Иконостасы, созданные на иконных досках, с остатками разной сюжетной росписи, намоленные многими поколениями, поэтому не сожжённые или выброшенные, а получившие, так сказать, вторую жизнь;
  • 3. Иконы с с предстоящими и врезными распятиями, символизирующими Евангельские распятие Христа на Голгофе;
  • 4. Кивоты небольших форм под один сюжет меднолитой пластики, как правило фрагмент складня;

5. Иконы с врезными Святыми.

Галерея будет пополняться по мере появления новых иллюстраций

Старообрядческие иконы: описание, значение

Архангел Михаил и Георгий Победоносец. Врезан бронзовый (медный) складень Деисус — Спаситель, с Богородицей и Иоанном Предтечей. Красный, зеленый, желтый. Без полутонов. Причем желтый на фонах и полях обозначает золото. Такой вот крестьянский ответ богатым заводским одноверцам.

Старообрядческие иконы: описание, значение

  1. Датировка: XVIII-нач.XIX века
  2. Страна: Россия, место нахождения не определено.
  3. Состояние: утраты элеменов деревянной «кивотки», потёртости красочного слоя, икон
  4. Техника: вырубка деревянной части, медное литьё
  5. Материал: иконостас -древесина, иконы — медный сплав

Размеры (выс./дл./толщина.): 33,5 х 13,5 х 3 см.

Домашний иконостас. Вырублен из цельного куска древесины.

По торцам остатки топорной обработки, в верхней части кованые гвозди, использовавшиеся в качестве настенного крепежа, возможно, так же на них вешались лампадки.

По внешней стороне доска окрашена краской (черная сажа, поверх нее охра). Всё медное литьё фиксируется к доске гвоздями и промазано по периметру воском. В иконостасе вырубные ковчежцы под медное литьё.

Из врезанных икон представлены:

— крест с херувимами расположен в оглавии иконостаса. Размер: 11 х 6,5 см., датировка: вторая пол. XVIII-нач.XIX в.

— ниже его, слева расположена икона «Николай Мирликийский».

Размер: 4 х 3,5см., датировка: вторая пол. XVIII-нач.XIX в.

— справа от креста правая створа складня с изображением «Кирика и Улиты».

Размер: 4 х 4см, датировка: вторая пол. XVIII-нач.XIX в.

— ниже, по центру, расположен складень «Рождество Пресвятой Богородицы».

Размер: 7 х 10,5 см. с оглавием «Спас Нерукотворный», датировка: XVIII век.

— ниже, по центру иконостаса, расположен складень «Святой Тихон».

Размер: 6,5 х 9,5 см. с оглавием «Спас Нерукотворный», датировка: XIX век.

Источник: Велижанина Н.Г. «Старообрядческие иконы с врезными произведениями медного литья». Сборник статей «Русское медное литьё». Вып.1, М.1993.

Старообрядческие иконы: описание, значение

  • Датировка: XVIII-нач.XIX века
  • Страна: Россия, место нахождения не определено.
  • Состояние: утраты живописного изображения «кивотки» и эмалей медной иконы, прожжение от лампады, ураты спиленных частей медной иконы.
  • Техника: вырубка деревянной части, медное литьё, горячие эмали, 5 цветов
  • Материал: иконостас -древесина, икона — медный сплав

Размеры (выс./дл./толщина.): 13 х 12 х 1,6 см.

Икона врезная «Сошествие Святого Духа на Апостолов» с предстоящими, выполнеными в живописной манере по дереву.

Один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.

Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день.

Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем святой Троицы (в просторечии — Троицын день).

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.

Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).

Хотя в Новом Завете не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа, она традиционно присутствует на иконописных изображениях этого события.

Старообрядческие иконы: описание, значение

  1. Датировка: XVIII-нач.XIX века
  2. Страна: Россия, место нахождения не определено.
  3. Состояние: утраты элеменов деревянной «кивотки», потёртости живописного слоя, частичное опиливание медной иконы для врезки.
  4. Техника: вырубка деревянной части с о шпонкой (шпонка утрачена), медное литьё
  5. Материал: иконостас -древесина, икона — медный сплав

Размеры (выс./дл./толщина.): 15,5 х 11,5 х 2 см.

Фрагмент иконы. Врезанная центральная часть складня «Богородица всех скорбящих радость» выше расположен фрагмент письма, возможно, «Богородица Смоленская». Большие утраты живописного слоя не позволяют точнее определить список.

Судя по следам от гвоздей по торцам доски, икона имела оклад. Большие утраты красочного слоя с примитивной реставрацией иконы, свидетельствует о её значимости для почитавших её.

Следы обгорания от лампады по центру снизу иконы, свидетельствуют о её пребывании , вероятно, в домашнем иконостасе.

