Изображение бога отца на иконах

«Если же кто-либо осмелиться сделать изображение Божества – невещественнаго и безтелеснаго, и невидимаго, и не имеющаго формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное.» Иоанн Дамаскин

Как ранее мы уже писали про «привычное-каноничное«, желая показать несостоятельность многих традиций, базирующихся в основном только на том, что «так делали раньше», так и сейчас, в статье о том, что не должно изображать Бога Отца, хотим начать с того же, с поиска источников данной традиции.

Известно, что до 15 века не писали Бога Отца ни ни иконах, ни на фресках, таких изображений не знают ни мозаики, ни книжные миниатюры, вобщем говоря, нет нигде и следа на такие изображения.

Мода на такие иконы зарождается у латын и к середине 16 века эта мода в своей совершенной свободе переходит и на Русь.

Даже несмотря на запрет Стоглавого Собора в 43-й главе «Да и о том святителем великое попечение и брежение имети, комуждо по своей области, чтобы гораздыя иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самомышления бы и своими догадками Божества не описывали.

Христос бо Бог наш описан плотию, а Божеством не описан, якож рече святый Иоанн Дамаскин: не описуйте Божества, не лжите, слепии, просто бо, невидимо, незрително есть. Плоти же образ вообразуя, поклоняюся и верую и славлю Рождшую Господа Деву «

Мода эта пришла на Русь сначала в сложных богословско-дидактических иконах, многие из которых не могли понять даже председательствующие на  Стоглавом Соборе. А после, мода эта проявила себя и в ныне всем известных иконах, таких как «Отечество», «Троица Новозаветная», «Триипостасное Божество», «Сопрестолие» , «Распятие в лоне Отчем», с этих же пор у нас стали писать и кощунственные иконы Святого Духа, которые изображают Его в виде голубя. Любители этих новшеств могут оправдаться только тем (хотя это вовсе и не оправдание), что Дух Святой был явлен над Сыном Божиим во время Крещения. На эту тему мы уже писали здесь. Хочется только повторить свой вопрос,- а почему не в виде огня? Ведь Дух Святой был явлен над апостолами и в виде огненных языков в день Пятидесятницы? Так же и относительно икон «с Богом Отцом». Наши благочестивые заступники в данном вопросе могут сослаться только на традицию и на как им кажутся справедливыми в этом вопросе- на явления Божества пророкам в Ветхом Завете. Давайте спросим святых отцов, как толкуют они 18 стих первой главы на Иоанна- «Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Иоанн 1:18)

Иоанн Златоуст:

 «Вот и в чтении, ныне нам предложенном, говорится, что Бог имел лоно, а это свойственно телам; но никто не будет столько глуп, чтобы бестелесного почитать телом. Чтобы все это понять в смысле духовном, как должно, исследуем это место подробнее. «Бога не видел никто никогда».

Каким путем евангелист пришел к этому? Показав великое преимущество даров Христовых – такое, что неизмеримое расстояние находится между этими дарами и сообщенными через Моисея, он хочет потом высказать и достаточную причину такой между ними разности.

Моисей, как раб, был служителем дел низших; а Христос, как Владыка и Царь и Сын Царя, принес нам несравненно высшие дары, сосуществуя всегда с Отцом и видя Его непрестанно. Потому-то евангелист и присовокупил: «Бога не видел никто никогда». Что же мы скажем на слова велегласнейшего Исайи: «видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.

6:1)? Что скажем на свидетельство самого Иоанна о том, что Исайя сказал это тогда, когда видел славу Его (Иоан. 12:41)? Что скажем на слова Иезекииля? И он ведь видел Бога, сидящего на херувимах. Что – на слова Даниила? И он говорит: «и воссел Ветхий днями» (Дан. 7:9). Что также – на слова Моисея: «покажи мне славу Твою, дабы я познал Тебя» (Исх.

33:18,13)? А Иаков и прозвание получил от этого, т.е. был назван Израилем, а Израиль значит: видящий Бога. Видели Его и другие. Итак, почему же Иоанн сказал: «Бога не видел никто никогда»? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа божественного. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом.

Оно просто, необразно, несложно, неописано; не сидит, не стоит, не ходит. Все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один и это возвестил сам Бог Отец через одного пророка: «Я», говорит, «умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи» (Ос. 12:10), то есть, Я снизшел, явился, но не тем, что Я есмь.

