Католические иконы: разновидности и особенности

Образа разных конфессий почти невозможно перепутать. Манера написания, художественные приёмы, используемые символы и аллегории – всё это позволяет сразу распознать лики Спасителя, Богородицы, мучеников и подвижников, выполненные мастерами того или иного вероисповедания. Наша статья расскажет Вам, почему возникли подобные отличия иконы и на чём они основаны!

Почитание реликвий верующими

Католицизм, как западноевропейская ветвь христианства, всегда характеризовался большей свободой в применении средств эстетического воздействия.

И одним из них является храмовое искусство – живопись, скульптура и даже архитектура. Службы, проходящие в окружении такого богатого антуража, выглядят пышными и торжественными, превращаясь в своеобразные мистерии.

При этом теология (учение о вере) всё же господствует над обрядом.

А вот православная (ортодоксальная, либо восточноевропейская) Церковь опирается прежде всего на ритуал. Религия должна восприниматься не столько разумом, сколько чувствами, настроением, эмоциями и переживаниями. Подобные каноны сложились под влиянием византийской культуры, которая, в свою очередь, многое взяла от Древней Греции, Персии, Египта.

Католические иконы: разновидности и особенности

Отличие православной иконы от католической

Эти же факторы обусловили и отличие католических икон от православных. Последние полны небесного света, радости, возвышенности, служат духовным подспорьем для молитвы, пробуждая благоговение и трепет перед Господом.

Святыни восточных христиан предельно обезличены и бесстрастны, они отсекают всякую чувственность и субъективизм, предотвращая нечестивые фантазии и галлюцинации.

Однако верующие поклоняются не самим изображениям, но явленной через них божественной силе, мудрости и милосердию – об этом необходимо помнить, чтобы не впасть в искушение идолопочитания.

Тем не менее, христиане могут взывать к реликвиям любой конфессии.

Так, преподобный подвижник Серафим Саровский (один из наиболее знаменитых монахов в истории православной Церкви) молился перед образом Небесной Царицы «Умиление», выполненном в западной традиции.

Все верующие чтят иконы Казанской, Корсунской, Остробрамской и Ченстоховской Девы Марии, лик Мадонны Лорето («Прибавление ума»), святыню Иисуса Христа «Гефсиманское моление».

Католические иконы: разновидности и особенности Популярные товары Католические иконы: разновидности и особенности

Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности

Католические иконы – признаки реликвий

Условия, в которых формировалась западная ветвь христианства, привели к тому, что икона начала трактоваться не как сакральный предмет, а как иллюстрация к Библии.

Сцены из Ветхого либо Нового Завета, благочестивых преданий и житий святых служили инструментами для учения и назидания – изображая их, художники предостерегали людей от ошибок, демонстрируя им пример добродетельного, праведного поведения, стойкости перед соблазнами, спасения от грехов.

В католичестве изображение основано на фантазии живописца. Он самостоятельно продумывает тему, структуру и цветовую гамму картины, а значит, произведения с одинаковым сюжетом, созданные двумя мастерами, могут выглядеть совершенно по-разному. Это позволяет с лёгкостью установить автора святыни – например, все знают, кто написал «Сикстинскую Мадонну».

Отличие православной иконы от католической хорошо заметно и по стилю работы. В частности, западные реликвии очень реалистичны – в них соблюдаются законы перспективы, композиции и построения фигур.

Чтобы получить достоверное изображение, художники пользуются услугами натурщиков – порой они даже копируют лики святых со своих знакомых и покровителей! Кроме того, подобные картины всегда имеют чёткий сюжет – они посвящены конкретному событию либо празднику, или же восхваляют некую ипостась Господа.

Православные иконы – установления и традиции

Религиозная живопись Восточной Европы – синтез монументального византийского искусства и местных особенностей.

Из Царьграда пришли строгие каноны, отшлифованные столетиями практики, а мастера Киевской Руси, Болгарии, Грузии, Армении сохранили и углубили их смысл.

