Икона преображение господне: в чем помогает, значение

?

Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote, 2018-11-30 07:52:00 Покажите мне Москву, москвичи. leonovvaleri 2018-11-30 07:52:00 Categories: Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Икона «Преображение Господне», — 1405 год, — из праздничного чина Успенского собора Симонова монастыря. Размер 80,5х61 сантиметров. Музей Рублева.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет, — от Матфея святое благовествование глава 17 стих 1-2.

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; — от Луки святое благовествование глава 9 стих 29-30.

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом, — от Марка святое благовествование глава 9 стих 3-4.

Празднуется Преображение Господне православной церковью 19 августа. В Православной церкви Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников.В народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом.

Народное название праздник приобрёл по причине того, что в этот день освящаются яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу.Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Ликбез от православного журнала «Фома».

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия. Мандорла в переводе с итальянского означает — «миндалина».

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения.Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеИкона «Преображение Господне» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеИкона «Преображение Господне» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, — скан  собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Икона «Преображение Господне», — вторая половина XV века, Москва, — из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеПреображение из праздничного чина иконостаса. Конец 1530-х начало 1540-х годов, — Псков. Происходит из Покровского храма погоста Знахлицы близ Пскова. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеПервая половина XVI века. Из Покровской церквы (1743 год) села Лядины Каргопольского района Архангельской области. Икона «Преображение» сфотографирована на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Церетели на Пречистенке.Преображение. Середина XVI века. Фотография иконы сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.

Икона «Преображение». Московская школа. Вторая половина XVI века. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.

Икона «Преображение». Новгородская школа. Время создания: XVI век. Размеры: 78×61 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.

Преображение, — последняя треть XVI века, Русский Север. Музей русской иконы, — ранее галерея Ричарда Темпла в Лондоне.

Последняя треть XVI — начало XVII века. Север (?). Дерево, темпера; размер 53х45 см. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва.

Преображение Господне — один из двунадесятых праздников. Это событие описано у всех четырех евангелистов. Христос, взяв с собой троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — поднялся на гору Фавор, где преобразился: его лицо просияло, одежды стали белыми.

Рядом с Христом ученики увидели пророков Моисея и Илию, и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Испугавшись, апостолы пали ниц и, когда поднялись, уже не видели больше никого, кроме Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Иконография Преображения в основных чертах сложилась в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах. Рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже — трое апостолов, падающих или поднимающихся.Икона из собрания Музея Рублёва воспроизводит сложившуюся в древности композицию, лишенную дополнительных деталей.

Пропорции фигур, отсутствие нимбов у апостолов восходят к образцам XV столетия. Икона некогда входила в праздничный ряд иконостаса, из которого в собрании музее хранится еще восемь икон. В XIX веке все они были поновлены: фрагменты первоначальных досок с авторской живописью врезаны в новую деревянную основу.

  • Икона «Преображение Господне», — 1732 год, Палех, — Тверская областная картинная галерея.
  • Икона «Преображение Господне», — конец XVIII — начало XIX века, Ярославль, — из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Преображение, Сошествие Святого Духа на апостолов, — начало XVII века, Греция.

Музей русской иконы, — ранее Ikonen Gallerie Dritsoulas Германия.Преображение Господне со святыми на полях. Вторая половина XVIII века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.Преображение с образом Богоматери Печерской и избранными святыми.

Конец XVIII века — около 1800 года. Ярославль. Оклад 1800 год. Москва. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.

Преображение, — конец XVIII — начало XIX века. Икона сфотографирована в экспозиции художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».

  1. «Преображение Господне» из коллекции Государственного Эрмитажа, — XIX век, размер 31,3х26,8х2,5 сантиметров, — не представлено в постоянной экспозиции.

Источник: https://leonovvaleri.livejournal.com/388302.html

Икона «Преображение Господне» — описание святого лика

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе.

История иконы

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

  • Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.
  • В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.
  • Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:
  • рыбы;
  • восьмиконечной звезды;
  • ягненка;
  • Креста;
  • якоря и других.

Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илью и Моисея (иконография основана на апокрифах)

Тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения».

Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, […] они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали […]» (канон Преображению Господню).

В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.
Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром „горним“ и миром „дольним“.

Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих апостолов).

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери).

Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна.

Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда.

Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки.

Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Читайте также:  Как скоро будет второе пришествие иисуса христа?

Описание иконы «Преображение Господне»

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя.

Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба».

Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28).

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря.

Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической.

Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной.

Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния.

В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных. По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «преображение господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей.

Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми.

Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви

Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу, с произнесением при этом особой молитвы.

В начале все создания Божии были «добры зело», т.к. на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет». Тогда всему было заповедано пребывать на земле без особых освящений.

Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее.

Проклятие Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17).

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20), т.е. все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке–человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти.

Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные последствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если бы премилосердным Христом Богом, Иисусом Христом, не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?

Поэтому только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

Где хранится икона

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой — сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест — символ спасения человечества. Павшие на землю ученики — пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. Мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

Источник: https://iconopisanie.ru/ikony/preobrazhenie-gospodne

Преображение Господне

Аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе (Мк. 9:1; ср.: Мф. 16:28: Сына человеческаго грядуща во Царствии Своем). Дальнейшее повествование синоптиков (см.

: Мк. 9:2–9; Мф. 17:1–9; Лк. 9:27–36) говорит нам об апостолах Петре, Иакове и Иоанне, которые в земной своей жизни стали свидетелями силы и пришествия (???????) Господа нашего Иисуса Христа, самовидцами (???????) величествия Онаго (2 Пет. 1:16).

Что могли видеть трое учеников, смотря на Лик Господа, который просветися яко солнце, и на Его одежды, которые стали белы яко свет? Что было им открыто, когда облак светел осени их (Мф. 17:2, 5)? Согласно свт. Григорию Богослову, ученикам на горе через этот свет было явлено божество (??????)[385].

Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря об этом «сиянии божественной природы»[386], о «вневременной славе (??????? ????) Сына Божия»[387], указывает, что сравнение с солнечным светом неизбежно недостаточно, потому что нетварная реальность не может быть выражена тварным образом[388]. Речь здесь идет о боговидении, и понятно, почему от сщмч. Иринея Лионского[389] до свт.

Филарета Московского[390] тема Преображения Христова никогда не переставала занимать отцов Церкви и богословов. В особенности пришлось заниматься этим вопросом соборам XIV столетия (1341, 1347 и 1351–1352 гг.), которые уточнили православное понимание благодати, основанное на догматическом различении между непостижимой сущностью Бога и Его сообщающейся тварям энергией.

Читайте также:  Поздравления с покровом пресвятой богородицы в стихах: красивые пожелания

Святитель Григорий Палама († 1359), защищая традиционное учение о Преображении Господнем против нападок рационалистических богословов, сумел разъяснить все значение этого события для христианского вероучения и духовной жизни: «Бог именуется Светом, – говорит он, – не по Своей сущности, а по Своей энергии»[391].

«Свет, осиявший апостолов, не был чем-то чувственным»[392]; однако было бы неправильно и считать этот Свет чисто умозрительным, называемым светом» лишь метафорически[393]. Божественный cвет не телесен и не духовен, но превосходит все тварное: это «неизреченное сияние единой триипостасной природы»[394].

«Свет Преображения Господня никогда не начинался и не прекратится; он не ограничен (временем и пространством) и недоступен чувствам, хотя и видим телесными очами . Но ученики Христовы, через преображение своих чувств, перешли из телесного в духовное»[395].

Не в уничиженном Своем виде, не в «зраке раба» предстал Господь Своим ученикам, а как Бог[396], как Ипостась Святой Троицы, в человечестве Своем неотделимой от Своей божественной природы, общей с Отцом и Святым Духом.

Поэтому откровение Божества Христова есть в то же время и Троичное Богоявление: «Голос Отца свидетельствовал о возлюбленном Сыне . Дух Святой, блистая с Ним в облаке света, открыл, что Свет – общий Отцу и Сыну, как и все, что есть Их богатство»[397].

Сначала Христос показал славу Своего Божества в той мере, в какой апостолы могли вынести славу этого видения; затем же, когда сияние «облака света» превзошло их силы, Господь стал невидимым, и ученики от страха пали ниц[398].

Кондак праздника (глас 7-й), кратко выражая учение отцов Церкви, утверждает, что слава Христова была показана ученикам «якоже можаху», чтобы позже, когда они увидят Учителя распинаемым, они уразумели, что страдания Того, Кто есть «воистину Отчее сияние», могли быть только «вольными».

