Что такое иконы с клеймами

Житийная икона или икона с клеймами , икона с деяниями — так называют размещенные по периметру и на одной доске с главной иконой небольшие сюжеты, которые комментируют основную композицию иконописного образа. Иногда в клеймах встречаются пояснительные надписи, но это не правило, скорее исключение.

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Что такое иконы с клеймами

Иконы с клеймами условно можно разделить на несколько типов. Один из самых популярных — икона с житием. В центре изображается святой, а вокруг, как венок славы, история его жизни, духовных подвигов и посмертных чудес.

Не менее популярными являются иконы Воскресения Христова с праздниками. В этом случае на полях в клеймах изображены двенадцать важнейших событий Священной истории, описывающих земную жизнь Спасителя и Богородицы . Иконы Святой Троицы с деяниями в.

основе сюжета — хорошо известный иконографический тип «Гостеприимство Авраама».

В иконописи был разработан самостоятельный житийный цикл святых. Это отчетливо изображено в иконах Рождество Христово , Св . Мария Египетская , Св. Спиридон Тримифунтский, Пророк Илия, Св.Николай Чудотворец и т.д.

Еще один тип — это иконы с клеймами сказания. Например, сказание о Феодоровской иконе Божией Матери. В этом случае вместо изображения праздников в венке клейм даны сюжеты, повествующие об истории появления иконы, ее почитании и чудесах, призванные прославить святыню.

Иконы с клеймами довольно большие по размеру, ведь изображения на полях должны легко читаться. Сюжеты расположены в хронологическом порядке, поэтому икону нужно читать по строкам, как книгу: сверху вниз и слева направо. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий.

Источник: https://m-spas.com/zhitijnaya-ikona-ikona-s-klejmami/

Медные складни и иконы России

Что такое иконы с клеймами

Распятие с клеймами и фигурным оглавием в резном деревянном киоте, Россия, XVIII век

Небольшого размера, порою совсем маленькие, а иногда величиной с человеческую ладошку или чуть больше: старинные крестики, складни и иконы из меди довольно часто встречаются нам в частных коллекциях, в музейных собраниях да или просто у кого-то на полке, в качестве наследства от бабушки. Несомненно, искусная работа этих икон так и притягивает к себе внимание, тщательная прорисовка образов рисует старообрядческие картины, скрывают какие-то непостижимые для нас тайны.

Литые иконы известны на Руси с XI века, т.е. с момента появления и распространения христианства. Естественно, что первоначально это были иконы, привезенные из Византии.

На тот период, именно Византия являлась культурным центром православной религии. Уже впоследствии, особенно XIV-XIX века, меднолитая икона стала массово выпускаться на Руси.

При этом выпуск меднолитой пластики был очень разнообразен, а ассортиментный ряд достаточно внушителен.

Среди прочих образцов творчества древнерусских мастеров, особого внимания заслуживает очень оригинальная иконка, получившая название змеевик. Этот нательный амулет можно рассматривать как некое связующее звено между славянским язычеством и пришедшим ему на смену православным культом.

По внешнему виду змеевик и представлял собой икону небольшого размера, на одной стороне которой изображались привычные православные святыни (крест или образ святого), но на обратной стороне прослеживалась явно языческая символика – переплетение змеиных тел. Стоит отметить, что медные амулеты-змеевики, конечно же, преобладали, но встречаются и аналогичные иконы, выполненные и из драгоценных металлов.

Особое распространение литые иконы получили на Руси в средние века. Их выпуск был налажен в Тверской, Московской, Новгородской и других землях. Чаще всего в качестве исходных моделей для отливки выступали старинные почитаемые иконы, но с течением времени стали все больше появляться и работы местных художников.

Что такое иконы с клеймами

Складень с двадцатью клейма¬ми-сюжетами (народное на¬звание «утюг»), Россия, конец XVIII— начало XIX веков

Чаще всего иконы как продукт медного литья изготавливались прямоугольной формы, с несколько закругленными краями. Намного реже в коллекциях попадается меднолитая икона многоугольной и или круглой формы, но, тем не менее, такие экземпляры также изготавливались.

Кроме икон, на Руси выпускались в большом количестве нательные кресты, киотные и наперстные кресты, складни.

Также выпускались, так называемые, мощевики – кресты, состоящие из створок, которые служили небольшим тайником для святых мощей или других христианских реликвий.

