Икона «церковь воинствующая»: описание

Скачать эту статью

Икона «Церковь воинствующая» — это уникальный шедевр иконописного искусства. А, кроме того, она необычна сама по себе. Это и горизонтальное расположение композиции, и сам сюжет.

По фото сложно представить, но она имеет внушительный размер (144 на 396 см). По версиям исследователей, ее автором являлся Андрей — духовный наставник Ивана Грозного.

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеИкона «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство Небесного Царя»

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеВероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеЦарское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

Сюжетная линия иконы отражает откровения Иоанна Богослова или результаты казанского похода Ивана Грозного

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеГрад Небесный (Иерусалим), где ждет воинов Царица Небесная с Младенцем Иисусом Икона «Церковь воинствующая»: описаниеСправа находится город в очищающем огне (Казань)

Исследователи предполагают, что сюжет был навеян Откровениями Иоанна Богослова. Есть аналогии и в православных песнопениях. А, кроме того, он может отражать казанский поход, как его видел протопоп Андрей.

В правом верхнем углу можно увидеть город, охваченный огнем. Это может быть «град лукавого» покинутый в поисках небесного царства. Или же это Казань, взятая в 1552 г.

Пламя, объявшее город, — это огонь очистительный, выжигающий всякую скверну.

В левом же углу находится Град Небесный или Иерусалим, куда ведет войско дорога. Здесь павших воинов ждет Царица Небесная. На ее руках — Младенец Иисус. Он раздает ангелам мученические венцы.

Возле Града Небесного стоят ясли. Отсюда вытекает райская река. Это сложный библейский символ, означающий «чистая река воды жизни».

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеУ Града Небесного берет начало райская река. А во главе всей процессии находится Архангел Михаил на огненном крылатом коне

Во главе всей процессии — Архангел Михаил. Его фигура, верхом на огненном крылатом коне, наполовину развернута назад, в призыве следовать за собой.

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеЦентральный ряд воинов возглавляет, вероятно, сам молодой Иван Грозный, призывающий воинов за собой. Центральная конная фигура — Владимир Мономах. Замыкают шествие князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом

Сразу за Архангелом следует молодой конный воин в алом плаще. Вероятно, это сам Иван Грозный. Ведь на момент взятия Казани ему было только 22. Он ведет центральный ряд воинов, призывая их за собой.

Среди пешего отряда в центре выделяется внушительная фигура конника. Это Владимир Мономах. Иван IV считал себя преемником этого «первого русского царя».

Замыкают шествие еще три всадника — Владимира, крестившего Русь и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Верхняя колонна следует под предводительством князя Дмитрия Донского с покровителем — великомучеником Дмитрием Солунским.

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеПредводитель верхней колонны — Дмитрий Донской, со своим покровителем Дмитрием Солунским. Нижний отряд, в котором находятся святые-покровители русских воинов возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец

Нижний отряд возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них исследователи идентифицировали и некоторых святых – покровителей русских воинов.

Работавшие с иконой искусствоведы пытались опознать в лицах, изображенных на ней исторических личностей и святых.

Но многие склоняются к выводу, что ее сюжет — это аллегория и его не следует воспринимать буквально. А воины стремятся попасть в Небесный Град, победив в последнем сражении — Страшном суде.

Иконе молятся о погибших в сражениях за правое дело, текста молитвы нет

Как уже упоминалось выше, полное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя». И оно является первой строкой песнопения утренней и вечерней службы, посвященной памяти воинов-мучеников.

При молитве иконе поминаются погибшие в сражениях за правое дело, с именем Христа.

Источник: https://hranitel.club/788-ikona-cerkov-voinstvuyushhaya

Икона «Церковь воинствующая»

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Написана, вероятно, по заказу царя Иоанна IV Грозного после покорения Казани. Находилась в Успенском соборе.

На иконе изображено шествие христианских воинов (приравниваемых к небесному воинству) из горящего земного града (отождествляемого чаще всего с Казанью) в град небесный — Новый Иерусалим, где их встречает Богородица с Младенцем. Младенец Христос приготовил воинам мученические венки. Воинство разделено на три ряда. Во главе его Архангел Михаил.

