Можно ли употреблять алкоголь православным?

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Отношение святых отцов к пьянству

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

  • Почему грех играть в карты
  • Грех любостяжания и борьба с ним
  • Грех сребролюбия

Можно ли употреблять алкоголь православным?Святой Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.

Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

Сущность пьянства в православной традиции

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

Можно ли употреблять алкоголь православным?Грех пьянства и алкоголизма

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными  и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Структура алкоголизма в православии

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Можно ли употреблять алкоголь православным?Патриарх Кирилл: пьянство — это начало безбожия.

Лечение алкоголизма в православии

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости.  Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.

Еще молитвы от пьянства:

Советы по борьбе с алкоголизмом

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах.

Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

Что говорит Церковь и Библия об алкоголе

Фев 15, 2019 12:54Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-alkogolizm.html

Можно ли употреблять алкоголь православным?

Сегодня многие верующие искренне считают, что употребление спиртного – дело совершенно нормальное. Нередко нам приходится сталкиваться с людьми, выросшими в семьях православных верующих, легко позволяющими себе выпить бокал вина или немного водки.

Что о спиртном говорит Библия?

Можно ли употреблять алкоголь православным?

В Библии имеется немало упоминаний об алкоголе. Еще больше в ней предостережений от злоупотребления спиртным.

«Не напивайтесь допьяна вином, от чего предаются разгулу». Эфесянам 5:18

Указывается об опасности чрезмерного пьянства и в Притче 23:20

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют»

Предупреждением можно назвать и слова из Исаии 5:11

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»

Словом, пьянство православием не приветствуется. Однако можно найти в Библии упоминания о пользе вина, правда, при его весьма умеренном потреблении. Так в Псалмах говориться о вине, которое веселит человека. Помня о целительных свойствах вина, в своих посланиях Тимофею апостол Павел рекомендовал:

«Воду больше не пей, но употребляй немного вина ради своего желудка и частых недомоганий» (1 Тимофею 5:23).

Как мы видим Библия вовсе не запрещает питие вина. Однако осуждение в ней находят злоупотребление алкоголем и пьянство.  Кроме того в Библии четко указывается:

«Пьяницы царства Бога не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10).

В Православии грех пьянства стоит в одном ряду с таким грехом как чревоугодие, а сама Библия говорит, что избегать следует как одно, так и другое.

Как поступить верующему человеку?

Можно ли употреблять алкоголь православным?

Хотя библия и не содержит я категорического запрета употребления спиртного, это вовсе не означает, что алкоголь должен стать неотъемлемой частью нашей жизни. Встречается немало ситуаций, когда от спиртного разумнее отказаться. Так люди, страдавшие алкоголизмом, знают, какую опасность может нести даже единственный глоток алкоголя.

Абсолютно исключить спиртное стоит беременным женщинам, дабы не навредить будущему малышу.

Зная, насколько пагубно сказывается спиртное на реакции и рассудительности при вождении транспортных средств, управляющим им людям следует избегать даже минимального употребления спиртного, чтобы не подвергать опасности как свою жизнь, таки жизнь окружающих.

Верующий человек не станет чрезмерно употреблять алкоголь сам, и не будет искушать других. Следует упомянуть, что по Божьему Закону, священнослужителям запрещается употребление вина при выполнении своих обязанностей.

Хотя каждый самостоятельно решает, стоит ли и в каких количествах пить спиртное, Библия рекомендует помнить об умеренности. Верующий человек не станет омрачать свою жизнь пьянством, отдаляющим его от Бога.

«Едите ли вы, или пьете, или другое что делаете, все делайте во славу Бога»

Источник: https://omolitvah.ru/eto-interesno/mozhno-li-upotreblyat-alkogol-pravoslavnym/

Можно ли православным пить алкоголь?

Cамый молодой священник на Дальнем Востоке, 23-летний иерей Евгений Семерня

В настоящее время у многих людей, искажённое представление о православных и алкоголе. В заблуждение впадают не только люди далёкие от религии, но и сами верующие.

Основные заблуждения:

  1. Князь Владимир выбрал православие из-за того, что в нём не было запрета на алкоголь.
  2. Православные причащаются хлебом и вином.
  3. Священники постоянно пьют вино.

  4. Христос превратил воду в вино, а значит благословил его распитие.