Старообрядческие иконы: описание, значение

12 медных икон («Спас Благое Молчание и Двунадесятые Праздники») врезанных в доску. 19 век

Старообрядческие иконы: описание, значение

  • Медные эмалевые иконы («Покров Пресвятой Богородицы», поклонение иконам Богоматери, избранные святые) врезанные в доску. 19 век
  • Галерея старообрядческих врезных икон. Фотографии кликабельны (кликните левой кнопкой мышки по фото, фото увеличится):
  • Уважаемые посетители данного ресурса-коллеги, буду премного благодарен, если Вы пополните данную коллекцию врезных икон своими фото.
  • Современные врезные бронзовые иконы и иконостасы(ставротеки)
  • Старообрядческие иконы: описание, значение
  • На нашем сайте посвящен разделсовременным врезным бронзовым иконам и иконостасам(ставротекам) вот здесь.

В дальнейшем, мы планируем изготовлять современные врезные иконы на заказ из различных пород дерева-липы, дуба, сосны.

Все столярные работы производятся вручную, и можно с полной уверенностью сказать, что новая современная врезная икона существует в единственном экземпляре! Это делает её поистине уникальной, и любому верующему человеку было бы приятно получить такой подарок, например, ко дню рождения или новоселью.

Если Вас заинтересовало данное предложение, напишите нам через обратную связь или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

http://zov-predkov.ru/?id=206

http://zov-predkov.ru/?id=435&parentid=100&categoryid=167

Источник: https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/18-vreznye-staroobryadcheskie-bronzovye-ikony.html

Старообрядческая икона Ветки

Материал из журнала “Антиквар” №4, 2010

Последние несколько лет в среде наших коллекционеров и большей части арт-дилеров ходят разговоры о том, что антиквариата как такового осталось мало, а во время кризиса достойные предметы и вовсе припрятали. Отчасти это так, но речь здесь может идти лишь о тех раритетных предметах, чей рейтинг необычайно возрос за истекшее десятилетие.

Старообрядческая икона

Если говорить об иконах, то на рынке практически не найдешь памятников XV–XVIII вв., поскольку они адресно попадают прямо к коллекционерам. Да и цены на них давно перевалили за полусотню тысяч (у. е., разумеется).

Читайте также:  Икона «покров пресвятой богородицы»: в чем помогает, значение, куда вешать

Предлагаются в основном образа XIX — начала ХХ вв., среди которых часто встречаются иконы старообрядческих школ Урала, Владимиро-Суздальских земель, Юго-Запада России, в частности Ветки.

Последняя из-за территориальной близости к нам представлена довольно широко.

Старообрядческие иконы: описание, значениеСтарообрядческая икона Священномученик Харлампий, в житии. Начало 19 века. Ветка.

На отечественном антикварном рынке цены на иконы «ветковских писем» колеблются от $900 до $10 000 в зависимости от сюжета, размера, состояния и места покупки. Среди них достаточно много интересных экземпляров, из которых вполне можно сформировать не очень дорогую, но достойную в художественном плане самостоятельную коллекцию либо дополнить уже имеющуюся.

Будучи образцом позднего этапа русского иконописания, ветковская икона до недавнего времени мало интересовала исследователей и оставалась неизвестной широкой публике. Научное осмысление старообрядческой иконы XVIII–XIX вв. началось лишь в конце ХХ в.

, а собственно ветковской — с конца 1990 х гг. в первую очередь благодаря искусствоведам Т. Гребенюк и Г. Нечаевой.1 Теперь собрания таких икон есть не только в Ветковском музее2, но и в Государственном Историческом музее в Москве.

Заинтересовались ими и коллекционеры.

Название «ветковская икона» происходит от культурного центра старообрядцев поповского согласия в слободе Ветка, возникшего в конце XVII в.

Спасаясь от притеснений со стороны властей, старообрядцы расселялись в более веротерпимых краях — на Левобережной Украине у пограничной реки Сож, притока Днепра, а также на Гомельщине и Черниговщине, бывших под властью Речи Посполитой. К середине XVIII в.

здесь насчитывалось до 100 тысяч старообрядцев. Ветка становится одним из общерусских духовных центров старообрядчества и крупнейшим центром иконописания.

Наиболее ранние из сохранившихся памятников датируются серединой XVIII в. К этому времени «ветковские письма» распространились по всему старообрядческому миру и оказали влияние на иконописцев волго-донских областей, Урала и юга России, юго-западной Украины, Молдавии и Буковины. Поэтому они стилистически близки, скажем, иконам Новозыбкова и Липовани.

Благодаря обособленности региона, передаче иконописного мастерства из поколения в поколение вплоть до XX в., здесь сформировался оригинальный живописный стиль, по праву принадлежащий одновременно русской, белорусской и украинской культуре. Из-за своей декоративности ветковские иконы легко узнаваемы: они эффектны и праздничны, наполнены светом золота и ярких открытых красок.

Старообрядческие иконы: описание, значениеСвятитель Ипатий Гангрский. Конец 18 – начало 19 века. Ветка.

Отгородившись от мира, старообрядцы ориентировались в своем искусстве на памятники XVI–XVII вв., продолжая тем самым древнюю традицию.

Стилистически ветковцы наследовали ярославско-костромскую икону XVII в.

