Автокефалия: что это значит, определение

В данной статье мы с Вами узнаем  – Автокефалия что это такое.

В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.

Автокефалия: что это значит, определение

Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.

Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.

Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».

Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.

Общепризнанные автокефальные церкви

Константинопольская православная церковь.

Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.

Автокефалия: что это значит, определение

Александрийская православная церковь.

Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.

Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток

Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.

Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей.

Территория — бывший СССР, исключая Грузию. Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью. На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.

Грузинская православная церковь.

Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.

Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.

Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.

Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.

Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.

  • Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
  • Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
  • Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.

Самочинные автокефалии

Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.

Автокефалия: что это значит, определение

По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами.

Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.

Автономия и самоуправление — в чем разница?

Есть автономии в рамках автокефальной церкви.

Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.

Автокефалия: что это значит, определение

И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.

Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.

Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Автокефалия: что это значит, определение

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Трехглавое украинское православие

Раскол в украинском православии произошел в начале 1990-х годов после провозглашения независимости Украины.

Часть иерархов Украинской православной церкви, которая была частью Московского патриархата, стремились к независимости от Российской православной церкви.

Это крыло в церкви возглавлял митрополит Филарет, который тогда и был главой УПЦ. Однако такие стремления не восприняли в Москве, и при ее содействии в 1992 году на соборе в Харькове Филарета сместили.

Автокефалия: что это значит, определение

Филарет с соратниками образовали собственную православную церковь УПЦ Киевского патриархата. Впоследствии часть православных иерархов создали еще одну церковь – Украинскую автокефальную православную церковь.

  1. Обе церкви не были признаны ни одной православной церковью мира, а автокефальная, несмотря на название, независимой и признанной тоже не была.
  2. Канонической осталась только УПЦ Московского патриархата, которая получила определенную автономию в пределах Русской православной церкви.
  3. Именно УПЦ МП и стала самой большой церковью Украины – большинство верующих и церковных иерархов не решились перейти в неканоническую церковь, хотя могли поддерживать идею церковной независимости.

Поэтому на начало 2018 года УПЦ МП насчитывала более 12 тыс. приходов, УПЦ КП – чуть меньше 5 тыс., а УАПЦ – чуть больше тысячи.

При этом, как свидетельствует ряд социологических опросов, около 40% украинских православных относят себя к УПЦ КП, а к УПЦ Московского патриархата – около 20%.

Путь к автокефалии

Еще с начала 90-х годов часть украинских политиков вынашивала идею получить независимую поместную православную церковь в противовес политическому влиянию РПЦ. Ее многие в Украине воспринимают как инструмент политического влияния Кремля.

Самым простым способом достижения этой цели было договориться со Вселенским патриархом Варфоломеем об автокефалии. Ведь до конца XVII века киевская митрополия подчинялась именно Константинополю.

Автокефалия: что это значит, определение

Формально Константинопольский патриарх (с резиденцией в Стамбуле) считается главной фигурой в православном мире.

  • Однако его влияние часто является формальным, а реальной самой мощной православной церковью мира иногда называют именно РПЦ.
  • Впрочем, именно Вселенский патриарх предоставил автокефалию и независимость большинству существующих сейчас православных церквей мира.
  • На такой шаг Константинопольского патриарха надеялась и часть украинцев.

Первую подобную серьезную попытку совершил в 2008 году президент Виктор Ющенко. Тогда Варфоломей даже приезжал в Киев на годовщину крещения Руси, однако результата не было.

Автокефалия: что это значит, определение

Эксперты указывали, что на пути автокефалии стояла неспособность УПЦ КП и УАПЦ объединиться, что было одним из условий Константинополя. Сейчас этот вопрос, похоже, снят, поскольку они не против объединения в единую церковь.

Также причиной называли мощное противодействие автокефалии со стороны России.

Ведь, как допускают эксперты, в случае получения автокефалии в украинскую каноническую независимую церковь могут перейти многие иерархи и священники УПЦ Московского патриархата.

Видео: Автокефалия что это такое

Источники:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/272027/%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%ba%d0%b5%d1%84%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d1%8f

https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-43831389

https://www.bbc.com/russian/features-45834460

https://24tv.ua/ru/avtokefalnaja_cerkov_ukrainy_chto_jeto_i_chto_izmenit_avtokefalija_v_ukraine_n955343

https://www.5-tv.ru/news/222536/cto-takoe-avtokefalia-kratkij-likbez/

Источник: https://pochemu-zachem.ru/avtokefaliya-chto-eto-takoe/

Автокефальная церковь — это что такое? :

В православии существует такое понятие, как автокефалия, являющаяся принадлежностью лишь этой конфессии и отсутствующая в иных направлениях христианства.

С тех давних времён, когда Русская православная церковь стала автокефальной, она не только вошла в число иных религиозных организаций мира, обладавших этим статусом, но и заняла между ними лидирующее положение, получив титул «Третьего Рима».