Праздник Преображения (6 августа) должен быть довольно древним, хотя Этерия в конце IV в. его еще не знает. Однако Никифор Каллист[399] утверждает, что св. Елена в 326 г. построила храм на горе Фавор[400], что, по-видимому, подтверждается и раскопками[401].

Большое количество проповедей о Преображении позволяет предполагать, что на Востоке этот праздник совершался гораздо раньше VIII в., когда он стал отмечаться особенно торжественно и прп. Иоанн Дамаскин написал ему канон[402]. На Западе с древних времен второе воскресенье Великого поста считалось посвященным Преображению[403].

Дата 6 августа появляется только в середине IX столетия в Испании и долгое время остается практически неизвестной, несмотря на старания Клюнийского аббатства в XII в. ввести ее. Как церковный праздник Преображение будет признано в Риме только в 1475 г. папой Климентом III.

В отличие от христианского Востока Запад считает Преображение праздником второго разряда (без недельного попразднства).

В иконографии символические изображения Преображения (базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.) довольно рано заменяются непосредственной передачей евангельского события. Однако Евангелие дает два описания Преображения. Согласно свв. Марку и Матфею апостолы пали ниц, услышав голос Отца и увидев облако света.

Святой Лука же говорит, что они увидели славу Христову, пробудившись ото сна. Последний вариант передан в стенной росписи Токалы (Каппадокия, IX–X вв.), где апостолы изображены сидящими. В комментарии свт. Иоанна Златоуста обе версии часто сливаются вместе[404]: «сон» (по Луке) понимается как оцепенение, произведенное видением.

В этом смысле описывает мозаику Преображения в константинопольском храме Святых Апостолов Николай Месарит (XII в.)[405]. Положение апостолов различно. Но с XI столетия св. Петр изображается всегда коленопреклоненным. Он опирается на левую руку и поднимает правую, чтобы защититься от света (или же делает жест, сопровождающий его слова ко Христу).

Святой Иоанн (изображается всегда посередине) падает, отвернувшись от света.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Преображение. Мозаика в апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе. Равенна. VI в.

Святой Иаков (обычно слева) убегает от света или падает на спину. В XIII в. часто встречаются иконы, на которых особенно подчеркивается выразительность поз апостолов: они стремительно падают с высокой горки, потрясенные видением.

Этот иконографический тип распространяется в XIV в., когда в ответ на споры о Фаворском свете в иконографии пытались указать на нетварность света Преображения. Это мы видим и на нашей иконе (Россия, XVI в.): св. Петр упал на колени; св. Иоанн распростерт; св.

Иаков упал на спину, закрывая глаза рукой, глядя на Христа.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Преображение Господне. Мозаичная икона. Константинополь. Около 1200 г. Лувр. Париж

Преображенный Господь изображен стоящим на вершине горки, беседующим с Моисеем и Илией. Одежда Его ярко-белая. Геометрическая фигура (на нашей иконе это пятиконечная звезда), вписанная в мандорлу, образно передает «облако света», указывающее на трансцендентный Источник божественных энергий.

На нашей иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно же он изображается со скрижалями Завета. Илия (слева) – длинноволосый старец. Святитель Иоанн Златоуст приводит несколько основных причин, объясняющих присутствие Моисея и Илии при Преображении[406]. К этой же теме обращаются и некоторые литургические тексты.

Прежде всего, Моисей и Илия представляют Закон и пророков; во-вторых, оба они видели таинственное явление Господа, один – на Синае, другой – на Хориве. В-третьих, Моисей представляет усопших, Илия же, взятый на небо в огненной колеснице, представляет живых.

Это последнее толкование особенно проступает в литургических текстах и иногда выражается в иконографии. Так, на одном образе XVI или XVII столетия в Нередице ангел выводит Моисея из гроба, другой же ангел сопровождает Илию на облаке. Эта настойчивость понятна: таким образом подчеркивается эсхатологический характер Преображения.

Христос является как Господь живых и мертвых, грядущий в сиянии будущего века. Преображение было «предвосхищением Его будущего пришествия», как говорит свт. Василий Великий[407]; оно приоткрывало вечность во времени.

