Старинные иконы: виды и значение икон

Икона с давних времен считалась замечательным подарком близкому человеку. Сегодня мы наблюдаем возрождение этой традиции. Давайте же разберемся, какие бывают иконы, чем они отличаются, по каким случаям принято дарить иконы и как выбрать такой подарок?

За что ценятся рукописные иконы?

Рукописные (иначе писаные) иконы ценятся за мастерство изготовления и индивидуальную ручную работу. Сначала иконописец создает рисунок на бумаге, а потом переносит его на доску из особых пород дерева.

Традиционно иконные доски изготавливали из ольхи, липы, кипариса, хвойных пород: сосны, ели, лиственницы, в южных районах – из бука. В наше время наибольшей популярностью пользуется липа, поскольку древесина у нее мягкая и легкая, и не деформируется со временем.

Доску покрывают особым грунтовым слоем – левкасом, который представляет собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею. На этот слой иконописец тонкой кисточкой наносит рисунок и только потом приступает к прописыванию всех элементов темперными красками. Чем больше фигур в композиции иконы, тем более трудоемкий процесс представляет собой ее роспись.

Старинные иконы: виды и значение икон

Старинные иконы: виды и значение икон

Канонические и живописные иконы

Рукописные иконы могут различаться по стилю письма. Они могут быть написаны в каноническом или живописном стиле.

Каноническим  является стиль, в котором икона пишется  по определенным правилам иконописи, разработанным в древности. Именно такому письму издревле учились иконописцы.

Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира.

В этом стиле используется обратная перспектива, за счет которой создается ощущение, что пространство иконы расширяется, окружает зрителя и будто наплывает на него. Пишутся такие иконы традиционно темперой, изготовленной из натуральных пигментов.

Старинные иконы: виды и значение икон

В XVIII веке с Запада в Россию пришел живописный, или академический стиль иконописи и стал вытеснять каноническое письмо. Как ясно из названия, это более реалистичное письмо, которое создает конкретный образ, отражая внешние особенности. Такие изображения родственны картинам на религиозные темы. Для написания живописных икон зачастую используются масляные краски.

Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека.

Старинные иконы: виды и значение иконСтаринные иконы: виды и значение икон

Сейчас в России возрождаются иконописные традиции. На исторической базе воссоздаются центры иконописи  в таких старинных ремесленных поселках, как Палех и Мстера, а наряду с ними появляются и новые иконописные мастерские.

Работают иконописные факультеты при духовных академиях, в Свято-Тихоновском богословском университете и других богословских учебных заведениях, известны школы в Дубне и Курске.  

Старинные иконы: путешествие во времени  

Особую ценностью имеют старинные иконы, дошедшие до нашего времени в разной степени сохранности. Одни из них сохранились почти в изначальном виде, а некоторые проходят длительный процесс реставрации.

Среди дореволюционных икон бывают произведения разной степени мастерства: как искусно проработанные и изящно украшенные, так и очень простые народные, написанные без особых профессиональных навыков, но часто привлекающие какой-то особой трогательностью.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Нередко старинные иконы доходят до нас в латунных или серебряных ризах, которые не часто увидишь на современных иконах. Под ризами могут быть подокладные образы, на которых прописана только та часть, которая видна в проемах оклада – лики, кисти рук. Но можно встретить и полное письмо с искусно проработанными деталями.

Старинные иконы: виды и значение икон

  • Старинные иконы: виды и значение икон
  • Наряду с рукописными старинными иконами встречаются  и полиграфические, получившие распространение в XIX веке.
  • Ценность старинных икон заключается не только в искусности изображения, но еще и в связи с церковной историей, в возможности оказаться в едином духовном пространстве с людьми, которые молились перед этим образом сотни лет назад.

Как выбрать икону в подарок?

Икона – это подарок, который можно преподнести практически по любому поводу, но можно выделить несколько особых случаев.

Например, в день венчания жениха и невесту благословляют на брак иконами Спасителя и Божией Матери. По традиции чаще всего для венчания выбирают Казанскую или Владимирскую икону Божией Матери, однако возможны и другие варианты.