За ним под алым стягом фигура, отождествляемая чаще всего с Иваном Грозным. Особо крупная фигура с крестом в руках в центре войска позади Грозного чаще всего связывается с Владимиром Мономахом. За ним следуют св. равноап. Владимир с сыновьями Борисом и Глебом. Верхний ряд ведут Димитрий Донской и Димитрий Солунский. Нижний — Александр Невский и Георгий Победоносец.

Нетрадиционен формат иконы: ширина втрое больше высоты (369×144).

В качестве предположительного создателя иконы называется митрополит Афанасий.

Строгановская школа иконописи

Русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получившая название по имени купцов Строгановых, т.к. наиболее ярко проявилась в произведениях, созданных по их заказу. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами.

Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа.

На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

Наиболее известные представители:Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин.

Особенности

  • виртуозный рисунок
  • дробная и тонкая проработка деталей
  • сияющие и чистые краски
  • многофигурные композиции
  • пейзажные панорамы

Характерные произведения

  • икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, ГТГ)
  • икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, ГТГ)

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Строгановские иконы отличаются светлыми, чистыми красками, тщательной выписанностью деталей, «драгоценностью» письма. Самым знаменитым иконописцем Строгановской школы является Прокопий Чирин. Его кисти принадлежит, например, знаменитая икона Иоанна-воина, а так же икона Владимирской Божией Матери

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Назарий Истомин Савин Царевич Димитрий

Зодчество

Успе́нский собор — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, который, воздвиг здание по подобию Успенского собора во Владимире. Главный храм Московского государства.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

  • В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
  • В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
  • Икона «Церковь воинствующая»: описание Икона «Церковь воинствующая»: описание
  • Вид с южной стороны Вид с восточной стороны
  • (на алтарные апсиды)

Це́рковь Ризополо́жения — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, несколько раз спасла город от нашествий врагов.

Возведена в 1484—1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

Икона «Церковь воинствующая»: описание Икона «Церковь воинствующая»: описание

Архитектура храма

Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет кубической формы Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма.

Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых.

Читайте также:  Ченстоховская икона божией матери: о чем молятся, значение

С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит.

Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты.

Внутреннее убранство

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризположения в Московском кремле. 1644 г.

В создании фресок внутри церкви в 1644 году принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов. Фрески изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Внушительный иконостас создан Назарием Истоминым в 1627 году.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s38931t2.html

Иконы-летописи

Заглянуть в историю средневековой Руси не так просто. Помогут нам в этом разве что особенные, необычные иконы.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

«Битва новгородцев с суздальцами» (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород, 1170)

«Битва новгородцев с суздальцами» — непривычный для иконы сюжет, ведь он рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть анналы истории, а не кисть смиренного иконописца.

Мы видим на святом изображении высокие крепостные стены Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья.

Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы «Знамение», и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

«Видение пономаря Тарасия» (события новгородского мора, 1506)

Другой новгородский памятник – «Видение пономаря Тарасия» — это икона-карта, «географический чертеж» немыслимой красоты и масштабности. Сегодня он позволяет историкам реконструировать Новгород начала XVI века, ведь на нем изображен весь город в деталях – несохранившиеся и перестроенные церкви, озеро Ильмень и даже иконостас Хутынского монастыря.

Но икона эта – опять же история о чуде, иллюстрация к преданию о пономаре, услышавшем пророчества святого в своем ночном видении. Сон пономаря Тарасия провозвестил ужасные бедствия, ожидающие Новгород, – мор 1506 года, наказание за грехи народа.

Кара Божья – трагический сюжет этой иконы. Расплата за грехи рисовалась в традициях миниатюр Апокалипсиса. Озеро, угрожающее затопить город; множество ангелов со стрелами; туча огненная – вот устрашающие детали иконы. И тут все эти беды показаны на фоне Новгорода, ведь, по преданию, пономарь Тарасий видел «чудеса страшные и ужасом преисполненные» с самого верха церкви.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

«Василий и Константин в житии», клеймо (битва ярославцев с татарами на реке Которосль , 1257)

Война, которая правда может считаться святой, – борьба с нашествием свирепых полчищ Батыя, тяготившей Русь властью «нехристей». И тут грани размываются. Воины становятся святыми, а монахи – воинами. Иконы иллюстрируют битвы.

