Молитвы василию рязанскому: самые сильные

Лаврентьевская летопись упоминает о преподобном Чудотворце Рязанском, как об одном из четырех епископов 13 −14 века. В ней описывается построение правоверным князем Георгием Ярославовичем в Муроме Благовещенского храма и Борисоглебский церкви, которые были под духовным покровом епископа Василия, славящегося праведностью и благочестием.

Святитель Василий Рязанский — епископ Мурома и Рязани, живший в 13 веке, прославился благочестием и особой ревностью по Богу, через него были явлены чудеса и знамения иконы Богородицы «Муромская».

Биография: краткие сведения

Историки по крупицам собирали сведения о святителе, его дата рождения и сведения о юношеских годах так и остались покрытые тайной. Известно, что будущий епископ Муромский родился в середине 13 столетия, с младенчества проявлял особый интерес к Богопознанию, а в юношеские годы уже слыл духовно и нравственно устойчивым к грехам молодым христианином.

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильныеСвятой Василий Рязанский

Постриг в монахи жаждущий Бога юноша принял в Муроме, обладая особым даром смирения и кротости, вскоре стал святителем церкви Бориса и Глеба. Истинный пастырь Православной Церкви, епископ Василий все свое время отдавал для служения пастве. Для укрепления веры народа он старается помогать немощным и сокрушенных душой и телом людям.

Обладающий даром высокой добродетели, преподобный Василий был примером для многих, обладая удивительными качествами:

  • мудростью;
  • добротой;
  • незлобивостью;
  • любвеобильностью;
  • смирением;
  • терпением;
  • целомудрием и другими.

Испытание верой

Муромский народ не мог поверить в непорочную святость и чистоту святителя, видя, как из епископских покоев часто выходит босая девица. Это дьявол принял на себя облик девушки, чтобы обесчестить святого, а люди поверили в видимое ними самими. Жители города во главе с боярами пришли в дому священника и требовали от него дать ответ, обвинив в разгульной жизни и прелюбодеянии.

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а здесь готовы были вершить самосуд, не боясь Бога. Не учитывая ни старости священника, ни его заслуг, оболганного, поруганного святителя решили изгнать из Мурома.

 Отец Василий не стал оправдываться, а со смирением попросил дать ему время до утра.

Помазанник Божий в течение всей ночи молился в Борисоглебской церкви, утром в Благовещенской церкви перед светлым образом Богородицы состоялась Божественная литургия.

Помолившись, преподобный Василий Чудотворец вверил себя в руки справедливого Бога, взял светлый лик Богоматери и отправился к реке Ока. На очах огромной толпы народа гонимый священник скинул мантию и накрыл нею речную гладь, встал на тонкий тканевый покров, держа икону Богородицы перед собой, и стал перемещаться против течения реки.

Интересно! Раскаявшиеся и пристыженные муромцы пали на колени перед явленным чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ глазом моргнуть, как святитель Василий был перенесен в Рязань.

Чудесное явление святого в Рязани

Предание гласит, что в тот день рязанцы присутствовали на вечернем богослужении, дьякон, вышедши посреди храма, неожиданно призвал всех на берег Оки встречать владыку.

 Удивленный народ появился около реки как раз в том момент, когда объявился архипастырь, стоящий на мантии, которая плыла сама по себе против течения.

 Радостные возгласы были слышны далеко по округе, князь Рязани с крестами вышел навстречу святителю.

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильныеИкона святого Василия Рязанского

Окормление паствы длилось недолго, в результате набегов татар Рязань с церквями была сожжена, святитель в 1288 году на своей мантии переплыл в Переяславль, остановившись в Борисоглебовском храме.

Храм святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба стал соборным при новой епископии, где отец Василий правил до 1295 года.

Славная кончина и причисление к святым

Исторически нет точной даты смерти святого. Одни источники говорят, что он почил 3 июля 1295 года, в других указывается, что произошло в 1292 году. Вначале могила святого находилась в самом храме, после перестройки церкви нетленные святые мощи оказались вне храмовых стен, но потомки не забыли чудес, связанных со святителем Василием Рязанским, и ухаживали за могилой.

В середине июня 1609 года по благословению архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита святые мощи вскрыли и перенесли в собор Успения, находящийся в кафедральном Переяславском Кремле. Нетленные мощи захоронили по левую сторону от иконостаса, в это же время появляется тропарь и кондак епископу Муромскому.

Православные верующие Рязани не переставали воздавать честь Чудотворцу Рязанскому, накрыв святые мощи каменной гробницей в 1636 году, поставив около нее икону Божьей Матери «Муромская» или «Моление свт. Василия»

  • Архиепископ Мисаил, правивший во второй половине 17 века, слыл поклонником и учеником первосвятителя из Рязани. Он повелел изготовить большую серебряную чашу, установив ее в Борисо-Глебском храме с надписью о том, что она изготовлен в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, а также отца Василия, рязанского чудотворца.
  • В 1655 году появляется серебряный крест с изображение преподобного отца из Рязани, стоящего рядом с Иоанном Крестителем и св. Иоанной, Митрополитом Московским.
  • Митрополит Стефан Яворский в 1712 году благословил устройство каменной часовни над первоначальным местом захоронения чудотворца, помазанника Божьего
  • Петр Первый в 1722 году распорядился расследовать жизнь преподобного, после была составлена служба в честь Василия Рязанского.
  • Более чем через 100 лет после захоронения, в 1753 году гробницу переделывают, придают ей форму раки, которая украшена образом преподобного Василия Чудотворца, с 1783 года ее оберегает светлый образ преосвященного Симона.
  • Архиепископ Рязанский и Зарайский Феофилакт в 1810 году и Святейший Синод издают Указ о почитании преподобного Василия в Неделю всех святых.
  • Ктитор собора Бориса и Глеба Панов в 1834 году по Божьему благоволению данному священнику свыше, благословил воздвижение чугунного памятника над местом захоронения преподобного из Рязани.