Старинные иконы: виды и значение икон

Старинные иконы: виды и значение икон

В последнее время стали популярны мерные иконы, которые дарят в честь рождения младенца или на крестины. Это икона, которая по высоте соответствует росту малыша при рождении. На ней изображается святой, в честь которого назван ребенок.

Икону тезоименного святого или Ангела Хранителя можно преподнести человеку на день рождения или на день Ангела. Она может быть любого размера, часто предпочтение отдают образам поменьше, которые могут подойти для домашнего иконостаса.

Существуют семейные иконы, на которых изображают несколько святых  – покровителей всех членов семьи. Поскольку каждый образ выписывается по отдельности, работа над такой иконой требует много времени и сил, но она будет хорошим подарком для большой семьи. 

Старинные иконы: виды и значение икон

При выборе иконы в подарок не существует каких-то особых правил. Прежде всего, стоит задуматься о том, какие потребности есть у человека, который ее получит.

Конкретный повод можно соотнести с каким-то праздничным сюжетом, можно отталкиваться от того, каких святых наиболее почитает одариваемый, какие иконы есть у него дома, а каких нет. Стоит учитывать личные предпочтения: кто-то любит канонические изображения, а кто-то – живописный стиль.

Обратить внимание можно и на декор: скань, резьба, посеребрение, позолота, орнамент. Выбор зависит исключительно от вкуса человека.

В любом случае икона, преподнесенная в подарок от чистого сердца, будет добрым подарком, который порадует верующего человека.

Большой выбор (более 700) писаных икон высокого качества, как современного письма, так и старинных, в ценовом интервале от 3000 рублей  до 300 000 рублей, вы всегда можете найти в магазине «Православное Слово».

Источник: https://foma.ru/pochemu-ikona-eto-horoshiy-podarok-178440.html

О видах икон

Старинные иконы: виды и значение иконИконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» — красивый угол.

Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили.

Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким.  И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества.

Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина.  Далее подробнее рассмотрим  виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских. 

  • Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.
  • По изображаемому сюжету — икона Спасителя, икона Богородицы, икона святого, икона праздника или события священного писания.
  • По композиции сюжета — оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.
  • По способу изготовления — печатная икона, рукописная икона, резная икона.  
  • Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного  исполнения — иконы в византийском/древнерусском стиле,  иконы в стиле московской/палехской/ярославской  школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.

По местонахождению —  храмовые иконы и домовые иконы. В группу домовых относят иконы принадлежащие частным лицам и находящиеся в их домах и квартирах. Домовые иконы принято в свою очередь делить на именные, семейные, венчальные, мерные.

Старинные иконы: виды и значение иконИменная икона — пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.

Старинные иконы: виды и значение иконСемейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для  молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.

На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.

Старинные иконы: виды и значение иконСтаринные иконы: виды и значение иконВенчальные иконы (венчальная пара) – композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.

Старинные иконы: виды и значение иконМерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.

 К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие  церковным  общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч. 

 Старинные иконы: виды и значение иконАналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или  же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название — «целовальная». В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.

Старинные иконы: виды и значение иконИконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма .  Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующий:

Местный ряд — самый нижний ряд иконостаса. По средине его располагаются Царские врата с иконами Благовещения  и четырех евангелистов. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева икона Богородицы.

Правее иконы Спасителя помещается икона праздника или святого в честь которого освящен храм или предел храма. На дьяконские двери обычно помещают иконы архангелов Гавриила и Михаила или иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, редко иконы других святых.

Читайте также:  Молитвы на сон грядущим: читать на русском языке

Остальные иконы в данном ряду могут быть любыми в соответствии с желанием заказчиков. По этому ряд и получил название местный. 

Праздничный ряд — второй с низу, в него помещают иконы сюжетно связанные с основными собитиями Евангльского повествования. В расширенных вариантах могут присутствовать иконы страстного цикла,  «Жены мироносицы», «Уверование Фомы», «Крестовоздвижение».

Деисусный — третий снизу ряд. В центре ряда всегда находиться икона Спасителя, чаще «Спас в силах» или «Спас на престоле».

Слева от иконы Спасителя располагается икона Богоматери, справа Иоанна Предтечи, далее архангел Михаил (влево), архангел Гавриил (вправо), апостолы Петр и Павел.