Поэтому такие святыни имеют несколько уровней, а их истинное значение открывается в молитвенном созерцании. Понять православный образ можно, лишь отрешившись от повседневных проблем и полностью погружаясь в беседу с Творцом.

В восточных реликвиях нет ни натурализма, ни портретного сходства.

На то, кто именно показан на иконе, указывают внешние атрибуты – копьё в руках Георгия Победоносца, шкатулка с лекарствами у Пантелеймона Целителя, митра и Евангелие Николая Чудотворца.

Более того, мастера работают только в двух измерениях, отказавшись от всяких попыток придать изображению объём – на рисунке отсутствуют даже тени! Такой приём позволяет отделить мир святыни – вечное и нетленное Небесное Царство – от привычного, человеческого бытия.

Есть и другие отличия православных икон: обратная перспектива (дальние предметы выглядят крупнее, чем ближние), схематичность объектов, нимбы, сияющие внутренним светом, контрактуры – сокращённые надписи на церковнославянском языке. Все эти черты закреплены в канонах, и им обязана соответствовать каждая реликвия.

Поэтому в восточном христианстве так трудно определить автора произведения – можно говорить разве что о школе, к которой принадлежит та или иная святыня. Кроме того, образа часто изготавливались коллективно, когда лик писал главный мастер (Дионисий, Андрей Рублёв, Симон Ушаков либо Феофан Грек), а остальные элементы – его ученики.

Анализ образов обеих конфессий

Несмотря на перечисленные выше различия, мастера обеих конфессий многое заимствовали друг у друга. И ярче всего подобное сотрудничество прослеживается в иконах Пречистой Девы. Взять хотя бы образ, где Божья Матерь узнаёт о том, что Ей предстоит родить Спасителя Мира!

Безусловно, самая знаменитая католическая реликвия с подобным сюжетом – Остробрамский лик, хранящийся в часовне над входными воротами г. Вильнюса (отсюда и название).

Интересно, что некоторые исследователи считают, будто данную святыню привезли из Византии. На ней Небесная Царица предстаёт в ризе с богатым орнаментом и барочной короне, от которой расходятся острые солнечные лучи.

Под рисунком прикреплен серебряный полумесяц. Весь образ пронизан спокойствием, смирением, готовностью исполнить свой долг.

Отличия православной и католической церкви

Совсем иначе воспринимается реликвия «Умиление», или «Серафимо-Дивеевская». Этот список, также известный как «Радуйся, Невесто Неневестная», относят к акафистному типу «Елеуса», то есть он посвящён пасхальному песнопению в честь Девы Марии.

Взглянув на прекрасный лик, Вы тотчас увидите, чем отличаются православные иконы от католических – одежда Богородицы выдержана в канонических сине-пурпурных тонах (они символизируют чистоту, кротость и материнскую жертвенность), Её правая рука лежит поверх левой, а округлый нимб напоминает тёплое сияние.

Лицезрение образа очищает душу, избавляет от цинизма, уныния, депрессии.

Популярные товары

А приобрести как католические, так и православные реликвии Вы можете в нашем интернет-магазине! Все представленные здесь произведения выполнены из высококачественного полесского янтаря и дополнены киотами ручной работы. Лучащиеся нежными золотистыми, шафрановыми, алыми и терракотовыми бликами святыни выглядят возвышенно и одухотворённо, а ещё они очень долговечны.

Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/relikvii-katolikov-i-pravoslavnyh.html

Какие самые известные чудотоворные католические иконы есть в Беларуси?

Самая знаменитая ныне католическая чудотворная икона, прибывшая в Беларусь 5 веков назад — это образ Будславской Божьей Матери в маленькой дер.Будслав возле Нарочи, которая собирает к себе в Национальный санктуарий ежегодно в первое воскресенье июля десятки тысяч паломников как из РБ, так и из Польши, Литвы, Латвии, Украины, России..