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильныеПамятный крест в честь святого Василия в Рязанском кремле

В 1871 году 3 июля архиепископом Алексием над нетленными мощами впервые была отслужена Божественная литургия в день кончины святителя.

В 1881 году архиепископ Палладий подписал Указ Синода об утверждении дней почитания святого:

  • 3 июля — день кончины святителя Василия;
  • 10 июня — день перенесения святых мощей.

Прихожане, паломники каждую среду приходят на богослужения в Рязанский собор, чтобы во время пения акафиста святому принести перед ним свои просьбы и молитвы. Святые мощи святого Василия Рязанского поныне хранятся под спудом в Переяславском Кремле, в соборе Рождества Христова, около них находится список иконы святителя, невероятным образом найденный в 2002 году.

Важно! Память святому воздается святителю Рязанскому Чудотворцу в дни почитания Муромских чудотворцев, 12 апреля и 21 мая, 6 июля — день Собора Владимирских и Рязанских святых.

Неизвестно точное время канонизации святого Василия Рязанского, но точно известно, что он почитаем при прославлении Муромских святых, канонизированных Собором в 1547 года.

Дань памяти

Иконописец Александр Казанцев 1714 году написал икону «Константин, Михаил, и Федор в житии», на которой в центре располагаются преподобные Муромские, а периметру нарисовано 87 клейм, 14 из них посвящены жизни Василия Рязанского.

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильныеИкона Муромских святых с клеймами Василия Рязанского

Самостоятельные образа святого, как правило, изображают его в момент стояние на мантии, плывущей на воде, на них Василий стоит в полупоклоне, держа в одной руке Муромскую икону Богородицы, другой опираясь на посох. После позорного для муромцев инцидента этот образ известен под вторым названием «Моление святого Василия», запечатлевший отчаяние и надежду.

На другом образе, который появился в первой половине 19 века, святой облачен в одежду святителя, за ним голубое небо, над ним Бог Отец, благословляющий преподобного на чудеса. Раскрытые руки Чудотворца показывают его открытость. В одной руке он держит Святое Письмо, другой благословляет. Глядя на эту икону, возникает желание склониться под эту руку за помазанием.

На иконе 18 века «Собор рязанских святых» при внимательном рассмотрении находим святителя Василия Рязанского, стоящего слева в третьем ряду.

Епископ Рязанский Никодим в 1909 году благословил повторное приобретение святых мощей, путем поднятия их из-под плит в честь 300-летия погребения святителя. Чудеса или знамения проявились с первых же минут начала работы. Небольшие с первого взгляда плиты не хотели сдвигаться, хотя не казались такими тяжелыми.

Интересно! Как только плиту сдвинули, из-под земли хлынула вода, затопив место погребения, затем из воды вырвался столб огня. Все присутствующие застыли в благоговейном страхе, работы приостановили, поняв, что Бог не благословляет повторное перенесение мощей.

Угодник Господний жил скромно, вел себя смиренно, и после смерти решил остаться скрытым от людских глаз.

Святитель Василий епископ Рязанский

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-vasilij-ryazanskij.html

Чудо святителя Василия Рязанского

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильные

Свт. Василий Рязанский

Уже 8 веков православные почитают в молитвах епископа Рязанского Василия. О его целомудрии, чистоте душевных помыслов повествуют и летописи, и устные предания. Уделом святого стало неустанное служение Господу.

На земле он восстанавливал храмы, в душах людей укреплял веру, что объединяла их в лихую годину.

Чудеса, которые Василий Рязанский являл и в период своего земного служения, и после кончины стали неоспоримым свидетельством: он — избранник Божий.

Чтимый православными святой жил во второй половине 13 века. Письменных источников о его происхождении нет. Известно, что монашеский постриг он принял в Муроме, где и начал пастырское служение. Литературное описание этого мы находим в «Повести о святителе Василии».

Его автор — инок Ермолай-Еразм, известный в XVI веке публицист. Он в свойственной тому времени манере изложил знаковое для муромцев событие: Повествование включено в житие Константина — одного из муромских князей.

Имя святителя Василия упоминается и в более раннем источнике — Лаврентьевской летописи.

Приняв сан архиерейства, он продолжил служение Господу, показывая образец высокой духовности и святости. На его долю выпало восстановление муромских храмов и монастырей после нашествия полчищ хана Батыя.

Изгнание из Мурома и чудесное путешествие

Но устроение собственной паствы оказалось сопряжено с испытаниями иного рода. Оказавшись во власти дьявольского морока, горожане восстали против епископа, стремясь учинить самосуд.