Это далеко не все заблуждения.

Но из них, можно выделить тенденцию к тому, что православные могут беспрепятственно пить алкогольные напитки, что некоторые и делают, бросая тень на остальных.

Что говорит апостол Павел

В 1-м послании к Коринфянам, он предельно чётко говорит:

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. (1Кор. 6,9–10).

Так же в Библии есть следующая фраза:

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).

Что говорят Святые Отцы

Святые отцы говорят о том, что алкоголь является лёгкой дорожкой к остальным грехам. Большинство грехов совершаются именно через алкоголь.

Феофан Затворник пишет: «строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан»

Источник: Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам. М., 2004. С. 522–523.

Разве мы причащаемся не вином?

Нет. Мы причащаемся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Ошибочно считать, что это вино и хлеб.

Почему Христос превратил воду в вино?

Акт претворения воды в вино, был совершён не для того, чтобы споить людей на этой свадьбе. Это был символ послушания Матери, помощь бедной семье. Благодаря этому, даже сейчас, мы знаем, что всегда можем обратиться в Богородице, что бы Она попросила Сына своего и Он поможет нам.

Это только одно из толкований данного Евангельского события. Таких, духовных смыслов в нём очень много. Не надо принижать чудеса Христа. Он никогда не делал чудо ради чуда. В этом всегда был духовный смысл.

Вывод

Смысл этой статьи — приведение фактов из Евангелия, писания Святых Отцов. Если человек хочет пить — никто ему не сможет запретить.

Почему Феофан Затворник так жёстко высказывается о винопитии?

Для одного человека, бокал вина не сильно помутнит сознание, и на него это почти не повлияет. А другой после первого бокала — начнёт грешить или и дальше напиваться.

Мы знаем, что для молитвы необходима трезвость ума. Сохраняйте её и Ангел Хранитель будет всегда пребывать с Вами!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c52f5f3cadb4400af8557d9/5d53fee49c944600ad2abae3

Христианство и алкоголь

Что христианское учение говорит об алкоголе? Лучше пить «в меру» или воздерживаться от спиртного? Что значит пить «в меру»? Кому и какие алкогольные напитки допускается употреблять?  Как алкоголь влияет на душу? Об этом и о многом другом пишет Александр Савельев.

Нередко приходится слышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается о том, какова христианская культура употребления алкоголя.

Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства – неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими словах, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодежью.

Многие приводят выражение, будто бы из Библии: «Пейте, но не упивайтесь». Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь», и вовсе нет призыва: «Пейте».

  • Также в Новом Завете написано:
  • «Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется…» (Рим. 14:21)
  • Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, что говорит об алкоголе Церковное предание.
  • Не позволительно пить спиртное женщинам

«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на людях». (Домострой)

  1. Также святыми отцами не разрешается употребление спиртных напитков молодежью
  2. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания». (Преподобный Ефрем Сирин)
  3. Священнослужители должны воздерживаться от алкоголя и подавать другим пример трезвости. Также церковнослужители и клирошане
  4. Святитель Иоанн Златоуст: «Если входившие в святилище вовсе не прикасались к вину, то тем более им (дьяконам) не следовало этого делать».

Блаженный Иероним Стридонский: «Винопитие среди священников и апостол порицает, и древний Закон запрещает. Служащие алтарю вина и сикеры да не пьют».

  • Собор РПСЦ 2009г.: «Священники, в силу своей священной обязанности — быть образцом к доброй жизни, должны воздерживаться от употребления спиртных напитков… Уставщики и певцы, почтенные стоянием в церкви впереди народа, также должны идти впереди по пути ведения трезвой жизни»
  • Недопустимо пить вино на поминках
  • «Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему».  (Святитель Иоанн Златоуст)
  • Взрослым мужчинам допускается иногда употреблять немного вина, разбавленного большим количеством воды, но лучше вообще не пить его.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не вино худо, но неумеренность порочна».  Что же во времена Златоуста считалось неумеренностью?

Вот что пишет В.В. Похлебкин в книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды – две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т.е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами».

Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.