Католические иконы: разновидности и особенности

Не менее знаменита икона Матери Божьей Трокельской в дер. Трокели (с конца 16в.) недалеко от г. Лида в Гродненской области, которая является прекрасной копией знаменитой римской иконы Санта Мария Моджоре («Снежной»)

Католические иконы: разновидности и особенности

Также на исторически прокатолической Гродненщине с сер. 17 века очень популярна чудотворная икона Матери Божьей Шкаплерной в маленькой дер. Гудогай ( не путать с одноименными поселком и ж/д станцией). Которая представляет собой копию известной иконы Матери Божьей Владимирской «Умиление»:

Католические иконы: разновидности и особенности

  • В самом Гродно, в кафедральном соборе уже более трех веков почитается чудотворная икона Матери Божьей Конгрегатской (или у молодежи — еще и «Студенческой»), которая также является копией итальянской Санта Мария Моджре:

Католические иконы: разновидности и особенности

  1. Еще одна чудесная икона Зап. Беларуси находится в брестком костеле-санктуарии Возвышения Святого Креста: образ Матери Божьей Брестской «Спасительницы»:

Католические иконы: разновидности и особенности

  • Уже три века чудотоворной иконой католиков полесского юга Беларуси является образ Матери Божьей Логишинской — «Королевы Полесья» в костеле в местечке Логишин возле Пинска:

Католические иконы: разновидности и особенности

  1. У католиков северной беларуской Витебщины тоже есть своя святыня — в «столице Поозерья» Браславе находится чудотворная икона Матери Божьей Браславской «Королевы Озер» (16 в.):

Католические иконы: разновидности и особенности

  • В древней первой столице ВКЛ — Новогрудке — к сожалению не сохранился первоначальный древний образ Богородицы, но уже более двух веков в фарном костеле хранится другая чудотворная икона Матери Божьей Новогрудской:

Католические иконы: разновидности и особенности

В костеле небольшой д. Боруны на стыке Минской и Гродненоской обл. с 16 века находится чудотоворная икона Матери Божьей Борунской:

Католические иконы: разновидности и особенности

Четыре века беларусы Восточного Полесья, католики, а затем и православные, которым была передана икона после закрытия католического монастыря в Юровичах царскими властями, молились перед Матерью Божьей Юровичской-Милосердной, написанной греко-католиками Зап. Украины.

Волею революции и войны икона ныне оказалась в краковском костеле св.

Барбары, но точные две копии её ныне находятся в костеле Мозыря и в православном Юровическом мужском монастыре (интересный факт, что мозырские католики и православные, объединенные чудесным образом Богородицы, проводят общие крестные ходы между двумя святынями):

Точно также почитается совместно католиками и православными древний образ (с конца 15 в.) Матери Божьей Жировицкой.

Во времена Речи Посполитой эта икона в греко-католическом Жировицком монастыре воистину считалась главной униатской иконой беларусов.

Сейчас икона принадлежит православным, но католики молятся по-прежнему перед её копией в соседнем Слонимском костеле:

Также исторически и католиками, и православными Беларуси уже 5 веков почитается образ Матери Божьей Остробрамской, Матери Милосердности, который находился в исторической столице беларуского этноса — Вильне (с 1939г. город был переименован по-русски в Вильнюс и подарен Сталиным литовцам). Список (копия) этой чудотворной иконы , «Опекунки ВКЛ — Литвы и Беларуси», есть во многих костелах Беларуси и ныне:

  1. Также во многих костелах Беларуси находятся копии особо почитаемой уже более 7 веков в Польше , Литве и Беларуси знаменитой чудотворной иконы Матери Божьей Ченстоховской:
  • Следует конечно упомянуть увы, утерянный во время войны из Могилевского музея особо почитаемый и католиками, и православными беларусами 4 века образ Матери Божьей Белыничской, наиболее точный список которой можно увидеть ныне в костеле д. Новая Мышь рядом с Барановичами:
  1. И последнее — не сохранился образ иконы в алтаре старого Архикафедрального собора Имени Девы Марии в Минске после бесчинств советского атеизма, но недавно главная беларуская католическая святыня обрела в алтаре новую икону Матери Божьей Минской, через которую несомненно Бог одарит новыми чудесами католиков Беларуси :
Читайте также:  Молитвы на всякую потребу: сильные молитвы

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1573343-kakie-samye-izvestnye-chudotovornye-katolicheskie-ikony-est-v-belarusi.html

Католические иконы: разновидности и особенности

Иногда полагают, что иконы есть только в православии. Это не совсем так. У католиков тоже есть иконы. Однако они имеют существенные отличия. Рассмотрим особенности иконописи и фото католических икон.