Автокефалия: что это значит, определение

Какая церковь называется автокефальной?

Среди множества поместных церквей, то есть религиозно-административных структур, осуществляющих свою деятельность в рамках определённого государства или региона, автокефальными называются те, которые пользуются правом самостоятельно принимать решения по всем вопросам внутренней жизни, не согласовывая их с иерархами Вселенской церкви, в состав которой они входят.

Слово «автокефалия» заимствовано из греческого языка и в переводе означает «самоуправление», что в полной мере отражает административную независимость каждой автокефальной церкви, состоящей в то же время с прочими подобными ей структурами в прямом литургическом (богослужебном) общении.

Начало нового этапа в истории православия

Появление первых церквей, основанных на принципе автокефалии, стало результатом отделения от Византийской империи её провинций. Освобождаясь от административного контроля светских властей, население этих территорий стремилось получить также и религиозную самостоятельность.

Вследствие этого, параллельно с ослаблением империи и вплоть до её окончательного падения в 1453 году, на территориях, ранее подчинённых Константинополю, шёл процесс обособления патриархатов ─ местных церквей, возглавляемых патриархами, и митрополий, во главе которых стояли митрополиты. Его итогом стало образование ряда независимых автокефальных православных церквей, что явилось новым этапом в истории православия.

Автокефалия: что это значит, определение

Юридические права автокефалий

Характерная особенность создаваемых структур заключалась в праве самостоятельно избирать своих предстоятелей, поставляемых местными архиереями. При этом прочие церкви не могли влиять на ход выборов, а их предстоятелям позволялось лишь присутствовать на них в качестве почётных гостей.

Кроме независимости в избрании своего первоиерарха, автокефальные церкви наделены ещё целым рядом полномочий, среди которых:

  • возможность издавать собственные правила и законы, в число которых включены Уставы входящих в их состав поместных церквей;
  • самостоятельный выбор той или иной формы управления и внутреннего устройства;
  • право освящать для себя святое миро, состоящее из множества ароматических веществ и используемое при священнодействиях;
  • канонизация собственных святых и установления дней их празднования;
  • право внесения изменений в существующие чинопоследования (порядок молитв и обрядовых действий во время богослужения) и песнопения, а также введение новых, не входящих в противоречие с установленным догматическим учением;
  • полная независимость в принятии административных решений;
  • самостоятельность местного церковного суда;
  • возможность созыва собственных Поместных соборов;
  • право инициировать созывы Вселенских соборов.

Рамки, ограничивающие права автокефалий

На каждую автокефальную церковь, при всей полноте её внутреннего самоуправления, накладываются ограничения, обусловленные принципами общецерковного единства. Являясь составляющими частями Вселенской церкви, они должны быть тождественны между собой и отделены друг от друга лишь административно и территориально, сохраняя при этом духовное и вероучительное единство.

Автокефалия: что это значит, определение

Можно выделить три области внутренней жизни автокефальных церквей, на которые распространяются ограничения. Прежде всего это вопросы догматического характера. Согласно многовековой традиции, только Вселенская церковь обладает правом толковать Богооткровенную истину, никоим образом не изменяя при этом общей сущности вероучения.

Кроме того, применяя к местным условиям каноны (свод церковных правил), установленные Вселенской церковью, каждая из автокефалий обязана соблюдать их, не внося каких-либо принципиальных изменений. И наконец, общий ход совершаемых ими богослужений должен строиться на принципах единообразия, касающегося основных норм, и соответствовать официальному догматическому учению.

Единение православных церквей

Наглядным проявлением единства автокефальных православных церквей является установившаяся в них практика совместного литургического служения, а также взаимное церковное поминание первоиерархов. Основным же их связующим звеном является общая для всех евхаристия ─ таинство, при котором хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господню, необходимые затем во время причащения верующих.

Признанные автокефальные церкви

В настоящее время на свете существует 15 официально признанных автокефалий, каждая из которых имеет свои характерные особенности, включая традицию, определяющую порядок их перечисления. В диптихе автокефальных церквей, принятом в России, прежде всего упоминаются те из них, во главе которых стоят патриархи. К ним относятся церкви:

  1. Константинопольская, насчитывающая около 2,1 млн человек.
  2. Александрийская, последователями которой являются около 6,4 млн человек.
  3. Антиохийская (греческая), включающая в себя 1 млн 400 тыс. человек;
  4. Иерусалимская ─ 131 тыс. человек.
  5. Русская автокефальная церковь, являющаяся самой многочисленной в мире. Её последователями, по данным социального опроса, являются 100 млн человек.
  6. Грузинская ─ 4,2 млн человек.
  7. Сербская, объединяющая в себе почти 10 млн верующих.
  8. Румынская ─ 16,1 млн человек.
  9. Болгарская, насчитывающая около 8,2 млн последователей.
Читайте также:  Икона божией матери «знамение» абалацкая: значение, в чем помогает

Вслед за тем в диптихе обозначены 3 автокефальные церкви, управляемые архиепископами:

  1. Кипрская ─ 425 человек.
  2. Элладская, так же как и Антиохийская, находящаяся на территории Греции. Её последователями определяют себя 8,3 млн человек.
  3. Албанская ─ 720 тыс. человек.