О какой же умеренности можно говорить, когда мы, вместо того, чтобы употреблять натуральное вино, разбавленное большим количеством воды, пьем купленную в магазине отраву – так называемое «вино», в которое производители специально добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными), чтобы смесь была покрепче, и пьем это зелье неразбавленным? Про водку, коньяк и прочие крепкие напитки и говорить не нужно – всем понятно, что христианину недопустимо отравляться этими наркотиками.

Евфимий Зигабен в толковании на 103 псалом приводит слова святителя Кирилла Александрийского, рекомендующего «смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными».

Из этих слов можно сделать вывод, что в те времена в вине ценились не этанол и его опьяняющие свойства, а свойства виноградного сока, а этиловый спирт, названный св. Кириллом острыми и худыми соками, был консервантом, количество которого значительно сокращалось при разбавлении вина большим количеством воды.

О том, что вино должно разбавляться водой, свидетельствует также блаженный Феодорит Кирский. В толковании на книгу Бытия он пишет: «Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон.»

Все святые отцы единогласны в том, что даже вино, разбавленное большим количеством воды, лучше не употреблять, а некоторые решительно призывают к отказу от алкоголя.

«Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей». (свт. Феодор Эдесский.)

«Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом». (прп. Феодор Студит)

Свт. Григорий Богослов: «Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень». «Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает».

«Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди». (преподобный Ефрем Сирин)

Святитель Иоанн Златоуст очень точно отмечает: «Вино производит помешательство и, если даже не причиняет опьянения, ослабляет крепость сил души и приводит ее к рассеянности». Современная наука подтверждает мнение Златоуста. В.М. Бехтерев писал: «Доказано, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности».

«Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь». (свт. Василий Великий)

«Воздерживающийся от вина увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.

Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Преподобный Феодор Студит)

«Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: «Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития». Он же возбнув дивися заповеди пречистыя Богородицы и до кончины живота своего заповедь пречистыя Богородицы соблюде не пияше вина». (Стоглав, 52 глава)

  1. Мифы об алкоголе
  2. Миф первый. Совет апостола Павла
  3. Многие говорят: «Апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» — пойду и я выпью немного вина».

Во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка и ради частых недугов, а не для увеселения.
Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда.

Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте.

Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей.

Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который подобен совету апостола Павла.

Вот что отвечает Номоканон людям, которые, ссылаясь на слова апостола Павла, говорят, что полезно пить вино в меру: «Постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру»

Источник: http://hristianam.com/hristianstvo-i-alkogol/

Можно ли верующим пить алкогольные напитки?

Сегодня среди многих верующих людей бытует мнение, что алкоголь это нормально. То тут, то там можно услышать о том, что люди, с детства верующие, родившиеся в семьях, где алкоголь был под запретом, могут позволить себе баночку пивасика или бокал винца. Вы спросите: а что здесь плохого? И вообще, где в Библии написано про запрет алкоголя? Спокойно. Давайте обо всем по порядку. 

Причина первая: потому что мои родители никогда не пили. Я воспитывался в пятидесятнической семье, где алкоголь был под полным запретом. Вы спросите: как тогда мы расслаблялись по праздникам? Очень просто.

На Пасху у нас был компот, а на Рождество — кисель! А другие праздники мы не праздновали:).

И скажу честно, что я чрезмерно рад и благодарен моему отцу, что он не пил и научил меня своим примером! Может он имел такие убеждения, потому что за веру в Бога отсидел 7 лет в тюрьме?

Вторая: я хочу быть примером для своих детей. Когда мои дети вырастут, я бы хотел, чтобы они также гордились мной, как и я своим отцом, и могли сказать: я не пью спиртные напитки, потому что мой папа меня этому научил! Давайте будем честны.

Наши дети наблюдают за нами. Хотели бы вы, чтобы ваши дети-подростки по праздникам выпивали стопарик? Поэтому давайте не лицемерить.

Если вы сегодня позволяете себе 100 грамм, то не удивляйтесь, что когда ваши дети подрастут, то тоже смогут себе это позволять, или даже больше.

Третья: когда ты пьешь алкоголь, ты ходишь по краю пропасти. Где гарантия, что ты не свалишься в неё? Один знаменитый американский пастор, церковь которого достигала 30 тысяч членов, раньше всегда подчеркивал, что пить вино это круто, если ты себя контролируешь. Дошло до того, что он даже высмеивал тех, кто придерживался «сухого закона».