, опирались на достижения мастеров Оружейной палаты, испытывая в то же время сильное воздействие со стороны местных народных вкусов, барочной иконописи и гравюры соседних украинских земель.

ПРОМЕННЫЕ ОБРАЗА. К ВОПРОСУ О СТОИМОСТИ ИКОНЫ

При атрибутировании икон Ветки следует учитывать особенности личнóго письма, наложения пробелóв, характера орнаментики. Местные мастера использовали традиционные материалы: деревянную основу, паволоку, левкас, темперные краски.

Сохраняя древнюю концепцию золота как символа Божественного света, они покрывали поля и фон иконы золотом или его имитацией. Опушь, как правило, делалась красной и синей красками, внутренняя рамка — красной с тонкой белильной линией, поля заполнялись киноварными надписями.

В личном письме старообрядческие мастера также придерживались традиционных приемов: писали «плавью», «в заливку», «отборкой». В исполнении инкарната прослеживается несколько вариантов. Более ранние темноликие образа, где санкирь и вохрение максимально сближены по тону, продолжают домонгольскую традицию.

Такие иконы с темно-коричневым санкирем, выполненным умброй, и охрением темной охрой сероватого холодного оттенка с подрумянкой киноварью исследователи относят к «северному направлению» ветковских писем.

На протяжении XIX в. в центре Ветковского региона был распространен и другой вариант личного письма — с оливково-коричневым или серовато-коричневым санкирем и контрастными высветлениями в охрениях. Для юга региона на протяжении XIX в.

типична техника сплошной «заливки» теплым тоном охристо-коричневых санкирей. В лучших образцах конца XVIII — начала XIX вв. заметны черты популярной в XVIII в. «живоподобной» манеры. С середины XIX в. моделировка ликов становится более графичной, сухой и однообразной.

Отличительными чертами ветковских ликов являются три световых пятна вокруг рта, сильные высветления над бровями, под глазами и на кончике носа, а также верхняя губа, нависающая над характерной формы раздвоенной нижней.

Нимбы выполнялись в виде точечного орнамента или же обводкой — красной и белой линиями, иногда украшались узором из прямых и зигзагообразных лучей.

Старообрядческие иконы: описание, значениеСвятая великомученица Екатерина, в житии. Начало 19 века. Ветка.

Фигуры трактуются объемно, с широкой, будто наполненной воздухом грудью, и одновременно сохраняют присущую иконописи графичность: силуэты четко выделяются на золоте фона, складки чаще всего прямые. Одежды моделированы золотом, в более примитивных по письму иконах — черным либо белым цветом. Приемы наложения ассиста суммируют опыт различных школ, «оживки» выполнялись разнообразно и легко.

Основу колорита икон составляет сочетание золота и яркой киновари. Преобладают также различные оттенки малиново-красного, синего, голубого и желтого цветов.

Характерной особенностью ветковской школы, безусловно, является орнаментация одежд крупными золотыми растительными мотивами, создающими необыкновенный декоративный эффект. Такой прием вполне мог возникнуть под влиянием украинской барочной иконы северных и приднепровских областей.

Украшенные ветвями розы с бутонами или цветущей яблони с маленькими яблочками, одеяния святых выглядят особенно трогательно и напоминают набивные крестьянские ткани, цветастые вышитые наряды.

В XVIII — первой трети XIX в. популярными были и другие барочные мотивы, воспринятые сквозь призму искусства украинских земель и творчески переработанные ветковскими мастерами: букеты, гирлянды, виноградная лоза, рог изобилия, раковины и т. д.

В этот период надписи на полях иконы помещали в картуши, а сами поля часто украшали прочеканенным на золоте растительно-цветочным орнаментом. Влияние барокко проявлялось и во введении мотивов ордерной архитектуры, в изогнутых элементах мебели, пространственном построении пейзажных фонов. В первой половине XIX в.

барочные формы уступают место более строгим классицистическим. В поздних иконах пространственность исчезает, сменяясь традиционным золотым фоном.

Для Ветки характерно одновременное сочетание большинства распространенных в XVII в. техник и приемов: черневой орнаментальной росписи по листовому золочению, «цировки» и «цвечения золота», «проскребки» рисунка сквозь красочный слой лессировок до золота, реже письма белилами или охрой по золоту.

Ветковский регион в свое время являлся одним из крупнейших центров книгописания. Отголосок этого заметен и на иконах: инициалы в изображениях текста характерны для ветковского книжного орнамента. Например, буквы «В» или «П» в форме цветущей змеящейся ветви на ракрытом Евангелии в образах Святого Николая или Вседержителя могут помочь при атрибуции памятников.

Сохранившиеся иконы позволяют судить о степени распространения тех или иных сюжетов у старообрядцев. Традиционное поясное изображение Вседержителя более редкое, чем, скажем, «Спас Нерукотворный» в типично ветковском изводе с тремя ангелами, держащими убрус, и со сценами сказаний о Нерукотворном Спасе в круглых клеймах.