Обвинения в поступках, не подобающих архипастырю, святитель встретил со смирением. Не сумев словами убедить их в своей невиновности он, уповая на помощь Божью, взмолился: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня».

Кротость святителя уняла пыл разъяренных горожан, усмирила разгулявшиеся страсти.

Всю ночь он провел в молитвах, обращенных к небесной заступнице — Муромской иконе Богоматери. Наутро, совершив литургию и отпев молебен перед чтимой иконой в соборе Бориса и Глеба, отправился к Оке с мыслью навсегда покинуть Муром.

Горожане приготовили ему лодку, но епископ, разостлав на воде своё облачение, ступил на него с образом Богоматери. Горожане, видя это и прозрев от своего безумия, взмолились о прощении.

Но плащ старца, словно плот, быстро заскользил вверх по течению, устремляя гонимого к новым берегам.

Встреча в Старой Рязани

Уже через несколько часов святой прибыл к Старой Рязани. По преданию, жители узнали об этом с помощью Божьего промысла. Дьякон, который должен был начать вечернее богослужение, не мог вымолвить ни слова.

Затем, отойдя от немоты, воскликнул: «Владыка грядет, сретайте (встречайте) его!». Встречать архиерея на берег Оки вместе с духовенством вышли великий князь, бояре и простолюдины. Рязанцы приняли святителя с несказанной радостью.

Для них это был не просто епископ, а человек, отмеченный особым Божьим благословением.

Старой Рязани он был послан в тяжелые времена. К тому времени город пытался оправиться от опустошительных набегов татар. Вот как об этой встрече говорится в летописных источниках: Сойдя на берег, святитель в сопровождении паствы направился в соборный храм. Там, под его сводами началось богослужение, возглавляемое архипастырем.

В Старой Рязани епископ Василий оставался недолго. В 1288 году рязанские земли вновь подверглись набегам Золотой Орды, и город оказался в руинах. Восстановить его уже не удалось. А многотрудный путь старца продолжился.

Последнее место служения и упокоения святителя

Спустя некоторое время епископ отправился к последнему месту своего архипастырского служения — Переяславлю-Рязанскому, современной Рязани. Согласно легенде Василий держал свой путь по водной глади Оки и Трубежа. Плотом служила ему мантия, а образ почитаемой им иконы Муромской Богоматери сопровождал и поддерживал во время странствия. Церковные летописи относят это событие к 1291 году.

Читайте также:  Икона варвары великомученицы: значение, в чем помогает

Тяготы, выпавшие на долю архипастыря и его прихожан, сократили земной путь святого старца. В 1295 году он отошел в мир иной и упокоился здесь же, в Борисоглебской церкви.

Где находятся мощи свт. Василия и посвященный ему храм

Более 300 лет место его захоронения оставалось неприкосновенным. Однако за это время церковные владения приобрели иные очертания, и могила оказалась за пределами храма.

Во время Смуты сохранить православную святыню от разорения становится делом чести. Трудами и молитвами архиепископа Феодорита нетленные мощи святителя перенесли в Успенский собор Рязанского Кремля.

Это стало торжественным событием.

Сегодня храм носит название Христорождественского. К этому же времени относится составление тропаря и кондака святому. Вот уже более четырех столетий, с момента обретения и перенесения нетленных мощей святого, они покоятся у северной стены Христорождественского собора. Часть их, оставленная для благоговейного почитания, находится в специальном ковчеге над местом захоронения.

В начале 20 века, в период гонений на церковь, они были спасены от разорения стараниями верующих и спустя несколько десятилетий вновь переданы рязанскому храму. Над местом захоронения старца –Муромская икона Божьей Матери.

Адрес храма: Россия, Рязань, улица Кремль, 13

Собор в честь свт. Василия Рязанского

В настоящее время в Рязани ведется строительство собора в честь свт. Василия Рязанского. По мысли архитектора и строителей этот храм должен стать жемчужиной целого храмового комплекса, включающего в себя и Крестовоздвиженский храм.

Адрес собора: ул. Новосёлов, 47, корп. 4, Октябрьский административный округ, район Песочня, Рязань

Дни памяти

В письменных источниках не отражена точная дата причисления епископа к лику святых.

Память его празднуется Церковью:

  • 10 июня (обретение мощей);
  • 3 июля (кончина).

На Соборах 1547 и 1553 годов, где были канонизированы Муромские чудотворцы, имени Василия Рязанского нет. Но косвенные свидетельства — труд Ермолая-Еразма — всё же дает отсылку именно к этой дате.

Как изображают святителя на иконах

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильные

Святые благоверные князья Константин, Феодор и Михаил Муромские, с житием. Казанцев А.И. 1714 г. Дерево, темпера. Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия

Иконография святого так же, как и летописные повествования, объединяет его образ со святыми Муромской земли. Связующее звено здесь — всё та же чтимая икона Божьей Матери. Священный образ избавил от расправы язычниками благоверного князя Константина, икона стала оплотом и для Василия Рязанского.

Образ святителя как отражение житийной истории об изгнании его из Мурома лег в основу иконописного сюжета, в котором содержится изображение святого, плывущего на своей мантии. В правой руке — икона Богородицы, в левой — посох — символ архиерейского служения.