Кроме того, в диптихе отмечены ещё 3 автокефалии, первоиерархами которых являются митрополиты. Среди них:

  1. Польская ─ 501 тыс. человек.
  2. Православная церковь Словакии и Чешских земель. Она самая малочисленная, имеющая не более 150 тыс. последователей.
  3. Американская православная церковь ─ около 1,2 млн человек.

Кроме вышеперечисленных 15 автокефальных церквей, существуют также 6 автономных, каждая из которых находится в подчинении у одной из них. В совокупности эти церкви охватывают собой всё мировое православие. Ни в одном из направлений Западной христианской церкви автокефалий и автономий нет.

Автокефалия: что это значит, определение

Непризнанные церкви старообрядчества и русской иммиграции

Наряду с теми автокефалиями, чей статус общепризнан, существует ещё ряд церквей, образовавшихся в XIX-XXI вв., хотя и независимых де-факто, но при этом официально не являющихся каноническими.

Самой многочисленной из них является Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ), появившаяся в 20-х годах прошлого века как религиозное объединение эмигрантов, покинувших Россию после прихода к власти большевиков.

Она включает в себя около 400 приходов, находящихся в различных странах мира, и имеет около 15 млн последователей.

Кроме того, в их число входит ряд российских религиозных организаций православного толка, не признающих над собой главенство Московской патриархии и основанных на принципах самоуправления. Это прежде всего независимые старообрядческие структуры, появление которых явилось следствием церковного раскола, потрясшего Россию в 50-60-х годах XVII века.

Суздальский раскол и непризнанные церкви Украины и Беларуси

К этой же категории следует отнести и так называемую Русскую православную автономную церковь, именуемую также Суздальским расколом. Вступив в конфликт с руководством Московского патриархата, её представители предпочли создать альтернативную религиозную организацию, не признанную ни одной из православных церквей мира.

Далее следует Украинская православная автокефальная церковь, именующая себя канонической, но не имеющая этого статуса.

Её не следует путать с двумя другими Украинскими православными церквями, относящимися к Московскому и Киевскому патриархатам.

Она не имеет евхаристического общения с другими церквями и не признаётся ими. Своё происхождение эта структура берёт от Польской православной церкви.

Автокефалия: что это значит, определение

И наконец, не может добиться признания и автокефалия, образовавшаяся в результате слияния нескольких неканонических религиозных организаций православного толка, появившихся в советский и постсоветский периоды на территории Беларуси. С 1944 года их центр переместился в Нью-Йорк, и своих последователей церковь черпает в основном из числа эмигрантов.

Обстоятельства, благодаря которым Русская православная церковь стала автокефальной

Известно, что на протяжении нескольких веков после крещения Руси её Церковь находилась в подчинении Константинопольского патриархата. В то же время и главы Римской католической церкви не прекращали попыток установить над ней своё главенство.

Особенно ярко это проявилось на Флорентийском соборе 1439 года, где киевского митрополита Исидора удалось склонить к подписанию унии ─ договора, предусматривавшего объединение Восточной и Западной православных церквей, признание ими католической догматики с правом сохранения прежних богослужебных обрядов, а также подчинение их Римскому папе.

Этот акт вызвал протест со стороны россиян и послужил толчком к началу процесса, итогом которого стало образование Русской православной автокефальной церкви.

Ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор за своё отступничество был смещён с должности и заточён в Чудовом монастыре, после чего его кафедра несколько лет оставалась вакантной.

В 1448 году по инициативе великого князя Василия II Тёмного её занял самочинно избранный в Москве митрополит Иона.

Автокефалия: что это значит, определение

Как и когда Русская церковь стала автокефальной?

Появление собственного митрополита стало важной вехой в истории государства. Формально в тот период провозглашение Русской автокефальной церкви ещё не состоялось, но фактически она начала действовать без оглядки на Константинополь. Её самостоятельность значительно упрочилась после того, как в 1453 году Византия была захвачена османскими завоевателями.

Ввиду сложившейся после этого тяжёлой обстановки, константинопольские патриархи, утратив своё прежнее влияние, вынуждены были прислушиваться к воле московских самодержцев.

В итоге глава Константинопольской церкви Иеремия II в 1589 году поставил на российский патриарший престол архиепископа Ростовского Иова, ставшего первым патриархом Московским и всея Руси. Его портрет представлен в статье.

