Византийские иконы: символика, образы

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК на тему «Иконопись. Византийская и русская школы»

Византийские иконы: символика, образы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Иконы. Византийская и Русская школы

2 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Византия славилась непревзойденными мозаиками, перегородчатыми эмалями, замечательной живописью и многим другим. Живопись являлась ведущим видом изобразительного искусства Византии. Художники прославились созданием иконописного канона, имеющее большое значение в средневековой культуре.

3 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Термин «икона» с греч. «эйкон»-образ. По преданию первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы. Долгое время в Византийском искусстве лидирующие позиции занимала мозаика и фреска.

Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве. Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).

4 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения. Образы становились знаками, символами.

Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема.

Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность.

5 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Исключительное значение на иконе придавалось лику; тело изображалось как почти невесомая величина, скрывающаяся за тончайшими складками одеяний. Византийский художник не работал с натуры, его интересовала иная, высшая реальность.

6 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Происхождение икон принято связывать с фаюмскими портретами. Еще в IV веке до н.э. в Египте на лицо умершего прикрепляли табличку с его изображением. Особенностями этих «портретов» были подгрудная, реже поясная композиция, изображения в фас, выполнение энкаустикой или темперой (краской на яичной основе). По месту первых находок египетских табличек их стали называть фаюмскими портретами.

7 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины на Синае. Их совсем мало. они отличаются энкаустической техникой. Широкой живописной манерой, объемной, пластической лепкой форм.

8 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения спасителей с благословляющей рукой и евангелием.

9 слайд Византийские иконы: символика, образы Описание слайда:

Владимирская икона Божьей Матери Главной святыней собора долгое время была Владимирская икона Божьей Матери, копия той самой иконы, которая, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой. В 5 веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в 12 веке прислана в Киев князю Юрию Долгорукому

10 слайд Описание слайда:

Легенда Существует легенда о том, что сыну князя Андрею Боголюбскому явилась во сне Богородица и велела отвезти икону во Владимир. По приказу князя во Владимире был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы, куда икона, украшенная драгоценными камнями, была с почестями перенесена. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Позднее она была перевезена в московский Успенский собор и, по мнению верующих, не раз спасала Русь от иноземных захватчиков, в частности от Тамерлана, который будто бы увидел в 1395 году сон, в котором во главе русского воинства шла Богоматерь, защитница христиан.

Испугавшись столь грозной и могущественной покровительницы, Тамерлан приказал отступать, и русская земля была спасена.

11 слайд Описание слайда:

Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде. Большой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов. .

12 слайд Описание слайда:

Русское государство в царствование Иоанна Грозного в середине XVI века, уподобляя Москву Константинополю, предание о легендарной покровительнице византийской столицы иконе Одигитрии «письма евангелиста Луки» переносится на икону Богоматери «Владимирская», покровительницу Московского государства.

13 слайд Описание слайда:

Русская школа иконописи

14 слайд Описание слайда:

. Конец XIV — начало XVI в. Взлет иконописного искусства в Древней Руси. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий — великие иконописцы того времени Феофан Грек (около 1340 – после 1405 г. г.) — византийский иконописец, мастер монументальных фресок. Прибыл в Новгород в 70-е годы 14 века .

Был воплощением византийской культуры: с одной стороны, воспевание земной красоты как Божественного творения, с другой, устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. В XIV — начало XV в. жил на Руси монах, гениальный живописец, Андрей Рублёв (около 1360 – 1430) .

Он заложил основу московской художественной школы, характеризующейся глубокой человечностью. Его традиции в конце XV века продолжил Дионисий (около 1440 года — 1503 года). Лики его святых — это образы `ангелов среди людей и `человеков среди ангелов'.

Для Дионисия человеческая жизнь- это путь духовного совершенствования, или `сооружения души'.

15 слайд Описание слайда:

Феофан Грек. Икона «Богоматерь». 1392 г. Андрей Рублёв. Богоматерь .1408

16 слайд Описание слайда:

Феофан Грек. Икона «Богоматерь». 1392 г. Андрей Рублёв. Богоматерь 1408.