Но в июле этого года, весь христианский мир потрясла шокирующая новость, что этот пастор был снят со служения за… пьянство. (Эту историю я подробно описывал здесь).

Ребята, если пастор 30,000-ой церкви не смог себя контролировать, а запил и потерял служение, уважение, зарплату и семью, то неужели ты думаешь, что, распивая в ресторане вино, ты — самый умный и ты сможешь устоять, и никогда не сделать перебор? Не смеши меня. 

Четвёртая: я не пью, потому что я хочу быть примером для других! В нашей церкви мы много работали с пьяницами. Когда люди проходили реабилитацию, то мы говорили им не только не пить, но даже не смотреть в сторону алкоголя. Потому что много людей, получая свободу от Бога, скатываются назад к старой жизни, потому что они решили выпить чуть-чуть, всего 50 грамм.

Ты не можешь учить других не пить, если сам втихаря иногда потягиваешь. 

Пятая: алкоголь относится к addictive напиткам. Это значит, что он вызывает привыкание. Неужели ты думаешь, что все алкоголики планировали стать такими? Ты представить себе не можешь, сколько из них говорили: я себя контролирую, я знаю меру, я только чуть-чуть по праздникам. 

Шестая: действия алкоголя вначале вызывают развратные мысли, а потом развратные дела. Даже если после 100 грамм ты не начал буянить, тебе не стыдно за твои мысли? Неужели ты думаешь, что Духу Святому приятно находиться в тебе, когда ты выпиваешь и даёшь волю своим фантазиям?

И, последняя, седьмая причина — самая важная: против алкоголя выступает Библия. Или скажу по другому: Библия выступает против алкоголя. В первом послании Коринфянам 6:9-10 ясно написано: пьяницы царства Божьего не наследуют! Вы скажете: так я же — не пьяница.

Я ведь изредка выпиваю, только по праздникам. Вы знаете, сколько я не общался с пьяницами, никто из них не признает себя пьяницей. Они все утверждают, что ситуация — под контролем, и они могут бросить пить когда только захотят. Только есть одна проблема, они никак не могут захотеть..

Роман Савочка

Источник: romansavochka.com

Источник: https://hve.ru/resources/mnenie/4479-mozhno-li-veruyushchim-pit-alkogolnye-napitki

«Не больше двух литров в день»: сколько и чего можно пить православным

МОСКВА, 11 сен — РИА Новости, Алексей Михеев. В день Усекновения главы Иоанна Крестителя у православных строгий пост — верующие вспоминают, как на пьяном пиру в царском дворце был убит Предтеча Христа. На Руси даже закрывали винные лавки, чтобы люди могли поразмыслить о вреде алкоголя.

Грешно ли пить, сколько раз в неделю позволяют употреблять спиртное церковные каноны и когда нужно остановиться, разбирался корреспондент РИА Новости.

Иоанн Креститель — самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии.

Правитель Галилеи Ирод Антипа посадил его в тюрьму за слишком смелые обличения. Впрочем, причинять ему большое зло Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа.

И все-таки отдал приказ обезглавить Иоанна — царь перед гостями поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде.

Самый приличный Ирод

«История Иоанна Предтечи говорит, что плохо блудить и плохо опрометчиво обещать, а не о том, что плохо пить. Православие не отрицает употребление спиртного. В вине нет греха, иначе Господь не превращал бы воду в вино на свадьбе, а сделал бы ровно наоборот.

Но есть грех в его злонамеренном употреблении, поэтому Церковь четко регламентирует, когда можно пить вино.

В одной из глав Типикона (богослужебный устав с указаниями о совершении праздников, правилами о постах, трапезе и других сторонах монастырской жизни) есть пометка «хорошо монаху не пить вина вовсе» — не запрет, а похвала аскетическому подвигу», — рассказывает иеромонах Феодорит (Сеньчуков), известный в православном интернете знаток гастрономии.

Тем более недопустимо, по его словам, совмещать употребление вина с развратом. «Ирод-то был хороший, вообще самый приличный из всех Иродов, описанных в Новом Завете. Он уважал Иоанна, любил проводить с ним время в разговорах.

Но, взяв себе в сожительницы жену своего брата, он напивается, дает пьяные обеты, и — опять же, он человек слова, тоже хорошее качество, — совершает убийство. И превращается в того Ирода, который казнил младенцев.