Такие «клейма-битвы» появились на иконах святых с житием в XVII веке, ведь свою жизнь эти праведники положили за то, чтобы спасти родину. Это сделали князья Василий и Константин, погибшие в битве с татарами под Ярославлем.

  • А любимый всеми и почитаемый на Руси Сергий Радонежский – лучший пример духовной борьбы с безбожниками, на его иконе запечатлено целое «Сказание о Мамаевом побоище».
  • Икона «Церковь воинствующая»: описание
  • «Сергий Радонежский с житием и сказанием о Мамаевом побоище» (Куликовская битва, 1380)

Время и пространство в этом изображении совершенно особое, ведь мы видим одновременно такое количество образов, что иначе как летописью клеймо иконы преподобного Сергия не назовешь. Чтобы воспринять её, нам надо разделить картину на фрагменты, а потом уже собирать из этой мозаики целое панно.

Вот из разных городов Руси собираются в Москву ратные силы, вот и сама битва – яростное столкновение Пересвета и Челубея. Вот она ставка Мамая, от которой идут толпы ордынцев и ниже — бегство и гибель темника Золотой орды. Возвращение русских воинов, погребение погибших. Вся история Куликовской битвы как на ладони, стоит только вглядеться.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

«Церковь воинствующая» (Казанский поход Ивана Грозного, 1552)

Символ святой Руси — «царская» икона, получившая название «Церковь Воинствующая». Огромный четырехметровый образ, величественный и грандиозный, был написан по велению Ивана Грозного в память о взятии Казани. «Благословенно воинство Царя Небесного» — такое дали ему название, но изображено это небесное царство в единстве с земным.

Сам государь Иоанн Васильевич в центре святого образа – на коне, с сонмом ангелов, венчающим его царственное могущество. Священные идеалы власти, философское понимание Москвы как «Третьего Рима» — такие сложные идеи оживают в красках иконы.

Мы видим на ней святых правителей всей христианской истории мира – так, император Византии Константин Великий шествует рядом с Владимиром Красно Солнышко и его сыновьями-мучениками Борисом и Глебом.

Войска устремлены в Небесный Иерусалим, где встречает защитников церкви Богоматерь Одигитрия – Путеводительница. Этот райский град еще и символ Москвы. Противопоставлен ей пылающий город из откровения Иоанна Богослова — символ покоренной Казани.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/4063-letopisi.html

Икона «Церкви Воинствующей» XVI века

Икона «Церковь воинствующая»: описание

  • История
  • Сюжетные источники
  • Описание
  • Райская река и воины
  • Заключение

В одном из залов Третьяковской галереи находится икона «Церкви Воинствующей», которая также носит название «Благословенно воинство Небесного Царя». Она была написана по заказу Иоанна IV Грозного. Об иконе «Церковь Воинствующая», истории ее написания и особенностях читайте в этом очерке.

История

Иоанн IV Грозный повелел создать икону в память об успешном походе на Казань в 1552 году. Точная дата написания неизвестна, а ее автором считается протопоп Кремлевского Благовещенского собора, а также духовник царя Андрей, который в дальнейшем стал митрополитом московским Афанасием.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Икона «Церкви Воинствующей» находилось рядом с южными вратами в кафедральном Успенском соборе в Кремле, у царского места. Она была украшена рельефами на тему «Сказания о Владимирских князьях». Тем самым она вкупе с молебным царским местом должна была показывать преемственность власти от великих владимирских и киевских князей московскими царями.

В начале XX столетия икона располагалась в мироваренной находящейся в Патриарших палатах Кремля. В 1919 году было принято решение поместить ее в Государственную Третьяковскую галерею.