Католические иконы: разновидности и особенности

Как отличить

Существуют конкретные различия. Так, на католических изображениях левая рука святого лежит сверху правой, а на православных – правая сверху левой. Подписи на иконах в католичестве пишутся на латыни. А по православному канону – греческими. В русской традиции возможно и церковнославянскими буквами.

Отличия православных и католических икон

Итак. Главное отличие католической иконы от православной – большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых.

Поэтому средства выразительности – фигуры и выражения лиц, яркость красок – у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы.

В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.

Католические иконы: разновидности и особенности

В чём смысл икон в католичестве и православии

Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

Отличие канонов

В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Католические иконы: разновидности и особенности

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором.

Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев.

Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».

Общие иконы

Католические иконы: разновидности и особенности

Сравнение

Чтобы лучше ощутить разницу, рассмотрим изображение католической иконы Девы Марии (у нас она считается только картиной) — произведение Боттичелли «Благовещение», а также православную икону «Устюжское Благовещение», созданную в XII веке школой Андрея Рублева. Благовещение — праздник, одинаково почитаемый у христиан обеих конфессий.

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом.

Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует.

Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Католические иконы: разновидности и особенности

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Католические иконы: разновидности и особенности

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Источник

Теперь вы значете что такое Католические иконы: отличия от православных, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!
Католические иконы: разновидности и особенности

Кохавинская Божия Матерь — чудотворная икона XVII в. в с. Кохавино, Жыдачевский район Львовской области (ныне Гнездычев).

В приходском дневнике Кохавинской церкви с 1927-1923 годов на 1-2 странице читаем следующее: «Этот образ нарисован на дубовой доске, красиво обделан, один локоть ширины, а также одна и три четвёртых локтя длины (56/82).

На иконе изображённая Пречистая Богородица, которая держит на левой руке Дитя Иисуса, снизу надпись на латыни «O MATER DEI ELECTA ESTO NOBIS VIA RECTA» (« О Мать Господняя, избранная, ты есть наша прямая дорога к Господу» ). Икона с давних времен находилась у дороги, которая длилась из г.

Жидачева к г. Руды, на старом дубе, в кохавинском леску, у заезда. Этот образ, также как и прекрасное местоположение, привлекало внимание прохожих и местных жителей; кто лишь проходил мимо этого места, останавливаясь, заносил молитву или краткий набожный вздох, прославляя Царицу Небес.

К сожалению не известно кто нарисовал образ и определил его в том месте.

В 1650 году образ уже славился своей чудотворной силой и был перенесен из дуба процессией к приходской церкви в городке Руда. В 1680 году Киевский воевода построил в кохавинском лесу деревянную часовню, куда по приказу Львовского Архиепископа Констанция Липского был перенесен образ.

На торжественность перенесения прибыло очень много людей. С тех пор место становится центром для постоянного паломничества верующих.

Некоторые паломники селятся возле часовни навсегда, проводя пустынную жизнь, посвящаясь молитве, которая с этих пор становится постоянным прославлением Бога и Матери Господней в этом месте.

С конца 18 века к середине 19 века культ Кохавинской Матери Божьей пришел в упадок. Но после периода застоя первичная слава этой прекрасной иконы Матери Божьей и места, возрождается опять.

Из-за количества паломников, которые не помещались в деревянной церкви, было решено построить большую каменную церковь. 7 июня 1868г. освящен угловой камень под строение новой церкви романского стиля.

Ее строение продвигалось с большими трудностями, и закончилось в 1894г.

30 августа 1894г. произошло освящение новой церкви, а 1 сентября торжественное перенесение в неё чудотворного образа Матери Господней. Прибывает большое количество паломников украинцев, поляков и армян.

