Автокефалия украинской православной церкви: что это такое

Кто на самом деле требует автокефалии, почему Московский Патриархат против  и сможет ли Константинополь преодолеть раскол — рассказывает Сергей Худиев.

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое

Сергей Худиев

В принципе, да — проблема в том, что то, что происходит сейчас, невозможно назвать “процессом предоставления автокефалии”.

Автокефалию возможно предоставить только уже существующей канонической Церкви, и делать это может тот Патриархат, к которому она принадлежит.

 То есть Московский Патриархат мог бы предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви, если бы она обратилась с такой просьбой — чего она пока не делала.

Признание раскольнического сообщества,  отделившегося от одной поместной Церкви со стороны другой — это канонический абсурд, и называть это “предоставлением автокефалии” было бы ошибкой.  

Кто требует автокефалии?

Отметим еще раз, что единственное сообщество, которое было бы вправе ее требовать — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — никакой автокефалии не требует.

 Автокефалию запрашивает, по словам патриарха Варфоломея “досточтимое правительство Украины”.

Действительно, запрос исходит именно от светских властей — причем многие государственные деятели, активно добивающиеся автокефалии, не являются членами Православной Церкви даже чисто формально, причисляя себя к неправославным религиозным сообществам или вовсе атеистам.

В действительности мы имеем дело с ситуацией, когда государство создает  религиозную структуру под свои, государственные цели — и говорит об этом совершенно открыто.  Например, как сказал Президент Петр Порошенко, “Автокефалия – это вопрос нашей независимости и нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине”.

Юридически, в государстве, которое считает себя светским и демократическим, такое вмешательство государства в дела Церкви является очевидным беззаконием.

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое

Каковы мотивы властей?

Помимо вполне явно озвученных политических причин можно обратить внимание и на то,  что национализм (украинский в частности) идеологически не совместим с христианством. Для националиста превыше всего нация,  для христианина — Христос.

Националистическое приветствие “слава Украине” является сознательной заменой благочестивого украинского приветствия “слава Иисусу Христу”.

Как на это в свое время обращал внимание греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, “Аналогичным проявлением безбожия является замена словами «Слава Украине» вечной хвалы, которую возносят Иисусу Христу: «Слава И(сусу) Христу!» Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является выражением безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И. Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина”

Национализм допускает существование определенного рода Церкви  — но только в том случае, если ее вероучение и практика полностью подчинена его идеологии.

Петр Порошенко, в связи с предстоящими выборами, остро нуждается в любых средствах для поднятия рейтинга и ищет опереться на патриотический электорат, и подавление Украинской Православной Церкви Московского Патриархата могло бы принести ему определенные очки в этой среде. 

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое

АР

Поможет ли вмешательство Константинополя преодолению раскола украинского Православия ?

Увы, нет — во-первых, потому что такая цель не ставится, во-вторых, потому что грубо попирая каноны и выражая крайнее пренебрежение к правам законного предстоятеля Украинской Церкви,  митрополита Онуфрия, можно только углубить, а не уврачевать расколы.

Цель всей борьбы за автокефалию, как это открыто и ясно выражают ведущие ее гражданские власти,  состоит в подавлении Украинской Православной Церкви.

Президент Петр Порошенко, выступая на мероприятиях, посвященных 1030 летию Крещения Руси, назвал верующих Украинской Православной Церкви “щупальцами которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор”, причем эти “щупальца” “необходимо обрубить” — и, по его словам, автокефалия нужна именно для этого. Помощник министра внутренних дел, Арсена Авакова, Зорян Шкиряк назвал верующих в общении с Московским Патриархатом “упырями”, которым “нет места на украинской земле”.

Патриарх Варфоломей, увы, участвует в деятельности, направленной на “обрубание щупалец” и “изгнание упырей”.

Имеет ли Патриарх Варфоломей законные канонические права распоряжаться на Украине?

Нет,  никоим образом.

 Каноническая сторона дела подробно рассматривается специалистами в области церковного права, но даже если вы затрудняетесь в толковании канонов, вы можете обратиться к такому свидетелю, как сам Патриарх Варфоломей, который еще до недавнего времени полностью признавал канонические права Московского Патриархата и провозглашал митрополита Онуфрия единственным законным главой Церкви на Украине.  

Либо все это время патриарх Варфоломей поддерживал каноническое беззаконие — а все его предшественники на Константинопольской кафедре делали это столетиями до него — либо он совершает каноническое беззаконие сейчас.  

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое

С чем связаны упреки в “восточном папизме” которые выдвигаются патриарху варфоломею?

Главным образом, с его притязаниями, выдвинутыми в речи перед собранием епископов. Процитируем некоторые из его высказываний:

“Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал.

5:9) Церкви и истории… Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена…В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”.

Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата… Вселенский Патриархат … обладает канонической юрисдикцией и всеми апостольскими привилегиями в своей ответственности не только за сохранность единства и взаимообщения Поместных Церквей, но и за общее распространение Православия в современном мире и в исторической перспективе…

Вселенский Патриархат несет ответственность за приведение дел в церковный и канонический порядок, потому что он один обладает канонической привилегией, а также молитвой и благословением Церкви и Вселенских Соборов исполнять этот верховный и исключительный долг как заботливая Мать и родительница Церквей. Если Вселенский Патриархат откажется от этой обязанности и покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти”

Почему представители Московского Патриархата не согласны с этими притязаниями?

Сложившееся в истории Церкви система управления предполагает равенство Патриархов поместных Церквей, между которыми может существовать различие в первенстве чести — но не власти.