А как Сын Его имел явиться нам в действительной плоти, то Он изначала приготовлял людей к созерцанию существа Божия, сколько им возможно было видеть.

Но что Бог есть сам в себе, того не видели не только пророки, но и ангелы и архангелы; и если бы ты спросил их об этом, то в ответ не слышал бы ничего о существе, а только пение: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14).

Если бы ты пожелал узнать о том что-либо от херувимов, или серафимов, то услышал бы таинственную трисвятую песнь и что «вся земля полна славы Его» (Ис. 6:2). А если бы ты обратился с вопросом к силам еще высшим, то ничего не узнал бы, кроме того, что у них одно дело – хвалить Бога. «хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148:2).

Итак, самого (Бога Отца) видит только Сын и Дух Святой. Да и как созданное существо, каково бы оно ни было, может видеть Несозданного! Если мы не можем ясно видеть какую бы то ни было бестелесную силу, даже сотворенную, — а этому много оказалось примеров по отношению к ангелам, — то тем более мы не можем видеть существа бестелесного и не созданного.

Поэтому и Павел говорит: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16). Но не принадлежит ли это преимущество только одному Отцу, а не Сыну? Нет – и Сыну также. А что принадлежит это и Сыну, послушай Павла, который показывает это и говорит: «Который есть образ Бога невидимого» (Колос. 1:15). А как образ невидимого, Он и сам невидим; иначе не был бы и образом. Если же (Павел) в другом месте говорит: «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), — ты не удивляйся; это явление совершилось во плоти, а не по существу. Но что и Он невидим, не только для людей, а и для высших сил, показывает также Павел. Сказав: «явился во плоти», он присовокупляет: «показал Себя Ангелам».

Таким образом Он показался ангелам тогда, когда облекся плотью; а прежде того они также не видели Его, потому что и для них существо было не видимо. Как же, скажете, сам Христос сказал: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.

18:10)? Что же? Неужели Бог и лицо имеет и небесами ограничивается? Но никто не будет до такой степени лишен ума, чтобы утверждать это. В каком же смысле это сказано? В том же, в каком сказано: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Говорится здесь о видении, нам возможном, о видении умом и мыслию о Боге.

Таким образом и об ангелах можно сказать, что они по своему чистому и бодрственному естеству всегда не что другое созерцают, а только Бога. Потому-то и сам (Господь) также говорит: «Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11:27). Что же? Неужели все мы находимся в неведении о Нем? Нет; только никто не знает (Отца) так, как Сын.

А как и прежде многие видели Его, в доступной для них мере видения, существа же божеского не видел никто, так и ныне все мы знаем Бога, но какой Он в существе своем, того не знает никто, — только один Рожденный от Него. Знанием Он здесь называет точное созерцание и постижение, и притом такое, какое имеет Отец о Сыне.

«Как Отец знает Меня», говорит Он, «[так] и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15)      …      А что же еще мы узнаем от Сына, как сущего в недрах отчих? Что узнаем от Единородного? Во-первых, что это самое составляет Его действенную силу.

Потом, мы получили более ясное учение и познание о том, что Бог есть Дух и что поклоняющиеся Ему должны поклоняться духом и истиною; еще же и то, что Бога видеть невозможно, что Его не знает никто, кроме Сына, и что Он есть Отец истинного Единородного; также и все прочее, что об Нем повествуется.

Само же слово: «явил» выражает учение яснейшее и очевиднейшее, которое Он передал не одним иудеям, а и всей вселенной, и которое сам исполнил. Пророкам внимали не все иудеи, а Единородному Сыну Божию покорилась и и уверовала вся вселенная. Итак, исповедание означает здесь особенную ясность учения. Потому-то называется и Словом и Ангелом великого совета.»

Не понимают наши противники, что Ветхий Завет не знает непосредственного Богооткровения, что все видения Ветхого завета были лишь символами и тенями, да и кто из пророков дал нам описание лица Божества- какой величины Его нос, какого цвета глаза, какие пропорции головы, каковы размеры Его губ, ушей, скул? Нет таких описаний! Но откуда они тогда взялись спросите вы? Ответ очевиден- от наших соседей латын.

