Икона «прибавление ума»: значение, в чем помогает

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогаетОбычай совершать молебен в преддверии нового учебного года существовал еще в дореволюционной России. Сегодня молебны “на начало нового учебного года” посещают и преподаватели, и школьники, и родители. Действительно, молиться необходимо перед началом каждого доброго дела, коим, несомненно, является учеба. Учащимся и студентам покровительствуют многие Православные святые.

Даже существуют специальные молитвы о помощи в усвоении знаний, обращенные, например, к одному из самых почитаемых и любимых на Руси покровителей учения Сергию Радонежскому или святой великомученице Татиане, покровительнице студенчества. Есть и особая икона Богородицы, именуемая “Прибавление ума”.

Но прежде всего молебное пение обращено к Господу Богу.

Еще молимся Господу Богу нашему, о еже ниспослати в сердца, во ум и во уста Духа премудрости, разума и благочестия и страха своегои просветити их светом своего благоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро приятии и спешно навыкнути Божественного закона Его, и всему благому и полезному учению …”

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогаетК превеликому огорчению сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Сегодня многие педагоги приступают к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением своей духовной беспомощности. Они признают, что приобретенные ими земные знания –  всесторонние, академические  – вовсе не гарантируют им успеха в учебном процессе. Не гарантируют оттого, что их  услышат: они хотят пробудить активность в слушателях, а те спят; они хотят научить их не любить неправду, а те смеются над правдой. Они воздействуют на умы своих учеников, но их сердца остаются холодными.

Следовательно, земные знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, к которому причастен каждый крещеный человек.

Мудрость и приобретение знаний имеют своим источником Самого Бога и потому даются от Него, как драгоценнейшие дары тем, которые достойны их. Не всякому даются от роду одинаковые дарования, но всякий может и должен молить Бога, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию.

Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. “Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей” (Притч. XVII, 21, 25).

Желающие достигнуть прочных знаний должны просить их у Бога, по примеру царя Соломона, который испрашивал дарования ему премудрости.

Существует благочестивый обычай иметь дома у письменного стола школьника иконочку Пресвятой Богородиц “Прибавление ума”. Четыре столетия православ­ные люди обращаются к этой иконе.

Родители, замечав­шие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и гра­мотности, обращались к иконе о прибавлении ума своим чадам. После патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Человек тот был иконописец.

Много он читал книг церковных Иосифовского време­ни, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Ни­коном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять, кто прав пред Богом и каким книгам нужно сле­довать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума.

Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Пре­чистая заповедала ему написать Ее так, как Она явилась ему, и молиться пред образом и обещала, что если он исполнит по­веление, то будет здоров.

После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери так, как внушал ему Бог. Таким образом, он и написал икону, назвав ее «При­бавление ума» и излечился.

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

Большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» отно­сится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, Младенец Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, сим­вол царской власти.

Богоматерь с Младенцем изображается на темно-оливковом фоне в лучах Божественного света. Особенно­стью иконы являются своеобразные одеяния. Божия Матерь об­лачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик.

Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображе­на на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала.

С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в под­ножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

В начале XX века русский исследователь Андрей Александро­вич Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии. В Лорето находится Святой Дом Богоматери, где хранится Ее образ. Изображение сделано целиком из кедро­вого дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками.  Согласно преданию, в итальянском городе Лорето находится Святой Дом, воздвигнутый из камней, вывезенных из Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в ко­тором Она родилась, и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собою пещеру, или грот, выдолбленный в скале, — ныне это одна из главных святынь базилики Благове­щения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христи­ан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезан­ное из дерева Их скульптурное изображение в рост.

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает  Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

Как же пришла на Русь Лоретская икона Божией Матери, получившая здесь новое назва­ние — «Прибавление ума». Известно, что в рукописных сборни­ках XVII века часто встречается текст под заглавием “Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Ан­ны“. В своем исследовании А. А.

Титов приводит текст рукописи первой половины XVI века, хранившийся в библиотеке Москов­ской Духовной Академии. В рукописи повествуется, что свиде­тельство о Лоретской святыне пришло на Русь с послами папы Римского Климента в 1528 году. Вскоре после этого образ Богоматери из Лорето был вопло­щен в красках. После большого Московского пожара 1547 года с образа Лоретской Божией Матери была написана на “москов­ский манер” икона «Прибавление ума». Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России в городе Романове иконы и позаимствовало ее имя «Прибавле­ние ума». По милости Божией чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума», некогда написанный иноком, потерявшим рассудок, ныне находится в Покровском храме Романова-Борисоглебска (Тутаева).