По преданию, икона Муромской Богоматери была принесена из Киева. Икону с изображением перемещения святителя по водам на своей мантии исследователи относят к 19 столетию. Она имеет множество реплик и этот сюжет наиболее часто встречается в иконографии святого.

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильные

Свт. Василий Рязанский. Икона XIXв. Рязань.

Совсем иным предстаёт иконографический тип епископа в одном из более ранних изображений святого. На ней отсутствует изображение иконы Муромской Богоматери.

В левой руке – закрытая книга, которая символизирует Слово Божие; перста правой руки сложены в молитвенном жесте — именословном благословении, образуя тем самым монограмму имени Иисуса Христа.

Такое благословение на иконах встречается чаще всего.

Это изображение считается самым редким из всех иконописных образов, связанных с Василием Рязанским. В музейных собраниях значатся и миниатюры с изображением святого, относящиеся к началу  XX века.

О чем молятся святому верующие

На протяжении восьми столетий люди идут поклониться Первосвятителю земли Рязанской. Поток страждущих не останавливался даже в самые тяжелые для православной церкви времена. Не иссякает количество паломников и сегодня.

Чаще всего обращаются к нему те, кто отправляется в далекий путь, особенно по водам, веруя, что он убережет на суше – от напасти, на водах – от потопления.

И, конечно, ищут покровительства в минуты, когда захлестывает поток житейских невзгод и неправедных мыслей.

Обращаясь к примеру святого старца, с самого раннего возраста учится Закону Божию и молодое поколение. С 1996 года открыта Рязанская православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского.

Пономарева Евгения

  • Тропарь, глас 4 Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняем, на мантию яко на легкий корабль возшел еси, на нейже паче естества яко бесплотен по водам шествие творя, промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляем, богоспасаемого града Рязани достигл еси, и в нем архиерейства престол восприим, Богоданную паству Рязанскую добре упасл еси, святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
  • Кондак, глас 8
  • Величаем тя, святителю отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас, Христа Бога нашего.

Яко многосветлая звезда от Мурома возсиял еси, святителю Василие, по водам же дошед до града нашего Рязани, церковь Божию добре упасл еси, просвещая люди учением и житием твоим. Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися, да благодарною душею зовем ти:радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче. Величание

Источник: https://pravoslavie.wiki/svjatitel-vasilij-rjazanskij.html

Молитвы Василию Великому

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Православная вера русского народа славится своими святыми угодниками, одним из которых является Василий Великий. Святой был небесным покровителем крещения Руси князем Владимиром Святославовичем. Читать молитвы Василия Великого можно в исцелении болезней, для изгнания бесов, в новых начинаниях.

Молитвы Василию Рязанскому: самые сильные

Василий Великий

Мальчик родился в период правления императора Константина в первом столетии на территории Каппадокии.

В семействе было шесть дочерей и четыре сына, и пять из десяти были зачислены к числу святых, среди них Святая Макрина, старшая сестра Василия.

Его родители были обеспеченными людьми и дали мальчику прекрасное образование в Константинополе и Афинах, где Василий подружился с Григорием Богословом.

Отец возлагал надежды на сына и думал, что он будет ритором и юристом. Но святой выбрал другой путь. После того как его крестили, он направился в Египет и изучал там священное писание.

Два года провел Василий вдали от родины, он посетил Палестину, Сирию и Месопотамию, где жил монашеской жизнью.

Когда он вернулся Каппадокию, то вместе с Григорием Богословом организовал христианскую общину, где все монахи трудились и изучали священные тексты.

Святитель Григорий должен был помогать своему отцу архиепископу в борьбе с еретиками, а Василий отправился в Кесарию, где был избран архиепископом Каппадокийским. Люди полюбили нового пастыря за порядочность и милосердие.

Он помогал строить больницы, защищал невинных и осужденных людей, занимался благотворительностью.

Архиепископ Каппадокийский написал много трудов и один из них свод правил для духовной жизни, который был принят многими монастырями.

Тяжелые будни монашеской жизни подорвали здоровье святого. Он умер на сорок девятом году жизни, но за короткий земной срок достиг великих успехов в богословии и философии, именно за это ему дали имя «Великий».

О чем молятся святому

Василий изучил многие точные науки геометрию, математику, астрофизику, юриспруденцию и медицину. Поэтому святой является покровителем учителей преподавателей, проповедников. Читают молитвы Василию Великому:

  • на изгнание бесов;
  • для понимания веры и избавления от неуверенности, обретения душевного покоя;
  • для защиты от недоброжелателей и врагов;
  • для поддержки в болезнях;
  • при строительстве дома или приобретении жилья, открытии новых перспектив;
  • в освоении наук и преодолении проблем в учебе.

Если урожай или дом одолели мыши или крысы, помогает молитва Василия Великого от грызунов.

Три молитвы Василия Великого:

Молитва первая

«Заклинаю тя, злоначальника хульнаго, начальника сопротивнаго востания, и самодетеля лукавства, заклинаю тя низверженнаго от горняго светоношения, и во тму глубины низведеннаго возношения ради.