Все пророческие видения, в том числе и Даниила, толкуются Церковью как явления Сына Божия, как предвозвещения Его воплощения. Смысл этих пророческих прозрений в том и был, что как «образы и сени» они упраздняются при появлении подлинного человеческого образа Бога.

Ветхозаветный запрет этим не упраздняется: Бог остается неизобразимым, так как «Бога никтоже виде нигдеже». Бог видим и, следовательно, изобразим только в воплощении.

Поэтому изображения не воплотившегося Бога Отца могут быть основаны только на латинских мудрованиях «вне свидетельств».

И беседовавший с Авраамом в куще был Сын (18, 1) ( Иоанн Златоуст. На Иоанна. Беседа 33. Часть 2. )

И когда апостол Филипп просит Спасителя показать ему Бога, говоря: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.» (Иоанн 14:8) Спаситель отвечает ему : «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»  (Иоанн 14:9) Вселенский учитель это место из Евангелия объясняет так:

«Филипп хотел видеть Отца этими телесными очами, быть может, потому, что слышал о Пророках, что они видели Бога. Но ведь то, Филипп, было говорено приспособительно к нашей немощи. Потому-то Христос сказал: Бога никтоже виде нигдеже (1, 18), и еще: всяк слышавый от Отца и навык, приидет ко Мне (6, 45).

 Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте (5, 37). И в Ветхом Завете сказано:не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. 33, 20). Что же Христос? Сильно упрекает его: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? И не сказал: не видел Меня, но: не познал еси Мене.

Но ведь я, мог сказать Филипп, не Тебя хочу познать; я желаю теперь увидеть Твоего Отца, а Ты мне говоришь: не познал еси Мене? Какая тут связь? Весьма близкая. Так как, пребывая Сыном, Он есть то же, что и Отец, то Он справедливо в Себе Самом показывает Отца.

Потом Он разделяет ипостаси, говоря: видевый Мене виде Отца, чтобы кто-нибудь не сказал, что Он – вместе и Отец, и Сын. Если бы Он был Отец, то не сказал бы: кто видел Меня, тот видел и Его.

Почему же Он не сказал Филиппу: ты требуешь невозможного, того, что несообразно с человеческою природою, что одному только Мне возможно? Так как Филипп сказал: довлеет нам, как будто бы уже познал (Христа), то Христос показывает, что он и Его не видел; иначе, если бы он мог видеть Его, то увидел бы и Отца.

Потому и сказал: видевый Мене виде Отца, – кто видел Меня, тот увидит и Его. А это значит вот что: ни Меня, ни Его видеть невозможно. Филипп хотел познать чрез зрение, и так как думал, что уже видел Христа, и хотел таким же образом увидеть и Отца, то Христос показывает, что он не видел и Его. »  ( Иоанн Златоуст. На Иоанна.  Беседа 74. Часть 1. )

Читайте также:  Икона «умягчение злых сердец»: в чем помогает, значение

Если же кто спросит,  а как древняя традиция написания Ветхого Деньми? Разве Ветхий Деньми не есть Бог Отец?- Никак! Ветхий Деньми это Господь Исус Христос! Посему иконографически лик Ветхого Деньми такой же как у Спасителя, только по видению Даниила волосы пишутся белоснежными. Он же подписывается Ис Хс (Исус Христос), на Ветхом Деньми пишется клав на плече (изображающийся у Божиих посланников и преимущественно у Исуса Христа) а так же одежды хитон и гиматий.

Изображение Бога Отца на иконахВетхий Деньми Исус Христос

Для того, чтобы наглядно проследить латынское мудрование беснование и в особенности влияние на русскую иконопись, посмотрите сначала на картину Альбрехта Дюрера «Поклонение Святой Троице», заметьте, что картина написана католиком в 1511 году

Изображение Бога Отца на иконахАльбрехт Дюрер «Поклонение Святой Троице»

А теперь посмотрите  на нашу русскую икону » Распятие в лоне Отчем «, которая была написана около 1600 года.

Изображение Бога Отца на иконахРаспятие в лоне Отчем. Ок 1600 года

Чувствуете сходство? А ведь мало того что сходство так еще и кощунственное изображение Распятого. Всмотритесь внимательнее, то ли Тело Господа отодвинуто как бы на задний план, за образ Серафима, то ли горе художник смешал Господа с Серафимом- не понятно.

