Курская коренная икона божией матери: значение, в чем помогает

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная.

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска.

Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ».

В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою.

Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления.

Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником.

Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева.

Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону.

Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице.

Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись.

С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь.

Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой.

Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте.

В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» – 8 марта (21 марта по новому стилю).

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра.

Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток.

В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края.

Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда – Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США.

Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.

Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября — в день обретения, 27 ноября — в день празднования иконы «Знамение», в 9-ю пятницу по Пасхе.

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Описание иконы

На верхней части иконы — изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную».

За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой».

Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно».

На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия.

Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

Ссылки по теме: Икона Божией Матери «Знамение»

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/39642

КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния

Память 8 марта в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров-безбожников, 10 июня, 8 сентября в день обретения, 27 ноября в день празднования иконы «Знамение», в 9-ю пятницу по Пасхе.

Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.

8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева.

Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона.

Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом.

Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел.

В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 8 сентября установлено ежегодное празднование.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда — в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли.

Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня.

После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее.

В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году — в соборе Знаменского монастыря.

С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св.

икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков.

В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк».

В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этой иконой молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место.

Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию.

В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года.

Читайте также:  Чимеевская икона божьей матери: значение, в чем помогает

Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку.

С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает
Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение», средник.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену/ и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ темже молим Тя,/ мир отечеству нашему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем/ всечестнаго образа Богоматере чудное явление/ и от того благодать почерпающе,/ первообразней умильно возопиим:/ радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4457

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская Коренная икона Божией Матери: значение, в чем помогает

В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, как гласит предание, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу.

«… И увидел он близ реки Тускари в полугоре/ у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды.

Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси…»

Найденная икона своим изображением напоминала новгородскую икону Знамение Божией Матери (1170 г.). Эта обретенная на берегу Тускари икона вошла в историю под названием Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.

С этой иконой связано много таинственных и знаменательных событий. Как считает один из современных исследователей истории этой иконы Й.

Сенаторский, через столетия дошли до нас «чудесные знамения и милости Божий, снисходящие на всех, кто с верою прикасался к чудотворному образу Богоматери Знамения Курской Коренной».

Явление этой иконы произошло в переломный для русской земли момент истории: многие русские города и поселения были разорваны и разрушены татаро-монголами. Одним из этих городов, переживавших ужасные бедствия, был Курск.

Жители этого города во всех постигших их несчастьях видели гнев Божий, наказание за грехи.

Свое освобождение от чужеземного разбоя они тоже связывали с Божьей благодатью, которая снисходила на них в образах чудотворных икон, в значительном числе являвшихся русским людям в порабощенных монголами землях.

Церковные источники сохранили названия таких известных икон в честь Пресвятой Богородицы, в разное время явленных нашим праотцам, как Костромская (1239 г.), Устюгская (1290 г.), Курская Коренная (1295 г.), Толгекая (1814 г.), Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.), Тихвинская (1383 г.), ПутивЛьская (1405 г.) Колочская (1413 г.), Псковская или Чирская (1420 г.), Казанская (1579 г.).

Правда, среди церковных историков не раз вспыхивали споры относительно года явления Курской Коренной иконы. Объяснялось это тем, что в ряде списков «Повести о явлениях чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Курской…» (литературный памятник XVII века) 1295 год вообще не назван, а упоминается лишь, что это было время монгольского владычества.

Но как бы то ни было, в одном из рукописных сказаний назван год 6803 от сотворения мира или 1295 год от рождества Христова. И именно эта дата отмечается Русской Православной Церковью как время явления курской святыни.

Одно из первых летописных упоминаний о чудотворениях Курской Коренной Знаменской иконы связано с именем князя Василия Шемяки, к которому вернулось зрение после усердной молитвы перед образом Богоматери.

С заступничеством этой иконы куряне связывают преодоление последствий страшного голода (1601-1603 гг.) в царствование Бориса Годунова и смутного времени с «го неисчислимыми бедами от самозванцев, отражение набегов крымских татар, литовцев и поляков.