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

Успение Богоматери. Россия. XVI в. Галерея Темпл. Лондон

Следующая глава

Источник: https://esoterics.wikireading.ru/132947

Преображение Господне

 
19 августа- Преображение Господне. Великий Церковный праздник. 

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеО чем молятся перед иконой Преображение Господне
История праздника Преображения Господня
Духовный праздника Преображения
Молитвы Преображению Господня
Акафист Преображению Господня 
Величание 
Видеофильм

О чем молятся перед иконой преображения господне

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.
Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
.

История праздника преображения господня

Проповедуя Божие Слово, Иисус Христос побывал во многих городах и селениях, рассказывал и объяснял не одну сотню притчей. Он предсказал конец света и поведал о Своем Втором пришествии.
Время Его страданий неумолимо приближалось.

И вот, чтобы подготовить Своих учеников, Он рассказал им, что скоро Ему предстоят испытания и крестная смерть в Иерусалиме.

В это Его ученики поверить не могли – ведь это Сам Спаситель, как так может быть, чтобы люди могли унизить, а потом убить Бога?

  • Понимая состояние апостолов, Иисус решил
  • «явить им Царство Свое прежде бесчестия Своего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» .
  • святой Ефрем Сирин

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеПоэтому как-то раз, когда Иисус Христос был со своими учениками недалеко от Назарета, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на находящуюся неподалеку гору Фавор (в переводе «чертог чистоты и света).
Эта гора крутая и подниматься было тяжело. Когда ученики устали, они сделали остановку и решили отдохнуть, а Иисус Христос отошел на некоторе расстояние от них и стал молиться. Вдруг, во время молитвы, внешний вид Его начал меняться. Лицо стало сиять, как солнце, одеяние стало белым, как снег, а вокруг Самого Христа появился ореол очень яркого света.

Было уже темно, но этот свет разбудил спящих Петра, Иакова и Иоанна. Ученики узрели своего Учителя в Божественном величии, а рядом с Ним стояли пророки Илия и Моисей. Они разговаривали о том, что скоро Господу предстоят страдания и крестная смерть в Иерусалиме

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значениеУвидев такую картину, апостолов охватила неземная благодать, они захотели, чтобы это состояние продолжалось все время.
А через некоторое время сверху сошло облако, которое скрыло Иисуса, Илию и Моисея от взора учеников и они услышали из облака Божий глас:

« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» ( Мф. 17,1-13).

В страхе и почтении Петр, Иоанн и Иаков повалились на землю. Сколько времени это видение продолжалось, они сказать не могли, они только понимали, что своими глазами видели Учителя в Божественном сиянии и слышали голос Бога-Отца. Вскоре к ним подошел Иисус Христос в своей обычной одежде и сказал им, чтобы больше никто из людей, до Его Воскрешения, не знал о том, что произошло на этой горе.

В народе праздник Преображения называется еще и Яблочным Спасом потому, что в этот праздник в храмах принято освящать яблоки или другие плоды.
Как говорил святой Иоанн Златоуст, главное, чтобы не забывать благодарить Того, Кто преобразился на Фаворе,

«дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Духовный смысл праздника преображения

Это событие, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы.

Они должны были понять, что смерть Христа на Голгофе – добровольная, Он знал о ней и был готов к распятию.

Обладая необыкновенным могуществом, которое он показал апостолам, Иисус Христос мог избежать смерти, но не сделал этого. Ведь Он пришел на землю именно для этого, для того, чтобы спасти людей от грехов.

А суть Преображения в следующих символах:

Гора — это безмолное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет нашей душе соединиться с Богом.
Фавор – это в переводе значит «чистота», «свет».

Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и старается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогла на него прольется Божественный Свет.

Христианское учение считает, что именно обретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

Читайте также:  Молитвы вифлеемским младенцам: текст

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/preobrazhenie-gospodne/

Икона «Преображение Господне»: что скрывает этот образ

19 августа празднуется Преображение Господне – день, когда Христос явил трем апостолам свою Божественную природу. В иконе праздника есть все сведения об этом событии. Но как читать ее?

Мандорла

На иконе Преображения, как и на многих других иконах, Спаситель изображается внутри круга или овала, называемого мандорлой. Это итальянское слово, в переводе означающее «миндалина». По сути, это большой сияющий нимб, в который помещается все тело, если не весь мир. Круг в иконографии – один из важнейших символов.