17 слайд Описание слайда:

Феофан Грек- Андрей Рублёв

18 слайд Описание слайда:

Рублёв «Троица» (1420-е) Левый ангел, символ Бога Отца. Дом – его творящая воля. Ангел в центре символизирует Христа. Дуб мамврийский как древо жизни — напоминание о смерти Спасителя и Его воскресении. Третья ипостасия Троицы — Дух Святой гора — символ духовного восхождения. чаша – символ страдания Христа. Ценральный ангел благослаляет чашу- жертвы, принесённой им ради людей

19 слайд Описание слайда:

Дионисий. Григорий Богослов (ок. 1502, Санкт-Петербург, Русский музей) Образ несгибаемого духа Святитель Григорий Богослов  Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская Московская школа 1408 г.

20 слайд Описание слайда:

Проверь себя: 1.С какого языка пришел термин «икона» ? 2. Как он переводится? 3. Как можно охарактеризовать содержание икон? 4. С какой целью создавались иконы? Как это можно объяснить эстетикой эпохи Средневековья. 5. Перечислите имена иконописцев Византийской школы. 6.

В чем проявились особенности стиля Византийской школы иконописи? 7. Перечислите имена иконописцев Русской школы. 8. В чем проявились особенности стиля Русской школы иконописи? 9. Что, на твой взгляд, послужило причиной «своего» прочтения канонов Византийской традиции иконописи. 10.

Имеет ли место, на твой взгляд, в современном искусстве иконопись, почему?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-na-temu-ikonopis-vizantiyskaya-i-russkaya-shkoli-460688.html

Византийские иконы — описания святых образов

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве.

Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.

История византийских икон

Широкое распространение иконопочитания в Византии засвидетельствовано уже многими литературными памятниками 7-го века.

«Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, – писал один из авторов той эпохи Леонтий Иерапольский, – чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать.

… И как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но находящимся в них словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа.

Не естеству дерева и красок … но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться Ему…»

Византийские иконы: символика, образы

Византийская иконография — это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой.

В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме.

Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации.

Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица.

К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.

Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено.

В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет.

Читайте также:  Можно ли употреблять алкоголь православным?

Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга.

Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению.

Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Византийские иконы: символика, образы

Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового похода западные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватили Константинополь.

«Золотой век» византийской иконы завершился. Позднее православная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурных достижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы за пределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкого нашествия…

Послеиконоборческий период

Послеиконоборческий период стал временем расцвета византийской иконописи. Именно в этот период икона, написанная красками на доске, получает широкое распространение, становится неотъемлемой частью храмового интерьера.

Доски для иконы изготовляются главным образом из кедра и кипариса. Иконы бывают разных размеров и разной формы. Как правило, в иконе вырезается ковчег — поле глубиной до ю мм, повторяющее форму доски. Основное изображение помещается внутрь ковчега, а поля иконы либо остаются свободными, либо на них помещаются дополнительные изображения.

Важную роль в византийской иконописи послеиконоборческого периода играет золото. Многие иконы написаны на золотом фоне. Материалом для этого фона являются тонкие листы сусального золота, накладываемые на клей поверх левкаса и затем тщательно разглаживаемые. Золото используется также для отделки различных элементов одежды.

Византийские иконы: символика, образы

В этом случае рисунок наносится на икону при помощи чесночного сока, обладающего свойствами клея; затем на поверхность кладется лист сусального золота, который прилипает к поверхности иконы в тех местах, где чесночным соком был сделан рисунок; далее ненужные части золотого листа счищаются с поверхности.

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты.

Византийские иконы: символика, образы

Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

Появление житийских образов

В самом начала 13 века центр Византии – Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых.

Византийские иконы: символика, образы

До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон.

Византийские иконы: символика, образы

Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Византийские иконы: символика, образы

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей.

Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния.

Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Византийские иконы: символика, образы

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев.

Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении.

Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Источник: https://iconopisanie.ru/ikony/vizantijskie

язык символов православной византийской иконы | Православные

�кона является живописным, мозаичным или даже рельефным изображением Божьей Матери, Господа �исуса Христа и всех святых, также на иконах изображаются события из Церковной или Священной истории. Мы решили рассказать, какая она Символика византийской иконы.

Самые первые иконы были написаны задолго до возникновения Византийской империи, которая образовалась в четвертом веке.

РџРѕ Преданию, первые РёРєРѕРЅС‹ создал евангелист Лука ещё РґРѕ Рождества Христова – РІ первом веке.

Ученые утверждают, что только во втором весе был зарожден культ икон. Так кто прав?

Сохранившиеся древние византийские иконы из шестого века.

�конописные письменные каноны, являются совокупностью определенных принципов по писанию молельных икон, которые зафиксированы были немного позднее.

Само создание канонов непосредственно связано с преодолением иконоборческого кризиса.

�конопись Византии была широкого распространения, что было засвидетельствовано большим количеством памятников седьмого века.

Но в обыденности иконопочитание часто опускали до уровня примитивного магизма, суеверия и идолопоклонства. �з-за протеста против иконопочитаний в извращенной форме, часть монашества и иерархов начали отрицать саму идею иконы. Символика иконы

�кона: символ и значение

С точки зрения символичности образа иконопись является одним из самых сложных языков, известных мировой художественной культуре.

Читайте также:  Правда ли, что люди болеют в наказание за свои грехи?

Метафоры, ассоциации, различные значения формы, композиции, палитры – символика буквально наполняет изображение, где мельчайшая деталь имеет свое и, зачастую, очень большое значение.

Р’ каком-то смысле, православная РёРєРѕРЅР° — это РєРѕРґ, Рё РєРѕРґ намного более сложный, чем может показаться РЅР° первый взгляд.

Посмотрите иконы Божьей Матери. написанные в нашей иконописной мастерской.

Любой элемент, включенный иконописцем в живописный образ, несет определенную смысловую нагрузку.

Так, крест символизирует мученичество, РєРѕРїСЊРµ РІ руках святого – победу над темными силами, Р° указующий перст, традиционно изображаемый РІ правом верхнем углу, означает Божественный промысел. Лестница, изображение которой можно увидеть РЅР° некоторых старинных иконах, символизирует РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ возвышение Рё стремление Рє Богу, Р° пещера является аллегорией преисподней. Отдельную категорию составляют те знаки, которые уже вышли РёР· употребления, однако, встречаются РЅР° некоторых самых древних иконах. Среди РЅРёС… можно отметить лозу Рё РіСЂРѕР·РґСЊСЏ винограда — распространенные некогда символы церкви Рё евхаристии.

Посмотрите иконы Христа от наших иконописцев.

Некоторые символы не имеют своего собственного толкования, а выступают в качестве индексов, которые позволяют определить статус того, кто изображен на иконе.

В первую очередь, это относится к одеяниям, которые являются важным иерархическим знаком.

Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ (приволока) – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество.

При этом значение имеет не только сам тип одеяния, но также и цвет, и даже характер складок. Нередко можно встретить символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы.

Так, преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь. Целитель и великомученик Пантелеимон традиционно изображается с коробочкой лекарств, святой Андрей Рублев – с иконой Троицы, а Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.

Метафорический язык иконописи сложен и охватывает не только объект, но также и композиционный строй, и технику изображения.

Цвета, пространственное построение, объем и перспектива – каждый элемент иконы имеет собственное символическое значение.

�стоки этого языка лежат в византийской традиции, в русле которой произошло зарождение русской иконописной школы.

На протяжении множества веков художники тщательно придерживались принципов традиционной иконописи, сохранив их вплоть до наших дней. Одним из них является символика цветов.

Посредством разнообразных оттенков, каждый из которых имеет свое собственное значение, художник получает возможность усилить содержательность образа, сказав чуть больше, чем позволяют сделать средства живописи.

Особое место в иконописи занимает золотой цвет. Символ божественного света, святости, Небесного царства, он используется мастерами со времен крещения Руси.

Во все времена были широко распространены иконы, написанные по золотому фону, который олицетворяет собой небесный, горний мир.