Под влиянием о. Яна Тшопинского на месте явления чудотворной иконы у 1901-02 годах, где стояла старая часовня, которую было уже невозможно отреставрировать, построили новую, в готическом стиле. Этим же временим расширяется каминная церковь, святилище удлиняется на 13 метров, добавляются боковые абсиды — церковь набирает форму креста.

Самим важным действием была коронация образа в августе 1912 года, в день святого Успения Богородицы, папскими золотыми коронами. Случилось это благодаря большой славе иконы в Кохавино.

На день коронации прибыло наибольше паломников за всю историю этого благословенного места. Только поездами приехало 180 тысяч, не считая пеших прихожан, которые путешествовали каретами или возами.

Сто тысяч приняло святое Причастие.

Перед Второй мировой войной, с 1931г. о чудотворном месте заботились иезуиты, которые убегая от советских войск, оставили Кохавино и забрали с собой чудотворную икону в Польшу, в город Гливицы, где она и находится по сегодняшний день.

В Советское время с. Кохавино было присоединено к с. Гнездичев, и с тех пор историческое название Кохавино прекратило свое существование.

Как отличить

Существуют конкретные различия. Так, на католических изображениях левая рука святого лежит сверху правой, а на православных – правая сверху левой. Подписи на иконах в католичестве пишутся на латыни. А по православному канону – греческими. В русской традиции возможно и церковнославянскими буквами.

Отличия православных и католических икон

Итак. Главное отличие католической иконы от православной – большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых.

Читайте также:  Поздравления с покровом пресвятой богородицы в стихах: красивые пожелания

Поэтому средства выразительности – фигуры и выражения лиц, яркость красок – у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы.

В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.

Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери «Непорочное сердце».

В чём смысл икон в католичестве и православии

Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

Отличие канонов

В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается греческими буквами МР-МФ. Всегда есть нимб.

Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент.

Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором.

Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев.

Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».

Общие иконы

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками.

Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении.

А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Сравнение

Чтобы лучше ощутить разницу, рассмотрим изображение католической иконы Девы Марии (у нас она считается только картиной) — произведение Боттичелли «Благовещение», а также православную икону «Устюжское Благовещение», созданную в XII веке школой Андрея Рублева. Благовещение — праздник, одинаково почитаемый у христиан обеих конфессий.

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом.

Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует.

Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/nauka/filosofiya/katolicheskie-ikony.html

Иконы православные и католические иконы: отличие и сравнение реликвий

Образа – важнейшие ритуальные предметы в христианстве. Перед ними творят молитву, раскаиваются в грехах, беседуют с Господом, обретая утешение и надежду. Но в разных вероисповеданиях святыни выглядят и почитаются неодинаково. Наша статья объяснит Вам, в чём заключаются отличия иконы, написанной в той или иной манере!

Предназначение и отличие святого лика

Реликвии призваны являть верующим зримый образ Творца, Девы Марии, праведников и мучеников.

И, хотя любое рукотворное изображение несовершенно – ведь человек не в силах передать могущество, величие и мудрость высших сил – оно всё же помогает постичь малую часть божественной силы и славы. Как раз это и было изначальной функцией иконы.

Но с течением времени, под влиянием культурных особенностей и несходства мировоззрений, православные и католики стали по-разному относиться к святыням.

Католические иконы: разновидности и особенности

Школа восточной иконописи зародилась в Византии, многое почерпнув как из эллинского, так и из персидского искусства, а потом практически без изменений пришла на территорию Киевской Руси.

Для неё характерна торжественность и одухотворённость, но при этом – предельная строгость, аскетизм, скупость линий, форм и красок. Образа максимально стилизуются, все объекты упрощаются, становясь символами.

Подобный отказ от телесности и реалистичности позволяет вызвать у христианина молитвенный настрой, заменить сиюминутные тревоги и заботы искренним стремлением к Господу.

Средневековые католические святыни создавались по сходным принципам. Но постепенно они стали чувственными, живыми и детальными – скорее фантазиями на библейские темы, чем предметами культа.

Их задача – учить, знакомя верующих с событиями из Евангелия и житий подвижников.