Не имеющий начала и конца, он символизирует вечность и полноту, а мандорла – Божественную славу. То есть наличие мандорлы говорит о том, что Господь в этот момент является нам во всей своей славе. Часто мандорла состоит из колец, «концентрических кругов», расположенных в порядке высветления — либо к центру, либо к краям.

Этим подчеркивается движение, исхождение энергии из мира горнего в земной мир. Бывает, ее пронизывают тонкие золотые или белые лучи. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе «Преображение Господне» преподобного Андрея Рублёва мандорла изображена иссиня-чёрной, непроницаемой.

Скалы и деревья

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

В тех местах, где произошло Преображение, пологие, а не скалистые склоны, но на иконе зачем-то изображаются именно скалы. Это значит, что и у скал есть своя «духовная нагрузка», символическое значение в иконе.

С одной стороны, скалы – это камни, символ крепкой, непоколебимой веры. С другой стороны, горы – это всегда символ духовного восхождения, причем символ общекультурный, который сохраняется и в живописи, и в литературе.

Они символизируют здесь духовный путь, который должен совершить верующий, чтобы достичь преображения, обожения. Что же касается деревьев, то и у них есть не только прямое значение – то, что деревья действительно растут на Фаворе.

Преображение Господне воспринимается как часть пути к распятию. Поэтому дерево – это и символ Крестного Дерева, на котором распяли Христа. И древо нашего спасения.

Цвета

На иконах Преображения Христос всегда одет в белое. Белый цвет в иконе не бывает случайным, он – знак рая, вечности, праведности, чистоты и святости. Таким цветом окрашен наконечник копья Дмитрия Ростовского в древней мозаике – символ того, что святой пронзает сердце тоской по раю.

Белыми показаны и отблески Его света на лицах и одежде апостолов. Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего тленного. Удивительно, что на иконах Преображения коричневый цвет гор часто заменяется или соседствует с желтым или охристым, переходит в него, то есть тоже преображается.

Большое значение в иконописи придается золочению. Фон иконы Преображения Господня золотой – это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий разделения «свет-тьма».

Фаворский свет

В евангелиях мы видим свидетельства сияния Христа, и икона напоминает нам о них: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.

9:3), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29). Христос в момент преображения открывает ученикам Божественный, Несотворенный свет, присутствующий в нем.

То есть Он не изменяется, но изменяются ученики, способные теперь видеть его славу, ставшие из слепцов зрячими.

Лучи света изображены на всех иконах Преображения, но количество их разное. Этому должна быть причина, ведь в иконе все имеет смысл, и нет ни одной точки, поставленной «просто так». Григорий Палама объясняет, что нет никакого противоречия, если изображается от 3 до 8 символических лучей на иконе.

Он пишет: «На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое — Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец — гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой — воссиявши с Ним в светлом облаке».

Пророки

Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31).

Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Моисей – умерший пророк, призванный ангелом из ада, Илья – не испытавший смерти, призванный ангелом с небес.

Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Выходит, что свидетельство о божественной природе Христа было тройным: через глас Отца и обоих пророков. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Композиция

Традиционно икона преображения немного вытянута вверх. Благодаря этому в ней чувствуется, с одной стороны, разделение двух миров: горнего и дольнего, небесного и земного, а с другой – их связь через лучи Божественного света, пересекающие всю икону, идущие сверху вниз.

Композиция иконы строится как два треугольника, чаще всего один из них – Христос и два апостола, а другой, перевернутый – пророки и апостол, находящийся между двумя другими. Перспектива в иконе обратная. Центр иконы заключает в себе самое важное – Иисуса Христа, перед Которым предстоит молящийся.

Христос чаще всего изображен не стоящим, а парящим над горой Фавор. Всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослепленные Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами.

Жесты их часто символичны: их руки касаются разных частей тела, что символизирует зрение, слышание и чувствование сердцем.

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/43336-ikona-preobrazhenie-gospodne-chto-sk.html

Икона «Преображение Господне»

Перед нами икона  «Преображение Господне», авторство которой принадлежит великому Феофану Греку. На ней изображено событие, связанное с этим праздником. На иконе оно включает не только момент самого Преображения, но и  все события, предшествующие ему и следующие за ним.