Заклинаю тя и всю низпадшую силу последовательную твоего произволения: заклинаю тя, душе нечистый, Богом Саваофом, и всем воинством ангел Божиих, Адонаи Елои Бога Вседержителя, изыди и разлучися от раба Божия (имя), заклинаю тя Богом Словом вся создавшим, и Господом нашим Иисусом Христом, Единородным Сыном Его, прежде век неизреченно и безстрастно от Него рожденным, видимую же и невидимую тварь соделавшим, по образу Своему человека создавшим, законом первее естественне сия детоводившим, и ангельским приставлением сохраншим: водою согрешение свыше потопившим, и поднебесныя бездны разустившим, и гиганты нечествовавшыя растлевшим, и столп скверных растрясшим, и землю содомов и гоморров огнем жупельным испепелившим, егоже свидетель дым неугасимый курится; жезлом море раздельшим, и люди ногами немокрыми проведшим, и мучителя фараона, и воинство богоборное, во веки волнами нечестия брань потопившим; в последняя дни от Девы Чистыя Воплотившимся неизреченно, и целы печати чистоты сохраншим, омыти крещением древнюю нашу скверну благоизволившим, еюже мы преступлением осквернихомся. Заклинаю тя Крестившимся во Иордане, и образ нам нетления в воде по благодати Подавшим; Егоже ангели и вся силы небесныя удивишася, воплощенна Бога Смирившагося зряще, егда Безначальный Отец, безначальное Рождество Сыновнее откры, и Святаго Духа схождение, Троическое Единство свидетельствова. Заклинаю тя Оным, ветру Запретившим, и бурю морскую Укротившим, полк демонский Отгнавшим, и зеницы очныя от утробы лишенныя брением слепыя прозрети Соделавшим, и древнее рода нашего создание Обновившим, и немыя еже глаголати Исправившим: струпы проказ Очистившим, и мертвыя от гробов Воскресившим, даже до погребения человеком Беседовавшим, и ад востанием Пленившим, и все человечество необъято смертью Устроившим. Заклинаю тя Богом Вседержителем, Богодухновенным гласом человеки Вдохнувшим, и апостолом Содействовавшим, и всю вселенную благочестия Исполнившим: убойся, бежи, бежи, разлучися демоне нечистый и скверный, преисподний, глубинный, льстивый, безобразный, видимый безстудия ради, невидимый лицемерия ради, идеже аще ecи, или отъидеши, или сам ecи Веельзевул, или сотрясаяй, или змеевидный, или звероличный, или яко пара, или яко птица, или нощеглагольник, или глухий, или немый, или от нашествия устрашаяй, или растерзаяй, или наветуяй, или во сне тяжце, или и недузе, или в язве, или в смесе скоктаяй, или слезы любосластныя творяй, или блудный, или злосмрадный, или похотный, или сластотворный, или отраволюбивый, или любонеистовый, или звездоволхвуяй, или домоволшебник, или безстудный, или любопрительный, или непостоянный, или с месяцем пременяяйся, или временем неким сообращаяйся, или утренний, или полуденный, или полунощный, или безгодия некоего, или блистания, или по случаю сретился еси, или от кого послан еси, или нашел еси внезапу, или в мори, или в реце, или от земли, или из кладязя, или от стремнины, или от рова, или от езера, или от трости, или от вещества, или от верху земли, или от скверны, или от луга, или от леса, или от древа, или от птиц, или от грома, или от покрова баннаго, или от купели водныя, или от гроба идольскаго, или отнюдуже вемы, или не вемы, или от знаемых, или от незнаемых, или от непосещаемаго места, отлучися и пременися, устыдися образа рукою Божиею созданнаго, и воображеннаго: убойся воплощеннаго Бога подобия, и не сокрыйся в рабе Божием (имя), но жезл железный, и пещь огненная, и тартар, и скрежет зубный, отмщение преслушания тебе ожидает. Убойся, умолкни, бежи, не возвратися, ни сокрыйся со инем лукавством нечистых духов: но отъиди в землю безводную, пустую, неделанную, на нейже человек не обитает: Бог Един призирает связаяй всех уязвляющих, и злосоветующих на образ Его, и веригами мрака, тартару предавый, в долгую нощь и день, тебе всех злых искусителя и изобретателя диавола. Яко велий есть отрок Божий, и велия слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

Читайте также:  Икона «петр и павел»: в чем помогает, значение

 Молитва вторая

«О великий и пресвятый святителю отче Василие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея пренепорочнаго девства предызбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе.

Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, о премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогда же на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду.

Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша.

Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких; соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся.

Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егда же час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми неприступнаго Божия величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную же и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.»

 Молитва третья

«О святителю великий Василий Великий! Ты многая и различная дарования от Господа приял вей, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.

Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости имущим – ума просветигель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления правого образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием и исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

 Святая Макрина

Девочку при рождении назвали Феклой, но все звали ее в честь бабушки, которая пострадала от гонения на православных, Макриной. Мать Емилия сама занималась обучением дочери. Она приобщала ее к изучению священного писания и псалмов, обучала искусству рукоделия и ведению хозяйства по дому.