Необычайно популярны иконографические типы «Спас на престоле с предстоящими» и «Спас Великий Архиерей» («Царь Царем»), представляющие собой эффектные барочные композиции. В общей массе памятников, бесспорно, доминируют образы Богоматери и Николы.

Среди богородичных икон особенно часто встречаются: «Знамение», «Троеручица», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших душ», «Федоровская», «Утоли моя печали» «Огневидная», «Не рыдай Мене Мати», «От бед страждущих», «Семистрельная», «Неувядаемый цвет», а также «Нечаянная радость», «Живоносный источник».

Как видим, в основном это поздние изводы, появившиеся в русской религиозной живописи в XVII–XVIII вв. Четко прослеживается целительная «специализация» многих из них.

Образ в среднике дополняли и «усиливали» изображениями архангела Рафаила, почитавшегося в народе как целитель (икона «Троеручица»), или ангела-хранителя, которые размещались на левом поле иконы. Среди избранных святых наиболее многочисленны образы Николы, затем идут Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Пророк Илья.

Типично для домашних икон Ветки изображение избранных святых, соименных членам семьи. На более ранних иконах (до начала XIX в.) святые помещались чаще в среднике (например, за плечом Богородицы), как это делалось в древности, а в XIX в. — на полях, причем число святых в поздних иконах могло достигать десятка.

Старообрядческие иконы: описание, значениеБогоматерь Знамение. 1840 год. Ветка.

О творческих поисках в среде ветковских иконописцев и идеологов старообрядчества свидетельствует разработка некоторых новых изводов, получивших распространение в XVIII–XIX вв: «Триипостасное Божество» («Новозаветная Троица»), «Союзом любви связуемы апостолы» («Христос с апостолами»), «Богородица Огневидная», «Никола Отвратный» и др.

Происхождение излюбленной ветковской иконографии «Никола Отвратный» до сих пор остается загадкой. По мнению Т. Гребенюк, это образ Николы-бесоборца, выделенный из клейма житийной иконы, где святитель изображен с характерным взглядом через левое плечо, что отражает традиционные представления о левой стороне.

«Никола Отвратный» изображается в небольшом развороте, скошенным взглядом он строго смотрит на молящегося, «отвращая» его от греховных помыслов. Этот образ привлекал иконописцев Ветки своей динамичностью и крупным «портретным» планом.

На некоторых иконах встречаются надписи, поясняющие смысл образа святителя, способного отвратить от бед, несчастий и бесов.

Помимо традиционных поясных изображений Николы с раскрытым Евангелием получил распространение тип «Никола Можайский» (с мечом и градом в руках).

Ветковские иконы этого извода, равно как и житийные иконы других святых (например, «Огненное восхождение Пророка Илии со сценами жития в пустыне»), впечатляют пространственной широтой пейзажных фонов, обилием включенных в композицию сцен-клем с любопытными подробностями крестьянской жизни. Подобные иконы, отмеченные особым обаянием и разнообразием сюжетов, привлекают простодушием и лирической наивностью.

В иконописи Ветки и Стародубья встречается редкий сюжет «Богородица Огневидная», где Мария изображается с ярко-алым ликом и в красных одеждах. Сведения о происхождении этого образа отсутствуют.

Вероятно, он связан с эсхатологическим комплексом древнерусских изображений, что объясняет его исключительное почитание старообрядцами самых радикальных толков, особенно на раннем этапе, полном трагических случаев самосожжений.

Идея спасения соединяется здесь с идеей божественного огня, символизирующего воскресение и новую жизнь, очищение нетленной плоти. В простонародье образ осмыслялся практически — как спасительный от лихорадок и пожаров.

Старообрядческие иконы: описание, значениеБогоматерь Огневидная. Начало 19 века. Ветка.

Чрезвычайно интересны многочастные иконы, также широко распространенные в Ветке. Благодаря устойчивости вкусов в крестьянской среде в этих иконах сохранились редкие сюжеты и иконографические типы.

Зачастую это четырехчастные иконы, позволяющие объединять в пределах одной доски целый пантеон наиболее чтимых заказчиком святых.

Расчленение иконы изображением «Распятия» либо образом «Спаса Благое молчание» имело не только композиционное, но и символическое значение: центральный образ мыслился как объект предстояния святых.

Читайте также:  Молитвы спиридону тримифунтскому о здравии

Привлекательными для коллекционеров являются и так называемые сложносоставные сюжеты: «Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи», «Собор Архангела Михаила», «Покров», «Праздники», «София Премудрость Божия», «Всех скорбящих Радость».

Такие иконы, выполненные в стилистике барокко и классицизма, всегда эффектные, большие (высотой от 40 см), с развернутыми в пространстве архитектурными, пейзажными и интерьерными фонами, массой бытовых подробностей.

В них в наибольшей мере сохраняется впечатляющий космологизм, восходящий к древним храмовым росписям. Некоторые из таких икон имеют интересные особенности. Например, в среднике иконы «Праздники», как правило, помещается сюжет «Воскресение — Сошествие во ад» с типично ветковским арочным завершением.