 Молебен собирает учащихся всех возрастов: от первоклашек до учеников старших классов и студентов. Обязательно приходят учителя, родители, бабушки и дедушки. И все вместе поют “Царю Небесный…“

Источник: http://l-blagochinie.cerkov.ru/2014/09/03/dlya-chego-sovershaetsya-moleben-pered-nachalom-novogo-uchebnogo-goda-ob-ikone-presvyatoj-bogorodicy-pribavlenie-uma/

Где находится и в чем помогает икона «Прибавление ума»

Когда речь заходит об иконе «Прибавление ума», иногда еще называемой «Подательница ума», то в ее создании органично переплелись история, легенда и действительность.

Согласно одной из версий, считается, что ее прототип – ни больше ни меньше как статуя Святой Девы Марии, являющаяся святыней итальянского города Лорето, точнее, изображающие ее гравюры, что достигли России еще в XVI веке.

Столетие спустя, как свидетельствует предание, некий иконописец, пытаясь постичь смысл реформ патриарха Никона, расколовших Русскую Церковь, едва не потерял рассудок. Горячие молитвы к Пречистой, дабы даровала она вразумление, привели к Ее явлению.

Царица Небесная обещала исцелить безумца в ответ на написание Ее иконы в том же виде, в каком он лицезрел Ее в видении. Иконописец выполнил условие и в честь исцеления назвал написанный образ «Прибавление ума Пресвятою Богородицею».

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогаетДева Мария с Иисусом облачены в фелонь.Икона совершенно необычна по своей композиции, точнее, по иконографии центральных ее персонажей. Пречистая Дева изображена стоящей, и Ее фигура, и Младенец Иисус от плеч до пола покрыты фелонью – так называется часть священнического богослужебного облачения.

Фелонь является символом несокрушимой нисходящей с небес силы Духа Святого. И то, что Богородица изображена в этом облачении, тоже символ – душевной чистоты Приснодевы, превосходящей ангельские силы небесные.

Главы Спасителя и Пресвятой Матери Его увенчаны коронами – в знак царствования Их на Небесах.

У подножия Богородицы видны белые городские строения. Так условно изображен Небесный Иерусалим – город, где обретут вечную жизнь рядом со Христом праведники.

Значение иконы можно рассматривать как то, что она представляет прообраз будущего, словно утверждая: не стоит чрезмерно зацикливаться на земных заботах, ведь смысл человеческой жизни – попечение о бессмертии души, о том, где она окажется по завершении земного пути.

Из-под торжественного облачения видна благословляющая чад Своих Христова десница. Вокруг центральных фигур расположены славящие Их ангелы, в чьих руках – горящие свечи. А над Богоматерью и Иисусом Христом парят Херувимы – самые близкие к Богу крылатые небесные существа.

Помолимся – и да поможет Богородица

Практически все Богородичные иконы носят «говорящие» наименования. Прибавление (или подательница) ума – куда уж яснее! Молитва перед этим образом поможет безошибочно выбрать жизненную стезю, достичь успехов в получении знаний. В чем помогает икона «Прибавление ума»? Во всем, что ума-разума и касается:

  • Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогаетМолитва поможет при трудностях в учёбе.в просветлении помыслов;
  • выборе правильных выводов;
  • усвоении приобретаемых знаний;
  • при сложностях в постижении наук;
  • трудностях с учебой у ребенка;
  • непоседливости вообще и неусидчивости на занятиях;
  • проблемах с забывчивостью;
  • рассеянностью внимания и неспособностью к его концентрации;
  • при замедленном умственном развитии;
  • душевных расстройствах;
  • затруднениях с непростыми работами/проектами.

По сути дела индивид учится в течение всей жизни. И не всегда это происходит успешно. Во всех «учебных» проблемах обращаются к описываемой иконе.

  • К тому же она почитается как покровительница школьников и студентов.
  • На протяжении столетий отмечались чудотворные свойства этой иконы Богоматери и среди них – помощь в самых что ни на есть бытовых проблемах: избавлении от нашествия комаров да мошек, нападении опасных животных, спасении от разрушительных ураганных ветров, способных нанести значительный урон.

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогаетОбращение к образу защитит от природных катаклизмов.С успехом воссылаются молитвы и в случаях некоторых заболеваний:

  • лихорадочных состояний;
  • атеросклероза;
  • склероза;
  • слабоумия.