Так же читайте:  Молитва на удачу Господу Богу

Когда девочка достигла брачного возраста, она обручилась с юношей из порядочного семейства. Но жених скоро умер, и Макрина выбрала жизнь девственницы, помогала матери в домашних делах и воспитании детей. Она была лишена праздности и не играла в куклы. После кончины отца стала опорой для матери.

Когда все дети выросли, и определись в жизни, она уговорила мать вместе поселиться в женской обители. Макрина не имела ничего из вещей и спала на голых досках. Ее уважали монашки за кротость и воздержание.

Святая обладала даром исцеления, вылечила бельмо на глазу девочки одним прикосновением губ. Благодаря молитвам святой в женской обители всегда была пшеница. Когда Макрина умерла, ее похоронили рядом с родителями.

Предсмертная молитва святой Макрины сестры Василия Великого:

“Ты, Господи, освободил нас от страха смерти, ты жизни вечной начало соделал нам конец здешней жизни”.

Смотрите еще видео с молитвой святому Василию:

Источник: https://tolkovanie.info/molitvy-vasiliyu-velikomu/

Канон святителю Василию Рязанскому

  • Пе́снь 1.
  • Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
  • Прииди́те, благоче́стия рачи́телие, согла́сно воспои́м вси́ свяще́ннаго иера́рха Васи́лия и похва́льными пе́сньми почти́м па́мять его́, я́ко моли́твенника о душа́х на́ших и храни́теля гра́ду Ряза́ни.
  • А́нгельски на земли́ пожи́в, Богому́дре Васи́лие, лико́м избра́нных рабо́в Бо́жиих вчини́лся еси́, те́мже мо́лим тя́: моли́ Христа́ Бо́га изба́витися на́м от бе́д и огня́ ве́чнующаго.
  • Моли́твами твои́ми, святи́телю Васи́лие, сохрани́ ста́до твое́ духо́вное от напа́стей чу́вственных и мы́сленных и да́же до конца́ неврежде́ны на́с соблюди́.
  • Богоро́дичен: Я́ко сте́ну и прибе́жище стяжа́хом Тя́, Богома́ти: спаси́ на́с от бе́д и скорбе́й и от му́к бу́дущих изба́ви моли́твами Твои́ми.
  • Пе́снь 3.
  • Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ Све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
  • Треволне́ния жите́йскаго пучи́ну препла́вая и не име́я упра́вителя помышле́ний, к тебе́, святи́телю Васи́лие, прибега́ю и от тебе́ ожида́ю ско́рыя по́мощи.
  • В мо́ри мя́ пла́вающа и на пути́ ше́ствующа соблюди́, святи́телю, и наста́ви твори́ти во́лю Госпо́дню, я́ко да обря́щу в Де́нь су́дный соде́янных мно́ю согреше́ний разреше́ние.
  • А́з, любостра́стный, я́ко ладия́, обурева́юся от прегреше́ний мои́х, но во благоути́шное приста́нище покая́ния наста́ви мя́ моли́твами твои́ми, пречу́дне святи́телю.
  • Богоро́дичен: Стра́сти моего́ се́рдца исцели́, Ма́ти Всеблага́я, у́м мо́й умири́ и просвети́ и напра́ви мя́ ходи́ти непреткнове́нно путе́м спасе́ния, я́ко да при́сно Тя́ ублажа́ю.
  • Седа́лен, гла́с 2:

Окрили́в у́м ве́рою и любо́вию к Бо́гу, мирска́го смеше́ния возгнуша́лся еси́, святи́телю Васи́лие, и, кре́ст на ра́мена твоя́ взе́м, после́довал еси́ Влады́це Христу́, и бы́л еси́ хра́м Ду́ха Свята́го. Те́мже вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Под кро́в Тво́й держа́вный с ве́рою прибега́ем, Богоро́дице: покры́й и соблюди́ на́с моли́твами Твои́ми и спаси́ от бе́д и от клеветы́ злы́х челове́к, да Тя́, Богома́ти, при́сно почита́ем.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

И́овли кре́пости во искуше́ниих не стяжа́х, и вра́г спасе́ния поглоти́ти мя́ тщи́тся, но ты́, святи́телю, помози́ мне́ се́ти лука́ваго сокруши́ти моли́твами твои́ми ко Влады́це Христу́, да зову́ Ему́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Любо́вию сочета́вся Христу́, святи́тель богоприя́тен и па́стырь и́стинен яви́лся еси́, о́тче Васи́лие. Те́мже тя́ благоче́стно ублажа́юще, мо́лим: моли́ся Христу́ Бо́гу, да яви́т на́м си́лу Свою́ во благовре́менную по́мощь.