Сюжетные источники

Источником сюжета иконы «Церкви Воинствующей» послужило Откровение Иоанна Богослова. В нем рассказывается о Небесном Иерусалиме и вытекающей из его вод реки жизни, также там присутствует горящий город — великий Вавилон. Помимо этого, сюжет имеет аналогии в православных песенных текстах.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Так, например, в песнопениях во имя мучеников особенно акцентируется внимание на том, что они, повторяя подвиг Иисуса, первыми достигнут «небесного пристанища». В тексте Октоиха (православная богослужебная книга) есть описание, где Христос держит венцы, а множество ангелов летит навстречу воинам.

Изображенное на иконе вхождение армии в Небесный Иерусалим в точности соответствует тексту послания, сделанного митрополитом Макарием, которое он произнес перед Казанским походом. В нем он говорит, что воины, которые падут на поле брани, войдут в город. Позже митрополит в другом послании сравнил подвиг русских войск во время покорения Казанского ханства с подвигом мучеников исповедников.

Описание

Икона «Церковь Воинствующая» имеет изображение пылающего города. Он атрибутируется как «обитель лукавого» либо как Казань, которую покорил Иоанн IV Грозный в 1552 году.

По мнению искусствоведов, огонь не разрушает город, а очищает его. Этот вывод был сделан на основе «Степной книги», где описывается видение одного из участников похода.

Некоторые ученые просматривают на иконе очертание горящей главной Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушил Иоанн IV Грозный.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

От горящего града, изображенного на иконе «Церковь Воинствующая» 16 века, движется большое количество фигур пеших и конных воинов, идущих по направлению к Небесному Иерусалиму, находящемуся в левой части.

Он расположен на горе, в сенях красного шатра и помещен в мандорлу (особая форма нимба) из зеленых и красных кругов. Она разомкнута в одном месте, к которому и ведет дорога.

По ней и шествуют воины в Небесный Иерусалим.

Небесный город исследователи трактуют как метафорический образ Москвы. В граде всех воинов встречает Богоматерь с Младенцем Христом, который сидит у нее на коленях. Иисус раздает ангелам венцы мучеников, предназначающиеся для погибших. У Небесного Иерусалима расположен райский сад, на деревьях которого растут красные плоды.

Райская река и воины

Из города течет райская река. У исследователей она имеет сложный символизм. Одни трактуют ее как «чистую реку воды жизни», а другие как ясли Христовы. Небольшие источники, идущие от основного русла, понимаются как Православная и Католическая церкви. Широкая река, текущая воинам навстречу, трактуется как символ чистой истинной веры, а ревнители ее — правители Руси.

Икона «Церковь воинствующая»: описание

Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.

Читайте также:  Икона ангела хранителя: значение, в чем помогает

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени — достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

Заключение

Архангел Михаил являлся покровителем московских царей, именно поэтому он и изображен на иконе. Известно, что он был особо почитаем Иоанном IV Грозным. Также Кремлевский Архангельский собор служил царской усыпальницей.

На фото иконы «Церковь Воинствующая» можно увидеть все мастерство иконописца Андрея. Она выполнена в классическом стиле XVI века и является настоящим художественным сокровищем.

Следует отметить не только качество письма, которое позволило сохранить икону до настоящего времени, но и глубокий смысл и символизм.

Это прекрасное произведение искусства, а также особенно почитаемая святыня у православных христиан.

Источник: https://magic-ezoteric.pro/ikona-cerkvi-voinstvujushhej-xvi-veka

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И.

Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144´
396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного.

Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.

Икона «Церковь воинствующая»: описание“Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)“Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх.

Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду — фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест.

Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам.

Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы — это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: «    ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., «                  » — мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Атрибуты мученического чина — крест и венец — постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам.

Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц.

св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте.

Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: «                  » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа).

Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в.

были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы «     », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа «   », песнопениях «  », «  ».

Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст.

Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр.

Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви.

Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/149329.html

Церковь воинствующая.благословенно воинство небесного царя(пока всё по музеям)

?

Дмитрий Михайлович МСМLХVII (dmitri_obi) wrote, 2019-10-04 17:18:00 Дмитрий Михайлович МСМLХVII dmitri_obi 2019-10-04 17:18:00 Categories: «Благослове́нно во́инство Небе́сного Царя́» (в советском искусствознании — «Це́рковь вои́нствующая»[1]) — икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Точная дата неизвестна.