Лучшим местом для размещения иконы «Прибавление ума» в квартире будет помещение, где живет «проблемный» член семьи – неуспевающий школьник или страдающий слабоумием старик.

Земные дела, пока живет человек, так важны для него! Однако для их решения нередко нужна и высшая мудрость, о ниспослании которой стоит попросить у Богородицы и которая является источником христианского терпения и любви.

Где «прописана» икона?

Оригинальный образ, созданный «по заказу» Самой Матери Божией, находился в соборе во имя Преображения Господня города Рыбинска, но бесследно исчез в бурные времена. Однако существуют, правда, немногочисленные, чудотворные списки с него:

  • в церкви Тихвинской иконы Божией Матери (Москва);
  • церкви Св. мученицы Татианы при МГУ (Москва);
  • в Покровском соборе (г. Тутаев, Ярославская обл.).

Перед 1 сентября, Днем знаний, икону традиционно привозят для поклонения в Ярославль.

День же почитания даного чудотворящего образа Пресвятой Богородицы установлен 28 августа. Неслучайно этот праздник совпадает и с днем почитания другой Богородичной иконы – Софии, Премудрости Божией (Новгородской): оба эти образа являют символы молитвенного ходатайства Царицы Небесной пред Богом Отцом и Сыном о даровании Их чадам просвещения духовного, мудрости и разума.

И еще один образ…

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогаетКлюч Разумения.Описываемая икона не единственная, к которой с аналогичными просьбами обращаются православные. Существует еще образ «Ключ разумения», или, как еще его называют, ««Ключ разума». Это местночтимая икона, находящаяся в городе Балахне (Нижегородская область), в кладбищенской церкви.

С молитвами к ней обращаются в тех же проблемах. Накануне учебного года здесь служат молебны. Есть такая икона и в Иоанно-Предтеченском храме Белобережского монастыря (Брянский район), но находится она в алтаре.

На данной иконе по ее центру написана Матерь Божия стоящей во весь рост на ключе, символизирующем ключ к знаниям, а Иисус Христос и Бог-Отец – по обе Ее стороны – как бы возлагают на главу Богородицы корону-венец.

Молиться на икону

Именно так, подсказывают священнослужители, следует говорить, когда речь идет о молитвенном обращении к образу.

Нередко у верующих возникает вопрос, какую из трех молитв лучше читать для вразумления детей.

По большому счету, это не имеет значения: молитву можно избрать на свой вкус, какая «больше на душу ляжет». Если есть возможность и желание, хорошо читать все три; нет такой возможности – по очереди или уж какую-то одну, но постоянно.

Читайте также:  Короткие поздравления с крещением господним

Очень полезно читать акафист, а еще лучше – совмещать его с заказным молебном в храме.

Молитва первая

О Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников.

Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его.

Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи.

И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть.

Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая!

Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.

Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.

И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.

Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

История создания иконы «Прибавление ума», ее название и значение, как видим, неразрывно связаны. В память о безумном иконописце и его чудесном исцелении к данному образу обращается с молитвой множество людей – от нерадивых школьников, точнее, их родителей, до серьезно страдающих душевными расстройствами. И – не зря же икона чудотворная! – все получают помощь по просьбам своим.

Источник: https://verovat.com/ikony/pribavlenie-uma.html

Икона "Прибавление ума"

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

В начале 20 века русский исследователь Андрей Александровия Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление Ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии:

«В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой «Прибавление Ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер».

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

Считается, что первые изображения Лоретской Богоматери появились на Руси после посещения Святого Дома русскими паломниками в XVI веке. В мае 1524 года папа Климент VII вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров.

Папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето, осмотреть древний храм. После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках.

Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лорето было воплощено не только в слове, но и в красках. Согласно исследованию А. А.

Титова, после большого Московского пожара 1574 года с образа Лоретской Божией Матери была написана икона на «московский манер», – среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Ивана Грозного, сына Василия III.Сохранилось предание, что икона с названием «Прибавление Ума» была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке.

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек.

Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец.

После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог.

Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление Ума». Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе – это далматик Лоретской статуи.

Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская».

Чтимый список Лоретской иконы находился в селе Песочине, недалеко от Харькова.

Чудотворная икона Богоматери «Прибавление Ума», написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев). В литературе XIX века указывается, что в Рыбинске, в Спасо-Преображенском соборе, также имелась икона такого наименования.