С этого года автокефальная церковь России, наконец, обрела свою легитимность.

Юридические аспекты предоставления автокефалии

В современном мире вопросы, связанные с предоставлением автокефалии тем или иным церквям, часто бывают крайне политизированы, и их решения принимаются без учёта канонического права.

Причина подобного явления подчас кроется в том, что автокефалия рассматривается прежде всего как свидетельство национальной самодостаточности и независимости.

Такой крайне неверный подход часто приводит к различным внутрицерковным нестроениям и расколам.

О порядке предоставления автокефалии существует много точек зрения, среди которых доминирую две.

Согласно одной из них, сторонниками которой являются представители Польши, Румынии, России и Болгарии, каждая ныне признанная автокефальная церковь, при наличии определённых предпосылок, должна иметь право предоставить такой же статус любой части своих последователей, дав им возможность создать независимую религиозную структуру.

Автокефалия: что это значит, определение

В то же время Константинопольская, Элладская, Александрийская, а также Иерусалимская церкви настаивают на том, что подобным правом должен обладать лишь Константинопольский патриарх. Окончательное же решение вопроса может быть принято на Всемирном Соборе Православной Церкви, дата созыва которого пока неизвестна.

В работе же предсоборных комиссий активное участие принимают и наши соотечественники, к мнению которых прислушиваются с особым вниманием, поскольку со времён, когда Русская церковь стала автокефальной, она является одной из самых влиятельных религиозных организаций в православном мире.

Источник: https://www.syl.ru/article/332734/avtokefalnaya-tserkov—eto-chto-takoe

Автокефальная церковь — это Автокефальная православная церковь

Автокефалия: что это значит, определение

В этой статье мы разберем вопрос: «Автокефальная церковь — это что такое, в чем ее отличие от обычной?» Еще рассмотрим признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Определение автокефальной церкви

Автокефальная церковь — это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от Вселенского собора и может самостоятельно принимать решения, которые касаются ее распорядка, а также работы. Во Вселенском соборе, к слову сказать, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если рассматривать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно сказать, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан митрополита, патриарха или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации. Еще одним отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи других.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Автокефалия: что это значит, определение

Другие православные автокефальные церкви

Помимо того, что существует Русская православная автокефальная церковь, есть еще и другие, которые считаются признанными. Их всего пятнадцать:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Грузинская;
  • Иерусалимская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Кипрская;
  • Болгарская;
  • Элладская;
  • Польская;
  • Албанская;
  • Церковь в Америке;
  • В Чехии и Словакии.

Несмотря на то, что церквей немало, самой многочисленной является именно Русская. В ней около сотни миллионов прихожан.

Однако самой старшей считается Константинопольская, так как именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии.

Этот патриархат еще носит название «вселенский», поскольку в древности так называлась Римская империя, куда входил в то время Константинополь.

Автокефалия: что это значит, определение

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания.

Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами.

Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Автокефалия: что это значит, определение

Понятие автономной церкви

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь — это полностью независимая от других организация. Однако существуют еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они также обладают самостоятельностью, однако не такой широкой.

В отличие от автокефальной, в автономную церковь епископ назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро тоже присылается из нее. Расходы таких церквей строятся таким образом, чтобы некую долю отсылать на содержание высшего руководства.

Считается, что автономией может быть:

  • митрополичий округ;
  • епархия;
  • монастырь;
  • приход.

К примеру, на Афоне часто случалось такое, что некоторые монастыри пользовались практически полной самостоятельностью, находясь в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

  • японская;
  • китайская;
  • латвийская;
  • молдавская;
  • эстонская;
  • украинская;
  • синайская;
  • финляндская;
  • заграничная русская.
Читайте также:  Икона «благословение детей»: в чем помогает, значение

Автокефалия: что это значит, определение

Статус униатских церквей

Также следует сказать и о существовании униатских церквей.

Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, так как, по мнению некоторых богословов, они, скорее, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют.

Это происходит потому, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, но учение — католическое. Равно как и подчинение униатских церквей тоже католическое.

К ним относятся следующие церкви:

  • Чехословацкая.
  • Польская.
  • Западно-Украинская.

Автокефалия: что это значит, определение

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты.

Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий.

Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих — не в лоне первоначальной Православной церкви.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43111-avtokefalnaja-cerkov.html

Автокефалия – что это такое?

Автокефалия: что это значит, определение

В данном материале мы разберем вопрос: “Автокефальная церковь – это что такое, в чем ее отличие от обычной?” Еще разберемся, что значит признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Автокефальная церковь – это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от Вселенского собора и может сама принимать решения, которые относятся к ее распорядку, а также работе. Во Вселенском соборе, стоит отметить, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если разбирать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно отметить, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан митрополита, патриарха или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации.

Также отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи кого-либо.