Что такое иконы с клеймами

Икона просечения «Чудо Георгия о змие», Россия, XVII век

Сюжеты, изображенные на иконах, самые разнообразные, естественно в рамках православной тематики. Стоит отметить, что меднолитая пластика изобилует сюжетами и старообрядческого содержания, и новой православной церкви. Естественно, что самыми распространенными сюжетами литых икон являются изображения Богоматери с младенцем, Распятия, Христоса, различных сцен Моления, чтимых Святых и т.п.

Как правило, в оглавии меднолитых икон изготавливалась специальная петелька, через которую пропускался шнурок, и, соответственно, медный образ можно было повесить на шею или просто где-нибудь дома. Что характерно для икон более позднего выпуска (XIX век), что подобная петелька-дырочка всего лишь имитировалась, пропустить через нее шнурок было невозможно, так отсутствовало сквозное отверстие.

Одной из популярных разновидностей литых икон является складень. По сути, это складная икона, чаще всего, триптих.

Их популярность объясняется достаточно просто, в сложенном состоянии складни не занимали много места, в большинстве случаев не превышали размеры обычной меднолитой иконы, тогда в разложенном состоянии – они представляли собой практически готовый походный иконостас. В стародавние времени человек в походе не всегда мог при необходимости посетить церковь.

А дорога, как известно, полна опасностей и неожиданностей, да и длились путешествия порой неделями-месяцами. Обычная деревянная икона в дороге – лишний груз, да повредить-расколоть можно ненароком. А вот такие медные походные складни были очень удобны, да более устойчивы к дорожным тяготам и невзгодам.

Но вот такая медная пластика на Руси не ограничивалась набором стандартных икон и крестиков для христиан.

В этом медном разнообразие нашлось место для специального товара – кресты и особые иконы, применяемые священнослужителями.

Эти иконы назывались панагии, они имели круглую форму и на их поверхности обязательно изображался образ Пресвятой Богородицы (в переводе с греческого «Панагия» переводится как «Всесвятая»).

Медно литье на Руси не стояло на месте и в плане оформления. В конце XVII века Руси стало появляться все больше меднолитых изделий, связанных с духовной жизнью простого народа. Многие из этих вещей имели огромный вклад в истории и теперь представлены в крупнейших государственных собраниях.

Меднолитые иконы после раскола церкви

В конце XVII века история России пополнилась еще одним величайшим событием. В 1666-1667 голах произошел раскол русской православной церкви. Данное событие затронуло все аспекты жизни русского общества того времени. Не обошло стороной оно и меднолитейный промысел.

Что такое иконы с клеймами

Распятие с клеймами и фигурным оглавием («лопата»). Россия. XIX век.

Эта реформа проводилась под руководством патриарха Никона и преследовала цель привести к единому виду все церковные атрибуты (книги, иконы, календари), в соответствии с древнейшей византийской традицией.

Православные священники понимали, что более чем за 500-летнюю историю существования русской церкви, скопилось огромное количество различных трактовок, несоответствий и искажений в церковной иконографии, литературе и практике.

Причин для возникновения подобных искажений было множество, но наиболее вероятная и серьезная – это тот факт, что книги испокон веков переписывались вручную. Ошибки накапливались от переписчика к переписчику, подобно снежному кому. Были это и случайные опечатки, и намеренные изменения.

Реформа продвигалась с большим трудом, поскольку кроме последователей, обрела и недоброжелателей. Фактически православный народ раскололся на два лагеря, и каждый лагерь чтил именно своих единомышленников настоящим хранителем церковных традиций. Последователи старых традиций получили название старообрядцы, а церковь – старообрядческой.

XVIII век ознаменовался еще одним событием – церковь была официальна включена в систему государства. С этого момента последователи старообрядческих традиций стали получать повсеместное ограничение и со стороны действующего законодательства.

В частности, была предпринята попытка уничтожить существующие иконы и запретить производство новых — с изображением «двуперстного крещения». По всей стране была объявлена охота за «неискусными» и «неправильными» образами.

В 1723 году и того хуже, выпускается указ, который вообще запрещает производить металлические иконы.

Что такое иконы с клеймами

Икона «Святой Николай Чудотворец», Россия, XVII век

Естественно, как и прочие законы в России, на практике этот указ не исполнялся, но, тем не менее, отношение народа в XVIII-XIX веках к меднолицым образам изменилось. Медная икона стала восприниматься как элемент старообрядческого вероисповедания.

При этом со стороны старообрядцев литые православные иконы получили еще большую поддержку. Медное литье было легко тиражировать, имея под рукой хотя бы одну матрицу.

Каждая отдельная икона, по сути, и могла стать моделью для изготовления последующих образов.

Металлические иконы было просто сохранять и передавать из поколения в поколение, поэтому они стали восприниматься как символ вечности. Символ истинной старой веры.