Далее могут быть иконы любых святителей, мучеников  и преподобных по желанию заказчиков. Все святые изображаются в три четверти оборота в сторону центральной иконы, молящимися Спасителю.

Пророческий — четвертый с низу ряд в котором помещаются иконы ветхозаветных пророков. В руках пророков, как правило, изображают свитки с цитатами их пророчеств. Центральной иконой ряда обычно помещается одна из двух икон — Богоматерь Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле. 

Праотеческий ряд — пятый с низу. В нем помещаются иконы ветхозаветных святых, предков по плоти Христа — Адама, Авеля, Авраама. В качестве центральной иконы ряда чаще в современных иконостасах выступает икона «Троица Ветхозаветная» изображающая явление трех ангелов Аврааму.

Старинные иконы: виды и значение икон Киотная икона — икона размещенная  в специальной раме называемой киотом. Киоты изготавливают как для установки на пол, так и для подвеса на стену. Очень часто киот выполняется застекленным, что во много раз повышает сохранность рукописной иконы, создавая необходимый микроклимат, сглаживая температурные и влажностные колебания.  В киоты помещают  иконы христианских праздников, чтимые образы Спасителя и Богородицы, различных святых. Перед такими иконами, как правило, устанавливают подсвечники куда прихожане ставят свечи. 

Источник: http://icon-stavros.ru/stati/96-naibolee-rasprostranennye-vidy-ikon

Символика иконы

Библиотека | Искусство

Символика иконы

Старинные иконы: виды и значение икон

  • Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре.
  • Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания:
  • — вывести сознание человека в мир духовный,
  • — изменить сознание,
  • — возбудить ощущение реальности идеального мира,
  • — помочь человеку найти свой путь преображения.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

  1. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
  2. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.
  3. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
  4. На иконах отсутствуют тени.
  5. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем.
  6. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней.
  7. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
  8. Каждый предмет в иконе — символ:
  9. Дуб – древо жизни.

Старинные иконы: виды и значение икон

Дом – символ домостроения, созидания.

Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Старинные иконы: виды и значение икон

  • Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
  • Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
  • Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.

Старинные иконы: виды и значение икон

  1. Юноша с трубой – ветер.
  2. Пеликан – символ чадолюбия.
  3. Золотой венец – символ духовной победы.

Старинные иконы: виды и значение икон

Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

  • Два-три дерева — символизируют лес.
  • Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
  • Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
  • Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:
  • Золотой крест, якорь и сердце — означают веру, надежду и любовь.
  • Книга – дух премудрости.
  • Золотой подсвечник – дух разума.
  • Евангелие – дух совета.
  • Семь золотых рогов – дух крепости.
  • Семь золотых звезд – дух ведения.
  • Громовые стрелы – дух страха Божия.
  • Лавровый венок – дух радости.
  • Голубь, держащий в клюве ветвь – дух милосердия.
  • На иконах могут быть изображены церковные таинства:
  • Сосуд с водой – таинство крещения.
  • Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.
  • Чаша и дискос – таинство причащения.
  • Два глаза – таинство покаяния (исповеди).
  • Рука благословляющая – таинство священства.
  • Рука, держащая руку – таинство венчания.
  • Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими.

Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение.

Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.

Цвет в иконе:

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога.

Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи.

Золотой цвет обозначал самого Бога.

Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.

Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось).

Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью.

Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов.

Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Серый — цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией.

Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор – одеяние, носимое на плечах, и синий или темно-синий хитон. Хитон – греческое название нижней одежды, платья, одежды вообще у древних народов.

Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий (плащ, накидка). И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба).

У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы.

Темно-красный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства.

Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована.

Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники.

Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень.

Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца — это «Свет», знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист — графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение.

  1. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон — это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир.
  2. Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан.
  3. Обратная перспектива

Старинные иконы: виды и значение икон

  • Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте.
  • В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью.
  • В иконописи это называется обратной перспективой.
  • Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний».
  • Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы.
  • Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь.
  • Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него.
  • Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.
  • Небо и земля в иконе
Читайте также:  Вечерние молитвы: читать вечернее правило молитвы

Старинные иконы: виды и значение икон

Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху.

«Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в.

«О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.

Круг в иконописи

Старинные иконы: виды и значение икон

Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Типы изображения Богородицы

Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта.

Старинные иконы: виды и значение икон

Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и монументальность.

Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия – путеводительница.

Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно Божество Иисуса Христа.

Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная нежность Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.

Использованы материалы: http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/7164886/

Источник: http://www.rgo-sib.ru/book/arts/54.htm

Виды икон

Венчальная пара.

Старинные иконы: виды и значение икон Старинные иконы: виды и значение икон
В числе наиболее распространенных икон, входящих в структуру любого домашнего иконостаса, встречаются парные изображения Богоматери
и Иисуса Христа, написанные на небольших деревянных досках. Это «венчальная пара» — традиционная композиция, которая преподносится молодоженам к обряду венчания и почитается в качестве наиболее ценных домашних святынь, символа крепкого брака, любви и домашнего очага.

Венчальная пара пишется на заказ и представляет подарок родителей, который преподносится молодым в день венчания. В процессе богослужения священник благословляет невесту иконой Божьей Матери, а жениха — иконой Иисуса Христа, которые те, выходя из храма,держат в руках.

Впоследствии образа помещаются рядом в домашнем иконостасе, символизируя единение семьи и напоминая о дне венчания.

Наиболее распространенное исполнение венчальной пары представлено в традиционных изводах Христа Вседержителя и Казанской Божией Матери, хотя нередко встречаются композиции с иконами Спаса на плате, Владимирской, Иверской Богоматери и в других вариантах.

 Лики венчальной пары пишутся в общей стилистике на деревянных досках в размер пядницы (20 на 24 сантиметра) или же аналойной иконы (31 на 27). На полях могут быть расположены изображения святых покровителей жениха и невесты, новозаветной Троицы или же сцены из евангельской истории.

Венчальная пара — это основа домашнего иконостаса, который впоследствии дополняется мерными (с рождением детей) и другими иконами. При этом, с точки зрения иконографии, венчальный образ не имеет каких либо характерных отличий. Лишенный пары,былое значение и превращается в обычную родовую икону, которая передается от одного поколения к другому как часть истории семьи.

Мерные иконы.

Старинные иконы: виды и значение икон

Мерная икона — образ святого, написанный на доске в мерку новорожденного младенца — входит в число древнейших православных традиций.Первые из дошедших до наших дней образцов датированы серединой XVI столетия. В те времена «родимый образ» был безусловной прерогативой дворянства и царской власти.

Сохранились иконы, написанные на рождение царевича Дмитрия и одной из сестер императора Петра I Софьи. Тогда мерные иконы были символом богоизбранности, залогом божественного заступничества и, в силу высокой стоимости, оставались недоступными для представителей низших сословий.

В последующие годы эта традиция была практически забыта, однако сегодня она переживает второе рождение.Подобно нательному кресту, мерная икона входит в число личных святынь, принадлежащих конкретному человеку и связанных с его жизнью и c судьбой.

Сама традиция написания образа в мерку младенца представляет идею отождествления ребенка со святым покровителем, имеющим то же имя, что и владелец иконы. С другой c стороны,мерная икона — это и ценный подарок, который преподносится на рождение нового человека и остается с ним на всю жизнь.Как правило, мерная икона пишется сразу же после рождения ребенка.

Размеры доски соответствуют росту и ширине плеч, которые измеряются на восьмой день после появления младенца на свет. Далее мастер-иконописец пишет образ святого, в честь которого при крещении нарекается имя. В ином случае изображается соименный святой или ангел-хранитель, который символизирует божественное покровительство и защиту.

Традиционно «родимый образ» представляет изображение святого в полный рост, однако, в целом, единого канона не существует. Известны многофигурные иконы с изображениями Богородицы, Спаса, святых покровителей родственников младенца или житийными сценами, которые размещаются на полях образа.

Мерная икона не связана непосредственно ни с одним из церковных таинств, хотя, зачастую, образ пишется ко дню Крещения ребенка. В этом случае священнослужитель может поместить ее на аналое или рядом с купелью. В дальнейшем икона вешается над кроваткой младенца и, впоследствии, занимает место в домашнем иконостасе.