Годом, когда была сформирована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви случился по многим причинам. Одной из основных было очень далекое расстояние между двумя странами, а также их полная независимость друг от друга.

Русская церковь имела огромное количество епископов, даже превышающее число, которое необходимо было по канонам для отделения. Во время приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже 2 ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси в том числе назревала эта необходимость, и толчком было следующее событие.

Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Кроме этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в который раз не был избран.

Разумеется, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году первый раз был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский.

Данное событие и является началом появления русской автокефалии. Разумеется, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, постоянных приездах в Москву.

Такие отношения были по душе обеим сторонам.

Автокефалия: что это значит, определение

Кроме того, что есть Русская православная автокефальная церковь, существуют еще и другие, которые считаются признанными. Их всего 15:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Грузинская;
  • Иерусалимская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Кипрская;
  • Болгарская;
  • Элладская;
  • Польская;
  • Албанская;
  • Церковь в Америке;
  • В Чехии и Словакии.

Несмотря на то, что церквей достаточное количество, самой многочисленной является именно Русская. В ней примерно 100 миллионов прихожан.

Но самой старшей является Константинопольская, поскольку именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии.

Этот патриархат еще носит название “вселенский”, так как в древности так называлась Римская империя, куда входил на тот период Константинополь.

Итак, теперь ясно, что автокефальная церковь – это независимая от всех остальных организация. Но данный статус еще должны были признать уже существующие подобные церкви. В настоящий момент, кроме признанных, есть те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них приведены ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Автокефалия: что это значит, определение

Кроме действующих православных и непризнанных церквей, есть и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, например, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и прочие.

Стоит упомянуть также и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания.

Неправильное толкование Библии и остальных трактатов привело к тому, что в свое время начали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами.

Суть каждой из них состоит в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им особенно важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. При этом обычно и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно отметить, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не говорит о том, что оно является истинным.

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь – это абсолютно независимая от остальных организация. Но есть еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они в том числе обладают самостоятельностью, но не такой широкой.

В отличие от автокефальной церкви, в автономную епископ назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро в том числе присылается из нее. Расходы такого рода церквей строятся таким образом, чтобы определенную долю отсылать на содержание высшего руководства.

Автокефалия: что это значит, определение

Считается, что автономией может являться:

  • митрополичий округ;
  • епархия;
  • монастырь;
  • приход.

Например, на Афоне часто происходило такое, что некоторые монастыри пользовались почти полной самостоятельностью, будучи в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

  • японская;
  • китайская;
  • латвийская;
  • молдавская;
  • эстонская;
  • украинская;
  • синайская;
  • финляндская;
  • заграничная русская.

Также нужно отметить и существование униатских церквей.

Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, поскольку, по мнению определенных богословов, они, больше, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют.

Это происходит из-за того, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, однако учение – католическое. Равно как и подчинение униатских церквей в том числе католическое.

Автокефалия: что это значит, определение

К ним относятся такие церкви:

  • Чехословацкая.
  • Польская.
  • Западно-Украинская.

Итак, мы разобрали вопрос, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от остальных ей подобных. Также рассмотрели и другие направления, которые есть в православии, разные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты.

Из всего этого можно сделать вывод, что в действительности есть большое количество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий.

В любом случае, все это привело к тому, что большое количество верующих – не в лоне первоначальной Православной церкви.

Источник

Источник: https://www.elentur.com.ua/avtokefaliya-chto-eto-takoe/

Автокефалия – что это значит

Автокефалия: что это значит, определение

Автокефалия представляет собой особый статус поместной православной церкви, который обозначает ее полную независимость от других церквей.

Произошло это слово от древнегреческого языка «αὐτοκεφαλία», что переводится как «самовозглавление». Любую автокефальную церковь должен возглавлять епископ. При этом ему разрешается иметь различные церковные саны.

Современные автокефальные церкви

В настоящее время автокефальной православной церковью является поместная Православная Церковь, которая имеет определенную закрепленную за ней территорию.

Как правило, последняя полностью соответствует той территории, на которую распространяется суверенитет государства, что получило церковную независимость.

В этих границах не должны осуществлять свою деятельность другие поместные церкви.

Между автономией и автокефалией нельзя поставить знак равенства. Они отличаются друг от друга следующие особенностями:

  1. Автономия предполагает определенную зависимость от другой церковной структуры. Автокефалия делает поместную Православную Церковь совершенно отдельной функциональной единицей, которая самостоятельно решает все свои внутренние дела.
  2. Автономия требует определенного подчинения той Церкви, которая ее предоставила. Автокефалия предоставляется безвозмездно и разрывает какие-либо обязанности между церковными структурами.
  3. Автономия предполагает, что главу церкви, что находится в подчинении, должен утверждать патриарх вышестоящей инстанции. Автокефалия предоставляет возможность свободного выбора предстоятеля без вмешательства других церковных структур.