Эта сложная композиция, совмещающая несколько событий (в их числе «Уверение Фомы», «Шествие праведников в рай», «Хождение по водам», «Чудесный улов»), объединяет вокруг себя все сюжеты.

Для икон «Покров Пресвятой Богородицы» характерно изображение Марии в позе Оранты с двумя покровами (один вверху несут ангелы). Образы икон «Всех скорбящих Радость» могут быть представлены в двух вариантах, заимствованных из западноевропейского искусства.

В одном из них Мария изображается с Младенцем и жезлом, во втором Ее поза повторяет схему, восходящую к типу «Мизерикордии»: здесь Богородица изображена с опущенными руками, в одной из них цветок, в другой свиток.

Примерами оригинального ветковского извода служат иконы «Богоматерь Умягчение злых сердец» и «Богоматерь Овсепетая».

В целом иконы Ветки ярко индивидуальны и вместе с тем глубоко традиционны по духу и насыщены фольклорным мироощущением. Исследование памятников ветковской школы убеждает в том, что она представляет собой значительное явление в истории отечественной культуры, расширяющее наши представления об иконописи Нового времени.Автор благодарит Е. и М. Садовских за помощь в подготовке материала.

Иллюстрации взяты с сайта http://starove.ru/.

Примечания:
1 См.: Гребенюк Т. Е. Художественное своеобразие ветковских икон. Технико-технологический аспект. // Мир старообрядчества. Живые традиции: результаты и перспективы. Вып. 4. — М., 1998; Нечаева Г. Г. Ветковская икона. — Минск, 2002.
2 Музей народного творчества в г. Ветка (Белоруссия) открылся в ноябре 1987 г.

Источник: https://antikvar.ua/staroobryadcheskaya-ikona-vetki/

Значение и особенности символики креста староверов

Крест староверов — это один из символов веры, который используется для проведения богослужений, крещения и других религиозных процедур. Восьмиконечный крест отличается от привычного православного.

Современная церковь не использует восьмиконечный крест после реформы Никона, а вот старообрядцы или раскольники, как их называли в старину, продолжают использовать именно такой крест, не обращая внимания на проведенные реформы.

История гонения

Все началось достаточно давно, примечателен тот факт, что раскол церкви стал причиной гибели большого количества людей, поддержавших старую веру. Но, несмотря на это, старообрядцы смогли пережить казни, публичные расправы и катастрофически большие налоги. Староверы существуют и до сих пор, только в России их около двух миллионов.

Старообрядческие иконы: описание, значение

Тельник старообрядца

В 1650–1660 годах произошел раскол церкви на два лагеря. Причиной его послужила реформа. Одни восприняли неведение как должное, другие стали считать, что реформа пытается навязать им инородную веру, которая не имеет никакого отношения к православию.

Церковная реформа Никона и царя Алексея Михайловича, по сути, разделила людей и стала причиной серьезных разногласий. В результате споры перешли в активные действия, которые привели к массовым репрессиям в отношении тех людей, которые не поддерживали нововведения.

Реформы Никона начались в 1653 году, реакция на деятельность митрополита не заставила себя долго ждать.

В 1656 году на Поместном соборе Русской православной церкви состоялось знаменательное событие: всех, кто крестился двумя перстами, объявили еретиками. Крест заменили, а книги, свитки и другие символы должны были быть уничтожены.

Все те, кто продолжит креститься двумя перстами и исповедовать старую веру, будут отлучены от церкви и преданы анафеме.

С этим решением были согласны не все, возникшие разногласия привели к тому, что вера оказалась под угрозой. Страна могла погрузиться в религиозную войну. Ситуацию усугубили действия священнослужителей, которые самостоятельно нагнетали обстановку. Желая подчинить староверов своей воле, приняли документ под названием «12 статей».

Массовые казни и расправы над староверами начались уже после Поморского сбора, повлиять на ситуацию царице Софье так и не удалось.

Впрочем, страна находилась в зыбком положении, а религиозные казни и подлоги только усугубили обстановку.

«12 статей» не разрешили ситуацию, после их выхода появилась череда подлогов, ложь и смута привела к тому, что были казнены тысячи ни в чем не повинных граждан, пострадали и священники.

Несмотря на то что книги, свитки и сами староверы подвергались гонениям, публичным казням, удалось пережить Смутное время. Ситуация разрешилась с приходом к власти Петра Первого. Император отнесся к старообрядцам сравнительно лояльно. Он разрешил им существовать и отменил «12 статей». Но существование это было полулегальное.

По закону:

  1. Браки старообрядцев считались незаконными.
  2. Староверам запрещалось занимать высокие посты.
  3. Крещение считалось незаконным.
  4. Дети, рожденные в браке со староверами, считались незаконнорожденными.

Кроме того, всем тем, кто отклонился от религии, нужно было платить двойной налог. Если же человек уклонялся от уплаты налога, то его могли казнить, подвергнуть пыткам или отправить на каторгу.