Стоит отметить, что старообрядцы действительно сберегли, многие памятники истории, в том числе и особенно редкие уникальные меднолитые иконы.

Они ни насколько не приостанавливали выпуск и производство металлических образов, и даже можно сказать больше, что все новоделы воспринимались ими как истинные иконы, древние, единственное верные. Тем более, что все новоделы делались по образу старых, с соблюдением всех традиций изготовления и оформления.

А поскольку народ в своем большинстве старается чтить старые дедовские традиции, медная металлопластика получила широкое распространение далеко за пределами старообрядческих общин.

Что такое иконы с клеймами

Змеевик «Черниговская гривна Владимира Мономаха»

В XVIII-XIX века в России получила бурное развитие металлургическая промышленность, что также немало способствовало популяризации меднолитых образов. В первую очередь, на Урале – тогдашнем крупном центре металлургического производства. Производство металлической иконы вышло на новый уровень, получило массовый характер.

Читайте также:  Поздравления с крещением господним в стихах

Немаловажную роль в повсеместном распространении меднолитой иконы сыграл и то факт, что старообрядческая среда всегда была богата на активных, богатых и известных людей – приверженцев старой веры. К их числу можно отнести такие знаменитые фамилии, как Гучковы, Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и многие другие.

Литые образа, которые изготавливались в так называемых «медницах», благодаря покровительству сильных мира сего дошли и до наших дней и представляют собой настоящие шедевры художественной и технической мысли того времени.

Для иконы того периода, как правило, характерно наличие тончайшей работы мастера, искусное серебрение или золочение, применение разноцветной эмали.

Медные образа с эмалью

Что такое иконы с клеймами

Икона «Преподобный Нифонт Прогонитель бесов», Россия, XIX век

Металлическая икона, покрытая эмалью, известна на Руси с XVII века. Особенность русской техники заключается в том, что эмаль на иконе не создает изображения, служит лишь фоном для него. По сути, эмаль — это раскраска для меднолитого рельефа. Довольно часто можно встретить две одинаковые иконы, выполненные по одной матрице, но при этом одна покрыта эмалью, а другая – нет.

Особенно прославился в этом отношении XVIII век, как говорили тогда, мастера умели «финифть наводить». Особенную славу в этом направлении получила икона, выполненная мастерами Выговской обители в Поморье.

География расположения и распространения меднолитой индустрии того времени поистине уникальна: река Выг – Верхняя Кама – Урал – Сибирь – Москва – Прибалтика. Из Москвы контакты между меднолитыми центрами распространялись на Припять, в Поволжье, в Мстёру, в Гуслицы; из Стародуба и Ветки – в Забайкалье и на Алтай.

Современные ученые-историки по типу эмали могут достаточно легко определить, где была изготовлена та или иная икона.

Выговская обитель

Вторая половина XIX века представляет нашему вниманию новые, изумительные по рисунку и оформлению, литые изделия: кресты, складни, иконы.

Эти изделия выглядят уже намного профессиональнее, имеют четкий рисунок и проработанный рельеф, все надписи исполнены более красиво.

Несмотря на то, что среди народа старообрядческий образ жизни характеризуется как аскетический, мрачный, сдержанный, новые иконы из меди вызывают чувство радости и ликования.

Производство столь высокохудожественных изделий было возможно только в крупных промышленных центрах и требовало к себе особо пристального внимания. Как уже говорилось выше, одним из таких центров являлась Выговская обитель (Данилов монастырь на реке Выге, в Поморье). Именно «медница» этого предприятия получила всероссийскую известность в производстве металлопластики.

Среди изделий Выговской обители особое внимание притягивает к себе их знаменитый складень из четырех створок, который в народе получил столь непритязательное название «утюг». Такому названию складень обязан сходству внешних форм и немалому весу. Его створки имеют прямоугольную форму, навершие – килевидное.

Створы соединяются меж собой трубчатыми петлями, в которые вставляется стальной стержень. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, они ложатся внутрь, а только потом складень захлопывается наподобие книги. Размер «утюга» примерно с крупную мужскую ладонь. Внутри же представлен целый иконостас, из двенадцати небольших клейм.

Каждое клеймо – это отдельное изображение, многофигурная композиция. Чаще всего на клеймах изображены Двунадесятые праздники и поклонение известным иконам.

Меднолитые иконы на Выге изготавливались исключительно чистыми, без огрехов и ошибок, с чистым рисунком. Готовая икона не требовала дополнительной прочеканки для придания четкости изображению. Надписи, лики, мелкие детали отливались сразу. Нередко орнаментом или рисунком украшались и оборотные стороны складней. Чаще всего там изображали Голгофу в обрамлении.