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.

Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».

Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой.

Родился будущий святой 19 июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства одну из жемчужин культовой архитектуры — Сергиево-Казанский собор в центре Курска. Еще в детстве над святым отроком не раз проявлялся дивный покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность.

Когда ему исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершённую еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз думая, Что ее сын разбился насмерть, но, к неописуемой радости, нашла его целым и невредимым.

Три года спустя мальчик тяжело заболел, да так, что домашние уже не верили в счастливый исход его заболевания. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему Свое прощение и скорое исцеление от болезни. Й в скором времени это пророчество сбылось.

В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы (именуемой Коренной); на этот раз по причине дождя и грязи крестный ход прошел прямо через двор Агафий Мошниной. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стад поправляться и вскоре совершенно выздоровел.

За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению царя икона была украшена серебряно-золотистым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями.

Вокруг иконы была сделана кипарисная доска, на которой был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и снизу — пророки со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями.

Царицей Ириной Федоровной к иконе была привешена пелена красного атласа, которую она вышила золотыми и серебряными нитями и украсила драгоценными каменьями.

После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.

Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.

Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку» что на корню».

Время пребывания святыни в Коренной пустыни менялось: сначала — одна неделя (1726-1765 гг., что зафиксировано в церковных источниках), С 1765 года срок этот по просьбе игумена Коренной обители Исайи московским патриархом был продлен до двух недель.

А в 1768 году Указом Священного Синода носить икону в Коренную пустынь запретили по причине нарушения Духовного Регламента, вылившегося в недостойные споры между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей по поводу доходов от крестного хода и Коренной ярмарки. А во время крестного хода в 1767 году возникли даже беспорядки.

Запрет на крестный ход в Коренную пустынь просуществовал 22 года. Он пришелся на времена правления императрицы Екатерины II, которая мнила себя стоящей на страже нравственности своих подданных.

Крестный ход, имевший 150-летнюю традицию, привлекал в Коренную обитель паломников.

После его запрета стал падать авторитет Курской ярмарки, стали подрываться интересы торгового люда, что в итоге наносило ощутимый урон и государственной казне.

И только в 1790 году после многочисленных просьб духовенства, чиновничьего люда Священный Синод внял просьбам курян и вновь разрешил проводить крестные ходы.

По прошествии 22 лет, в июне 1791 года, в девшую пятницу по Пасхе чудотворная икона, сопровождаемая тысячами паломников, торжественно прошествовала из Знаменского монастыря в Коренную пустынь.

Среди участников возобновленного крестного хода были паломники из Петербурга, Москвы, Киева, Греции, Польши, Валахии и других стран.

С 1805 года были изменены и сроки нахождения иконы в Коренной пустыни. Это было сделано Александром I в ответ на прошение игумена Коренного монастыря Макария. Русский император разрешил находиться чудотворной иконе в Коренной пустыни не две недели, а с девятой седмицы по Пасхе до 12 (25) сентября — праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине XIX века (май 1852 года) Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция крестного хода, которая укреплялась веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть. После получения Курском статуса губернской столицы (1775 г.

) и епархиалъно-админнстративного центра (1833 г.) значение этого обряда значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника, крестный ход объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд.

Кроме того, участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало этому обряду особую торжественность и значимость.

По воспоминаниям архиепископа Курского и Белгородского Серафима, накануне выноса чудотворной иконы, в четверг вечером, кроме архиерейской всенощной в Знаменском соборе служилась еще и народная всенощная на особом помосте посредине Краевой площади. Начиналась она после 8 часов вечера и кончалась за полночь.

Десятки тысяч лиц озарялись горящими во тьме свечами. Стоголосый хор разносил по округе священные песни. Звон монастырских колоколов подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран… Очень реалистично это состояние духа передал великий И. Е.

Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии».

Традиция крестного хода в Курской губернии была прервана событиями 1917 года. После выхода декрета (23.01.1918 г.