 Каждый Патриарх обладает полномочиями в рамках своей поместной Церкви, и здесь важную роль играет понятие канонической территории.

Ни епископ, ни Патриарх не могут вторгаться на чужую каноническую территорию.  

Например,  после войны в Южной Осетии православные приходы этой страны обратились с просьбой принять их под омофор Московского Патриархата — но Патриарх отказался это сделать,  чтобы не нарушить каноническую территорию Грузинской Православной Церкви.

Первенство Чести Константинопольского Патриарха было связано с тем,  что в средние века Константинополь был столицей православной Восточной Римской Империи,  важнейшим политическим, культурным и религиозным центром тогдашнего мира.

Титул “вселенский” был связан с тем,  что “вселенной”, “ойкуменой” в то время называли обитаемый мир — который для жителей Империи к ней, по большей части и сводился.  Но увы, Империя постепенно слабела, теряла территории, и, в 1453 году пала под ударами турок.

Однако долгое время Патриарх Константинопольский признавался турецкими властями как лидер греческого населения Османской Империи.

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое

mospat.ru

После катастрофически неудачной попытки греков восстановить Империю в 1920-тые годы,  греческое население подверглось массовому изгнанию из Турции, и в данный момент православное население Стамбула составляет не более ста человек.  

Таким образом,  притязания Константинопольского Патриархата связаны со славой Православной Империи,  от которой к текущему моменту остались только воспоминания.

Более того, с этими притязаниями совершенно не согласуется история его отпадения в унию — которую  в 1439 году принял константинопольский патриарх Иосиф в надежде получить западную помощь против турок.

 Эта надежда не оправдалась, другие православные Патриархи не поддержали унию, и, через некоторое время Константинополь вернулся в Православие.

 Этот исторический эпизод временного отпадения Константинополя, когда остальные церкви пребывали в Православии, невозможно согласовать с притязаниями этой кафедры на учительство по отношению ко всему православному миру.  

Почему текущее поведение Константинопольского Патриархата рассматривается как неприемлемое?

Во-первых,  притязания на единоличную власть в Церкви глубоко неприемлемы с точки зрения православной экклезиологии и находятся на грани ереси.  

Во-вторых,  назначение экзархов без согласования с митрополитом Онуфрием и патриархом Кириллом,  которых Константинополь признавал еще недавно, является грубым нарушением как канонов,  так и христианской этики.

В-третьих,  объединение с крайне враждебными по отношению к канонической Церкви светскими властями,  и действия на их стороне против Церкви являются крайне неэтичными и особенно несовместимы с притязаниями на роль пастыря по отношению ко всем православным мира.  Для пастыря — то есть того, что призван проявлять самоотверженную заботу и любовь, защищать и ограждать — такое поведение немыслимо.

Может ли текущий конфликт привести к расколу,  аналогичному расколу 1054 году?

Русская Православная Церковь делает все, чтобы этого не случилось.  Но увы, такого развития событий исключать нельзя. Если некто претендует на духовную власть над вами — вы, в конечном итоге, можете сказать ему либо “да” либо “нет”, и если некто проповедует определенное учение,  вы можете либо принять его, либо нет.

Источник: https://www.pravmir.ru/komu-na-ukraine-nuzhna-avtokefaliya-i-chto-proishodit/

Автокефалия для Украины: что решил Константинополь

Святослав Хоменко, Виталий Червоненко Би-би-си, Стамбул

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое Правообладатель иллюстрации Сивков Петр/TASS Image caption 89-летнего Филарета (в центре) в Киеве называют самым вероятным главой еще не созданной церкви

«Слава Украине! Героям слава!» — кричит десяток людей, держащих в руках украинские флаги. «Варфоломею слава!» — под смех товарищей выкрикивает один из них.

  • Высокий седовласый епископ, закрывая за собой дверь, бросает на собравшихся недоуменный взгляд: здешние стены не привыкли к столь бурному выражению чувств.
  • Тем временем три десятка журналистов пытаются разобраться в только что полученном на руки тексте, зачитанном этим епископом.
  • Так закончилась работа Священного синода Вселенского патриархата Константинополя — точнее, его заседания, которое еще до его открытия называли решающим в судьбе украинского, а, может, и мирового православия.
  • Результаты трех дней работы синода уместились на одном листе бумаги, однако они вызвали молниеносную и очень эмоциональную реакцию вовлеченных сторон.

Image caption Результаты трех дней работы синода уместились на одном листе бумаги, но вызвали бурную реакцию

«Это — великая победа боголюбивого украинского народа над московскими демонами, победа добра над злом, света над тьмой», — прокомментировал итоги этого заседания президент Украины Петр Порошенко.

Читайте также:  Молитвы алексию московскому (мечёву): самые сильные

«За такие действия на Варфоломея надо наложить анафему (отлучение от церкви)», — отреагировали на новости из Стамбула в Украинской православной церкви Московского патриархата.

Финишная прямая

  1. Заседания синода Константинопольской православной церкви проходят ежемесячно в резиденции патриарха — большом деревянном доме возле старой греческой церкви Святого Георгия.

  2. От октябрьского синода больших новостей ждали потому, что этому заседанию предшествовали три недели работы на Украине экзархов — специальных представителей Вселенского патриарха.

  3. Их деятельность была окутана тайной: за все это время они ни разу не пообщались с журналистами, проводя за закрытыми дверями встречи с представителями украинских церквей и власти.

  4. В конце прошлой недели, на одной из последних таких встреч — со спикером Верховной рады Андреем Парубием — экзархи заявили, что процесс предоставления Украине автокефалии вышел на финишную прямую.