Это одно из отличий православной иконы от католической, о чем рассказывали ранее. Слева, в средней части иконы Преображения Господнего, Иисус Христос ведет своих любимых учеников  на гору Фавор.

Они еще не знают, что их ждет. Иисус ведет их, чтобы показать, что с Ним произойдет после Его смерти: Он воскреснет, преобразится и Его тело станет  не таким, каким его видят ученики сейчас. И их тела после смерти Иисуса тоже преобразятся и станут иными.

Господь хочет сказать им, что предстоящие Ему страсти и распятие – добровольные, что смерти нет, есть Преображение. В этом — смысл события, которое сейчас произойдет на глазах учеников.

Преображенное тело Иисуса Христа   занимает центральное  пространство в верху иконы. В этом пространстве  Вечности все иное, все преображенное. Чтобы отделить небесное Царство от земного, в котором еще пребывают Его ученики, Иисус изображается стоящим высоко на горе. Рядом с ним — два небожителя: Моисей — справа, Илия — слева.

Все трое говорят о страстях Господних и Его распятии, предстоящих Ему через 40 дней.  О вольных страстях, потому что без смерти нет Преображения, без смерти нет Спасения. В этом миссия Иисуса Христа, в этом Его предназначение. Икона по вертикали разделена на два пространства: верхнее – небесное и нижнее – земное.

Фрагмент иконы Преображения

Вверху в центре иконы Преображения Господнего  – Иисус Христос, сияющий преображенным светом. Лучи нетварного света пронзают учеников как стрелы. Иоанн, центральная фигура среди учеников, и Иаков, справа, не могут смотреть на этот Свет, настолько он ослепляюще-яркий. Они закрывают глаза и рот, потому что ничего не могут ни сказать, ни видеть в этом ослеплении.

Один Петр (слева) мужественно смотрит и говорит Господу «Хорошо нам здесь. Давай сделаем три шалаша: Тебе, Илии и Моисею». Петр настолько был напуган увиденным, что мог предложить только свои земные представления: построить дома небожителям.

Он еще не знает, что такое Царство Небесное, не знает, что Там обителей много и никто в Вечности не нуждается ни в каких домах. Но он еще земной и не до конца понимает, что хочет им сказать своим Преображением Учитель. Но, в отличие от других учеников, Петр смотрит на Преображение открытыми глазами. И только когда раздается глас Отца из облака, он со страха тоже падает ниц.

Вскоре явление исчезает, все затихает. Пораженные ученики молча спускаются с горы. Как они идут, показано в середине иконы справа: Учитель говорит: «Никому не рассказывайте то, что видели.

Только  когда Меня не будет с вами, расскажите». Потом, когда ученики пойдут, наученные и просвещенные, в мир проповедовать Евангелие, благую весть.

Потом, но не сейчас, когда он еще с ними и продолжает их учить.

Это сюжетная линия события иконы «Преображение Господне», описанная во всех трех синоптических Евангелиях: Матвея, Марка и Луки, изображена на иконе. Но иконописец идет дальше. Он показывает цветом больше, чем только сюжет события. Цвет усиливает сюжет.

Цветовая гамма небесного и земного  подчеркивает контрастность миров: мир вечности изображен солнечным, блистательным, ярким, в бело-золотой гамме. Мандорла Иисуса Христа (овал вокруг Иисуса) – голубая, цвета Небесного Царства, в котором изображены в верхних углах  ангелы.

Фрагмент иконы Преображения

Отблески Царства Небесного падают на одежды учеников. У небожителей – Илии, Моисея и Господа — над головами золотые нимбы святости и царственности, и одежда их тоже с отблесками голубого, как и их хитоны. А у учеников еще нет нимбов, они только на пути в вечность, они еще не просвещенные и не освященные.

Земной мир выполнен в темных тонах, одежды и лики учеников еще не просветленные,  темные, горы тоже темные. И на этом фоне непросветленного земного мира – блистает и горит Небесным Светом Горний мир – мир Вечности, мир святости и духа, в котором белеет и золотится в фаворском нетварном свете Иисус Христос.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/ikona-preobrazhenie-gospodne/

Ссылка на основную публикацию