) об отделении церкви от государства и государства от церкви, как писал в те дни в своём отчаянном послании Святейший Тихон, патриарх Московский и Всея Руси, «гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь.

Святые храмы подвергаются или разрушению через расстрелы из орудий смертоносных… или ограблению… безбожными властелинами века сего… Власть… проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всем и, в частности, над Святой Церковью Православной».

Монастырь, в котором хранилась икона, был разграблен в годы гражданской войны, но Курскую Коренную икону Знамения Богоматери удалось спасти.

В октябре 1919 года эта святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог при непосредственном участии епископа Курского и Обоянского Феофана. А 1 апреля 1920 года икона покинула пределы России на пароходе «Святой Николай».

Последний раз икона была на территории России в том же 1920 году в сентябре-октябре по просьбе генерала Врангеля в его войсках. После это го в России осталась только ее копия.

В эмиграции икона находилась в Греческих Салониках, сербском городе Нище, Белграде, Вене, Мюнхене. Этот путь она прошла за тридцать лет и, наконец, окончательно остановилась в Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). С того момента, как икона покинула Россию (1921 год), Курский образ Пресвятой Богородицы является главной святыней русской православной эмиграции.

Монастырь в Коренной пустыни был закрыт в 1923 году, а затем до основания разрушен, разграблен и осквернен. Так Россия потеряла еще одну свою национальную святыню, Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах.

Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников.

Была устроена охота буквально на каждого паломника; У верующих попытались вытравить саму память о крестном ходе в Коренную пустынь.

Но искоренить силовыми методами веру окапалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину крещения Руси.

В этом году последовало обращение правящего архиерея Курской епархии Ювеналия к Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался храм Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Какие иконы должны быть в доме обязательно: значение

С этого момента началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века. Восстановление этого памятника было осуществлено практически за пять лет. На месте развалин была возведена звонница, храмы Коренной пустыни.

У места явления иконы вновь был возведен храм, построенный в свое время сподвижником Петра I, генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым, на собственные средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.

Помимо основных сооружений этого православного памятника, был возрожден скит с домовой церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. Вновь были налажены наземные пути к этой исторической святыне.

Были возрождены и прерванные когда-то православные традиции. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе.

По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников (его протяженность была всего лишь 900 метров), он был осуществлен внутри монастырской ограды. Последующие крестные ходы обрели свой прежний исторический масштаб.

Став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь осуществлялся тысячами паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Атмосфера и все события, которые происходят идось, освящены и несут в себе огромный наряд духовной энергии.

Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

Это святое место и по сей день не перестает удивлять своих паломников чудесными знамениями. Так, в год 700-летия явления иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной крестный ход сопровождался природным чудом. Ход состоялся в пятницу 23 июня и был по-особому многолюдным и торжественным.

Ему предшествовала неделя, на всем протяжении которой лили обильные дожди. Дождь шел и ночью с четверга на пятницу.

В день крестного хода, ранним утром, когда в Знаменском кафедральном соборе перед выносом чудотворной иконы владыка Ювеналий начал божественную литургию, небо вдруг очистилось от тяжелых туч, и все окрест озарилось ласковым летним солнцем, которое светило на всем пути крестного хода.

В этот день впервые после возобновления хода куряне и гости города торжественно пронесли заступницу Курского края по улицам Курска до Введенского храма Ямс? кой слободы с благодарственными молебнами в стоявших на пути крестного хода Верхнем Свято-Троицком и Воскресенско-Ильинском храмах, Сергиево-Казанском соборе.
Гришечкина Н. В

Источник: https://zadonsk-monastyr.ru/kurskaja-korennaja-ikona-bozhiej-materi-znamenie/

Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение»

Православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Оранта (или Знамение).

Дни празднования:

  • 8 марта (21 марта) — в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Знаменском соборе Курска в 1898 году;
  • 9-я пятница по Пасхе — ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь;
  • 8 сентября (21 сентября) — в память обретения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;
  • 27 ноября (10 декабря) — праздник иконы Божией Матери «Знамение».