На Кресте сидит какое-то «тело» и машет мечем, что за «тело» и зачем оно сидит на Честном Кресте? Далее.. Короче говоря, икона вызывает одни вопросы.. Вот такие у нас соседи, учат нас уму-разуму, а мы и не против, мы ведь без западного мудрования жить не можем.

В заключение хотим привести еще несколько цитат из известных «Трех слов в защиту иконопочитания» Иоанна Дамаскина:

  • «Если же кто-либо осмелиться сделать изображение Божества – невещественнаго и безтелеснаго, и невидимаго, и не имеющаго формы и цвета, то мы отвергаем от себя, как ложное.»
  • «Ибо невозможно делать изображение Бога -–безтелеснаго и невидимаго, и невещественнаго, и не имеющаго ни внешняго вида, ни очертания, и непостижимаго. Ибо как будет изображено то, что не доступно зрению? Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне отчи, той исповеда  . И: никто не узрит лице мое, и жив будет, говорил Бог.»
  • «Видишь, что из за [избежания] идолослужения [Писанием] запрещается рисование изображений, и что невозможно, чтобы Бог – безтелесный и невидимый, и неописуемый был изображаем. Ибо образа Его, говорит [Писание], не видесте  ; как говорит и Павел, стоя в средине Ареопага: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати подобно быти божество, злату или сребру, или каменю художне начертану и смышлению человечу.»
  • «Ибо, если бы мы делали изображение невидимаго Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено безтелесное и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять: если бы мы делали изображения людей и их считали богами, и служили – как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, явися на земли во плоти и с человеки поживе  , и воспринял природу и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что как говорит божественный Апостол, видим ныне, якоже зерцалом в гадании  . Изображение же и есть зерцало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телеснаго.»

Источник: https://drev-obraz.ru/o-tom-chto-ne-dolzhno-izobrazhat-boga-ottsa/

Можно ли изображать Бога Отца?

Можно ли изображать Бога Отца?

В последнее время все чаще приходится слышать мнение о неправомочности этого изображения. Так как падший человек сам по себе не может разобраться в том или ином церковном вопросе, то по совету священного писания: «Все подвергайте испытанию; держитесь добра» посл. к Фессан гл.5 ст.21, мы и попытаемся разобраться в этом вопросе.

  • Для православного христианина, есть три божественных источника, которые являются непререкаемым авторитетом: это
  • 1)     Священное писание
  • 2)     Священное предание
  • 3)     Святоотеческое наследие
  • по порядку, сперва обратимся к священному писанию Нового Завета.

В Евангелии от Иоанна гл.1 ст.18 сказано «Никто никогда не видел Бога. Только Бог – единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, — Он открыл нам Его».

Сам Господь Иисус Христос свидетельствует «Всякий, кто услышал Отца и у него научился, приходит ко Мне. Это не значит, что кто- либо видел Отца. Лишь Тот, кто пришел от Бога, один Он  видел Отца.» Ев. от Иоанна гл.6 ст.45-46.

На просьбу апостола Филиппа показать Отца, Господь упрекает его: «Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: «Покажи нам Отца? Иоанн гл. 14. ст.8-9 т.е. если хочешь увидеть Отца, то посмотри на Меня. Поэтому те, кто хотят увидеть Отца,   пусть смотрят на икону Господа нашего Иисуса Христа.

 Апостол Павел в послании к (Колос 1.15.) говорит: «Христос есть образ невидимого Бога. В послании к (Тимофею 1.17.) говорит: «Царю вечности, бессмертному, невидимому, единственному Богу честь и слава во веки веков! Аминь.» (к Тим. 6.16.); «Он живет в неприступном свете — Его не видел никто из людей и увидеть не может. Ему честь и вечная сила. Аминь.»

И так Священное писание Нового Завета говорит о неописуемости Бога Отца.

Обратимся ко второму источнику, к Священному преданию Церкви.

«Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» (Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4) – говорят отцы этого Собора.

Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43 правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг.

В 43 главе деяний этого Собора, которая так и  называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне  четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству.

Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».

Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. отцами всегда отвергался, и изображать подобные образы они почитали за невежество. Более того, икона выполняет вероучительные функции, поэтому ложно понятый образ опасен, ибо несет в себе искаженную информацию и становится еретическим.