Автокефалия Украинской православной церкви: что это такое

Media playback is unsupported on your device

Православной церкви Украины обещают автокефалию

Однако, вспоминали журналисты, точно такое же заявление экзархи сделали в первый день своей работы, встречаясь с президентом Петром Порошенко. Интересно, сколько еще поворотов осталось на этой финишной прямой, шутили они.

Тем не менее, источники в Киеве утверждали: к октябрьскому синоду экзархи провели все необходимые встречи и подготовили отчет о своей работе.

Рассмотрение этого отчета синодом и решение по его итогам могло стать важнейшим шагом на пути к украинской автокефалии.

Обострение

  • Важность исторического момента порождала общую нервозность в украинских соцсетях.
  • На протяжении двух дней перед объявлением результатов синода здесь массово распространялись фейковые новости о том, что Украина получила вожделенное решение об автокефалии — и тысячи пользователей этому радовались.
  • Потом появлялись сообщения о том, что Константинополь отложил это решение до «надлежащего времени», что давало тем же пользователям основания обвинить патриархат в «зраде» (предательстве).

Image caption Решение священного синода Вселенского патриархата называют решающим в судьбе украинского православия

Эта нервозность подчас чувствовалась в неприметном на первый взгляд дворике возле церкви Святого Георгия — резиденции Вселенского патриархата в стамбульском районе Фанар. Результатов работы синода тут ждали около трех десятков журналистов — больше украинских, меньше российских.

  1. Сотрудники СМИ из Киева и Москвы заняли два разных угла дворика патриархии и практически не общались друг с другом.
  2. Порой доходило до перепалок: например, когда кто-то из россиян пытался получить от экзарха Даниила ответ на вопрос, возможно ли обострение ситуации на Украине после предоставления ей автокефалии.
  3. Сам экзарх этот вопрос проигнорировал, а вот кто-то из украинских журналистов эмоционально пообещал россиянам: «Это у вас сейчас будет обострение».
  4. Сохраняли спокойствие в этой обстановке, кажется, лишь представители Константинополя.

«Проявите терпение. Расслабьтесь и успокойтесь. Синод работает в закрытом режиме, на все воля Божья», — примерно к этому сводилось содержание всех комментариев собеседников Би-би-си из местного патриархата насчет работы синода.

  • И даже когда в последние часы работы синода греческие СМИ начали сообщать о его первых результатах, сотрудники патриархии лишь пожимали плечами: синод, мол, продолжается, наберитесь терпения.
  • Поэтому выход к прессе одного из влиятельнейших иерархов Вселенского патриархата, митрополита Галльского Эммануила в сопровождении патриарших экзархов был встречен всеми как долгожданная кульминация трех дней напряженного ожидания — даже несмотря на то, что Эммануил отказался отвечать на вопросы журналистов.
  • Заявление, зачитанное им и вызвавшее бурную реакцию в Киеве и Москве, содержало пять пунктов.
  • 1. Автокефалия
  • В своем заявлении синод подтвердил, что Константинопольский патриархат приступил к процедуре предоставления автокефалии украинской церкви.
  • Подобные заявления ранее уже звучали из уст представителей Константинополя, в том числе и от самого патриарха Варфоломея, однако впервые столь однозначная формулировка содержится в решении синода, который, собственно, уполномочен принимать решение о предоставлении автокефалии.
  • Это право активно оспаривается Москвой, которая считает, что Константинополь не может даровать автокефалию кому бы то ни было без предварительного согласия всех существующих православных церквей.
  • В Константинополе к позиции Русской церкви относятся философски: вопрос о том, кто и как может предоставлять автокефалию, подробно изучался на синаксе (архиерейском соборе) в сентябре этого года, и его участники пришли к выводу, что каноническое право дает Вселенскому патриархату Константинополя как «первому среди равных» такую возможность.

Правообладатель иллюстрации Яшкин Игорь Image caption Автокефалия будет означать полную административную и финансовую независимость Украинской православной церкви — как от Москвы, так и от Константинополя

Другое дело, что на Фанаре прекрасно осознают, к каким последствиям для мирового православия может привести предоставление украинскому православию автокефалии.

«Это исторический момент для Украины, это правда. Но также это исторический момент для Константинополя, который закладывает фундамент новой автокефальной церкви — члена православной семьи», — сказал Би-би-си один из представителей Вселенского патриархата.

Тем не менее, сама процедура предоставления автокефалии Константинополем до последнего времени во всех деталях была известной, похоже, лишь довольно узкому кругу посвященных.

2. Ставропигия

Ставропигия — это церковное учреждение, независимое от местной церковной власти и подчиняющееся непосредственно патриарху или синоду. В нашем случае — Константинопольскому.

  1. Решение Константинополя восстановить на Украине ставропигию — одну из многих, существовавших здесь всегда, — по мнению авторитетного богослова Кирилла Говоруна, означает восстановление Киевской митрополии Константинопольского патриархата.
  2. Некоторые комментаторы полагают, что именно на ее базе в дальнейшем будет создана независимая украинская церковь.
  3. Ныне собеседники Би-би-си в Киеве и Стамбуле считают, что дальнейший процесс оформления этой церкви будет выглядеть так.
  4. Сначала иерархи непризнанных украинских церквей и желающие присоединиться к ним епископы Московского патриархата проведут в Киеве объединительный собор, на котором сформируют новую церковь и выберут ее предстоятеля.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Патриарх Московский Кирилл убеждал Вселенского патриарха Варфоломея (справа), что автокефалия приведет к религиозным конфликтам