Именные.

Старинные иконы: виды и значение икон

Издревле в православной традиции почитаются изображения соименных святых — именные иконы, которые пишутся для конкретного человека и относятся к категории личных святынь. Это наиболее распространенное и характерное направление русской иконописи, обладающее особыми стилистическими и символическими чертами.

Именная икона представляет собой изображение тезоименного святого, именем которого человек нарекается при крещении, или же соименного святого, который особенно почитается в данной конкретной семье. Образ небесного покровителя символизирует связь человека с Богом, и, для владельца иконы, он обладает особым смыслом.

Иконы соименных святых существуют во множестве видов и форм исполнения, которые определяются назначением или традицией. Мерные именные иконы пишутся на доске в рост младенца и создаются ко дню крещения. Походные отличаются небольшими размерами и могут быть выполнены в непривычных техниках, таких, как чеканка или резьба по дереву.

Известны высокие «ростовые» изображения святых, подобных серии икон, принадлежавших членам семьи Романовых и хранящихся ныне в иконостасе Архангельского собора в Москве. Широко распространены также небольшие домовые именные иконы, которые традиционно составляют основу любого домашнего иконостаса.

Иконография именных икон чрезвычайно разнообразна, при этом каждый святой пишется в соответствии с частным каноном. Ростовые изображения наиболее характерны для мерных икон, в иных случаях фигура святого пишется по пояс или по грудь.

В ряде случаев именные иконы представляют многофигурные композиции с изображениями небесных сил, Богородицы и Христа, а также праздники и сцены из библейской истории.

Семейные.

История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным событием, местом и человеком. Первое характерно для храмовых образов, когда иерархия, положение и степень участия в богослужении определяет иконографию и стилистику икон, которые делятся на аналойные (целовальные), киотные, иконостасные и выносные. Что касается домовых икон, то здесь каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.В подавляющем большинстве, домовые иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка, венчальные — к обручению, обетные — по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды. Исключение составляют семейные образы, на которых изображаются святые покровители дома, а также, нередко, и сами члены семьи, что наиболее характерно для старых икон, принадлежавших дворянству и представителям царского рода. Нередко семейные иконы несут изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома.Наряду с мерными и семейными, широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.

Обетная икона.

Обетная икона пишется по особому обещанию или в память о значимом, важном событии. Нредко это копии с исцеляющих и чудотворных икон или изображения святых покровителей и заступников. Обетные иконы создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней,которые угрожали родным и близким.

В ином случае, образ свидетельствует о каком-то значительном деле, о достижении благополучия и успеха или же представляет прошение заказчика о милости и божественном покровительстве. Известны обетные лики, созданные на средства знаменитых правителей и полководцев.

Читайте также:  Икона «церковь воинствующая»: описание

Среди них наиболее почитаема икона Божьей матери Боголюбской, написанная по заказу великого князя Андрея в период консолидации государства в XII веке.С точки зрения стилистики храмовые и домовые иконы не имеют принципиальных различий, за исключением того, что храмовый образ, как правило, несколько больше и более богато украшен.

Немало венчальных, семейных и мерных икон, пожертвованных приходам, заняли свое место в иконостасах церквей и соборов.

Источник: http://icon.cerkov.ru/vidy-ikon/

Виды икон и их классификация

Старинные иконы: виды и значение икон

На протяжении тысячелетий икона сопровождала верующего человека на его жизненном пути. Сегодня некоторые иконы признаются уникальным культурным объектом. Но при этом абсолютно любой святой образ, независимо от вида и техники исполнения, глубоко почитаем религиозными людьми.

В доме христианина иконе обычно отводится особое место — молитвенный уголок, который обычно именуется «красный угол». Сегодня иконы можно расположить на красивых резных полках, в киоте или в иконостасе.

Подробнее о том, как и где расположить иконы в доме мы писали здесь.

Что касается самих икон, то их существует огромное количество. Причем каждую можно классифицировать по тем или иным признакам и причислить к определенному виду.  

По технике исполнения:

Различают: вышитые, резные, литые, типографские или печатные, живописные и сводчатые.