Отцы Большого Московского собора, давшие недвусмысленное предписание убрать из храмов и молелен не соответствующие православному учению образы.

Святейший Синод Греческой Православной Церкви в 1776 г. вынес следующее решение: «Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

На I-ом Вселенском Соборе в Никее в 325 г., еретик Арий говорил отцам Собора, что раз Он – Отец, значит Он старше Сына, поэтому в Сыне нет полноты божества. Св. Отцы Вселенского Собора отвечали ему, что это по человечеству отец старше сына, а по божеству Они Совечны.

  Напрашивается  не двусмысленный вывод, что икона Бога  Отца в виде старца проповедует Арианскую ересь, которая была проклята на I-ом Вселенском Соборе, искажает сердечное чувство, сообщает сердцу плод нашего воображения, исполняет человека католическим менталитетом.

К сожалению, даже в Законе Божием сказано, что Его, т.е. Отца видели в таком виде ветхозаветные пророки. Что ответить на это…?!  Остается только обратиться к богослужебным текстам, которые, по утверждению священномученика Илариона (Троицкого), являются источником незамутненного, чистейшего богословия кафолической Православной Церкви.

«Ветхий деньми, Иже закон древле в Синаи дав Моисею, днесь Младенец видится и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится, и старцу дается…» стихира на литии Сретения.

« Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет, Егоже под мраком первее Моисей виде, на горе Синайстей скрижали дающа Ему.

Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона творец…» стихира на литии Германово Сретения.

«Ветхий деньми, младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится Своего закона исполняя обещание…» Стихира на литии Сретения на и ныне.

А вот ирмос 5-ой песни канона на Сретение привожу в русском переводе, что бы было понятней.

«Когда Исаия увидел  в прообразе Бога, превознесенного на престоле, окруженного торжественно Ангелами славы, то воскликнул: О я, несчастный! Я предувидел грядущего воплотиться Бога, обладающего незаходимым светом и миром».

«В пророцех виден был еси, якоже мощно бяше Иисусе, Тебе видети древле, но ныне, Божий Слове, плотию всему миру явился еси волею от Девы Марии, Христе, твое спасение всем сущим от Адама явил еси, яко Человеколюбец.» Стиха на стиховне Сретения.

«Бога человеком невозможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Его же величающе, с небеснуми вои Тя ублажаем.» ирмос 9 песни канона

Думаю этих текстов вполне достаточно, чтобы увериться, что все видения божественные ветхозаветных пророков относились ко Второй ипостаси Всесвятой Троицы, т.е. к Господу нашему Иисусу Христу.

А имя «Саваоф» значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси) ибо сказано: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…»

Теперь обратимся к третьему источнику, к святым отцам Церкви св. Иоанн Дамаскин, учит, что Бог изображается по плоти только в лице Иисуса Христа, родившегося от Присно девы Марии. Только  в этом случае «неописуемое божество описуется по человечеству». Св.

Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого деньми» — пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит «достиг Ветхого деньми?»Это значит, что Сын достиг славы Отца».

Максим Грек отвергал эту икону, ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считал, что иконописцы этот образ от себя составили».

Св. Василий Великий учил. «Бог не имеет очертаний. Он прост. Не фантазируй на счет Его строения. Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего».

И так мы видим, что икона «Новозаветной Троицы» и в частности изображение Бога Отца в виде старца является еретической и не способствует спасению, а удаляет от него, потому что сказано, что еретики, Царствия Божьего не наследуют.

понамарь Димитри

Источник: http://rodnikovskiy.prihod.ru/2015/02/11/mozhno-li-izobrazhat-boga-ottca/

Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе

На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей.

Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»).

Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Читайте также:  Икона «нерушимая стена»: значение, в чем помогает, куда вешать

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду.

Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство.

Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти».

Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие.

Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос.

Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Источник: https://suharewa.ru/savaof-pochemu-ego-izobrazhenie-zapretili-na-sedmom-vselenskom-sobore/

Икона «Отечество»

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства Господа. Перед иконой молятся об искуплении всех, даже смертных, грехов.

Икона «Отечество» также известна как «Новозаветная Троица». На святыне изображен образ Господа в трех обличьях, символизирующий Его Триединство. Эта икона — основание всей христианской религии. К ней молятся о многом, но особую силу обретают молитвы о прощении грехов. Ведь все в руках Божьих, и лишь Он способен простить и понять прегрешения наши.