  • Затем синод Константинопольской церкви издаст томос об автокефалии — грамоту о независимости, учредительный документ этой церкви, который окончательно введет ее в семью православных церквей.
  • Финальным этапом предоставления украинской церкви автокефалии станет вручение томоса представителем Константинополя ее главе.
  • Когда это может случиться, зависит в первую очередь от того, насколько быстро удастся утрясти формальности и уладить взаимные претензии украинским иерархам — участникам будущего собора в Киеве.
  • 3. Анафема
  • Константинополь восстановил в канонических правах глав украинских неканонических церквей — главу автокефальной церкви Макария и главу церкви Киевского патриархата Филарета.
  • 89-летнего Филарета в Киеве называют самым вероятным главой еще не созданной церкви: в конце концов, именно выходцы из Киевского патриархата будут составлять большинство делегатов учредительного собора новой церкви.
  • Он не мог принимать участия в выборах главы этой церкви в силу анафемы (отлучения от церкви), наложенной на него РПЦ в 1997 году как раз за попытки создать независимую украинскую церковь.
  • Еще в 1992 году, когда Филарета лишили сана, он направил просьбу пересмотреть его дело Вселенскому патриарху, рассматривающего себя в качестве высшей апелляционной инстанции мирового православия.
  • На протяжении последующих лет апелляция Филарета неоднократно дополнялась, говорят Би-би-си собеседники в Киевском патриархате.
  • Технически патриарх Варфоломей мог рассмотреть апелляцию Филарета в любое время: это входит в его личные полномочия, рассказали Би-би-си в Константинопольской патриархии.
  • Решение «проблемы Филарета» именно сейчас, судя по всему, показывает, насколько процесс предоставления украинскому православию автокефалии приблизился к финишной черте.
  • Кем теперь является восстановленный в правах Филарет, до лишения сана и предания анафеме бывший митрополитом Киевским?
  • Собеседник Би-би-си на Фанаре просит не углубляться в дебри канонического права.
  • «Считайте его православным иерархом», — говорит он.

Правообладатель иллюстрации Маркив Михаил/TASS Image caption Снятие анафемы с Филарета — важное решение Константинополя

  1. Сам Филарет отвечает на этот вопрос немного иначе.
  2. «Я был патриархом, являюсь им и буду им», — заявил он на специально созванной в четверг вечером пресс-конференции в Киеве.
  3. Как бы то ни было, именно третью часть решения Константинопольского синода некоторые собеседники Би-би-си называют самой важной: она восстанавливает общение с мировым православием не только глав непризнанных церквей Филарета и Макария, но и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам.
  4. Речь здесь, судя по всему, идет о миллионах украинских верующих, считающих себя прихожанами непризнанных конфессий, которые в глазах канонических православных до этого момента были раскольниками, и которых могли, например, отказываться венчать или отпевать священники Московского патриархата.
  5. 4. События 1686 года
  6. Одним из фундаментальных разногласий между Константинополем и Москвой были события 1686 года.
  7. Москва считает, что тогда Константинополь, уже находившийся под властью Османской империи, передал Киевскую митрополию — фактически включавшую территории нынешних Украины, Беларуси, Польши и Литвы — в юрисдикцию Русской церкви.
  8. Письмо от 1686 года окончательно превратило Украину в каноническую территорию РПЦ, считают в Москве.
  9. В Константинополе, в свою очередь, заявляют, что тогда речь шла только о передаче Русской церкви некоторых полномочий по управлению церковной жизнью на тех территориях.
  10. «Константинополь никогда не признавал разрешения передавать территории Украины кому бы то ни было», — заявил в июле Вселенский патриарх Варфоломей.
  11. Более того, утверждают в Константинополе, вскоре условия передачи Киевской митрополии были грубо нарушены Москвой, она аннексировала территорию Украины, говорят там.
  12. Посему, говорят в Константинополе, любые претензии Русской церкви на главенствующую роль в решении украинского вопроса не имеют под собой оснований.
  13. В Москве говорят, что нашли в архивах сотни страниц древних документов, доказывающих, что в 1686 году речь шла именно о полной и бессрочной передаче Киева в юрисдикцию Русской церкви, и предлагают провести международную историческую конференцию по этому вопросу.

В Константинополе не отвергали планов провести такую конференцию. Однако на заседании синода приняли решение отозвать обязательства, вытекающие из письма 1686 года, по сути, еще раз подтвердив, что считают Украину своей канонической территорией.

  • 5. Призыв воздержаться от насилия
  • Один из ключевых аргументов Москвы в дискуссии о допустимости дарования независимости украинской церкви — это то, что такой шаг приведет к религиозным конфликтам и массовым захватам храмов на Украине.
  • Синод Константинопольского патриархата призвал все причастные стороны воздержаться от насильственного захвата церковных объектов, других насильственных действий и мести.
  • С похожим призывом в четверг вечером к украинскому народу обратился Петр Порошенко.

Правообладатель иллюстрации Маркив Михаил/TASS Image caption Цель Кремля — разжечь в стране религиозную войну, заявил украинский президент Петр Порошенко

«Как только увидите людей, призывающих взять силой лавру, монастырь или храм, знайте — это московская агентура. Потому что цель Кремля — разжечь в Украине религиозную войну», — заявил он.