 В современном мире работает 14 общепризнанных автокефальных церквей. В настоящее время осуществляется процесс предоставления автокефалии Украинской православной церкви.

Исторический экскурс

В самых старых источниках Константинопольского патриархата под автокефалией подразумевался совершенно не тот процесс, который обозначает данное понятие сейчас. В VII столетии «автокефальными архиепископами» именовались архиереи, которые были подчинены непосредственно самому предстоятелю.

В свою очередь над «зависимыми архиепископами» стояли другие митрополиты. Несмотря на это, Константинопольский патриарх в те давние времена не имел первенства над Антиохийским архимитрополитом, при этом будучи наделен большей честью.

В настоящее время в понимании автокефалии существуют определенные проблемы. Московский патриархат считает, что прерогатива автокефальной церкви заключается в возможности самостоятельно осуществлять мироварение – приготовление и освящение специального масла, которое используется в таинствах.

В это же время Константинопольский патриархат обращает внимание на то, что именно ему принадлежит право осуществлять мироварение. При этом данный процесс осуществляется в сослужении предстоятелей других независимых церквей.

Ввиду того, что некоторые церкви самостоятельно интерпретируют термин «автокефалия», между Константинопольским патриархом и предстоятелями некоторыми поместных церквей существуют определенные разногласия.

Особенности предоставления автокефалии были вынесены на обсуждение последнего Всеправославного собора, проводившегося в 2016 году. По этой причине, а также вследствие некоторых других факторов, Московский патриархат решил не присутствовать на этом мероприятии, возглавив, таким образом, протест против нововведений Константинополя.

Украинская автокефалия

Одним из наиболее обсуждаемых событий в православном мире последнего времени является предоставление Константинопольским патриархатом автокефалии Украинской Поместной Православной Церкви.

С таким решением патриарха Варфоломея совершенно не согласен Московский патриархат, который вследствие подобных структурных перемен может потерять большое количество приходов. К тому же патриарх Кирилл (Гундяев) считает, что подобные действия Константинопольского патриархата являются неканоническими.

Впервые вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви Автокефалии поднимался в 1917 году. Впоследствии о нем вспомнили после обретения Украиной независимости. В начале 1990-ых годов местная власть не сумела закончить процесс получения автокефалии, ограничившись лишь соответствующим письмом, направленным Константинопольскому Патриархату.

В настоящее время предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви – это уже бесповоротный процесс.

Против него выступает преимущественно только Русская Православная Церковь и некоторые другие поместные церкви, которые от нее зависимы.

Вследствие этого в недавнем времени патриарх Кирилл (Гундяев) разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, назвав патриарха Варфоломея раскольником.

Источник: https://portalinform.ru/avtokefaliya-chto-eto-znachit/

Сергей Комаров. «Автокефалия – это вопрос церковной политики» / Православие.Ru

Автокефалия: что это значит, определение Преподаватель Высших Свято-Владимирских православных богословских курсов Сергей Комаров     

– Какие существуют канонические правила относительно предоставления автокефалии?

– В церковном Предании мы не найдем подробно расписанных правил. Каждый раз автокефалия давалась той или иной Церкви в определенном историческом контексте, на фоне каких-то особых, свойственных той ситуации обстоятельствах. Трудно вывести общие правила для всех прецедентов. На сегодняшний день этот вопрос остается дискуссионным внутри Церкви.

Читайте также:  Корсунская икона божией матери: о чем молятся, в чем помогает

При подготовке неудавшегося Всеправославного собора была полемика по теме автокефалии, которая закончилась блокировкой данного вопроса.

Однако все участники обсуждения сошлись, по крайней мере, в двух главных вещах: 1) автокефалия невозможна без согласия той Поместной Церкви, к которой принадлежит ее часть, желающая автокефалии 2) необходимо соборное единодушие всех Поместных Церквей.

Так должно быть, но мы не знаем, как в сегодняшней ситуации поведет себя Вселенский Патриарх. Увы, история свидетельствует, что Константинополь иногда играет не по правилам.

– С какой целью Церкви предоставляют автокефалию, каким критериям она должна соответствовать?

– Как такового списка критериев в соборных документах нет, но их можно попытаться приблизительно обозначить, исходя из церковной истории. Страна, в которой желают образовать автокефальную Церковь, должна быть политически независимая – полностью или частично.

Предполагается значительное этническое отличие региона от территории, принадлежащей Матери-Церкви; учитывается его географическая отдаленность от церковного административного центра.

Церковь на данной земле должна иметь развитую систему образования, достаточное количество монастырей, храмов, и, разумеется, прихожан – т.е. располагать определенным внутренним ресурсом для самостоятельного церковного бытия.