Живописные, в свою очередь, могут быть мозаическими, выполненными в технике масляной живописи, энкаустическими, темперными и т.п.

Резные – создаются из массива дерева при помощи специальных станков, вырезающих объемное 3д изображение. Могут быть расписанными (как на фото выше).

Типографские – печатаются на бумаге.

Сводчатый алтарь представляет собой складную икону. Это несколько досок, покрытых живописным изображением, которые скреплены шарнирами.

У каждого вида есть свои преимущества и недостатки.

Еще больше информации о разных видах икон и их хранении смотрите в статье: Как изготавливают иконы? Методы и материалы.

По месту нахождения:

По расположению иконы бывают домашними, путными, храмовыми и нательными.

  • Домовые (или домашние) — это группа, к которой принадлежат образы, хранящиеся в доме. Это могут быть венчальные, именные, семейные, мерные, праздничные иконы. Подробнее о них будет рассказано ниже.
  • Нательные – миниатюрного размера, носятся вместо крестика на цепочке.
  • Путные (или дорожные) — сопровождают и оберегают человека в дороге. На самом деле это очень древняя традиция — упоминания о путевых иконах встречаются еще в святых писаниях. Путешественникам помогают иконы Святого Николая, Андрея Первозванного, а также любые другие иконы. На нашем сайте есть дорожные иконы небольшого формата, которые вы всегда можете взять с собой.
  • Храмовые иконы входят в церковное убранство. В зависимости от того, где они расположены, разделяются на: иконостасные, заамвонные и т.д.

Существуют также выносные иконы, которые обычно берут с собой в Крестный ход.  

По размеру:

Размер икон отличается не случайно. В старину зачастую пользовались пропорциональным рядом, в котором было 12 размеров. Исключением оставались иконы в иконостасе храма. Их размер мог зависеть от архитектурного пространства церкви. Старые лики все сделаны согласно 12-размерному ряду.

Сегодня доступно изготовление икон в любом размере! На нашем сайте представлены как большие, так и малые варианты.  

По значению:

Святые образа подразделяют на венчальные, семейные, именные, мерные и праздничные.

  • Венчальными благословляют молодоженов в обряде Венчания. Как правило, это лики Богородицы и Сына Божьего Иисуса Христа. Венчальная пара икон дарится обычно родителями или переходит из поколения в поколение.
  • Семейные иконы являются изображением небесных покровителей каждого члена семьи на одном образе: тезоименитые Святые супругов, детей, родителей, прародителей. В центре семейной иконы может изображаться Ангел-хранитель всего рода. Сверху, над семьей также помещают благословляющего Иисуса Христа, Святую Троицу, Богородицу.
  • Именные иконы являют собой образ Святого, именем которого назван человек при Крещении или особенно почитаемого семьей Святого с таким же именем. Этот образ является символом связи человека и Бога. Такая икона несет в себе особый смысл для владельца.
  • Мерные иконы схожи с именными, но их дарят на рождение в семье ребенка. Высота мерной иконы должна точно соответствовать росту младенца. Этот образ, как и крест нательный — это личная святыня верующего человека. На нем изображается лик Святого покровителя с таким же именем, как и у ребенка. Это очень ценный подарок с глубоким смыслом, который будет оберегать, хранить владельца всю его жизнь.
  • Праздничные иконы представляют собой изображения Святых праздников и важнейших событий в истории христианства. Количество главных церковных праздников православия — двенадцать, поэтому часто такие иконы называют двунадесятыми. Эти иконы являются посвящением для Спасителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Купить эти и другие иконы из дерева вы можете на нашем сайте в интернет-магазине. Гарантированы высокое качество и безупречное исполнение. Доступно создание любого образа по вашим размерам и в соответствии с вашими пожеланиями. Звоните!

Источник: https://3dekor.ru/articls/vidy-ikon.html

Самые древние иконы христианского мира

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности.

Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов.

Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была  реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».

Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа.

Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого».

И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский).

Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря  совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку  монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов.

Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств  имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго  до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

via

Источник: https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/samye-drevnie-ikony-xristianskogo-mira/

Ссылка на основную публикацию