  1. В киевских церковных и политических кругах ожидают массового оттока прихожан Московского патриархата в новую независимую церковь после ее окончательного оформления, однако рассчитывают на то, что этот процесс будет мирным.
  2. Несколько влиятельных иерархов Московского патриархата в последние недели предсказывали направленные против их церкви провокации и даже назвали конкретную дату — 14 октября.
  3. В этот день на Украине отмечается День защитника Отечества, он же считается днем основания националистического подполья времен Второй мировой войны — Украинской повстанческой армии.
  4. В этот день тысячи националистов проводят марши в центре Киева.
  5. Собеседники Би-би-си в Киеве ранее говорили, что украинские силовые органы готовы к возможным провокациям в этот день.
Читайте также:  Смс поздравления с пасхой: короткие пожелания

Ответ Русской церкви

Пока украинские соцсети полнятся призывами отпраздновать томос выходом на Майдан Независимости пятничным вечером, Русская церковь устами главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды назвала решение Константинопольского синода «беспрецедентным антиканоническим действием».

«Священный синод РПЦ на ближайшем заседании 15 октября в Минске даст надлежащую оценку этого действия», — добавил Легойда.

  • Конфликт между Русской церковью и Константинополем вошел в острую фазу после того, как в начале сентября Константинополь объявил о направлении на Украину своих экзархов.
  • Уже тогда Москва заявила о незаконности этого шага и частично разорвала отношения с Константинополем.
  • Сейчас, очевидно, речь может идти о полном прекращении евхаристического общения между этими церквями — о такой возможности ранее говорили некоторые представители РПЦ, прогнозировавшие, что предоставление Украине автокефалии может привести даже к расколу православия на глобальном уровне.
  • Тем не менее собеседники Би-би-си в Киеве и на Фанаре обращают внимание на то, что массовой поддержки заявлений Москвы со стороны других православных церквей не наблюдается.

«Константинополь действует в соответствии с каноническим правом. А угрозы того, что Москва разорвет отношения… Вы стали бы силой удерживать члена семьи, который по своей воле решил жить отдельно? Но я надеюсь и молюсь за то, чтобы этого не случилось» — говорит Би-би-си собеседник из Константинополя.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45834460

Зачем украинской церкви автокефалия?

Украина критически приблизилась к получению томоса об автокефалии для своей поместной православной церкви. Как не приближалась никогда до этого. Из Константинополя прозвучал сильный месседж о том, что принципиально вопрос решен. Дело за процессом и каноническими нюансами.

Но я не думаю, что предоставление автокефалии существенно изменит диспозицию церковных сил в стране. Автокефалию получит УПЦ КП, которая и так давно живет независимой жизнью. Скорее всего, томос подстегнет небольшую УАПЦ присоединиться к УПЦ КП. А УПЦ МП останется на своих позициях.

Какая-то часть приходов УПЦ МП захочет перейти в каноническую автокефальную церковь, но вряд ли это будет массовым явлением. Как не стали массовым явлением юрисдикционные переходы приходов Московского патриархата после начала российской агрессии в 2014 году.

Основной актив УПЦ МП – это консервативная масса верующих, которые связывают практикуемые ими формы религиозной жизни с российской православной культурой. Она включает теологические, литургические и календарные нюансы. Эти верующие не очень-то и хотят участвовать в богослужениях на украинском языке, на которых поминается имя киевского патриарха.

Томос нужен верующим украинцам, которые устали жить с навязанным Россией статусом «раскольников» Предполагаю, что дискуссия в Константинополе сейчас идет следующая: признавать ли Киевский патриархат как патриархат, или же вернуть его в статус митрополии. Практической разницы в этих двух статусах нет – есть лишь символическая. Например, древняя и довольно крупная Греческая церковь не имеет своего патриарха, она управляется архиепископом. А у небольшой Антиохийской церкви патриарх – есть.

Кроме того, я думаю, патриарх РПЦ Кирилл получил заверения от своего константинопольского визави, что тот не будет вмешиваться в деятельность УПЦ МП и откажется от агрессивного прозелитизма – переманивания приходов патриарха Кирилла в Украине в юрисдикцию новосозданной автокефальной церкви.

Отдельная тема – церковное имущество. УПЦ МП контролирует два ключевых монастыря в стране – Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.

Скорее всего, они останутся в юрисдикции московского патриарха, так как передача этой недвижимости автокефальной церкви сильно заострит религиозную ситуацию.

Это будет не на руку президенту Петру Порошенко, который выступает главным локомотивом процесса предоставления автокефалии и хочет, чтобы процесс прошел максимально безболезненно.

Но каноническими и материальными вопросами дело не заканчивается. Так называемый «русский мир» был и останется идеологической инфраструктурой российского православия, в том числе в его ветке УПЦ МП. Украинское православие имеет шанс противопоставить такой политизации качественную организацию жизни религиозных общин с акцентом на социальные проекты.

После предоставления автокефалии произойдет поляризация идентичностей членов религиозных общин, принадлежащих к разным украинским православным юрисдикциям. Российское православие – это религия преимущественно минорной тональности, в то время как украинское православие всегда было веткой народной карнавальной культуры.

В РПЦ регулярно возникали реформаторы, желавшие изменить культурный код этой религиозной структуры, но они никогда не пользовались ощутимой поддержкой. Да и среди самих этих реформаторов никогда не было единства. А стоило такому реформатору получить высокий церковный пост – как он тут же становился заядлым церковным консерватором, проповедующим идеологию «русского мира».

Так произошло, например, с митрополитом Илларионом Алфеевым. Обладатель докторской степени Оксфордского университета, казалось бы, должен быть настроен, как минимум, либерально.

Однако должность главы отдела внешних связей Московского патриархата научила митрополита Иллариона жестко продвигать пропутинскую линию в церковной политике.

Именно он ездил со «страшилками» в Константинополь, когда только-только начался процесс предоставления автокефалии украинской церкви.

Что касается межконфессиональных отношений в Украине, то и здесь томос об автокефалии не станет определяющим.

УКГЦ ни на каких условиях не согласится войти в состав автокефальной православной церкви, так как Ватикан категорически выступает против этого.