Украшенные золотом нимбы и одеяния святых символизируют святость и чистоту, а тонко положенные блики и золотые пробела придают образу особую торжественность.

Яркий насыщенный желтый цвет несет такое же позитивное значение, как золотой, однако бледно-желтый, напротив, символизирует измену и скупость. В этом значении желтый – цвет �уды �скариота.

Смотрите иконы святых. найдите икону своего небесного покровителя.

Белый — РІ православной иконологии — цвет праведников. РћРЅ символизирует святость, чистоту Рё невинность души.

Традиционно им писали одеяния святых, а также крылья ангелов и пелена детей. На многих иконах, посвященных Воскресению Христа, Спаситель изображается именно в белых одеяниях.

Близкое значение несет серебряный цвет, который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия. Последнее основано на словах псалма 11.

7: «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».

Другой распространенный цвет, пришедший в русскую иконопись из Византии – багряный, или пурпур. Цвет императора, владыки, он символизирует царственность и величие.

В русской иконописи пурпурным традиционно писали одеяния святых царей и князей. В этом же значении он иногда используется как символ Бога Отца.

Кроме того, нередко можно встретить иконы на пурпурном фоне, что, в частности, характерно для образов Христа Пантократора.

С другой стороны, пурпурный цвет имеет и еще одно значение, которое восходит к образам угрозы и огня. Поэтому багряные тона нередко используются в сценах Страшного суда.

Такое же двоякое значение имеет и красный цвет, который широко распространен в православной иконописи.

С одной стороны, он является символом любви, живительной энергии и Воскресения, но, в то же время, означает жертву Христа, мучения и кровь.

В иконописи красные одеяния являются неизменным атрибутом святых мучеников. �ногда этим цветом пишут крылья архангелов-серафимов.

В редких случаях можно встретить иконы, написанные по красному фону, который символизирует Воскресение и торжество вечной жизни.

Голубой цвет является символом небес, иного, вечного мира, а также целомудрия и душевной чистоты. Голубым традиционно пишут одеяния Богоматери как Приснодевы.

Синий цвет символизирует тайну, откровение, мудрость и божественную непостижимость. Это – цвет апостольских одеяний. Зеленый, цвет весны, означает победу жизни над смертью и вечную жизнь.

Он символизирует Христа как жизнедавца и крест как древо жизни и часто используется в сценах Рождества.

Коричневый цвет напоминает о бренности конечной человеческой природы, а черный используется как символ зла и смерти. Нужно отметить, что есть и такие цвета, которые принципиально не используются в иконописи.

Один из них – серый. На языке символов этот цвет представляет собой смешение добра и зла, порождая двусмысленность, неясности и пустоту – понятия, недопустимые в православной иконописи.

Символика иконы – глубокое и многогранное понятие, однако, в ее основе лежит система строгих правил и ограничений.

Уже на ранних стадиях развития христианства церковь предпринимала первые попытки регламентировать деятельность художников-иконописцев.

В стремлении оградить священные изображения от «авторского видения» и разночтений, равно как и от ересей, она составила свод изобразительных канонов, несоблюдение которых могло повлечь для авторов и почитателей «неправильных» икон самые неблагоприятные последствия. Так, уже в начале VII века католическая церковь приняла закон, запрещающий любое аллегорическое изображение Христа. Согласно этому канону, Спаситель может быть изображен лишь в своем собственном благочестивом лике, а не в образе агнца, пастуха и как-нибудь иначе.

Подобные процессы проходили и на Руси.

С древнейших времен церковь не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника, требуя строгого соблюдения иконографических канонов как в характере, так и в сюжетной линии изображения. Так, со времен Большого московского собора 1666-1667 годов оказались под запретом любые изображения Бога Отца. Другой пример – изображение «Всевидящее око», распространившееся на волне масонского движения XIX века. Данный образ хотя и допускает христианское толкование, не каноничен и осуждается официальной церковью. Другой распространенный символ, изображение которого можно найти как в древнерусских, так и в более поздних иконах – голубь, как олицетворение Святого Духа. По большому счету, этот символ также не каноничен, как и масонский треугольник (в православной традиции – олицетворение Троицы), однако, отношение к нему более мягкое, и в некоторых контекстах данное изображение допустимо.