Для церковной жизни региона должна быть характерны какие-то национальные особенности, древние традиции. Конечно же, вопрос об автокефалии поднимается лишь в том случае, если есть запрос от большей части канонического духовенства и мирян.

Назревшие потребности церковной жизни определяют и цели получения автокефалии. Как правило, главной из них является независимость в административном управлении, судебной деятельности, канонизации святых, составлении новых богослужебных текстов и т.д.

– Можно ли создать автокефальную Церковь в Украине без УПЦ, без решения ее руководящих органов?

– Вопрос создания Поместной Церкви – прежде всего внутрицерковный вопрос. Прошение об автокефалии должно исходить именно от руководства УПЦ МП, ибо только она является каноничной Церковью на территории Украины.

Когда, не интересуясь мнением УПЦ, автокефалии для нее просят представители светской власти, не являющиеся даже прихожанами УПЦ – это выглядит, по меньшей мере, странно. Здесь уже явно просвечивается попытка использовать церковные вопросы в политических играх.

– В обращении президента к Патриарху Варфоломею звучит просьба о предоставлении автокефалии «Православной Церкви в Украине», но такой Церкви не существует. Как же ей можно предоставить автокефалию?

– В этом обращении вообще много сумбура. Вселенский патриарх там обозначен как «лидер православного мира», сам Порошенко – как представитель граждан из некой эфемерной «украинской православной общины». Эти дикие выражения обличают тотальную религиозную безграмотность авторов письма.

В конце послания президент называет себя «исполненным… верности православию и преданности церкви-матери».

Какую «церковь-мать» он имеет в виду, если он открыто молится в раскольнических храмах, а по сети ходит фотография, на которой он причащается из рук главы УГКЦ Святослава Шевчука?

Слова документа об «укреплении религиозной свободы и межконфессионального мира в Украине» через получение автокефалии звучат вообще как издевательство над каноничной Церковью.

О какой «религиозной свободе» идет речь? Несколько десятков храмов УПЦ захвачены, против Запорожской епархии возбуждено уголовное дело, данные некоторых архиереев опубликованы на сайте «Миротворец», по всей стране безнаказанно жгут и грабят церкви, бьют и оскорбляют верующих.

Со всех сторон на Церковь льется самая черная клевета, на которую почти невозможно ответить публично, потому что такой материал никто не рискнет опубликовать. Говорить о «религиозной свободе» в подобной ситуации – это какой-то дьявольский цинизм.

«Православная Церковь в Украине», для которой президент и его единомышленники просят автокефалии – это такой же сумбур и цинизм, как и все остальное в их странном письме.

– Звучат заявления, что автокефалия это не церковный вопрос, а вопрос государственной политики. Как вы прокомментируете этот тезис?

– Автокефалия – это вопрос церковной политики. Государство может участвовать в данном процессе как сторона, помогающая Церкви. Но если светская власть действует вопреки Церкви, она чинит откровенный разбой. Тем, кому Господь, по грехам нашим, временно попустил порулить страной, стало мало беззакония.

Им мало крови, насилия, издевательств над простым работягой, попрания человеческих и божественных законов – они решили пойти дальше, и прикоснуться к зенице Божьей, к Церкви.

Удивительно, что на это решаются люди, родившиеся еще в XX-м веке – веке страшных гонений на Церковь. К чему это привело, и кто здесь вышел победителем и проигравшим – слишком очевидно. Что ждет новоявленных богоборцев, тоже слишком очевидно.

Что ж, «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Отк.22,11).

Есть те, кто решил собрать побольше горящих углей себе на голову к дню Страшного Суда, и желает провести наше общество еще через несколько кругов ада.

Кое-кому оказалось мало кровавого XX-го века, чтобы понять суровую правду Божиих слов: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс.104,15). Невероятная историческая близорукость!

– С точки зрения миссии Православной Церкви, чем вообще должна заниматься Церковь и верующие?

– Если с точки зрения миссии, то миссионерствовать. Но на сегодняшний день миссионерствовать на Украине, в некотором смысле, поздно. Это нужно было делать раньше.

Господь дал нам около 30 лет церковной свободы, за которые было сделано крайне мало. Храмы строили, монастыри возрождали, духовенство рукополагали – но миссией не занимались. Так и привыкли жить.

После службы батюшка говорит: «Спаси Господи. Следующая служба в воскресенье. Ангела хранителя». Вот и вся миссия.

Проповедью Евангелия, катехизацией занимались буквально несколько человек, которых можно посчитать на пальцах одной руки – и это на многомиллионную Украину! За исключением нескольких удавшихся проектов, мы так и не совершили миссионерский прорыв на пространствах интернета, радио, телевидения, книгоиздательства, и проч. Откройте YouTube: нет практически ни одного интересного блога украинского священника, который говорил бы с людьми по-нормальному, по-честному, на современном языке. После отъезда о.Андрея Ткачева у нас закончились священники, пишущие о вере интересные книги. О проповеди мирян я вообще молчу.