Именно из-за эмоциональности западных реликвий от них отказались протестанты – они считали, что такие рисунки искажают саму идею поклонения Творцу.

Главное отличие католических икон от православных – натуралистичность. Работы многих знаменитых художников – скажем, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти либо «Мадонну Литту» Леонардо да Винчи – легко перепутать со светскими картинами.

Живописцы старательно изображают фигуры Богородицы, младенца-Иисуса, ангелов и праведников, выражения их лиц, одежды и украшения, используют насыщенные цвета, чтобы воссоздать объём и игру светотени, тщательно прорисовывают окружающие вещи и декор, руководствуясь лишь своим воображением.

Из-за этого автор реликвии всегда известен, тогда как в православии преобладает анонимность.

Кроме того, большинство подобных образов имеет чёткий сюжет – они демонстрируют конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий.

К примеру, реликвия Божьей Матери из Ла-Салетт изготовлена в память о Её явлении перед ребятами из бедной французской деревушки, а лик благословляющего малышей Иисуса иллюстрирует слова Доброго Пастыря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Поэтому западные иконы насыщены иносказаниями и аллегориями – взгляните хотя бы на двойную корону Спасителя, олицетворяющую Его власть над небом и землёй, или же на пронзённое терновыми шипами непорочное сердце Пречистой Девы!

Католические иконы: разновидности и особенности Католические иконы: разновидности и особенности
Православная церковь Католическая церковь

Каноны и правила – как создаются святые лики?

Важнейшее отличие православной иконы от католической – неуклонное следование традиционным приёмам. Содержание и смысл образа, его значение, тематика, эстетические критерии – всё это регулируется сводом норм, возникших ещё в XI-XIII ст.

Однако подобные требования не сковывают свободу творчества – скорее служат духовным стержнем, основой для самовыражения художника, и лучшим доказательством этого являются работы Андрея Рублёва и Феофана Грека.

Вот центральные каноны восточнохристианских реликвий:

  • отсутствие теней – так мастера подчёркивают тот факт, что действие происходит в Небесном Царстве, где не властны законы материального мира;
  • обратная перспектива (чем дальше предмет, тем он крупнее) и несколько точек обозрения;
  • нимбы, иногда дополненные венцами – воплощение Господней благодати;
  • двухмерность изображения – в нём нет пространства или времени в земном понимании;
  • схематичность и условность объектов (домов, деревьев, риз и атрибутов святых).
Читайте также:  Молитвы архангелу гавриилу: очень сильная защита
Католические иконы: разновидности и особенности
Отличие православной иконы от католической

Помимо этих выразительных средств, общих для всех икон, применяются и специальные символы – они указывают, кто запечатлён на реликвии, ведь в православных ликах нет портретного сходства.

В частности, Богородица всегда предстаёт в алом либо пурпурном платке-мафории (покрывале, которое носили замужние женщины), украшенным тремя звёздами, и синей тунике.

Такие цвета напоминают о достоинстве Небесной Царицы, Её славе, чистоте и кротости, но в то же время и о страданиях, которые пришлось вынести Матери Спасителя. Свои каноны есть в изображениях Иисуса Христа, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и остальных святых.

На иконах восточной школы правая рука всегда пишется над левой, тогда как на католических подобное правило не соблюдается.

Такая поза служит олицетворением победы над плотью, подверженной греху и соблазнам.

Вдобавок, в православной традиции контрактуры (сокращённые надписи на образах) выполнены на церковнославянском или греческом, ритуальным же языком западных христиан является латынь.

Католические иконы: разновидности и особенности

Впрочем, несмотря на отличия православных икон, существуют реликвии, равно почитаемые представителями обеих конфессий. Это Казанский, Остробрамский и Ченстоховский образа Небесной Царицы, лик «Умиление», принадлежавший преподобному Серафиму Саровскому, а ещё святыня Иисуса Христа «Моление о чаше».

Сравнение реликвий католиков и православных

Перечисленные выше признаки легче всего заметить, сопоставив две иконы с похожим сюжетом – например, святыни в честь Благовещения.