Богатство символического языка иконы – не самоцель, а следствие ее природы, которая заключается не в «чистом искусстве», но в исторической духовной, образовательной и, в некотором смысле, социальной функции. Поэтому икона представляет собой не столько изображение, сколько «текст», предельно насыщенный образами и значениями. Как и любой другой текст, он имеет свои синтаксис и пунктуацию, свои «слова» и правила их употребления. «Читать» икону может быть весьма непросто, однако, скрытые значения несут порой гораздо больше информации, чем сам художественный образ.

Комментарии: 3

Источник: http://www.tsurganov.info/pravoslavnye/jazyk-simvolov-pravoslavnoj-vizantijskoj-ikony.html

Русская икона — символы, каноны, жанры, сюжеты

Икона как слово имеет греческое происхождение и обозначает в прямом переводе – «образ». Местом рождения иконы считается Византия, именно оттуда этот «образ» попал и  на Русь.

Интересно, что в раннехристианской традиции не было правила создавать рукотворные изображения Всевышнего.

Это объяснялось одной из заповедей Ветхого завета, запрещающей «делать кумира», а также прямой связью таких изображений с языческими поклонениями.

Первые апологеты христианства полностью отрицали всякую возможность отображать Бога, эта традиция до сих пор осталась в иных авраамических религиях (исламе, иудаизме).

Меж тем, в этих условиях допустимым считалось использовать соответствующие символы, «напоминающие» верующим об основных идеях и образах христианства, которые, впрочем, оставались лишь им  и понятными. Так, в катакомбах, служивших первые христианам «храмами», стены украшались особенными изображениями, среди которых присутствовали, например, символы:

  • Корзины с хлебами, что стоят на рыбе — символ чуда  умножения хлебов и  накормления тысячи людей 5-ю хлебами и двумя рыбами
  • Виноградной лозы – как господнего насаждения
  • Голубя, корабля и т.д.
Читайте также:  Поздравления со сретением господним в стихах: красивые пожелания

Постепенно начинают появляться и изображения Бога как антропоморфного (т.е. человекоподобного) образа.

Вместе с ними возникает и обостряется интеллектуальный спор и борьба, получившие название процесса столкновения иконопочитателей и иконоборцев.

Исторически это период 8-9 вв, когда запрет почитания икон был оформлен вначале светской властью (византийский император Лев III), а затем и церковной (Собор 754г).

В итоге этой борьбы иконопочитание было разрешено также официально властью Собора 843 года. Сделано  это было не «на пустом месте», к тому времени богословы Византии сумели разработать целую стройную систему, которая вошла в соответствующую теорию иконы. В числе этих титанов мысли – Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, являющиеся ныне «отцами церкви».

  • Теория  христианской иконы
  • Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.
  • Образы имели свою иерархию:
  • Бог – это первообраз
  • Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
  • Человек – третий вид

Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция.

В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое.

То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.

  1. Сам Бог-Отец  у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.
  2. Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.
  3. Канон христианской иконы

Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы. Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам», т.е.

канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет, аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех верующих.

Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.

В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений.   Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».

Распространялся иконографический канон на следующие элементы:

Сюжет и композиция изображения на иконе

Сюжетно икона соответствовала Писанию, выбор содержательного элемента оставался за церковью. Для воплощения того или иного заказа у иконописца имелись образцы, прорези и так называемые «Толковые подлинники», в которых все изображение уже было представлено и задано. Именно по этим сюжетно-композиционным  «стандартам» верующие и узнавали икону и могли различать их по существу.

Интересно, что на Руси уже с 12 века византийский канон начинает претерпевать национальную «модернизацию», когда устойчивые типы иконографии «видоизменяются» или даже появляются новые собственные, обусловленные местными традициями. Так возник канон Богородичного Покрова, например, или иконы с образами святых определенной местности.