  1. Иера́рха тя́, яко́в на́м подоба́ше, стяжа́вше, тобо́ю хва́лимся и, в заступле́нии твое́м по́мощь обрета́юще на ви́димыя и неви́димыя враги́, вопие́м к Бо́гу Спаси́телю: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
  2. Богоро́дичен: А́нгельских чино́в превы́шшая, Ма́ти Бо́жия, бу́ди ми́ ско́рая в беда́х Помо́щница, кре́пость моя́ и утвержде́ние и от враго́в защище́ние, да не убою́ся вра́жия преще́ния, но при́сно пою́ Тя́ и сла́влю, Всепе́тая.
  3. Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго? Но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

  • Святоле́пным житие́м и уче́нием твои́м, Богому́дре Васи́лие, мно́гия ко Христу́ приве́л еси́; те́мже и мы́, ча́да твоя́, ны́не мо́лим тя́ по́мощь на́м дарова́ти, да хо́дим непреткнове́нно в путе́х за́поведей Госпо́дних.
  • Во стране́ прише́льствия тече́ние до́бре соверши́в, ко Све́ту невече́рнему восхожде́ние обре́л еси́, преблаже́нне, и вене́ц све́тел прия́л еси́ от Царя́ Сла́вы Христа́, к Нему́же ны́не моли́ся, от помраче́ния и уны́ния душе́внаго на́с свободи́ти и на стези́ спасе́ния стопы́ на́ша напра́вити.
  • Я́ко первопресто́льника и святи́теля на́шего чту́ще тя́, мо́лим, ча́да твоя́, блаже́нне: от тьмы́ грехо́вныя изба́ви и све́том благода́ти просвети́ ду́ши на́ша.
  • Богоро́дичен: Ты́ еси́ просвеще́ние и избавле́ние мое́, Ма́ти Незаходи́маго Све́та, на Тя́ по Бо́зе наде́жду спасе́ния моего́ возлага́ю и молю́ Тя́: изба́ви мя́ от належа́щих бе́д и скорбе́й, да сла́влю Тя́ во ве́ки.
  • Пе́снь 6.
  • Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.
  • Изба́витися на́м от бу́ри страсте́й и от потопле́ния в пучи́не зо́л моли́ся, святи́телю о́тче Васи́лие, да, моли́твами Твои́ми направля́еми, дости́гнем во приста́нища ти́хая Боже́ственныя во́ли.
Читайте также:  Молитвы на разные случаи жизни: самые сильные

Тя́, досточу́дне Васи́лие, от водна́го потопле́ния, я́коже Ио́ну во чре́ве ки́тове, Госпо́дь сохрани́л е́сть. О, чудесе́ но́ваго и пресла́внаго! Те́мже мо́лим тя́: твои́ми ко Христу́ моли́твами изба́ви на́с от потопле́ния в молве́ жите́йских попече́ний и тлетво́рных страсте́й.

Ежеча́сно волна́ми жите́йскими погружа́юся, и бу́ря искуше́ний потопля́ет мя́. К тебе́, о́тче Васи́лие, чу́дно по вода́м ше́ствовавшему, ны́не прибега́я, вопию́: моли́ся Христу́ Бо́гу, да изведе́т из глубины́ грехо́вныя жи́знь мою́, я́ко Человеколю́бец.

Богоро́дичен: Лю́тыми страстьми́ одержи́мым ско́рая Помо́щница и гото́вое обурева́емым приста́нище су́щи, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ мя́ от зло́бы и клеветы́ челове́ческия и не да́ждь ми́ разби́тися о ка́мень малове́рия и отча́яния, да не погублю́ вконе́ц ду́шу мою́.

Конда́к, гла́с 8:

Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́, святи́телю Васи́лие, по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни, Це́рковь Бо́жию до́бре упа́сл еси́, просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м.

Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя́, наста́вниче на́ш до́брый, и за ны́ Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся, да благода́рною душе́ю зове́м ти́: ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.

  1. И́кос:
  2. У́мная очеса́ всегда́ к Вы́шним возводя́, Небе́сных непреста́нно жела́л еси́, свята́го же ра́ди жития́ твоего́ архиере́йства са́ном украше́н бы́в, Це́рковь и лю́ди твои́ми уче́нии обогати́л еси́ и, тече́ние благоче́стно соверши́в, к Бо́гу пресла́вно ду́хом преше́л еси́, на́м святы́я мо́щи твоя́ в па́мять и освяще́ние оста́вив, и́мже ны́не со умиле́нием покланя́ющеся, мо́лимся от страсте́й треволне́ния на́с сохрани́ти, я́ко да в тишине́ богоуго́дно пожи́вше, тебе́ благода́рно вопие́м, глаго́люще: ра́дуйся, о́тче Васи́лие, ско́рый помо́щниче и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.
  3. Пе́снь 7.
  4. Ирмо́с: В нача́ле зе́млю основа́вый и Небеса́ сло́вом утверди́вый, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.
  5. Я́коже пресе́льник от гра́да Му́рома бы́в, к Богома́тери ру́це простира́я, спасе́ние обре́л еси́, святи́телю о́тче Васи́лие: вода́м бо, послужи́вшим тебе́ Бо́жиим манове́нием, гра́да Ряза́ни дости́гл еси́ и, та́мо Христу́ Бо́гу угоди́в, Тому́ ны́не ра́достно пое́ши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
  6. Ряза́нския о́бласти благове́рнаго кня́зя и христоимени́тыя лю́ди ра́дости испо́лнил еси́ твои́м ди́вным по вода́м прише́ствием, сопу́тника и храни́теля Христа́ обре́т, к Нему́же ны́не ра́достно зове́ши: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
  7. Я́коже трие́ о́троцы в пещи́ Вавило́нстей о́гненную си́лу угаси́ша моли́твою, та́ко и ты́, святы́й о́тче, о́гнь зло́бы вра́жия и клеветы́ челове́ческия ве́рою и моли́твою угаси́л еси́, поя́ Бо́гу Спаси́телю: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
  8. Богоро́дичен: Земле́ свята́я, безсе́менно произрасти́вшая Спасе́ние ми́ра, Христа́ Бо́га на́шего, от бу́ри сопроти́вныя и искуше́ний изба́ви мя́ и из глубины́ зо́л возведи́, да пою́ непреста́нно ми́лости и щедро́ты Твоя́, Ма́ти Всеблага́я.
  9. Пе́снь 8.
  10. Ирмо́с: Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй мо́рю преде́л песо́к и содержа́й вся́, Тя́ пое́т со́лнце, Тя́ сла́вит луна́, Тебе́ прино́сит пе́снь вся́ тва́рь, я́ко Соде́телю все́х во ве́ки.
  11. Ангелоподо́бным житие́м возсия́л еси́, святи́телю о́тче Васи́лие, благоче́стия рачи́тель бы́в неусыпа́емь, те́мже со А́нгелы предстоя́ ны́не Престо́лу Влады́ки вся́ческих, моли́ изба́витися на́м от вся́каго прило́га вра́жия, пою́щим ве́рно: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