Предполагаемым автором иконы считают протопопа Благовещенского собора Кремля и царского духовника Андрея (с 1564 года — московский митрополит Афанасий)[2]. Икона находилась у южных врат кафедрального Успенского собора Московского Кремля возле царского места. Икона вместе с молебным местом царя, украшенным рельефами на сюжет «Сказания о князьях Владимирских», должна была демонстрировать преемственность власти московских царей от великих князей киевских и владимирских[3]:23. В начале XX века икона находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.Название иконы происходит от первой строки мученичной стихиры на стиховне пятого гласа на утрени понедельника:

Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость.

Стихира выражает идею, что мученики, пострадав за Иисуса Христа и приняв за него смерть, становятся воинами небесного Царя, то есть приравниваются к ангельскому чину[4]. Происхождение названия иконы от данной стихиры было установлено В. И. Антоновой[5]:131.

Название «Благословенно воинство…» икона имеет в описи Успенского собора начала XVII века («Да у царского и места образ „Благословенно воинство небесного царя“ на золоте в киоте, а киот деревянный, обложен оловом…»[5]), затем её названия в описях начинают меняться: «Образ пречистые Богородицы и Грозного Воеводы» (1627 год), «Образ пресвятыя Богородицы да Архангела Михаила с лики святых» (1701 год, место иконы — «позади царского места»)[6].Икона «Церковь воинствующая»: описаниеИсточником такой иконографии «Благословенно воинство…» является Откровение Иоанна Богослова[1]. В нём описывается Небесный Иерусалим (Откр. 21:10—21), вытекающая из него река воды жизни (Откр. 22:1), а также горящий город — Вавилон великий (Откр. 18:18—20).

Кроме Священного Писания, сюжет иконы находит аналогии в православных песнопениях. Так, во многих песнопениях в честь мучеников особо подчёркивается, что они, повторяя подвиг «подвигоположника Христа», первыми достигают «небесного пристанища». Также в текстах Октоиха есть песнопения, в которых Иисус Христос держит венцы, а сонм ангелов летит с ними навстречу воинам[1]. Прямое указание на сюжет иконы содержит мученичен 9-й песни утреннего канона среды — «Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию».

Изображение на иконе вхождения войска в Небесный Иерусалим точно соответствует тексту послания митрополита Макария, с которым он перед началом Казанского похода обратился к его участникам.

В нём воинам, которые умрут на поле брани, он обещает: «по реченному Господню словеси второе мученическое крещение восприимет пролитием своея крови… и восприимет от Господа Бога в тленных место нетленна и небесная и в труда место вхождение вышняго града Иерусалима наследие»[7].

Позднее митрополит в своём послании в Свияжск сравнил подвиг русского войска при покорении Казани с подвигом христианских мучеников и исповедников[1].

При изучении иконы «Благословенно воинство…» исследователи вначале отказывались давать ей какое-либо толкование[8], затем видели в ней связь с посланиями апостола Павла[9][10], позднее её стали рассматривать как апофеоз взятия Казани[11], предпринимая попытки идентификации изображённых на ней персонажей.

Читайте также:  Поздравления с пасхой в стихах: красивые пожелания

Сюжет иконы

Архангел Михаил

Во главе всех рядов воинов изображён архистратиг небесных сил архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне. Фигура архангела заключена в сферическую мандорлу. Иконография архангела Михаила как небесного архистратига является довольно редкой для русского искусства XVI века[13]:19.

Архангел находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним.

Помещение его фигуры на иконе связано с тем, что архангел Михаил почитался как патрон рода московских государей (Иван Грозный называет его в своих сочинениях пособником всех благочестивых царей[16]:45), а Архангельский собор Кремля служил их усыпальницей.

Таинственный Воин со стягом

За фигурой архангела изображён молодой воин в алом плаще со стягом в руках. По мнению некоторых исследователей, это изображение царя Ивана Грозного[3]:25.

Воин, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащих в руках один венец.

Они понимаются как ангелы трёх царств, над которыми властвует Иван IV, — Русское царство, Казанское и Астраханское ханство, а венец в их руках является шапкой Мономаха[13]:19—22.