Фигура на иконе

Канонически изображение фигуры тоже строго «регламентировалось». Так, основная (или семантически главная) фигура должна была быть расположена фронтально, т.е. лицом к верующему. Она давалась неподвижно и крупно. Такая фигура была «центром» иконы. Менее значимые фигуры в данном сюжете представлялись в профиль, их характеризовало движение, сложная поза и т.д.

Если на иконе присутствовал человек, то он изображался вытянутой фигурой с акцентом на голове. Если это было лицо человека, то в нем выделялась верхняя часть лица с акцентом глаз, лба. Таким способом подчеркивалось преобладание духовного над чувственным. В контраст —  рот человека рисовался бесплотным, нос тонким, подбородок маленьким.

  В изображениях святых рядом с лицом писалось их имя.

Цвет в русской иконографии

Символика цвета  в изображениях икон также строго канонична. Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.

Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д. На русской иконе золото заменят красками,  а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.

Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе, где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни.

  • Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности; его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.
  • Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти,  ада;  в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.
  • Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому.

Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.

Пространство в иконе

Расположение фигур и построение самого пространства изображения – это ещё одна важная составляющая канона.  Мы знаем на сегодняшний день о трех имеющихся в искусстве типах плоскостного отображения пространства. Это перспективы:

  • прямая (пространство концентрическое). Характерно для периода Возрождения, выражает активную позицию и точку зрения художника
  • параллельная (пространство статическое). Изображение располагается вдоль полотна, характерно для восточного искусства и Древней Греции
  • обратная (пространство эксцентрическое). Выбрана в качестве канонической для иконописи

Эта перспектива отображала суть догматических положений, когда икона понималась не окном в реальный мир, как картина Ренессанса, а способом «проявления» мира горнего. Здесь не художник  смотрит на изображаемое им, а персонаж иконы на верующего. Само же пространство в нем – символично:

  • холм может отображать гору,
  • кустик – целый лес,
  • луковицы церквей – целый город.
  1. Икона таким образом может иметь вертикаль, которая соединяет землю и небо; так в нижней части изображения дается подвижное, изменчивое, человеческое, а в верхней – вечность, небесный мир.
  2. Жанры русской иконописи
  3. Содержательно иконопись была оформлена Собором 1554 года, когда ее виды были определены как:
  • Бытейское письмо
  • Притчи
  • Честные иконы (этот «раздел» появится в иконописи немногим позже)

Исходя из этих определений формируются и жанровые особенности, среди которых наиболее существенными становятся:

Историко-легендарные

Т.е. основанные на бытейском письме и воспроизводящие сюжеты событий из Священной истории.

Этому жанру русской иконописи свойственны: повествовательность (« церковная азбука» для неграмотных верующих), многодетальность, жизненность и подвижность.

Символико-догматические

Т.е. основанные на «притчах».

Для них характерны: строгость композиции, жесткость привязки к догматике, абстрактность фигур, практически бессюжетность. Главный акцент – символизм и канонические смысловые элементы. Пример – «Оранта», «Евхаристия», «Троица».

Персональные или «честные»

Т.е. написанные в честь определенного персонажа – святого, апостола.

Особенностями этого жанра иконописи есть фронтальность лика и фигуры, абстрактность фона. Само изображение может быть поясным или в полный рост, может присутствовать и житие святого (лик окаймлён фрагментами (клеймами) с сюжетным содержанием из его жизни).

Жанр Богородичного цикла

Это особенный жанр русской иконописи, в котором сливаются в единое целое все три перечисленные выше жанровые элементы. Лики Божией Матери с Младенцем повествуют как об определенных исторических событиях, так и утверждают конкретные христианские догматы (боговоплощение, спасение, жертва) и несут огромную символическую нагрузку.

Богородичная иконопись на Руси – это один из самых почитаемых и любимых жанров. Иконография Пречистой Девы имеет несколько собственных типов изображения, о которых мы расскажем отдельно. В отдельном тексте мы рассмотрим и историю русской иконописи, и её школы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/pravoslavniy-ugolok/russkaya-ikona-simvolyi-kanonyi-zhanryi-syuzhetyi

Ссылка на основную публикацию