Ученые-историки считают, что именно на Выге в XVII столетии был создан уникальный образец иконографии – складень с 20 клеймами. К сожалению, автор этой композиции нам неизвестен, но тот факт, что он был необычайно талантлив и являлся профессионалом высшей категории не вызывает никаких сомнений.

Подобные ему мастера успешно трудились в Оружейной палате, в Московском печатном дворе или патриаршем дворе. Также, к сожалению, до сих пор не обнаружен исходный оригинал этого складня. Кроме этого в Поморье изготавливали и иконы в стиле старейшей Новгородской иконографии.

Наиболее почитаемые из них Георгий Победоносец, Никита Бесогон, Чудотворец Никола, Параскева Пятницы и др. Как правило, подобная икона не украшалась многоцветной эмалью или золочением.

С течением времени, с начала XIX столетия, меднолитая иконка стала все реже украшаться пестрой эмалью. Икона позднего периода работы выговских или поморских мастеров чаще украшалась эмалью одного цвета. Предпочтение отдавалось голубому, синему кобальтовому, значительно реже – белому цвету.

Полная палитра эмали стала снова использоваться в полную силу лишь в конце XIX столетия. Но это уже были другие мастера, другие школы, другие центры. Меднолитой промысел Севера к этому моменту практически полностью угас.

Источник: http://NarKop.ru/atribucija/prochee/mednye-skladni-i-ikony-rossi/

Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери

Что такое иконы с клеймами Скачать файл

Реставрация: Реставрирована А.А.Рыбаковым во Всесоюзной специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1971 году.

  • Размер: 140 х 104,5 см
  • Елепенков Любим Агеев (?)
  • Материал: Дерево, темпера
  • Персоналии: Богоматерь, праведный Иоаким, праведная Анна

Уточняющая датировка: 17 в., 1642 г.

  1. Век: 17
  2. Страна: Россия
  3. Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  4. Иконография, категория: Праздники
  5. Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Икона поступила в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 1929 году. Она украшена серебряным позолоченным басменным окладом, который покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга.

Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец.
Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, была вложена строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650).
По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат.

Судя но описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. И.А.

Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О.

Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643-1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей.

Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора — шитая пелена 1510 года «Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери», происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосий (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34).

Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа.
В среднике представлено Рождество Богоматери.

По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после Его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери.

Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о Ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само Ее Успение.
Состав клейм:
1. Принесение даров Иоакимом и Анной.
2. Отвержение даров.
3. Благовестие Иоакиму.
4. Благовестие Анне.
5. Зачатие Анны.
6. Благословение иереями Марии.
7. Ласкание Марии.
8.

Поступление Марии (Первые шаги).
9. Введение во храм.
10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма.
11. Моление Захарии о жезлах.
12. Обручение Марии.
13. Благовещение у кладезя.
14. Испытание водой обличения.
15. Моление Богоматери в пустыни.
16. Смертное Благовещение.
17. Жены израильские у ложа Богоматери.
18. Успение Богородицы.

Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, — «Протоевангелие Иакова», написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и «Слово на Успение Богородицы», приписываемое Иоанну Богослову.
С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы «Рождество Богоматери» из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), «Рождество Богоматери в деянии» мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), «Рождество Богоматери с житием»из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134-135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI — начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.

Существует мнение, что автором иконы мог быть городовой царский иконописец, костромич Любим Агеев, который в 1641 году руководил работой над росписью Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Любим Агеев Елепенков (ум. ок.

1644) — житель села Шунга близ Костромы. Ведущий костромской знаменщик 1630-1640-х годов. Руководил росписями храмов Николы Надеина в Ярославле (1640), Успенского собора Кирилло-Белозер-ского монастыря (1641-1642).

Возглавлял всех городовых мастеров на росписях Успенского собора Московского Кремля (1643).

Местный ряд иконостаса Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Что такое иконы с клеймами Что такое иконы с клеймами Что такое иконы с клеймами Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Источник: http://icons.pstgu.ru/icon/2930

Что такое иконы с клеймами? | Христианство на 4-women.ru

Икона часто называется застывшим Евангелием и в этом есть канонический элемент. С самого начала изображения в православной традиции создавались для того, чтобы запечатлевать основные постулаты веры и описания жития самых значимых представителей веры.

Для этого часто используются иконы с клеймами — это иконы, которые имеют нечто наподобие рамки около основного изображения. В этой рамке в свою очередь изображаются небольшие сюжеты в определенной последовательности.