Когда грянула беда, оказалось, что нас не так и много в процентном соотношении, свою веру мы знаем плохо, и в целом рейтинг народного доверия к нам достаточно низкий. Все это – плоды отсутствия катехизации мирян.

В общем, есть ощущение упущенного времени. И когда на этом фоне заводят разговор об автокефалии, это выглядит как предложение одноногому что-нибудь сплясать.

Лично я не вижу в нашей церковной жизни никаких предпосылок к тому, чтоб УПЦ получила статус автокефалии. Мы просто до этого не доросли.

Миссионерствовать, конечно, нужно и сейчас. Но в данный момент у Церкви в Украине стоит элементарная задача выживания. Сохранить Православие в Украине сегодня – это уже миссионерство. Для остального было время, и оно уже упущено.

– Глава УГКЦ считает, что ЕПЦ это только первый шаг к объединению православных и католиков, предлагает православным признать примат Папы и назвал православное учение о Церкви «слабо развитым». Что православные могут ответить ему?

– Да, интерес греко-католиков к этой теме показателен. Возможно, на первом этапе «автокефалии» действительно произойдет попытка сливания канонической Церкви и всяких раскольников в единое целое, а на втором – соединение этой бесформенной массы с униатами, под крылышко Папы. Все может быть.

Что же касается высказываний главы УГКЦ… Слабо развит скорее тот, кто считает таковой православную экклесиологию. Впрочем, в католическом понимании наша догматика действительно «неразвита», ибо нам чужда идея о «развитии догматов». Догмат есть богооткровенная истина, которая в развитии не нуждается. В раскрытии – да, в развитии – нет. Мы догматы храним. Католики их «развивают».

– Что нужно сделать для того, чтобы западные христиане приняли истину Православия?

– Хранить Православие. Быть православными. Но в целом никакого массового обращения уже не будет. Западный мир слишком иной, чтобы нас понять. Мы уже давно исповедуем очень разное христианство.

Католицизм, протестантизм, плюс атеизм – это духовная флора и фауна современного европейского мира, органическая часть их сегодняшнего бытия. Православие там может существовать, но как бы в углу.

Причем европейский вариант Православия также весьма отличается от нашего – не только в традициях, но и в мировоззренческом плане.

– Из-за недостатка информации верные УПЦ готовы верить любым слухам, и, конечно, волнуются. Что им можно порекомендовать в этой ситуации?

– Я вряд ли могу кому-то что-то рекомендовать, потому я точно такой же верующий УПЦ, как и все, и знаю не более других. Могу лишь сказать, как я для себя понимаю эту ситуацию. Первое: на данном этапе мы не можем повлиять на ход событий ничем иным, как молитвой. Второе: нужно слушаться наше священноначалие.

Мы уже подписали бумагу, адресованную Вселенскому Патриарху. Что благословит дальше Блаженнейший Онуфрий, то и будем делать. Пока лишь остается молиться и надеяться, что Константинополь не пойдет на грубейшее нарушение церковных канонов, как это было, увы, не раз. Например, в случае с Польшей и Эстонией.

Беспокойство есть, но небольшое. Наши люди уже устали от потрясений, и разучились удивляться. К тому же, с самого начала всех недавних событий в стране было ясно, что острие борьбы неизбежно повернется против Церкви. Церковь – самый консервативный институт в государстве.

Она не меняется вместе со сменой режимов, по-прежнему духовно связывает некогда единый народ, и еще долго способна хранить его духовно-нравственный код, даже если сам народ в какой-то части обезумел. Неудивительно, что мегатонны ненависти в итоге обрушились на Церковь.

Дьявол, который стоит за любой революцией, массовыми беспорядками и кровопролитиями, в конечном итоге метит в Церковь.

Вспомним: то же происходило и в революционной хронике столетней давности. История нас уже предупредила о возможном развитии событий. Поэтому мы беспокоимся, но не паникуем, помня слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8,35)

В сегодняшней Украине возможно все, в том числе и преступления против Церкви. Если уж Бог попустил пролитие братской крови, массовую шизофрению и возрождение фашизма, то сильные удары по Церкви скорее всего неизбежны. Церковь – последний форпост истины, добра, любви, духовной трезвости.

Самые здоровые и нормальные в духовном плане люди на Украине – это люди церковные. Естественно, что нас не оставят в покое. Нам нужно внутренне собраться, бодрствовать, ожидая любого варианта развития событий – и в то же время необходимо внутренне успокоиться и предать все в руки Божии. Своих Христос не оставит.

Вера в это, наверное, является главным нашим делом в данный момент.

Источник: https://pravoslavie.ru/113231.html

Ссылка на основную публикацию