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожженного татарами Курска. Два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска.

Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести ее в город. Народ встретил икону БогоМатери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день ее явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника.

По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись [Киселев А.

Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992].

В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по ее краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.

В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое революционно-настроенных юношей во главе с А.Г.Уфимцевым подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом были произведены разрушения в храме, но икона осталась цела.

С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Это – та икона, через которую Пресвятая Богородица исцелила измученного тяжелой болезнью отрока – в будущем прп. Серафима Саровского.

  • Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.
  • Более подробно ознакомиться с описанием и историей иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная можно ознакомиться здесь.
  • На страничке Святыни можно узнать историю иконы Божией Матери «Знамение» нашего Храма.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Курская-Коренная

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имя рек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Знамение»

вернуться

Источник: http://snezhinsk.cerkov.ru/xramy/svyatyni/kurskaya-korennaya-ikona-bozhiej-materi-znamenie/

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

История чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» началась очень давно — на исходе XIII столетия, когда эпоха татарского ига опустилась на Русь

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери совершилось именно в те времена. 1295 год. Курск прекратил свое существование полувеком ранее, во время нашествия Батыя. Сожженный и разграбленный, он зарастал подлеском.

Местные жители прятались по лесам, ожидая со дня на день новых бед. Земледелием в ту пору занимались мало, пробавляясь бортничеством и охотой.

Охотник-то и набрел случайно на «древо вяз», у корней которого лежала неведомо откуда взявшаяся икона Божией Матери.

В «Сказании о чудотворной Знамения Пресвятыя Богородицы иконе, называемой Курскою» об этом событии говорится так:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности города Курска по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону „Знамения“ Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей повыше упомянутого места на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Здесь образ находился довольно долго, покуда в 1385 году не напали на «русскую украину» крымские татары. Обнаружив уединенную лесную часовню, они решили сжечь ее. Однако шальное намерение это не столь просто было воплотить: часовня не горела.

Татары приступили с угрозами к некоему священнику Боголюбу, видя причину своего неуспеха в его «волхованиях». Священник сказал, что никаким волшебством он никогда не занимался, а что гореть часовне не дает, по-видимому, чудотворная икона, находящаяся в ней.

За свою честность иерей поплатился: икону татары вынули из часовни и разрубили пополам, самое здание сожгли, а Боголюба взяли в плен.

Несколько лет томился священник в плену у крымцев, пока, наконец, его не выкупил русский посланник, прибывший к крымскому хану по какому-то поручению великого князя. Вместе с посольством Боголюб возвратился на родину, и первой его мыслью было отыскать две половины разрубленной иконы. Это ему удалось. И более того: части иконы срослись, едва только он приложил их друг к другу.

Священник отправился в Рыльск и рассказал согражданам о совершившемся чуде. Жители города весьма обрадовались и попытались перенести Коренной образ в Рыльск. Однако эта попытка была столь же неудачна, как и прежняя, столетней давности, когда икону «вытребовал» себе князь Рыльский Василий Шемяка.

Образ Пресвятой Богородицы не остался в Рыльске, вернувшись буквально через несколько часов к месту своего обретения. Несмотря на это, были предприняты еще несколько неуспешных попыток поместить чудотворную икону в городе. Но Матерь Божия ясно выказала иное намерение: оставить до времени Свою икону там, где она явилась.

И икона всякий раз исчезала из Рыльска, обретаясь потом на берегу тихой Тускари.

Путешествия Курской Коренной иконы Божией Матери

Впервые образ Божией Матери надолго покинул свою скромную часовенку в 1597 году, когда царь Феодор Иоаннович повелел принести его в Москву.

Собственно, этот выезд и положил предел постоянному пребыванию Коренного образа на месте его явления.