Старообрядческие иконы: описание, значение

Старообрядческий восьмиконечный крест

Несмотря на то что старообрядцы все так же подвергались репрессиям, их ослабление позволило сохранить многим людям жизнь.

Чтобы сохранить привычный уклад, избежать порицаний и налогов, многие верующие ушли в леса или иммигрировали. Это позволило им не только продолжить нормально жить, но и узаконить браки.

На территориях большого количества стран староверы жили общинами, строили дома и церкви.

По некоторым сведениям, в XIX веке старообрядцами являлась треть всего населения Российской империи.

В 1846 году благодаря стараниям митрополита Амвросия удалось облегчить ситуацию в стране, власти пошли на определенные компромиссы, в результате чего было введено единоверие.

На территории Австро-Венгрии староверам удалась восстановить епархию.

Но митрополита и его решения приняли не все, некоторые из староверов стали считать его еретиком, который желает воздействовать на них и уничтожить вероисповедание.

В 1883 году удалось добиться некоторых послаблений в отношении староверов, им было разрешено занимать общественные должности. Позже, в 1905 году вышел указ, который частично отменил ограничения в отношении граждан, крестившихся двумя перстами и использовавших восьмиконечный крест.

Власти СССР относились к представителям этого религиозного веяния относительно благосклонно. Несмотря на то что большевики не принимали веру и бога, к старообрядцам у них не было особых претензий. В то время как священнослужители по всей стране опасались за свою жизнь, церкви уничтожали и грабили, иконы сжигали и продавали, староверы жили относительно спокойно.

Во Вторую мировую войну одни староверы, несмотря ни на что, ринулись защищать Родину от врагов, а другие предпочли скрываться в лесах.

Когда каторга, высокие налоги и казни остались в прошлом, многие староверы приняли решение вернуться в Россию. Сегодня есть несколько крупных поселений, которые находятся на территории нашей страны, в которых люди живут хозяйством, занимаются земледелием, сбором урожая, ходят в церковь и по-прежнему крестятся двумя перстами.

Символика и особенности

Одним из символов старообрядцев считается восьмиконечный крест, четырехконечный и шестиконечный символы веры относят к неполноценным. По преданию, именно такой крест обнаружила царица Елена на горе Голгофе.

Итак, о чем свидетельствует этот символ:

  • содержит, кроме большой перекладины, еще две;
  • верхняя перекладина символизирует табличку на кресте с именем Христа, на котором он был распят;
  • нижняя перекладина предназначена для ног Иисуса;
  • на верхней перекладине имеется надпись «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

С нижней перекладиной, которая предназначена для ног все сложнее.

По приданию, если левый край нижней перекладины поднят, то это говорит о том, что грешник раскаялся, и его грехи и праведные дела при погружении на весы позволили отправить человека в рай.

Если же край перекладины смотрит вниз, значит, грешник при распятии не раскаялся в своих грехах, не попросил прощения у Бога и тем самым усугубил свои грехи и отправился в ад.

Такие кресты с тремя перекладинами используют только староверы, в современной православной церкви используют во время литургий и богослужений четырехконечный крест. На нем нет подпорки для ног и таблички с надписью.

Если верить преданию, то когда Иисуса распяли на кресте, один из преступников стал издеваться над ним. Он сказал: «Если ты Бог, то освободи нас». А другой преступник сказал: «Он невиновен и осужден по ошибке, а мы настоящие преступники». Тот преступник, который сказал правду, был отправлен в рай. Об этом и свидетельствует нижняя подпорка под ноги, край которой поднялся.

Начиная с 1577 года восьмиконечный крест был помещен на гербе государства Российского, ситуация изменилась в 1625 году еще до реформ Никона: крест было решено заменить на третью корону.

А также можно встретить изображения, которые использовались в войны: на знаменах изображался именно восьмиконечный крест красного, зеленого или синего цвета. Но такие знамена также относят к 1630 годам, после реформы знамена с подобными крестами не использовались больше.

Есть еще одна разновидность религиозного символа — это крест Голгофы, монашеский символ. Представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на символическое изображение горы Голгофы, которая чаще всего выглядит в виде нескольких ступеней. То есть крест помещен на ступени, с одной стороны его имеется копье, с другой — находится трость с губкой.

На символе есть надписи:

  1. Над средней перекладиной ІС ХС — имя Иисуса Христа.
  2. Под ней греческая надпись Ника — Победитель.
  3. СНЪ БЖІЙ — надпись на табличке или около нее (может быть заменена аббревиатурой ІНЦІ — Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій).
  4. Надпись над табличкой: ЦРЪ СЛВЫ — Царь Славы.
  5. А также есть две буквы К и Т, которые обозначают трость и копье с губкой.

В XVI веке на Руси появилась традиция, которая заключалась в том, что возле изображения Голгофы помещались дополнительные буквы.

М Л Р Б — место лобное распят бысть; Г Г — гора Голгофа; Г А — глава Адамова. А также было принято изображать под ступенями кости и череп. На Руси и эти изображения немного изменились.