Читайте также:  Молитвы матроне московской о замужестве: самые сильные

Таким образом рассказывается некая история.

Содержание
Основное про иконы с клеймамиВарианты иконЧтение иконы с клеймами

По сути, икона с клеймами представляет собой изображение с ми. Характерным примером является святой и его житие, то есть в центре изображения располагается сам святой, а по периметру последовательные сюжеты его жития, различные подвиги и подобное.

Таким образом, на одном изображении передается существенное количество сведений, запечатлеваются самые основные факты.

Что такое иконы с клеймами

Иногда клеймо на иконе может иметь пояснительную надпись, но такие детали встречаются не часто. По большей части речь идет просто о каноническом иконописном изображении.

Символически подобная икона со святым прославляет подвижника, указывает верующим на его самые высокие духовные достижения и подвиги. Клеймо представляет собой своеобразный венок славы, который как бы венчает самого подвижника. Молитва и созерцания такого образа может приносить существенную духовную пользу.

Что такое иконы с клеймами

Такое описание дает понять в целом, что из себя представляют иконы с клеймами. Есть различные варианты таких икон.

Варианты икон

Популярным вариантом является икона Воскресение Господне, которая включает в себя 12 клейм, равных соответственно двунадесятым праздникам, которые описывают житие Богородицы и Христа.

Само Воскресение не является частью этих главных календарных церковных праздников, но представляет собой, безусловно, квинтэссенцию всей веры и всего земного пути Христа.

Поэтому такой вариант обладает невероятной художественной выразительностью и гармоничной завершенностью.

  • Как другой пример следует привести икону Святой Троицы в Бытии, где используется 22 клеймы, на которых в свою очередь изображается основное из книги Бытия. Перед зрителем предстает вся история Ветхого Завета, которая включает в себя базовые эпизоды:
  • сотворение мира;
    падшие ангелы;
    сотворение человека;
    изгнание из рая;
    всемирный потоп;
    Вавилонская башня;
  • получение Моисеем заповедей.

Соответственно, иконы с клеймами — это практически всегда какой-то рассказ, сжатый до масштаба одного изображения. Чаще всего рассказ ведется о различных библейских событиях или житие святых, но могут быть и более интересные варианты.

Что такое иконы с клеймами

К примеру, может быть изображен рассказ о самой иконе, такой тип называется сказание. Если взять подобную икону Владимирской Божией Матери, то там клеймы изображают сюжеты о том какие чудеса творились с использованием этой иконы, как икона помогала людям. Целью подобного набора является дополнительное прославление самой иконы, использование возможности подчеркнуть ценность данного образа.

Чтение иконы с клеймами

Для того чтобы верно воспринять изображение следует использовать хронологическую последовательность, то есть читать сюжеты в верном порядке. Начинают читать сверху, а строчки читают слева направо.

Если вы знаете, что такое иконы с клеймами, то легко поймете, как читать изображение.

Начало отсчитывается, как правило, от левой верхней части и далее следуют направо, далее по краю изображения и снова оказываются там, где начинали.

Благодаря крупному размеру даже небольшие изображения по бокам легко рассмотреть.

Порядок чтения может отличаться в зависимости от возраста самого изображения, так как на протяжении развития иконописи менялся порядок расположения клейм. Существовали разные варианты чтения: по рядам, по столбцам и смешанные. Поэтому целесообразно предварительно узнать подробнее об изображаемом святом или празднике для того чтобы точнее ориентироваться.

Как правило, многое может дать понять нижняя часть иконы. На житийных иконах чаще всего именно снизу располагаются сцены успения и погребения святого. Исходя из этого, становится понятным как читать изображение.

Источник: omolitvah.ru

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/chto-takoe-ikony-s-kleimami.html

hristianstvo-i-katolicizm

Икона (от ср.-греч. «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Икона с клеймами.

Клеймо (иконопись) — в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающее или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма располагаются на полях иконы, окружая ковчег со средником.

Владимирская икона Богоматери с клеймами

Что такое иконы с клеймамиПоле .

Поля иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.Поля древних икон довольно узки, к XI—XII в. становятся шире, а ковчег мельче, с XIV в. появляются иконные доски без полей.

Если средняя часть иконы трактуется как «окно» в мир Божественного, то поля будут соответствовать границе между сакральным и явным (земным) пространствами. Часто элементы изображения средника (нимб, край одеяния, атрибут в руках персонажа) выходят на поле, «прорываясь» в мир предстоящего (зрителя).