Хотя по царскому указанию здесь должен был устроиться монастырь, но саму икону вскоре поставили все-таки в Курске, незадолго до того восстановленном, где она находилась вплоть до изъятия ее в 1604 году Лжедмитрием I.

После десятилетнего отсутствия Коренная икона Божией Матери вернулась в Знаменский собор Курска, основанный курянами по обету после достопамятной польской осады 1612 года. В 1618 году состоялся первый крестный ход из Курска в «пустыньку, что на корню». Так появилась традиция переносить икону на малое время из Знаменского монастыря в Коренную пустынь.

В Курске Коренная икона мирно пребывала до конца XIX века. А спустя двадцать лет империя рухнула, рухнула вся русская жизнь, что отразилось и на судьбе чудотворной. В 1918 году образ и список с него среди бела дня были похищены из Знаменского собора. В Курске тогда хозяйничали большевики, и поиски иконы велись вяло.

По легенде иконы обнаружились случайно в колодце, выкопанном, по преданию, самим преподобным Феодосием Печерским…

И вот, как раз в день памяти преподобного Феодосия Печерского, в четверг Фоминой недели, 3 мая, одна бедная женщина, по профессии белошвейка, голодная возвращалась с базара… Проходя мимо Феодосиевского колодца, эта белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось.

В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянных иконы Знамения Божией Матери без риз.

В середине октября генерал Кутепов сообщил местному архиерею, что город может быть оставлен Добровольческой армией, и предложил ему, а также другим лицам духовного звания выехать на юг. Решено было вывезти и Курскую Коренную икону — сначала в Обоянь, а если ситуация на фронтах обострится, то и далее. 31 октября 1919 года Коренная икона покинула Знаменский монастырь.

Вместе с Белой армией икона отступала к южным окраинам России — через Белгород, Таганрог, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбыла в Салоники.

Чудотворный образ еще раз возвращался в Россию — 14 сентября 1920 года он, по усердной просьбе генерала Врангеля, прибыл в Крым. Однако Белое движение уже агонизировало, и в конце октября икона на десятилетия покинула русский берег.

Следующую четверть века она находилась в Югославии.

Когда в 1944 году бомбежки Белграда стали непрерывными, а советские войска вплотную приблизились к нему, икону вывезли сначала в Вену, а потом в Мюнхен.

На пять лет задержалась икона в Европе, а в начале февраля 1951 года она была доставлена в Новую Коренную пустынь — монастырь, устроенный в США в бывшем имении князей Белосельских-Белозерских.

Сейчас икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная находится в Знаменском синодальном храме Нью-Йорка. В 2009 году, ранней осенью, она впервые после долгого перерыва побывала в России.

Иконы России.

Источник: https://posmotrim.by/article/kurskaya-korennaya-ikona-bozhiej-materi.html

Творческая работа учащихся на тему: Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери. | Социальная сеть работников образования

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • «Средняя общеобразовательная школа №6»
  • г. Курчатова
  • Городская научно-практическая конференция «День науки»
  • Секция «Юные исследователи»
  • Историко-краеведческая работа
  •                                           Святыня земли Курской.
  • Курская Коренная икона
  • Божией Матери
  • «ЗНАМЕНИЕ»
  •                                                 Подготовила:
  •                                                                  обучающаяся 4Б класса
  •                                                        Деревенская Анна
  •                                                                  Научный руководитель:
  •                                                                        учитель начальных  классов
  •                                                                          Жукова Елена Евгеньевна
  • 2012 год
  • Оглавление
  • 1.Введение
Читайте также:  Молитвы матроне московской от пьянства, алкоголизма

         1.1. Основание для разработки исследовательской работы.

         1.2.Цели и задачи работы.

         1.3.Условия достижения целей и задач

         1.4. Время выполнения.

2. Содержательная  часть работы

         2.1. История икон Божией Матери «Знамение».

2. 2. Нашествие Батыя.

          2.3. Обретение иконы на курской земле и первые её чудеса.

          2.4. Пребывание в Рыльске.