Икона «Прибавление Ума», имеет благодать дарования премудрости, разума и благих знаний, помощи в просвещении детей, исцеления слабости ума и повреждения рассудка.

Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Пред иконой Божией Матери «Прибавление ума» молятся о просвещении разума к учению грамоты, в слабом учении детей, об успешном учении. А так же об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутьям мира сего

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Подательница ума», или «Прибавление ума»

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим.

Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды.

И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им союз любве нерушимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную Премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Волею Отца Небеснаго зачала Сына Божия, без семене земнаго отца, прежде творения мира от Отца без матери рожденнаго плотию родила еси, и Егоже моли о даровании нам ума ко спасению душ наших.

Кондак, глас 6

Рожденнаго Духом от Отца Небеснаго, прежде сотворения денницы, Тобою плотию Рожденнаго без отца, не нарушив девства, Того умоли помочь нам победить завистию одержимаго падшаго денницу. Да одержим полную победу над диаволом, миром и плотию, Твоими молитвами, Богоневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Составлено по материалам интернета

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.[ Регистрация | Вход ] Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

Источник: https://happy-school.ru/publ/ikona_pribavlenie_uma/44-1-0-20391

Икона Божией Матери «Прибавление ума»

Главная › Икона Божией Матери «Прибавление ума»

Образ иконы Божией Матери «Прибавление ума» (еще ее называют «Подательница ума») несет в себе благословение, дарующее мудрость, разум и благие знания.

Икона помогает в просвещении детских и юношеских умов, способствует умственному просветлению взрослых, излечению душевнобольных. Икона дарует мудрость всем нам, и особенно: правителям, судьям, чиновникам, учителям, школьникам и студентам. Разума никому много не бывает.

Поэтому и детям, и взрослым для озарения ума и сердца Божественной Истиной необходима божья благодать, исходящая от этой иконы.

Икона «Прибавление ума»: значение, в чем помогает

Дом, в котором это произошло, стоял в Назарете и был тесно связан с жизнью Богоматери. В XIII веке после захвата турками, эта чудотворная святыня бесследно пропала. Но епископу Лорето, явившись во сне, Божья Матерь, предрекла возвращение своего жилища в Назарете. Через некоторое время в Италию были возвращены и святой домик Богородицы, и ее статуя.

На Руси  икона «Прибавление ума»  появилась в ХVII веке. Сохранилось предание, что икона была написана неким иконописцем после видения Божией Матери.

Один иконописец во время раскола русской Церкви, пытаясь уразуметь смысл никоновской реформы, впал в безумие. В минуты просветления он горячо молился Пресвятой Богородице о возвращении разума.

По молитве ему последовало видение Божией Матери, пообещавшей исцелить изографа, если тот напишет ее икону в том виде, в котором Она ему явилась.

Вот как об этом пишет русский исследователь А.А.Титов со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

«В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек.

Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном… Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум…

Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец.

После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог.

Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление Ума Пресвятой Богородицы».

Иконография

Среди православных икон Божией Матери икона «Прибавление Ума» предстает достаточно необычной.

Читайте также:  Поздравления с наступающим рождеством христовым

Особенность этой редкой иконографии заключается в том, что вместо привычного образа Богоматери с младенцем на руках,  Иисус Христос и Пресвятая Богородица изображены спеленатыми вместе в один длинный колоколообразный плащ-далматик красного цвета, украшенный драгоценными камнями, расшитый золотыми крестами, что символизирует скорбь и прославление. Общее одеяние символизирует неразделимость служения Богоматери и Ее Сына. В верхних углах иконы изображены лампады с языками пламени, под аркой портика сверкает звездное небо, внизу виднеется город, символизирующий Небесный Иерусалим. Над головами Богородицы и Младенца Христа, увенчанных царскими венцами, парят три Серафима, у подножия – Херувим с распростертыми крыльями, с обеих сторон – Ангелы с зажженными свечами. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

Символика иконы Богоматери «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» отражает идею искупительной жертвы Иисуса Христа, открывающей верующим дорогу в Небесный Иерусалим.

Икона во имя Божьей Матери «Прибавление Ума» является относительно редкой. Одна из них, написанная на холсте, находится в Покровском храме города Романова-Борисоглебска (сейчас – Тутаев) в Ярославской области.

Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви, что на улице Церковная Горка около метро «ВДНХ».