На полях иконы традиционно могут изображаются избранные святые. Не являясь частью основной композиции и не принадлежа сакральному пространству, они выполняют роль заступника и посредника в молитве перед иконой.С IX в. в Византии появляется новая форма икон — т. н.

«житийные иконы»: в средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях (клеймах) — сцены из жизни этого святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.Поля иконы также являются традиционным местом размещения текста, иногда заполняющего поля целиком.

Понимание взаимосвязи образа и слова со временем меняется, постепенно, с общим упадком иконописи изображение воспринимается не как эквивалент слова, а становится лишь иллюстрацией к написанному.

Еще одна тенденция поздней (начиная с середины XVI в.) иконописи — постепенное понимание полей как декоративной рамы. Поля украшаются резным левкасом, декоративной лепниной, живописным орнаментом и имитацией драгоценных камней, покрываются металлической басмой.

Ковчег.

Ковчег (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от полей к ковчегу — лузгой.О причинах появления ковчега чётких и общепризнанных теорий не существует.

Можно выделить эстетические и технологические предположения. Согласно первым, поля иконы визуально образуют раму, пространственно углублённая живопись отделяется от окружающей среды, образуется подобие «окна» в мир изображаемого.

По технологическим теориям, ковчежное углубление спасает иконную доску от неизбежной деформации (выгибания) со временем, кроме того, углубление могло помогать последней стадии иконописи — нанесению защитного слоя, образуя ванночку для тёплой олифы над поверхностью живописи.Наличие или отсутствие ковчега, его глубина, форма и прочие особенности позволяют судить о времени создания иконы.

Древние иконы почти всегда имеют ковчег. В XIV—XV веках поля икон обычно узкие, ковчег вытянутой формы. Во второй половине XVI века при сохранении тех же пропорций доски, ковчег стремится к квадрату, поля становятся шире, иногда появляется двойной ковчег, при этом внутренний ковчег более углублен, в живописи полям отводится бо?льшее значение.

В конце XVI — XVII веке появляются иконы без ковчега, хотя живописно ковчег обозначен: на месте лузги обводка контрастной фону краской, выделены поля иконы. С XVIII века в иконописи исчезает и иллюзия ковчега, икону часто вставляют в богато декорированную рамку (пришедшую из европейской живописи). В современной иконописи ковчег вновь вошёл в традицию.

Собирателей икон в среде коллекционеров иногда презрительно называют «ковчежниками», так как для неспециалиста в атрибуции и датировке икон практически единственным показателем древности, а, следовательно, и ценности той или иной иконы служило наличие ковчега.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/423131

Клейма на меднолитых иконах

Попытка систематизации часто встречающихся клейм на меднолитых иконах

Август 2015

Возможные «авторы» клейма

Чтобы понять, кто являлся инициатором клеймения икон, проследим этапы жизненного пути иконы: 1. Изготовление модели резчиком. 2. Литье икон в литейной мастерской. 3. Сбыт через оптового торговца. 4. Конечный владелец-покупатель иконы.

Каждый из этих участников цепочки мог нанести собственное клеймо или заказать нанесение клейма.

Технологические способы клеймения

Рассматриваемые клейма разделим на две группы по способу нанесения клейма: 1. Клеймо наносилось на модель и копировалось при отливке. Гравированные и ударные клейма.

2. Клеймится каждая отливка. Ударные клейма.

Сопоставление «авторов» и их возможностей клеймения

Резчик, изготовивший модель иконы, мог выгравировать на модели авторское клеймо, которое затем тиражировалось на копиях. К отливкам резчик доступа не имел.

Владелец литейной мастерской мог поставить на модели собственное клеймо, которое затем копировалось при литье. Также существовала возможность клеймения отливок своим клеймом. Оптовый торговец мог заказать клеймение икон своего заказа.

Такие клейма должны быть выбиты на отливках, так как мастерская не стала бы портить модели из-за подобного заказа.

Клеймо владельца не может часто встречаться. Поэтому рассматриваемые клейма не могут относиться к владельческим.

Таким образом клейма, нанесенные на модели, не могут принадлежать торговцу. А клейма, выбитые на отливке, не могут быть клеймом резчика модели. Но и те и те могут принадлежать литейной мастерской.

Для окончательного решения вопроса принадлежности клейма рассмотрим подборку икон одного извода с одинаковым клеймением. Если одному изводу соответствует иконы, отлитые по единственной модели, то с большой вероятностью это клеймо мастерской. А если иконы одного извода отлиты по различным моделям, то вероятно это клеймо резчика или торговца.