          2.5. Чудесное спасение.

          2.6. Паломники.

2.7. Преображение иконы.

2.8. Сооружение монастыря.

2.9. Коренная пустынь в 19 веке

3.  Выводы и применение в жизни

        3.1.Значение работы

        3.2. Результат работы.

Введение

        Меня зовут Деревенская Анна. Я ученица 4-го класса. У меня много любимых предметов, но одним из самых любимых — ОПК. Благодаря нашей учительнице ОПК мы узнали о святых, защищающих землю русскую, о самых значимых иконах, познакомились с основными праздниками, традициями нашей православной культуры.

                 На уроках ОПК я узнала, что одним из значимых покровителей Руси-матушки был Георгий  Победоносец. Непроста была его судьба, но велика сила. Я написала об этом святом небольшой рассказ, с которым приняла участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». Этот рассказ  вошел в школьный сборник  творческих  работ «Радуга    надежд».

                20 января 2012 г. моя семья была в Коренной пустыни. Я обратила внимание на огромное количество паломников, которые прикладывались к иконам, с просьбой о помощи. Но мало кто из них задумывался о том, какова  история этих икон? У меня возникло несколько вопросов: Что такое икона?  В честь кого названы храмы? Когда возник первый храм?  

  1. Чем больше я наблюдала за происходящим вокруг, тем больше вопросов задавала себе:
  2. -Кто является покровительницей земли курской?
  3. -Существовали ли еще иконы с таким названием «ЗНАМЕНИЕ»?
  4. -Кому покровительствовала икона «ЗНАМЕНИЕ»?
  5. -Какие чудеса свершала?
  6. -Почему называется Коренная?
  7. -В честь кого назван мужской монастырь близ реки Тускарь?
  8. -Почему и в наше время Курская Коренная Икона собирает паломников?

Вернувшись домой, я отправилась в библиотеку искать ответы на интересующие меня вопросы. Я обратилась с вопросами к маме, своему учителю начальных классов  Жуковой  Елене Евгеньевне,  искала ответы в Интернете.

  Я провела опрос своих одноклассников. Оказалось, что историю иконы      «ЗНАМЕНИЕ»  мало кто из них знает.

  •    Так появилась  моя работа по теме  «Святыня земли Курской
  •    Курская Коренная икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» .
  • Цель работы : рассказать своим одноклассникам и другим людям  об истории иконы «ЗНАМЕНИЕ» .
  • Задачи: 
  • -выяснить значение слова Икона:
  • — узнать историю Иконы Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» ;
  • -собрать информацию об Иконах Божией Матери под именем «ЗНАМЕНИЕ»:
  • -узнать, кому покровительствовала икона;
  • -узнать о чудесах Иконы;
  • -узнать об  Иконе в наше время;
  • Содержательная часть работы
  •         Чтобы выяснить значение слова Икона, я обратилась к словарю  Ожегова и узнала значение слова Икона: «Икона- предмет поклонения — живописное изображение бога, святого или святых»

В   Большом энциклопедическом словаре  я нашла, что слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям  Свой видимый образ.

         По свидетельству исследователя этой иконы И. Сенаторского, через столетия дошли до нас « чудесные знамения и милости Божии, снисходящие на всех, кто с верою прикасался к чудотворному  образу» . Как одна из редчайших русских святынь, Курская икона овеяна легендами и таинствами.

        Оказалось, что существует несколько икон с таким названием, Икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил.

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.

Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

        Обретение этой иконы произошло в бедственную для русского народа пору, когда многие города и селения были сожжены татаро-монгольскими полчищами Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. И неизвестно возродился бы он вновь, если не чудо, случившееся здесь в самом конце XIII века.

        Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска.

Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «Знамение».

В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою.

Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления.

По названию местности икона получила именование Курской, также ее именовали Коренной — потому, что обретена она была при корнях дерева.

 Но икона пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари.

Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева.

Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет.

Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

 На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения.