В Нижнем Новгороде образ Божией Матери «Прибавление ума» есть в кафедральном Александро-Невском соборе, который освящен  31 августа 2010 года во время молебна на начало учебного года. Но вот храмов, освещенных в честь Божьей Матери «Прибавление Ума», в России практически нет.

И вот скоро Храм в честь Божьей Матери «Прибавление Ума» появится в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Деньги на эту икону уже собраны школьниками автозаводского района Нижнего Новгорода.  Храм должен стать духовным и просветительским центром для всех жителей Нижнего Новгорода.

Источник: http://pribavlenie-uma.ru/ikona-bozhiej-materi-pribavlenie-uma/

Икона Божией Матери Прибавление ума

Перед сдачей важных экзаменов люди обращаются за помощью ко Господу и Божией Матери. Для многих это первое посещение храма или даже первая молитва. Каждый понимает, что, сколько бы ни готовился, всегда существует элемент случайности, который может свести на нет многие усилия.

Психологи советуют перед экзаменом иметь уверенность в своих силах. Вот почему даже они поощряют обращение к различным талисманчикам, счастливым ручкам, прохождению в пятый турникет в метро, аффирмациям и так далее — главное, быть спокойным и верить в лучшее.

Молитва же — наиболее правильное средство. Ведь это не только самоуспокоение, но и обращение к Богу и Его святым, понимание, что все события жизни человека — в руках Божьих и вы доверяете Ему, Помощнику всем людям.

Любая молитва — это разговор верующей души с Господом, Его Матерью и святыми. Молитва — средство лечения сердечных ран, тревог и болезней. Словами молитвы вы даете Господу возможность Своей волей помогать вам, впускаете заботу Божию и Богородицы в свою жизнь. Вы можете просить Пресвятую Богородицу о любом добром, нужном вам деле.

Молиться можно в любое время суток. Православная Церковь определила слова молитв утренних и вечерних молитв для христиан — при чтении по молитвослову они занимают около 10 минут.

Среди этих молитв есть обращения к Богородице. Вы можете дополнять их или молиться днем, обращаясь Божией Матери своими словами или молитвами, приведенными на нашем сайте.

Важно не просто произносить слова, а молиться с искренней верой, от души.

    • Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона «Прибавление ума» — или приобрести ее для домашней молитвы.
    • Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.
    • После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз.
    • Читайте молитву со вниманием, пребывайте в общении с Богородицей, обращайтесь к Ней, как к живой. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

Молитву перед иконой Божией Матери «Прибавление ума» можно читать онлайн на русском языке:

«О Пресвятая Дева! Ты – Непорочная Невеста Бога Отца и Мать Божественного Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, Обличительница грешников, Карающая богоотступников. Помилуй и нас, тяжкие грехи совершивших, не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и монашества, многие обещания, которые клялись исполнять.

Когда Дух Святой ушел от царя Саула, то страх и уныние напали на него, тоска и уныние души мучили его. Сейчас и мы из-за грехов наших остались без благодати Духа Святого. Разум наш испортился суетой, о Боге мы забыли и омрачили эти души наши, а теперь притесняют наше сердце печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и многие иные грехи.

Не имея радости и утешения, просим Тебя, Мать Бога нашего Иисуса Христа, попроси Ты Сына Твоего простить нам беззакония наши и ниспослать к нам Духа Своего, Утешителя доброго, как послал Он Его на апостолов, чтобы утешенные Тобой и просвещенные Духом Святым Тебе благодарственную песнь вознесли мы: радуйся, Богородица, Царица наша Небесная, ради нашего спасения прибавляющая нам ума. Аминь».

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-bozhiej-materi-pribavlenie-uma.html

«Прибавление ума»: чем уникальная эта икона

Этот образ с уникальной историей, загадочной иконографией пользуется в народе пламенной любовью. Главные особенности иконы «Прибавление ума».

Апостол Лука

Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз.

Врач, один из учеников Христа, помощник апостола Павла, евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери — например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери.

Того самого прообраза иконы «Прибавления ума».

Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой; тем не менее для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лорето

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность.

Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето.

С этих пор Лорето стал центром паломничеств — в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь.

Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием.

Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество.

Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада.

В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы.

Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

Сумасшедший иконописец

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу.

Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума.

Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам.

Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку — за умом.

Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Загадки иконографии

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением.

Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери.

Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии — Премудрости Божией.

Почитание

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца.

Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса.

Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/103261-pribavlenie-uma-chem-unikalnaya-yeta.html

Сказание об иконе Божией Матери «Прибавление ума» и иконография образа

Сказание об иконе Божией Матери «Прибавление ума».

В начале ХХ века этнограф и археограф А. Титов сохранил для потомков старинное сказание, объясняющее происхождение иконы «Прибавление ума».

Ученый привел его в своем труде со слов настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского, к которому он обращался по поводу находящейся в этой церкви древней чудотворной иконы  Пресвятой Богородицы «Прибавление ума».

«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление», — рассказал отец протоиерей, — «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек.

Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума.

Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров.

Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог.

Читайте также:  Молитвы парфения киевского: тексты молитв

Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума».

Иконография образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»

Иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII – XIX векам.

На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Особенностью иконы являются необычные одеяния.

Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик красного цвета, он богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала.

С обеих сторон подлетают к Пречистой с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Богородицы и Божественного Младенца — три Серафима, у Их подножия — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

А.Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Н. Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века.

В Лорето находится Святой домик, или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками.

Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем сходно с нашей иконой «Прибавление ума», что указывает на ее западное происхождение, только переделана на «московский манер»».

Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком.

Далматик — это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье.

Вплоть до XI века далматик был белым, затем стали допускаться другие цвета, а иногда встречался даже многоцветный; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготовлялся из льна, шерсти или шелка.

Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна итальянским скульптором в XIII – XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году.

На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания ей большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти.

Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.

Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой картонную иконку «Прибавление ума», только под итальянским образком добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

О Лоретской иконе Богородицы.

Учеными сегодня неопровержимо доказано, что Святой Дом в Лорето воздвигнут из камней Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в котором Она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины.

Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собой пещеру, или грот, выдолбленный в скале,— ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале.

С 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, сделали попытку проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.

Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма.

Рассказы возвращающихся паломников о печальной участи святых мест Палестины возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца XIII столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами.

Поначалу успех был на стороне крестоносцев. Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году Иерусалим был навсегда потерян для них.

За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу.

В те годы среди христиан особенно распространилась идея перенесения православных святынь Востока на Запад: христиане боялись их поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии.

  В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь — порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут.

По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома.

Далмация, область Иллирии, являющейся исторической территорией современной Хорватии, расположена в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря.

При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель Христовой веры император Диоклетиан был далматинец родом.

У нас нет достоверных сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкопу, а затем в Лорето.

Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем.

Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих.

К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.

Первое дошедшее до нас сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465 – 1472 гг.

Согласно этому свидетельству, некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль».

Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.

Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семи Ангелов — властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425 – 1440 гг.

), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья и терм Клюни, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает уяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов.

В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века,— в центре стоит скульптура с ангелами, несущими Святой Дом на руках.

Конечно, по прибытии в Лорето Святой Дом был воспроизведен заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.

Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами.

Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV – XVI веках.

Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из самых почитаемых мест, привлекавшим множество паломников.

Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето, подтвердили как наличие остатков сооруженной в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента.

Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древней дороге; Дом Святого Семейства в Назарете восточной своей стороной был открыт в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой в Назарете показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга.

Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа.

Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.

Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их — драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет.

Появление на Руси Лоретской иконы Божией Матери

На Руси Лоретская икона получила новое название — «Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне.

Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». А. А. Титов приводит текст самого лучшего, согласно исследованию историка и археографа А. И.

Кирпичникова, списка с этой повести — рукописи первой половины XVI века, хранившейся в библиотеке Московской Духовной Академии. Список оказался современным самому сказанию, что подтверждается припиской в конце рукописи: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова).

Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Сношения Великого князя Василия III с папами начались в 1503 году. (Брак его отца Иоанна III с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы.

) Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту — сан патриарха.

В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с Великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров.

В качестве одного из основных доводов в пользу унии католики использовали наличие общехристианских святынь: их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древний храм.

К восприятию святыни послы были вполне подготовлены: они знали, что многие святыни Палестины погибли или были вывезены «от безбожных варваров турок». Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий.

Со слов служителей храма они записали чудесную историю о Святом Доме и священном изваянии Богоматери; так это предание попало на Русь и распространилось в многочисленных списках. Самый полный из них, упомянутый выше, предлагаем вниманию читателей.

Источник: http://pribavlenie-uma.prihod.ru/2016/03/18/skazanie-ob-ikone-bozhiej-materi-pribavlenie-uma-i-ikonografiya-obraza/

Ссылка на основную публикацию