Большинство людей их теперь даже не различает», — продолжает священнослужитель.

Репродукция иконы «Усекнование главы Иоанна Предтечи»

Поэтому с вином надо быть аккуратнее. Всегда вовремя останавливаться и помнить о том, что, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «все мне можно, но не все полезно».

Не больше поллитры!

В общем, употреблять спиртное православному человеку разрешается. Другой разговор — где, когда и зачем. Типикон четко указывает «праздничную норму» — три, максимум четыре красовули (монастырский сосуд) вина в праздник. Бывают они малые и большие, в большой умещается примерно пол-литра.

«То есть получаем два литра сухого вина в день. Делаем поправку, что домашнее вино менее крепкое, чем магазинное, порядка 8-9 градусов. И считаем — потому что если хочешь жить по уставу, бери и считай.

Если тебе максимально можно выпить два литра сухого девятиградусного вина, то водки, которая в четыре раза крепче, — максимум бутылку, даже меньше. И это в праздники, под хорошую закуску.

Но если трезвость ума от такого количества не сохранишь — даже не пытайся начинать», — предостерегает иеромонах.

Праздников в православном календаре много. Есть даже шутка: «У вас же праздник каждый день». Однако и постных дней предостаточно. Так когда же можно пить?

«Вино недозволительно в постные дни, когда не разрешен елей (масло).

Это большинство дней Великого и Успенского постов, часть других постов, каждые среда и пятница, если на них не выпадает великий или средний праздник.

Есть еще особо оговоренные дни, например, когда вино можно, но елей нельзя. Скажем, в Великую субботу перед Пасхой разрешается выпить одну красовулю вина для поддержания сил», — перечисляет отец Феодорит.

Монах и пивная башня

С постами все вообще интересно. Их строгость варьируется от полного запрета есть и пить (как в первый день Великого поста) до «сырной седмицы», когда дозволяется есть все, кроме мяса, и пить без ограничений. Иногда можно вино с рыбой, а иногда — только хлеб и воду.

Греция. Святая Гора АфонГреция. Святая гора Афон

Поэтому монастыри и в Греции, и на Руси издавна были еще и центрами виноделия. На Афоне по сей день в каждой обители паломнику поднесут стакан собственной ракии, на Кипре предложат местную «Коммандарию». В России монахи варили пиво — в Троице-Сергиевой лавре до сих пор есть Пивная башня. Однако после революции эта традиция прервалась.

Полнота бытия vs полнота пьянства

Что же православному лучше всего пить? «Все, что сделано нормальным путем», — смеется отец Феодорит. «Понятно, что в Чехии надо пить пиво, в Испании — херес, а во Франции — арманьяк или кальвадос. А что может быть лучше стопки самогона под украинский борщ?» — рассуждает он.

Самое главное, полагает священник, отдавать себе отчет, для чего пьешь вино. А еще — чтобы насладиться вкусом продукта не было превалирующим желанием, недаром в православной традиции есть и грех гортанобесия, по-простому — гурманства.

«Твоя жизнь не должна превращаться в поиск вкусностей. Зачем, например, в России пить арманьяк? Разве что ты, кроме него, вообще ничего не употребляешь.

Одно дело, как я говорил, стакан местного вина на берегу Средиземного моря. А если ты сидишь за гаражом и хлещешь пресловутый арманьяк из горла, то ты просто пьяница, которому вместо водки вдруг перепало что-то приличное.

И никакой полноты бытия, одна полнота пьянства», — заключает иеромонах.

Источник: https://woman.rambler.ru/other/40772157-ne-bolshe-dvuh-litrov-v-den-skolko-i-chego-mozhno-pit-pravoslavnym/

О пьянстве и трезвении

Не является ли полный отказ от спиртного чем-то противоречащим православному вероучению и традициям? Апостольские правила утверждают, что гнушаться вином тяжкий грех.

Действительно в церковных канонах есть правила, осуждающие гнушающихся вином.

51 апостольское правило гласит – «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин»[2]. О том же говориться в 53 апостольском правиле. Отметим, что эти правила были названы соборами «апостольскими», (упоминание о них есть в постановлениях 1 и 3 вселенских соборов) вследствие их важности, древности и единомыслия с новозаветными посланиями апостолов.