История иконы «Отечество»

Следует отметить, что данный святой образ имеет особый статус среди православных икон, так как заключает в себе человеческий облик Бога-Сына, Бога-Отца, а также Святого Духа в образе Голубя.

Такое изображение Святой Троицы не внесено в канон, поэтому и зарождает противоречия. Как известно, в XVII веке Большой Московский Собор принял решение о запрете изображения Господа на иконах.

Но, несмотря на это, лик Бога как в самостоятельной композиции, так и в составе других икон можно встретить практически в каждом православном храме России.

Пришел данный образ Бога-Отца из Византии. Там были обнаружены первые настенные росписи с человеческим обличьем Господа. Икона «Отечество» берет свое начало в XV веке и является одной из древнейших образов Всевышнего.

В наши дни икона широко распространена среди православного народа и имеет большую популярность.

Верующие приходят в храм, чтобы вознести свои молитвы перед иконой, изображающей Пресвятую Троицу в непривычном для православия обличьи.

Где находится икона

В настоящее время икона «Отечество» украшает практически каждый храм России. Наиболее известный и почитаемый образ находится в Суздальском районе, в селе Санино, в Свято-Никольском женском монастыре. Также не менее значимые по своей силе святыни хранятся в Нерехте, в церкви Николая Чудотворца, и в Тульской области, в городе Плавск — в Сергиевской Церкви.

Описание и значение иконы «Отечество»

Важно отметить, что данная икона заключает в себе глубокий смысл единения Отца и Сына. На святыне «Отечество» изображен Бог — Царь Небес, восседающий на престоле. Он снял с Себя длинное покрывало, расположенное на Его плечах, и опустил на колени.

Оно символизирует некую материю, которая отделяет земную, телесную жизнь от духовной. В Его левой руке — рукописный свиток в развернутом виде, указывающий на христианское учение. Пальцы другой руки сложены в ораторском жесте, отождествляя Слово Божие.

Смысл данного жеста заключается в истинном учении и просветлении, которое возможно обрести лишь через общение с Господом.

Иисус Христос, истинный Божий Сын, изображен сидящим на коленях у Отца, с точно таким же нимбом, как у Господа. Их соединенные посередине фигуры символизируют единство их разума и души. У Спасителя на коленях находится Голубь, олицетворяющий ангела. За ними — небесного цвета сфера, которая является воплощением двух миров: разума и духа, объединенных в одно нерушимое целое.

Икона «Отечество» — единственный образ, который наиболее глубоко передает связь между Отцом-Богом и Сыном-Богом, раскрывая их единение.

В чем помогает чудотворный образ

Перед иконой «Отечество» православные верующие молятся о прощении и отпущении грехов, просят о благословении. Часто христиане обращаются к божественному образу с просьбами наделить их силой, чтобы одолеть нечистые мысли, злые умыслы и дать отпор дьявольскому плену.

Икона является олицетворением Троицы и самого Господа, поэтому в молитвах перед святыней можно просить о самом личном, о том, что имеет огромное значение для вас или может полностью изменить жизнь.

Молитва Святой Троице перед иконой

«О, Великая Святая Троица! Воздаем молитвы к Тебе, Священная! Прости нам грехи наши, деяния злые и неблагочестивые! Все мы грешные и просим покаяния! Молим Тебя, Величественная Троица! Отпусти все грехи наши, подарив Свое благословение! Спасибо Тебе за благодеяния и щедрость Твою, за помощь и заступничество. Убереги нас от зла и напастей.

Направь на путь истинный и праведный. Озари светом Своим ярким и чистым. Не дай сойти с дороги безгрешности и благочестия. Будь рядом от начала и до конца жизней наших земных! Ибо все мы дети Твои и нуждаемся в защите Твоей. Да восславим Тебя, Святая Троица! Да почести Тебе воздавать мы никогда не перестанем! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

И во веки веков. Аминь».

Дни празднования

Так же, как и почитание всех икон с образом Троицы, празднование святыни «Отечество» приходится на пятидесятый день после Пасхи. Праздник имеет название «Пятидесятница» и является одним из 12 важных православных торжеств. 

Триединый образ Господа показывает людям нерушимую связь между Ним, Его Сыном и Святым Духом. Икона несет в себе поистине могущественную силу.