Читайте также:  Корсунская икона божией матери: о чем молятся, в чем помогает

Пример. Литое клеймо Р.С. Хрусталева МРСХ встречается на четырех вариантах вершковой иконы Избранные святые. Это клеймо изготовителя модели.

Выбитое на обороте клеймо IOC встречается на двух вариантах большой иконы Седмица. IOC скорее всего клеймо торговца.

Клеймо нанесено на модели МРСХ, СИБ, ИТ, ВП, МС Клеймо нанесено на отливке МАП, ЗС, IOC, ЛЕ, ФЕ Иконы одного извода отлиты по различным моделям

Иконы одного извода отлиты по единственной модели

Резчик моделей МРСХ Оптовый торговец-посредник IOC
Литейная мастерская Литейная мастерская

Что такое иконы с клеймами

Другие материалы раздела

Источник: http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/klejmo/

Иконописная мастерская Кинония — <

       На некоторых иконах центральный поклонный образ, расположенный в среднике, обрамляется вокруг дополнительными сюжетными сценами — клеймами. Распространяется новая композиционная форма с IX века в Византии, условно такие иконные образы можно разделить два вида: житийные и акафистные.

Житийные иконы,  это те,которыев среднике хранятобразСвятого, чин святости которого может быть различным (святитель, мученик, преподобный), а на полях, как правило, расположены клейма жития, повествующие о многих чудесных обстоятельствах  Божественного Промысла и раскрывающие внутренний духовный облик святого и его добродетели.

К данному типу можно также отнести  Образ Пресвятой Богородицы (поясной) со сказаниями о чудесах, совершаемых от Ее иконы, которые затем изображаются в клеймах. (Тихвинская икона Богородицы сер. XVI в. из Успенского собора Московского Кремля); а также иконы Христа — Спас Смоленский, окруженный сценами из Евангельских притч (середина XVI в.

Успенский собор Московского Кремля); в среднике иконы может находиться Праздник (Рождество Пресвятой Богородицы или Благовещение с  Протоевангельским циклом Ее жития* или Распятие со страстями)                                                                                                                                                                                                       

[Сноска: *Протоевангелия – это  апокрифические книги, описывающие события, которые произошли до основных событий в жизни Иисуса Христа, описанных в четырёх канонических Евангелиях Нового Завета.

Протоевангелие Иаковаотносится к апокрифическим текстам, возможно, является самым ранним из них.

Оно повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях во времярождения иисуса Христа, свидетельствует о почитанииДевы Марии, утверждая о Её Приснодевстве и представляя Её как новую Еву. Авторство приписывается Иакову, сыну Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака.

В книге прослеживается незнание автором подробностей жизни евреев и их несоответствие деталям, описываемым в книгах, вошедших в Библию. Несмотря на свою привлекательность, Протоевангелие Иакова в канон Новозаветных книг не вошло, а осталось благочестивым сказанием.]

  Акафистные иконы написаны для прославления Божией Матери и Приснодевы Марии, в клеймах  иллюстрируются поэтические эпитеты и  аллегории, взятые из  торжественного гимна, Ей посвященного, или Акафиста.

Впоследствии в память троекратного спасения Константинополя от иноплеменных войск был установлен Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается в субботу пятой недели Великого Поста, вероятно, потом была написана соответствующая празднику икона.

В центре – восседающая на троне Богородица в окружении ветхозаветных пророков, держащих в руках символы, обозначающие их духовные видения, которые в свою очередь являются прообразами Богородицы (Иаков держит лествицу, Иезекииль – врата, Моисей – неопалимую купину, Даниил – несекомую гору), а вокруг на полях  могли быть расположены клейма Акафиста. Однако встречаются такие иконы, у которых в среднике изображен Праздник, например, Благовещение Пресвятой Богородицы (Акафист был посвящен Благовещению) или Её Рождество.

Назад к списку

Источник: http://kinonia.ortox.ru/4_khramovye_ikony,_analojjnye_ikony./view/id/1117105

Клеймо (иконопись) — это… Что такое Клеймо (иконопись)?