Читайте также:  Поздравления с вербным воскресеньем в стихах: красивые

В настоящее время крест с горы Голгофы не имеет широкого распространения, встретить его достаточно сложно.

Увидеть же восьмиконечные кресты можно не только на литургии и богослужениях, но и на кладбищах староверов.

У староверов есть еще несколько особенностей, которые стоит упомянуть, помимо креста: верующие совершают земные поклоны, как и мусульмане, в землю. Совершая поклон, верующий должен коснуться коленями и лбом земли. Таким поклонам отдают предпочтение только старообрядцы. Когда верующие молятся, они касаются коленями и лбом не земли, конечно, а молитвенного коврика.

Еще одной особенностью богослужения староверов является пение. До реформы Никона во всех церквях при богослужениях пели в один голос. Пение остается монотонным, мелодичным. Несмотря на то, сколько именно человек задействовано в пении, голоса должны сливаться в один голос, одну мелодию.

Но из-за большого количества гласных букв понять, о чем поют, во время богослужения бывает сложно.

Есть еще несколько особенностей, которые отличают веру старообрядцев от современной православной веры:

  • написание имени Иисус без дополнительной буквы «И» (то есть имя пишут с одной буквой «И», а не на греческий манер с двумя буквами);
  • верующие используют старинные термины и придерживаются старинного написания слов;
  • крещение детей проходит с полным трехкратным погружением в воду;
  • богослужения проходят по Иерусалимскому уставу;
  • отмечается сохранность действий, которые совершаются во время обряда.

Несомненно, восьмиконечный крест можно считать ярким религиозным символом старообрядцев. Его помещают на купола церквей, носят на теле и ставят в качестве памятника на могилу умершего. Но традиции староверов, их манера жизни и поведения с течением времени претерпели определенные изменения. Несмотря на все события, людям удалось пережить трудные времена и сохранить свою веру.

Источник: https://DedPodaril.com/interesno/krest-staroverov.html

Старообрядческая икона: какая она?

Что символизирует ковчег иконы? Есть ли у старообрядцев женщины-иконописцы? Каких канонов придерживаются в иконописи поморцы? Об этом рассказывает С.Л. Иванцов.

Андрей Болдырев (слева) и иконописец Сергей Леонидович Иванцов

В 14 выпуске уникального проекта самарского исследователя древнерусской живописи Андрея Болдырева «Русская икона. Показывает Андрей Болдырев» состоялась встреча с наставником йошкар-олинских поморцев, иконописцем Сергеем Леонидовичем Иванцовым.

***

Как к настоящему иконописцу, у меня к Вам есть несколько вопросов. Расскажите, что такое икона для старообрядцев?

Икона — это самое главное для древлеправославного христианина, потому что икона — это образ обращения к Господу Богу и к его святым. В духовной части — это обращение. Ведь не значит, что если не видим, то его нет. Икона — это проповедь Евангелия, только другим языком, как бы языком руки иконописца.

Без иконы можно жить?

Если ты в пути, то молишься, конечно, невидимому Богу. Есть такие случаи, когда не всегда с собой икона есть, а молиться нужно непрестанно. И икона помогает непрестанно восходить своею мыслию к Господу Богу.

То есть икона — это некий помощник?

Да, помощник, посредник между видимой жизнью, которая существует, мирской жизнью и жизнью духовной, невидимой.

Образ Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные. Написал С. Л. Иванцов

Икона нужна человеку не более, чем некий посредник?

Икона — это посредник и помощник в деле искания и приобретения Царствия Небесного, которое есть внутри нас.

В принципе, без иконы можно обойтись?

В принципе, можно обойтись без иконы, почему нет. Но это в любом случае зависит от человека, от его веры, от его расположения к Господу Богу.

Образ Пресвятой Богородицы Феодоровской. Написал С. Л. Иванцов

Есть ли какая-то разница между старыми иконами и новыми?

Есть, и разница очень большая. Новые иконы, новообрядческие, и старообрядческие отличаются своим письмом и отношением иконописца к иконе. На Вселенских Соборах было запрещено изображение Бога-отца, святых и т.п.

в виде мирской иконописи, которой написаны картины. Академическое письмо было запрещено. В новообрядческих иконах появилось очень много модернизма, много икон, которые напридуманы, написаны не со старых образцов, как об этом указано в старых Правилах.

А сейчас появилось очень много новых, сомнительных икон.

Разница только в том, что появились иконы, которые не находят своего подтверждения в старых образцах, поэтому они не подходят?

Ну почему, для тех людей, которые заказывают новообрядческие иконы, подходит. Дело в человеческой вере, в его сердце, как он обращается к Богу. Для нас, староверов, естественно, что раз мы приверженцы старой веры, старых обрядов и законов, которые сохранились и никуда не денутся, то мы не принимаем то, что новое, это само собой.