Центральный ряд воинов.

Слева направо: Иван Грозный, Владимир Мономах (или Константин Великий), князь Владимир, Борис и Глеб

Список иконы из Чудова монастыря

В конце XVI века был создан уменьшенный список иконы «Благословенно воинство…» для Чудова монастыря[1]. На ней архангел Михаил представлен в виде огненного ангела. На списке сохранился ряд надписей, включая имена некоторых святых. В начале XX века эта икона была помещена в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича под Алексеевским собором Чудова монастыря[9], а в настоящее время находится в собрании музеев Московского Кремля[18].

Источник: https://dmitri-obi.livejournal.com/9639072.html

«Церковь воинствующая» »

В Мироповаренной палате в Москве с давних пор помещалась необычно большая по размерам (около двух аршин в высоту и шести аршин в длину) и крайне редкая по теме икона «Церковь Воинствующая».

Исходной точкой этой иконы являются тексты послания к Евреям св.апостола Павла: «не имеем мы здесь пребывающаго града, но в грядущем, но в грядущем града себе взыскуем» (Евр.

13, 14) и «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов» (Евр. 12,22).

В левой части иконы в разноцветных сферах изображена гора Сион, покрытая шатром, и стены небеснаго Иерусалима. У стен возседает Божия Матерь с Богомладенцем на коленях.

Ниже и вправо- изображение гористой местности, по которой тремя горизонтальными рядами движется к горе Сиону святое воинство, рать православия и мученичества. Реющие ангелы принимают из рук Младенца Христа мученические венцы и несут их навстречу воинству.

Вспоминаются слова Апокалипсиса: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего» (Откров. 3, 12). Предводительствует воинством Архистратиг Михаил, изображенный на крылатом коне.

Путь воинства лежит вдоль извивающейся среди гор и отдельных деревьев реки, берущей начало в окруженном рощицей водоеме у подножия горы Сион.

«И показал мне чистую воду жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откров. 22.1). Воинству предшествует св.великомученик Георгий.

За ним (в среднем ряду)- тесная группа пеших воинов, окружающих св.царя Константина. Еще далее вправо- св.Владимир, свв.Борис и Глеб.

Сзади них всадники. Густые ряды конных воинов. вооруженных копьями, мечами и щитами, движутся в нижней и в верхней части иконы, окаймляя ее сплошной полосой. В правом верхнем углу иконы изображен объятый пламенем град, «здесь пребывающий».

Иконографическое содержание этой иконы в высокой степени замечательно. Написанная превосходным мастером, икона представляет собою редкий памятник русскаго национальнаго искусства.

«Церковь Воинствующая» создана с начала и до конца воображением и умением древняго русскаго художника. В этой иконе ярко отразились глубоко национальныя свойства рыцарственной Руси XV-XVI века, поднявшей копье и щит против иновернаго Востока и инославнаго Запада.

Изучение столь необыкновенной иконы проливает свет на ту древне-русскую религиозную живопись, которая существовала рядом со строго канонической иконописью, в таком же близком соседстве, как литература повестей с житиями святых.

Разработка религиозной темы этой иконы- последствие высоко-поэтическаго личнаго творчества. По крайней мере, до нас не дошли «переводы», подобные содержанию иконы «Церковь Воинствующая». Чрезвычайно своеобразно преведены все главные моменты художественной темы.

Разделение движущегося войска на три горизонтальных ряда вытекает из общего плана иконы.

Иконописец, желавший разделить левую часть иконы на небо и землю, принужден был задаться прежде всего размером фигуры Богоматери. Этот размер определил для него размер фигур воинов. При данном размере ему оставалось только расположить фигуры в несколько рядов, ибо один ряд потерялся бы и не выражал бы понятия «множеств».

«И придут народы к свету твоему и цари ко восходящему над тобою сиянию» (Исаия 60,3).

Чрезвычайно интересно то отношение к движению, которое высказал здесь русский художник. Иконописец не мог нарушить одного из важнейших законов древне-русской иконописи. Композиция иконы всегда непрерывна и всегда совершенно закончена. Движение, изображаемое в иконах, в них же и возникает- оно никогда не продолжается в них, начавшись где-то вне.