На земли́ пожи́в, я́ко А́нгел, с пло́тию, я́ко безпло́тен, безпло́тныя враги́ под но́ги покори́л еси́. Те́мже ны́не со А́нгелы на Небесе́х све́тло лику́я, Христу́ вопие́ши: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.

  • Исто́чник благода́тных дарова́ний стяжа́в, Богоблаже́нне, пода́ждь ми́ исто́чник умиле́ния и сле́з, да омы́ю душе́вныя моя́ стра́сти и све́том покая́ния убелю́ очерне́вшую мою́ ду́шу, ра́достно поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те Его́ во ве́ки.
  • Богоро́дичен: Христа́ на́м роди́вшая, ра́дость ве́чную, го́рестных сле́з мои́х не забу́ди и стена́ния души́ моея́ не пре́зри, Всеблага́я, но яви́ на мне́ ми́лость и человеколю́бие Сы́на и Бо́га Твоего́.
  • Пе́снь 9.
  • Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с Безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.
  • Ве́лие чу́до на тебе́ ви́дится, преблаже́нне Васи́лие, я́ко блаже́нное те́ло твое́ чрез мно́га ле́та соблюде́ся невреди́мо манове́нием Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Его́же моли́ грехо́в проще́ние на́м дарова́ти.
  • Адама́нт кре́пкий яви́лся еси́, святи́телю Васи́лие, ве́ру я́ко основа́ние непоколеби́мо в души́ твое́й име́я: мно́ги бо враги́ ви́димыя и неви́димыя победи́л еси́, я́ко до́бр во́ин Влады́ки Христа́, Ему́же моли́ся, да спасе́т тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.
  • Любо́вию чту́ще твою́ па́мять, мо́лим тя́, святи́телю и предста́телю на́ш: моли́ приле́жно Христа́ Бо́га о гра́де твое́м и лю́дех, изба́вити на́с от вся́кия ско́рби и напа́сти, да тя́ се́рдцем и усты́ непреста́нно ублажа́ем.
  • Богоро́дичен: Ю́же пою́т а́нгельстии чи́ни и сла́вят патриа́рси со архиере́и я́ко Ма́терь Бо́жию, Тебе́, Де́во Богоро́дице, и мы́, гре́шнии, припа́дающе, мо́лим: приста́нище ти́хое бу́ди на́м, обурева́емым страстьми́, и от все́х бе́д сохрани́ на́с ма́терними Твои́ми моли́твами ко Христу́, Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему.
  • Свети́лен:
  • Ца́рственное и́мя нося́, Всецарю́ Христу́ житие́м твои́м после́довал еси́, Ему́же ны́не в черто́зе Небе́снем соца́рствуеши, преблаже́нне Васи́лие, Того́ моли́ и на́с облиста́ти сла́вою Его́ Боже́ственною.
  • Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Све́том Твои́м озари́ мя́, Всенепоро́чная, во тьме́ грехо́вней содержи́маго, и помози́ ми́ ходи́ти во дни́ Бо́жиих повеле́ний, я́ко да сла́влю Тя́, Всепе́тую, во ве́ки.

Источник: https://www.akafistnik.ru/kanony-russkim-svyatym/kanon-svyatitelyu-vasiliyu-ryazanskomu/

Святитель Василий Рязанский, чудотворец

празднование совершается 10/23 июня и 3/16 июля

Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромской и Рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив».

Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в письменных источниках, повествует следующее: «По преставлении благоверного князя Константина с чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим, прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и боляре его и вси купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий Ярославич первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал в единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святителя Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня».

Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разошелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери.

Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святителя. Пораженные чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться.

Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению.

Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его».

Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии, принял его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «срети его со кресты».

Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены.

Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынешняя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую епископию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала соборной.

3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Василий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе. При перестройках собора могила оказалась снаружи храма.

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия.

10 июня 1609 года при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605—1617) состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522— 1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876—1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля—день блаженной кончины и 10 июня—день перенесения его святых мощей.

В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

Источник: https://akafist.ru/saints/svjatitel-vasilij-rjazanskij/

Ссылка на основную публикацию