Святой пророк Иоанн Предотеча. Написал С. Л. Иванцов

Если икона написана в академическом стиле, вы ее не принимаете. А есть разница между иконами, которые написаны в XIX веке, XXI или XVI?

Икону сразу видно, когда она написана и кем написана, можно сказать, невидимым таким взором можно сразу определить. Какая икона — староверческая или новообрядческая, ее сразу видно. Не знаю, чем это объяснить, но ее сразу видно.

Для старообрядцев есть разница, когда, в каком веке икона написана?

Были старообрядцы и сейчас есть, которые пишут по старым образцам. Копия должна быть с древних образов, у иконы обязательно должен быть ковчег — углубление внутри, это символизирует отношение к самой иконе. Чтобы икона была не просто написана на плоскости, а именно с ковчегом. Ранние иконы все идут с ковчегом, а новые уже идут без него.

Икона Господь Вседержитель. Написал С. Л. Иванцов

Какую роль играет ковчег?

Ковчег отличает мир духовный, невидимый, и мир внешний. Это граница, что это — мир горний, а это — дольний.

А два ковчега?

Два ковчега — это тоже показывает отношение человека к вере, к иконе.

У вас есть такое, что «моя икона — не моя икона», «наша икона — не наша икона».

Я сразу вижу, наша или не наша икона. И независимо от размера нужно говорить «икона», «крест», а не «иконка», «крестик». Нельзя умалять наименование ни иконы, ни креста.

Вы сами в какой манере пишете иконы?

Я воспитан на старообрядческих иконах. С детства, когда я еще не был иконописцем, у меня возник интерес к иконописи. Помню, когда был в дошкольном возрасте, у моей мамы, которая была историком, было много книг, там было очень много образов, я их вырезал, копировал. К иконописи я шел долго.

У меня есть старый альбом, где я учился копировать икону, рисовал карандашом образ. Появилась любовь к иконописи. Я не думал, что буду иконописцем, но понимал, что кроме икон меня ничего не интересует, и копировал я всегда именно старые образцы.

Я не художник и нигде не учился, но вот как-то так пошло.

Тайная вечеря. Написал С. Л. Иванцов

В какой семье вы родились?

Я был некрещеный, и родители у меня были неверующие, ни отец, ни мать. Я пришел к Богу очень сложным путем, путем всевозможных потерь.

А какого вы года рождения?

1958-го.

Сретение Господне. Написал С.Л. Иванцов

Традицию иконописания кто-то вам передавал?

Мне никто не передавал традицию, я сам к этому шел. Когда я начинал заниматься иконописью, не было еще никаких школ иконописцев, это появилось совсем недавно. Не было и известных иконописцев, и пришлось собирать всё по крупицам, накапливать материал. Был такой случай со мной, когда я жил в Казани.

Я хотел заниматься иконописью, но не было нигде нужного материала. И вот как-то я зашел в магазин и стал там покупать краски, и вдруг подошел сзади очень высокий мужчина. Я подумал, что это какой-то баскетболист, очень высокий был мужчина. Он мне говорит: «Вы хотите иконы писать?» Я говорю: «Да».

И он начинает объяснять, рассказывать полностью технологию иконописи. У меня была единственная мысль — всё запомнить. Когда мужчина закончил говорить — он ушел, я видел только его спину. Я прибежал домой, всё записал.

И вот когда мне заказали икону Благовещения Богородицы, я стал писать Архангела Гавриила, и потом я понял, что написал именно этого человека, которого я видел в магазине красок. Этот случай произошел лет 30 назад. Потом много было всяких видений, являлся Ангел и давал мне в руки ларец. Обо всех видениях и не расскажешь.

В нашей жизни просто так с нами ничего не бывает, человеческий волос просто так с головы не упадет. Мы все живем под Богом, просто мы этого не понимаем. Отношение к Господу Богу у всех разное, а относиться к нему нужно с любовью, которая, к сожалению, сейчас иссякла.

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Написал С. Л. Иванцов

От иконописца зависит, какой в конечном результате будет икона?

Конечно, рука иконописца выдает то, с чем он живет. Это закон. Как человек живет, какую жизнь он ведет. Так, пьяница или разбойник не сможет написать икону. Если женщина написала икону, то такую икону тоже можно легко определить. У женщин лики получаются слащавые, кукольные. Руку женщины сразу видно.

Как еще отличаются иконы по своему качеству?

Есть иконы примитивные, написанные только, чтобы деньги заработать. И таких икон очень много. В Правилах ведь сказано, что если иконописец не пишет икону, как полагается по духовным канонам, то он не имеет право писать иконы.

Святая Троица. Написал С. Л. Иванцов

А как у вас определяется, кто имеет право, кто не имеет право писать иконы?

Женщины у староверов не пишут иконы. Вообще сейчас практически нет иконописцев, а примитивные работы видно сразу. Порой диву даешься, кто вообще благословил написать такую икону.

Видео-версия интервью

Сайт Русская вера

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592d65e6e3cda8a0bf8d4cfc/5a6efb6057906a673f29e6a1

Ссылка на основную публикацию