Например, недавняя попытка главы украинских греко-католиков Святослава Шевчука сблизиться с православием в виде принятия в состав УГКЦ архиепископа УАПЦ Игоря Исиченко потерпела крах именно из-за позиции Ватикана.

После смерти Любомира Гузара у украинских католиков не осталось ни одного своего кардинала, который мог бы лоббировать их интересы в Ватикане. Шевчук сан кардинала пока не получил.

Политические импликации украинской автокефалии, прежде всего, существуют в стратегии Порошенко для будущих президентских выборов. Одним из его советников является политтехнолог Олег Медведев, который давно заинтересован в решении украинского церковного вопроса.

При отсутствии видимых улучшений в экономической ситуации и арестов крупных коррупционеров, Порошенко попытается продать украинским избирателям получение автокефалии как сложную и важную политическую победу. Еще и добавит, мол экономика – это удел премьер-министра Владимира Гройсмана, борьба с коррупцией – дело антикоррупционных органов, а президент отчитывается за внешнеполитические достижения.

Однако запрос на повышение качества жизни среди избирателей превышает желание иметь каноническую автокефальную православную церковь. Хотя томос действительно нужен. Но не для Порошенко – а для тех верующих украинцев, которые устали жить с навязанным Россией статусом «раскольников».

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Источник: https://nv.ua/opinion/zachem-ukrainskoj-tserkvi-avtokefalija—2491648.html

Автокефалия Украинской Православной Церкви — это уния

Фактически отпадающий от Церкви митрополит Черкасский и Каневский Софроний предложил сделать главой т.н. «Поместной украинской церкви» архимандрита Кирилла (Говоруна), «надежды мирового либерал-православия» и фактического униата по вероисповеданию.

Итак, Денисенко, Симеон (Шостацкий) и др. —  это временные фигуры. Главная ставка — Говорун, являющийся и преподавателем в США, и заштатным клириком Московской епархии Русской Православной Церкви (у него в Москве до сих пор остались покровители). Теперь каждый, кто сомневался, должен понять: автокефалия УПЦ — это уния.

6-9 июня 2017 года в Сан-Феличе-дель-Бенако (Италия) состоялся Всемирный Русский греко-католический конгресс. Он ознаменовал столетнюю годовщину первого Синода Русской греко-католической церкви в Петрограде.

Сто лет назад этот «Синод» проходил благодаря активным действиям Галицкого греко-католического митрополита Андрея Шептицкого, идеолога и создателя нынешнего «украинского проекта» как проекта «Греко-католической Украины — антипода и могильщика православной России».

Тогда он писал, что «украинцы являются лишь орудием Божественного промысла, призванные вырвать Восток из клещей ереси (то есть Православия), водворить его в лоно Апостольского престола и Европейского сообщества».

Шептицкий, воспользовавшись февральским переворотом 1917 года, развил начатую раньше путем фабрикации идеологии и организации «мазепинского» движения в Галиции  активную деятельность по созданию «мазепинской» униатской агентуры в воюющей России.

Царь-мученик Николай Второй назвал Шептицкого «аспидом» и, когда русские войска освободили Львов, выслал Шептицкого и лидера «мазепинцев», признанного фальсификатора истории и затем «Президента «Украины» (никем, кроме группы единомышленников из Центральной Рады, не избранного) Михаила Грушевского в Суздаль.

Правда, вскоре под давлением возмущенной против своей страны либеральной общественности вынужден был отступить.

В это время более 60 тысяч русских галичан были запытаны и убиты в Австро-Венгрии в концлагере «Талергоф», тюрьмах, расстреляны по городам и селам за Православие или симпатии к нему и русское самососознание, которое доминировало на Галицкой Руси настолько, что первые 8 памятников Пушкину на Руси были поставлены в галицких селах.

Однако, вернемся в Италию, где собравшиеся немногочисленные русские униаты восхваляли своего кумира Шептицкого.

Но что там делал пока еще формально православный архимандрит УПЦ Кирилл (Говорун)? Дело в том, что он — преподаватель Колумбийского университета в США и «Киево-Могилянской Академии» — жалкой подделки и противоположности Академии, основанной св. митрополитом Киевской и Малой России Петром Могилой.

Там был подготовлен первый учебник русской истории знаменитый киевский «Синопсис», написанный ректором Киево-Могилянской Академии Иннокентием Гизелем в 1672 г. Эта книга переиздавалась около 30 раз и стала первым учебным пособием по русской истории. Согласно «Синопсису», «русский», «российский», «славянороссийский» народ — един.

Он происходит от Иафетова сына Мосоха (имя последнего сохраняется в имени Москвы), и он «племени его» весь целиком. Именно «Синопсис» утверждает главенство суздальско-владимирских князей после разорения Киева татарами. По «Синопсису», Россия — едина.

Ее начальный центр — царственный град Киев, Москва — его законная и прямая наследница в значении общего «православно-российского» государственного центра. Весь русский народ един, и временное отделение его части от России в другие государства (Польшу и Литву) «милостью Божией» завершается воссоединением в единое «государство Российское» (Лаппо И.И. Идея единства России в Юго-Западной Руси. Прага, 1929).

Говорун пишет тексты, прямо противоположные великим Могилянским Академическим отцам, вроде революционного «Богословия майдана».

Говорун чем-то напоминает епископа Мелетия Смотрицкого, сначала бывшего апологетом Православия, написавшего знаменитую церковнославянскую «Грамматику», а затем предавшего Православие, принявшего унию и ставшего яростным униатским «разоблачителем» Православия. На конференции русских униатов Говорун рекламировал некие «новые экуменические модели».