По мнению православных исследователей [3] их происхождение относится ко времени расцвета ереси гностиков во втором-третьем веках и были составлены с целью оградить Церковь от лжеучений. (Гностики, от греч. «знание» считали себя хранителями древних тайных знаний, закрытых для профанов).

Гностические секты того времени были весьма разнообразны и воевали между собой не менее ожесточенно чем с православным христианством. В условиях этого постоянного противоборства для оправдания своих доктрин гностики не гнушались самыми грязными методами, подделывая тексты и выдавая свои сочинения за труды древних, авторитетных авторов.

Так появились апокрифы, в т.ч нашумевшее в недавнее время «Евангелие от Иуды» и многие другие.

Одной из общих черт гностических учений является заимствованная из философии Платона и доведенная до крайности мысль о материи и теле человека как о безусловном зле и темнице духа.

По этой причине Гностики отрицали факт Боговоплощения, Воскресения Христова и ожидаемого нами всеобщего воскресения. Материальный мир они презирали как творение злого низшего божества, «демиурга» и из этого учения делали различные нравственные выводы.

Были такие, что свое презрение к плоти выражали крайней распущенностью в плотских услаждениях, но большинство придерживались строгого аскетизма, голодали, считали невозможным для себя вступление в брак, так как это, по их мнению, порождает новые тела, а значит умножается зло в мире.

Такое воздержание сопровождалось лицемерной гордостью и презрением к людям, живущим в браке, питающихся мясом и употребляющим вино.

Постепенно это отношение начало проникать и в среду православных, желающих хранить девство, пост и трезвение не из христианских соображений, а из гнушения, презрения ко всему материальному.

Чтобы предупредить это зло, Апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, т.е.

как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех, делающих это по еретическим побуждениям, и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать прежде всего на евангельское учение, если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из церкви, как последователя еретического учения о воздержании. Но тем, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в добродетели, воздерживается всегда от мяса и вина, это правило, как и 51-е Ап. правило, предоставляет полную свободу.

О том же говориться в правилах Анкирского (314 г.) и Гангрского соборов (прим. 341 г.) Последний из которых был созван против некоего Евстафия который со своими единомышленниками, «возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога.

Поверив им, как мужья, так и жены, одни изгоняли своих жен, а другие, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом, не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присваивали себе церковные плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы.

Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в церкви, отвергали и ели, гнушаясь мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистые, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали в учили» [4]

Рассмотренные нами правила и определения в наши дни справедливо могут быть отнесены к последователям учений Л.Н. Толстого, Порфирия Иванова и многих других т.н.

«трезвенников», а не к трезвенникам православным, воздерживающимся от вина из соображений духовных, педагогических, социальных, из опасения произвести соблазн для немощных.

Такое воздержание похваляет и апостол Павел «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим. 14:21)

В то же время у апостола Павла мы читаем «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23).

Много раз слышал, как этими словами священного писания оправдываются пьющие не только «немного» и не только «вина». Если посмотреть беспристрастным к вину взглядом, из этой цитаты видно, что ап. Тимофей совсем не употреблял вино, в том числе и в праздники, что не вызывало замечаний со стороны апостола Павла.

Поводом к рекомендации стали болезни одолевшие подвижника, возможно вследствие чрезмерно строгих постов и подвигов. Поэтому нам, прежде чем оправдываться этими словами, следовало бы уподобиться святому Тимофею в трудах, посте и подвигах.

Применение вина для лечения болезней желудка в наше время вряд ли оправдано, во-первых потому, что медицина изобрела много гораздо более полезных и менее рискованных лекарств, во-вторых, потому, что современные алкогольные изделия очень отличаются по своему химическому составу и процентному содержанию спирта от тех, что пили древние. То вино, которое советовал апостол Павел было очень близким по составу к натуральному виноградному соку и употреблялось в разбавленном водой виде. Состояние христианского общества тоже отличалось от сегодняшнего, в нем не было столько людей, испытывающих болезненную страсть к вину. Для людей, борющихся с этой страстью даже небольшое количество вина будет невыносимым мучением, которое, скорее всего приведет к новому витку алкогольной зависимости.

Об этом красноречиво говорит случай из жизни человека, обретшего в православии избавление от недуга пьянства («Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете «Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г).

«Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие.

Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином.

Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым.

Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить.

Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге – привело к полной потере здоровья и инвалидности.»

По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием.

Но ведь в церковных календарях написано, что вино в праздники разрешено, и святые писали, что не вино виновно, а пьянство? (свт. Иоанн Златоуст)

Часто преступники, оправдываясь, говорят: Я не виноват, пьяный был, обвиняя не себя, а выпивку. И это не принимается, а наоборот отягчает приговор.

Действительно, гнездится грех не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15:19,20).

Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18).

Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям. Не зря Св.

Писание сравнивает его со змеем и решает проблему пьянства рекомендацией даже не смотреть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:32).

Но и среди святых было множество людей, не считающих зазорным изредка употребить немного вина и разрешить это ученикам?

Верно, но были и те, которые для себя и своих чад этого не допускали. В жизни и учении святых часто мы наблюдаем довольно разнообразные подходы к одним и тем же проблемам. В зависимости от обстоятельств, времени, индивидуальных качеств приходящих, на одни те же вопросы давались различные ответы.

Наша задача понять, какие же из святоотеческих наставлений больше подходят к нашему времени и народу.

В Вопросе винопития нашим людям лучше обратиться за наставлением и примером не к древним византийцам, перед которыми проблема массового алкоголизма и алкогольной деградации народа не стояла, а к русским святым относительно недавнего времени, которые замечали тревожные признаки в миру и монастырях и высказывали своем мнение по этому поводу. Приведем несколько цитат их творений и житий:

«…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя ещё и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина.

Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Прп.

Феодор Студит) [5]

«И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина … По этой причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.

Побеждённый ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретённое многими и долговременными трудами теряется в несколько часов , в несколько минут.

Монах отнюдь не должен употреблять вина, – сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие.

Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью… Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки». (Свт. Игнатий Брянчанинов) [6]

«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для веселья увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс. 103:15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле.

«Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем.

– Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою» [7]

Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным.

Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям. (Св. прав.

Иоанн Кронштадтский)[8]

«Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест да и братии учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).[9]

Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело! (Свт. Феофан Затворник) [10]

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина – чтобы и запаха его у меня в обители не было!» [11]

Этому примеру следуют многие обители и в наше время.

Но в наше время тоже есть духовники, благословляющие своих чад выпить за праздничным столом маленькую рюмочку вина? Не противоречит ли это написанному выше?

Не противоречит. Духоносные старцы знали точно, что полезно, а что нет их духовным чадам, поэтому иногда благословляли, видя, что это не повредит. Мы же не знаем, как вино подействует на нас и на сидящих с нами за столом.

Сможем ли мы смотреть в глаза человеку которому наливали вино, если мы узнаем, что он потом стал алкоголиком, его жизнь разрушилась из-за пьянства? Можем ли мы сами считать себя застрахованными от впадения в пагубное пристрастие? Каждый алкоголик вначале своего падения думал, что алкоголиком никогда не станет

Что же делать, если человек решил жить трезво, а священник благословляет выпить вина?

Преподобный Иоанн Лествичник в 14 ступени Лествицы описывает эту ситуацию, объясняя как поступать в подобных случаях.

«Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах.

Если имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимания на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.» (12)

Литература:

  1. Библия
  2. «Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа далматино-Истрийского» СПБ 1911
  3. Стратилатов И.А. «Древность и важность апостольских правил» СПБ 1996
  4. Павел Флоренский «Столп и утверждение истины»
  5. Прп. Феодор Студит. «Добротолюбие». Т.4
  6. Свт. Игнатий Брянчанинов т.1 «Аскетические опыты»
  7. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Дневник» т.4
  8. Св. Иоанн Кронштадтский. Цит. по : «Спутник христианина». М.1993
  9. «Житие преподобного отца нашего Иринарха затворника Ростовского Борисоглебского монастыря»
  10. Святитель Феофан Затворник. «Наставления в духовной жизни».
  11. Сщмч. Митрополит Серафим (Чичагов). «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» 1903
  12. Лествица.
  13. Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви».

Полностью это интервью опубликовано в журнале «Живой Родник», январь 2008 года.

Источник: https://azbyka.ru/o-pyanstve-i-trezvenii

Ссылка на основную публикацию