  • Клеймо — (знак) Клеймо (инструмент) Клеймо (иконопись)  в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающее или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма… …   Википедия
  • Борт (иконопись) — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Залевкашенная иконная доска Доска иконная, цка, дска традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород …   Википедия
  • Портал:Живопись — Портал:Живопись …   Википедия
  • ИОАНН БОГОСЛОВ — [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… …   Православная энциклопедия
  • ГЕОРГИЙ УГРИН — († 1015, после 15 июля), св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых), отрок (член младшей дружины) ростовского кн. мч. Бориса Владимировича (см. Борис и Глеб). Сведения о мученической кончине и почитании …   Православная энциклопедия
  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… …   Православная энциклопедия
  • История Ярославля — Алексей Боголюбов. «Крестный ход на Волге в Ярославле» (1863) Ярославль  первый из русских городов на Волге, упоминаем …   Википедия
  • ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые… …   Православная энциклопедия
  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… …   Православная энциклопедия
  • ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ — (кон. 1468 или кон. 1462?, c. Елохово под Москвой? 2.08.1557?, Москва), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг. в Соборе Московских святых). Источники Наиболее ранним источником, сообщающим о В. Б., является «Книга… …   Православная энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1522544

На чем писали первые иконы?

Иконы, написанные на холсте, стояли у истоков мировой истории иконописи.  Изображения ликов святых изначально писались  на холщовой материи, которая отличается высокой износостойкостью, прочностью и способностью подолгу удерживать в своей структуре органические красители. 

Спас Нерукотворный. Икона Иисуса Христа на холсте.

Это уже позже, во времена Андрея Рублёва для создания икон святых стали использовать обработанные деревянные дощечки, которые дошли и до наших дней.   Предпочтение холщовой материи имеет под собой библейское основание – ведь именно в холсте запечатлён образ Сына Божьего, снятого с креста.

Споры по поводу подлинности знаменитой Туринской плащаницы идут и по сей день, что не умаляет ценности этого артефакта, ставшего по большому счёту первой иконой на материи. Кроме того, обработка холста занимает не так много времени, как грунтовка деревянных поверхностей, которые имеют разнообразные дефекты и склонность к рассыханию.

И, наконец, холст легко было прятать от иноверцев, которые во времена раннего христианства активно преследовали немногочисленных последователей святых апостолов.

Непроходимая дверь. Икона Божьей Матери на холсте.

На холсте писаны такие знаменитые образы как Касперовская икона Божией Матери, Семистрельная икона, групповой образ св. Николай Чудотворец, Иисус Христос и Богородица, Ореховый Спас и многие другие замечательные творения прошлого, которые сегодня являются признанными святынями христианской церкви.   

Семистрельная икона Богородицы с мечами. Копия старинной иконы на холсте.

Перед тем, как начать роспись холста, иконописец обычно проводил несколько дней в постах и  молитвах, которые помогали ему настроиться на нужный лад и прочувствовать высокую ответственность за свою работу.  Многие изображения ликов святых и угодников на холстах, благодаря совершенству деталей и красок, были подобны знаменитым работам живописцев.

Сегодня иконы на холсте создаются как профессиональными иконописцами, так и с применением современного печатного оборудования.

Молитва задержания. Икона на холсте.

Иконы на холстах изготавливают православные работники мастерской «Благолепие». Мастерская работает при Никольском храме (Московская область).

Натуральные льняные холсты обрабатывают и подготавливают, как холсты для художественных полотен: наносят грунтовый слой и тонкий светоотражающий слой.

Затем на широкоформатном печатном оборудовании светостойкими иконными красками наносят образ. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы.

Копии чудотворных икон отличаются насыщенностью палитры и чёткой детализацией картины.

Собор Святых Покровителей Охотников и Рыболовов. Икона на холсте.

Готовые иконы, созданные в православной мастерской «Благолепие» освящаются в храме по полному православному обряду.

Такие иконы святых на натуральном льняном холсте, освящённые по всем правилам, признаются  официальной церковью полноправными предметами культа.

В большинстве случаев иконы на холсте заказывает люди, желающие приобрести иконы, которые по своему внешнему виду ничем не уступают знаменитым подлинникам.

Такие иконы обычно дарят на крестины, на какой-нибудь  церковный праздник или торжественное событие.

Иконы являются прекрасным духовным подарком, что позволяет широкой аудитории приобщаться к ценностям мировой культуры, оригиналы которых не всегда находятся в открытом доступе.

Нерушимая стена. Икона Божьей Матери на холсте.

Такое продолжение традиций иконописи в целом способствует развитию эстетического вкуса и подвигает к духовному совершенствованию, как верующих, так и обычных любителей классической христианской иконописи.

Создаваемые в мастерской «Благолепие»  иконы на холсте – это гармоничное сочетание эффективности современных технологий и безупречности изображения старинных образов, перенесённых на подготовленный материал.

Сайт: http://shop-pobedinedug.ru/Присоединяйтесь к нам :ВКонтактеВ «Одноклассниках»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ikona/na-chem-pisali-pervye-ikony-5af3137c9e29a26bab215b91

Ссылка на основную публикацию