Чувствуется, что «майданный революционный архимандрит метит в «новые Шептицкие», не дают ему спокойно спать лавры «аспида»! А ничего нового в его «новых экуменических моделях» нет — это лишь развитие моделей и планов Андрея Шептицкого.

Читайте также:  Поздравления с татьяниным днем: красивые пожелания

Собственно, идея отдельной от Москвы Западно-Русской митрополии с целью постепенного ее подчинения Ватикану была впервые выдвинута в XV веке отступником от Православия Московским митрополитом Исидором, изгнанным из России и возведенным в Ватикане в кардинальское достоинство.

В XVII веке в католических кругах разрабатывается новая идея, призванная не допустить консолидации русского народа и усиления влияния Русской Православной Церкви, что было бы гибельным для с трудом сколоченной Брестской унии и трещавшей по швам Речи Посполитой.

Проект создания «Киевского патриархата» (имеется в виду именно католический Патриархат восточного обряда) был изобретен в Ватикане. Еще в 1624 году униатский митрополит В. Рутский направил в Рим план создания униатского Киевского патриархата.

Согласно этому плану «после избрания Патриарха, он и его епископы-коллеги принесут присягу Святому Престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали «благочестивым мошенничеством», Рутский направил в Рим в 1624 г.» (400 лет Брестской унии.

Критическая переоценка. М.: Изд. Библейско-Боголовского ин-та, 1998). Все это как нельзя более актуально — всем должно окончательно стать ясно, откуда проекты «Украинской поместной церкви», «украинской автокефалии», «Киевского патриархата» и т.д.

Тут уместно вспомнить и такой уникальным документ (также подробно иллюстрирующий, кто стоит за проектом украинской автокефалии), как записка униатского митрополита Андрея Шептицкого, составленная в 1912 году, в преддверие Первой мировой войны для Австрийского императора, текст которой хорошо известен.

В настоящее время активными практикующими греко-католиками является основной костяк антирусской интеллигенции Украины. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) ближайшей своей целью ставит создание «Украинской поместной церкви киевского патриархата», находящейся в юрисдикции Ватикана.

В «Киевский патриархат», по мысли идеологов этого проекта, должны войти православные христиане, раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели подчинена религиозная политика Украины. Официальные представители УГКЦ — архиепископ Любомир Гузар и его викарий Василь Медвид в свое время неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру президента Кравчука по созданию т.н.

«Киевского патриархата». Греко-католики возглавляли комиссию по духовности и делам религиозных организаций Верховной Рады Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как принятые Радой поправки к Закону о свободе совести от 15.02.1993 г.

, о поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий (фактически, скрытый захват храмов). Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало создание в Верховной Раде второго созыва депутатской группы «За единую Поместную Церковь». Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.

Естественно, УГКЦ была организатором и участником госпереворота 2014 года и после него развернула еще более бурную деятельность — летний 2017 года Синод УГКЦ был посвящен исключительно миссии на Востоке. Вместе с «Киевским патриархатом» УГКЦ активно участвует в разработке антицерковных законопроектов Рады. Последний из них был утвержден Комитетом по духовности 12 июля 2017 г.

Модератором процесса реализаций идей Шептицкого по уничтожению канонической Православной Церкви является активный греко-католик Андрей Юраш из Минкульта Украины, глава его религиозного департамента.

Вспомним, что год 2000-летия Рождества Христова стал годом борьбы за единство Русской Православной Церкви.

Сначала группой депутатов-раскольников была разработана аналитическая записка о концепции единой поместной церкви на Украине, которая предусматривает насильственное объединение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) с раскольническими группировками — т.н. «Украинской православной церковью киевского патриархата» и т.н.

«Украинской автокефальной православной церковью», а затем — интеграция новосозданной конфессии с греко-католической церковью. Предусматривалось прямое вмешательство государства против УПЦ МП, которая является крупнейшей конфессией Украины, насчитывающей 9 тыс. приходов и 30 млн. верующих.

Сегодня, в отличие от прошлых времен, когда Константинопольские патриархи вместе с Московскими спасали православие на Западной Руси, подлинным предательством явилась позиция Константинопольского патриарха Варфоломея который выступил на стороне антиправославных и антиславянских сил. До 20-х годов ХХ века константинопольские патриархи были блюстителями Православия и друзьями Российской империи. Очевидно, что крушение России в 1917 году и убийство православного Императора и на мистическом, и на политическом уровне привело к колоссальному ослаблению Православия. Свидетельство тому — падение Константинопольского Патриархата, превращение его в «троянского коня» Православного мира, возникновение в 20-е годы ереси экуменизма, обновленческого и автокефалистского расколов в России и на Украине, календарный раскол в Греции, Финляндии и Румынии.

В 20-е годы путем внутрицерковного переворота при поддержке антицерковных сил к власти в Константинопольском патриархате приходит Мелетий (Метаксакис), поддерживаемый либеральными кругами. Это был первый патриарх-экуменист и обновленец, который сделал все для разрушения как Константинопольской Поместной Церкви, так и для разрушения всего православного мира.

В итоге православные греки, окружив его резиденцию, заставили Мелетия покинуть Константинопольский престол. Однако, силы, стоявшие за Мелетием, сохранили власть в Константинопольском Патриархате и продолжили политику Метаксакиса.

Мелетий ввел новый стиль, что вызвало колоссальный раскол в православном мире, подписал экуменическое послание, явно расходящееся с православной экклезиологией, помогал обновленцам в СССР — не только признал их, но и требовал от патриарха Всероссийского святителя Тихона уйти на покой.