        С разных  концов России приходили сюда, на лесистый склон реки Тускари, люди для поклонения иконе. Паломников становилось с каждым годом все больше, потому что от иконы исходили многие благодатные знамения и совершались исцеления.

Слава о чудесах Курской Коренной иконы дошла и до Москвы, и царь Феодор Иоаннович в 1597 велел перенести икону для поклонения в столицу, В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков. Царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом, собственноручно расшитой золотом, серебром и жемчугом пеленой красного атласа. Вскоре икону возвратили в Курск.

        В  1597 году царь Иоанн Федорович также издал указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря, который уже без малого 400 лет известен миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь «Знамение» Курская-Коренная икона Божией матери — чудотворная икона.

Под покровительством курской святыни преодолевали русские люди последствия страшного голода (1601-1603) в царствовании Бориса Годунова, отражали набеги крымских татар, литовцев и поляков. Ее изображение украсили полковые знамена русских ратников, отправлявшихся в Крымский поход.

А в 1812 году списки с чудотворной иконы Курской Коренной были отправлены курянами в действующую армию Михаила Кутузова.

Полководец усердно молился перед образом Пресвятой Девы и выразил курским гражданам благодарность и уверенность, что город Курск есть, и будет пребывать в безопасности под покровом Царицы Небесной.

        Судьба Коренной пустыни тесно связана с  чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение». Не сразу она строилась, но была известна далеко за пределами края.

Знаменита была эта обитель храмами Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех Святых, богадельней, прудами, хоз постройками, живописными окрестностями.

на фотографиях вы можете видеть как выглядит Коренная пустынь в наши дни.

                В разные годы в Пустыни бывали: Лев Толстой, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Владимир Гиляровский, Петр Чайковский, Георгий Свиридов, Владимир Путин.

Прославилась также Коренная пустынь Крестным ходом и всемирно известной Коренной ярмаркой.  В 1860 году в крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек.

Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 30 с лишнем километров — так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске.

        Вид крестного хода в 19 веке представлен на известной картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». (1880-1883).

                А так Крестный ход выглядит сейчас.

        Трудные времена конца19 – начала 20 века оставили свой след в судьбе иконы. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов).

                В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию.

С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США. В наши дни икона пребывает в покоях Первоиерарха Русской Зарубежной Православной церкви. Святыня посещает приходы США и других государств, где живут русские люди.

Она считается одигитрией рассеянного по миру русского народа.

                 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в течение 3х лет происходит принесение чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» из Америки в Москву, а затем икона пребывает в течение нескольких дней в Курске и Коренной пустыни.

        Выводы: 

Мне было очень интересно работать над этой темой, так как я узнала для себя много интересного. Главным итогом моей работы является то, что я смогла собрать информацию и  донести ее до своих одноклассников на классном часе. Прошлое еще нужно знать для того, чтобы рассказать историю следующему поколению.

        Применение  в жизни: 13 февраля был проведен классный час, на котором присутствовал протоиерей храма Успения Пресвятой Богородицы Валерий. Мной была представлена  работа. Но мои одноклассники задали вопрос:

— Есть ли в нашем храме Икона Курская Коренная икона «Знамение?»

Из рассказа отца Валерия, мы узнали, что в храме нашего города Курчатова есть две иконы «Знамение».

        Сегодня в этом суетном мире лишь церковь осталась последним оплотом истинной, неискаженной духовности. И если человек поймет, что духовный опыт Церкви не только сокровища прошедшего столетия, но прежде всего рука, протянутая не из прошлого, а вечного к нему, значит свершилось чудо: Христос тихо постучал в его душу.

Используемые материалы

5.  «Коренная пустынь». Изд-во – полиграфическая фирма «Полимед».       Москва 1995 г.

         6. http://www.onb.kursk.ru/site/places/ps.html

         7. Личные фотографии

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/29/svyatynya-zemli-kurskoy-kurskaya-korennaya-ikona-bozhiey-materi

Ссылка на основную публикацию