Это один из двунадесятых христианских праздников, отмечающийся 7 апреля (25 марта по старому стилю).

Согласно Евангелию от Луки, в тот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с радостной вестью о рождении Спасителя. Неудивительно, что подобное событие вдохновляло многих живописцев!

Католические иконы: разновидности и особенности
Благовещение Честелло. 1489г Темпера 150×156 см. Флоренция Устюжское Благовещение. XII век Доска, темпера. 238×168 см.

Картина «Благовещение» итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510) написана в 1489 г. На ней Мадонна выглядит прекрасной юной девушкой, в смущении замершей перед Господним посланцем.

Пространство разделено на две части – комнату, где находятся герои произведения, и красочный пейзаж, расстилающийся за окном. Полотно насыщено мелкими деталями – от обстановки помещения до цветка лилии в руке серафима.

А вот религиозные элементы сведены к минимуму – даже нимбы, выдержанные в приглушенных рыжевато-бежевых тонах, прикрывают головы сверху, как шляпы.

Совсем иначе воспринимается реликвия «Устюжское Благовещение», выполненная в Великом Новгороде в 20-30-тых гг. XII ст. Здесь собрано всё, чем отличаются православные иконы от католических: на позолоченном фоне стоят два вытянутых по вертикали, будто бы устремлённых ввысь, силуэта.

Гавриил поднял правую руку, осеняя Богородицу напутствующим жестом, но в то же время его движение кажется незавершенным – это подчёркивает преграду между ним и Той, что стала вместилищем Несотворенного.

На Её груди, укрытой алым мафорием, видна фигурка младенца-Спасителя – из-за того, что мастер использовал красноватые тона, она словно просвечивает сквозь тело Небесной Царицы. В верхней части образа запечатлён Творец Ветхий Днями, в окружении херувимов.

Со смиренными ликами контрастируют глубокие, нарочито крупные глаза – именно в них отражаются эмоции и переживания. Скрытым смыслом наделены и оттенки риз – так, охряные и голубовато-зелёные одежды архангела воплощают избранность, обновление и вечную жизнь.

А в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья» Вы можете приобрести как католические, так и православные иконы, вручную изготовленные из лучших солнечных самоцветов!

Источник: https://yantar.in.ua/blog/pravoslavnye-i-katolicheskie-ikony.html

Православная и католическая икона. Часть I

Владимирская икона Божьей Матери (слева) и икона «Остробрамская» (справа)

Православная и католическая икона отличаются между собой так же, как отличается иконопись от живописи. Иконописные традиции, которых  придерживаются в православии и католичестве, различны и складывались они не одно столетие. В результате православную и католическую икону сразу можно отличить друг от друга, если даже знаешь об иконах очень мало.

Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу. Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии.

Равно как  и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы.

Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии.

Или икона «Гефсиманское моление» — тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие.

 Православная школа иконописи вообще и  русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений.

Она полна торжественности,  небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства.

 Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы.

Она не предназначена для молитвы, ее  рассматривают как иллюстрацию к  библейской истории.

Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер. Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона, в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая: от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне. Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку.  Богородица, по канону,  имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

В ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает «Мария Матерь Божия».

 Обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом  образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной.

Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и  Украины.

Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых. Канон ограничивает субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника приветствуется и определяет изображение.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству:  земной образ здесь  только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ  святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта  двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и  обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося.

На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности.

  Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника.

Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец.

Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

Архангел Гавриил. Икона школы Симона Ушакова

В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д.

, но это скорее оборот речи, указывающий скорее на  школу, чем конкретного на иконописца.

Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева,  или школы Феофана Грека, или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.

В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции  обратной перспективы православной иконы.

На этих картинах  есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже  греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром.

  Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а  для иллюстрации.

Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения.

Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона  не может считаться картиной: у них разные цели.

Дионисий. Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» . Ферапонтов монастырь 1502

(продолжение)

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/pravoslavnaya-katolicheskaya-ikona/

Ссылка на основную публикацию