В Финляндии Мелетий насильно сверг русского епископа и поставил туда своего протеже Германа (Аава), который разорил Финскую Церковь, устроил гонение на противников нового календаря. Ныне Финская Церковь даже Пасху празднует по новому стилю, что строжайше запрещено канонами.

Все преемники Мелетия, в том числе и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей являются продолжателями его курса. Тот же самый Варфоломей пошел на беспрецедентное сближение с католиками, что вызывает огромный протест у афонских монахов.

Мало того, в 1995 году патриарх Варфоломей принял в общение без перерукоположения т.н.

«Украинскую православную церковь» в США во главе с «митрополитом» Константином, а в марте 2000 года «митрополит» Константин, естественно, с ведома Патриарха Варфоломея, принял в общение и провозгласил себя «предстоятелем» т.н. Украинской автокефальной церкви во главе с «архиепископом» Игорем Исиченко.

Дело в том, что и УПЦ в США и УАПЦ являются частями «липковской» «украинской автокефальной церкви», самочинного сборища, созданного в 1920 году при поддержке большевиков маргинальной группкой украинских сепаратистов во главе с запрещенным священником Василием Липковским.

НКВД эта группировка была необходима для борьбы с Русской Православной Церковью. Ни один епископ Русской Церкви не поддержал автокефалистской авантюры и Липковский сотоварищи решились на беспрецедентный шаг — раскольники (миряне и священники) «рукоположили» Липковского в «митрополиты», других — в «епископы».

Мало того, УАПЦ с самого начала была авангардом радикального обновленчества. Сохранившись в эмиграции, УАПЦ вернулась на территорию Украины вместе с нацистами.

Тогда раскол поддержал Варшавский митрополит Дионисий (Валединский), поддержанный Константинополем, но не признаваемый Русской Церковью из-за самочинно провозглашенной автокефалии Польской Церкви при Пилсудском.

После нацистского вторжения Дионисий, не имея никакого права священнодействовать за пределами Польши, назначает перебежчика из канонической Украинской Автономной Церкви Московского Патриархата епископа Поликарпа (Сикорского) «Временным администратором Украинской Автокефальной Церкви», после чего Сикорского лишает епископского сана рукополагавшее его Священноначалие Русской Церкви. В феврале 1942 года Поликарп принимает в «сущем сане» липковцев (Петрушко В. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период. М.: изд. Св.-Тихоновского богословского института, 1998, с. 11-13).

В таком виде УАПЦ переместившаяся после Великой Отечественной войны в эмиграцию, и влилась двумя частями в 1995-2000 годах в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Итак, никакого апостольского преемства у УАПЦ нет. Она была и остается самосвятской группой.

Таким образом, в составе Константинопольского Патриархата оказалась группировка, «епископство» и «священство» которой не могут быть признаны, потому что их нет.

Принимая самосвятов из УАПЦ и «в сущем сане» Константинопольский Патриархат уже имеет в своем составе «епископов» и «священников», не имеющих апостольского преемства.

Таким образом, каноническое положение Константинопольского Патриархата вообще сомнительно. Эти его действия являются не только вмешательством на каноническую территорию РПЦ, но и разрушением Православия.

Демагогией является и заявление Константинопольского Патриархата о желании содействовать преодолению раскола на Украине. Пора поставить все точки над і — никакого раскола Православия на Украине не существует.

Подавляющее большинство православных Южной Руси находятся в канонической Церкви Московского Патриархата и выступают категорически против автокефалии и смены юрисдикции.  Две раскольнические группировки — «Киевский патриархат» и «УАПЦ» являются маргинальными, малочисленными, никого не представляющими.

Они существуют только за счет поддержки государства и нацистских политических сил. Вспомним, что большевики точно также создали обновленческий раскол, обновленцам было передано большинство храмов, однако этот карманный суррогат Церкви не имел и не мог иметь народной поддержки.

Когда в 1943 году в обновленцах отпала надобность, и власть перестала их поддерживать, обновленческий раскол исчез в течение года, его лидеры, как миленькие, без всяких условий, согласились войти в Русскую Православную Церковь как обычные священники и миряне, так как, их «иерархии» и «священства» никто никогда не признал бы.

То же самое будет и на Украине. Не помогло обновленцам и то, что в 20-е годы их, между прочим, признал Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис). Не поможет и нынешним украинским раскольникам и вмешательство Константинопольского Патриархата.

Итак, очевидно, что гипотетическая «Поместная украинская церковь» не будет православной, в ней не будет даже апостольского преемства. Поэтому ни один сознательный православный христианин на Украине не пойдет в юрисдикцию разрушающего каноны  Константинополя.

Отходя от Русской Православной Церкви, он отойдет в унию, в новый стиль, в радикальное обновленчество.

В этой ситуации от нас требуется верность святоотеческим канонам, которые раскольники считают давно устаревшими, и бескомпромиссная позиция по отношению к расколу.

У нас есть примеры для подражания.

Так, наш великий всероссийский святитель Тихон, патриарх Всероссийский, очень четко повел себя в ситуации, когда поддержка большевиками на Украине автокефалистов и обновленцев (тогда в Киеве был только один православный храм — все остальные несколько сотен власти передали раскольникам) и погром Русской Православной Церкви достигли апогея. Тогда Святитель Тихон ввел прямое патриаршее управление, взяв на себя руководство Украинской Автономной Церковью, и отменил из-за чрезвычайной ситуации автономию, дарованную Киевской митрополии Собором 1917-1918 годов.

Кирилл Александрович Фролов, публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/avtokefaliya_ukrainskoj_pravoslavnoj_cerkvi_eto_uniya/

Ссылка на основную публикацию