На этом основана целостность иконы и ея отъединенность от мира действительности. Движение воинства нигде не имеет начала. Оно дано все сразу, и всадники в самой правой части иконы замыкают круг композиции, даже ценой того, что они явно не могут двинуться вперед.

В последней особенности ярко отобразилась символьчность древне-русской иконы и ея стилистическая строгость.

С целью избежать скучного однообразия при изображении длинных рядов воинов, весьма удачно введен мотив двойной горки, которую объезжают всадники (верхний ряд всадников).

Икона «Церковь воинствующая»: описаниеИкона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Точная дата неизвестна.

Быть может в тех же целях у одного из передних воинов верхнего ряда лошадь опускает голову и тянется к траве, увлекая за собой руку всадника. Жестом, наблюденным в жизни, является жест руки, повторяемый несколькими всадниками и приглашающий к «равнению»- жест знакомый и ныне в конных отрядах.

Он особенно хорошо виден в группе свв.князей- Владимира с Борисом И Глебом. Этот жест и поворот головы обоих старших князей к младшему, полному какой-то сосредоточенной мечтательности, выражают особый ритм всей этой прекрасной группы.

В группе пеших воинов и в нижней полосе всадников однообразие рядов разбите введением различных по формам и по рисунку щитов.

Положительно таинственное разнообразие осуществлять древне-русский иконописец в ликах своих святых воинов, при всем их строгом единстве выражения. В толпе пеших воинов вокруг царя Константина как-то удивительно слиты черты традиционно иконных ликов и черты народныя. Это воинство едва-ли можно назвать русским воинством, но это воинство русской иконы.

С исключительным изяществом исполнены изображения всадников в нижнем ряду иконы.

Здесь искусство поднимается до непревзойденной высоты. Сочетание нежности и строгости, женственности и воинской суровости проведено с тончайшим чувством меры.

Икона, по всей вероятности, была написана в Москве в начале XV века.

В этом замечательном памятнике искусства выразилась мощность русскаго национальнаго духа и богатство художественной культуры древней Руси.

П.М.

ж.«Родная старина», №10, 1931г.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Источник: https://rpsctyva.ru/cerkov-voinstvuyushhaya/

Икона "Благословенно воинство Небесного Царя"

?

likbez_a_m

September 5 2018, 09:04

Categories: Митрополит Афанасий (?)
Благословенно воинство Небесного Царя. 1550-е
дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 144 × 396 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона на исторический сюжет «Церковь воинствующая» относится к середине XVI столетия. Она изображает московское войско, возвращающееся из похода на Казань, бывшую центром татарского ханства. Справа в условной форме изображена горящая Казань, слева —- Богоматерь, сидящая у стен города, возможно, символизирующего Москву.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» в залах Третьяковской галереи

Тремя потоками движется от Казани русское войско, возглавляемое молодым Грозным. Воинов сопровождают ангелы в рядах войска— святые. Праздничность колорита, монументальность композиции подчеркивают торжественность и величавость события.

Икона трактует поход Ивана Грозного на Казанское ханство как священную войну, благославленную самим небом и совершаемую по божественному повелению.

Русская историческая живопись до Октября 1917 года. Составитель А.К. Лебедев ГОСУЛАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. МОСКВА. 1962

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Во главе всех рядов воинов изображён архистратиг небесных сил архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне. Фигура архангела заключена в сферическую мандорлу. Иконография архангела Михаила как небесного архистратига является довольно редкой для русского искусства XVI века.

Архангел находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним.

Помещение его фигуры на иконе связано с тем, что архангел Михаил почитался как патрон рода московских государей (Иван Грозный называет его в своих сочинениях пособником всех благочестивых царей), а Архангельский собор Кремля служил их усыпальницей.

Центральный ряд воинов. Слева направо: Иван Грозный, Владимир Мономах (или Константин Великий), князь Владимир, Борис и Глеб
Нижний ряд воинов
Пылающий город, отождествляемый с Казанью

Источник

иконописьрусское искусство

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/46786.html

Ссылка на основную публикацию