Однако перед тем, как просить Великую Троицу о чем-то своем, необходимо прочитать благодарственные молитвы, обращенные к Богу. Это делается для того, чтобы показать Создателю, что вы цените его помощь и любовь.

Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Каждый православный верующий стремится прожить свою жизнь в праведности, без грешных поступков. Но даже самые …

С помощью молитв каждый человек обращается к Господу со своими просьбами и бедами. Молитвы в …

Согласно православной традиции, следует благодарить Бога за каждый прожитый день утром и вечером, перед сном. …

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-otechestvo/

Изображение бога в христианстве

Для наших читателей: изображение бога в христианстве с подробным описанием из различных источников.

Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. И все же почти в каждом православном храме такое изображение есть.

Почему нельзя изображать Бога Отца

Такие поборники почитания икон как св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит утверждали, что икона Бога не может быть написана, так как мы Его не видим, в отличие от Бога Сына – Иисуса Христа, у Которого было две ипостаси – человеческая и божественная, и святых, которые были людьми. Как сказано у Иоанна (1:18), «Бога не видел никто и никогда».

Святые отцы отвергали иконы Господа, так как это антропоморфный, то есть созданный по образу и подобию человека, образ Бога Отца. Богословы определяют Бога Отца как первую, начальную и причинную ипостась Святой Троицы.

Учение о триединстве Пресвятой Троицы

Триединство Пресвятой Троицы является основным христианским догматом.

Она едина в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух (изображается в виде Голубя), которые в одно и то же время и не слитны между собой, и являются нераздельными проявлениями одной из сущностей Господа. Это так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева.

На знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица» явлено символическое воплощение Троицы в соответствии с каноном. Однако икона «Отечество», которую нередко именуют «Новозаветной Троицей», изображает Ее совершенно иначе, хотя три обличья Господа и должны символизировать Триединство Его.

Здесь Бог Отец предстает в виде величественного старца с седой бородой, восседающего на престоле; Бог Сын – в виде Христа Эммануила (Эммануил – обозначение Иисуса-отрока), а на груди Его, в сфере – Голубь, символизирующий Бога Святого Духа.

Икона «Отечество» очень древнего происхождения: первое из дошедших до нас датируется началом 11 века

Она была широко распространена и, несмотря на негативное отношение церкви, ее можно увидеть в иконостасе многих храмов. Как правило, ее помещают на иконостасе в верхний праотеческий чин, чтобы она как бы осеняла собой все пространство храма.

Крайне редко встречается икона «Бог Отец Саваоф». С формальной точки зрения это как бы изображение Новозаветной Троицы, так как в медальонах на груди Господа изображены и две другие ипостаси Троицы (Бог Сын и Бог Святой Дух), но основное внимание приковано к Лику Бога Отца.

Почему икона Бога нужна верующим?

Иисус учил: «Будьте как дети». Если спросить любого ребенка, как он представляет себе Бога Отца, то он наверняка скажет, что это добрый (или строгий, но справедливый) дедушка с большой белой бородой, который сидит на облаках. Если ребенок уже знаком с основами православия, он может добавить, что там сидит еще Иисус Христос и летает голубь Святой Дух (примерно, как на иконе «Сопрестолие»).

Это, конечно, очень примитивное и наивное представление, но простому человеку важно иметь перед собой зримый образ своего Небесного Отца, Который прозревает все наши мирские дела и способен защитить нас.

Но и мы чувствуем свою ответственность перед Ним: создавая человека, Он наделил его свободой воли, поэтому только от нас зависит, выберем мы праведный путь или греховный.

А богословские тонкости большинству верующих недоступны.

  • (

Источник: https://molitva-bogu.ru/izobrazhenie-boga-v-hristianstve/

Изображение бога отца на иконах — Вопросы об изображении на иконах Бога Отца — 2 ответа



В разделе Религия, Вера на вопрос Вопросы об изображении на иконах Бога Отца заданный автором Выдуманный Друг лучший ответ это На иконе «Святая Троица» Бога Отца изображают в виде Ветхого днями, Сына — в виде воплотившегося Христа, а Духа Святого в виде голубя.

Понятно, что как Отец не является человеком, так и Дух Святой не является голубем. Почему же они так изображаются? Потому, что Священное Писание доносит до нас, что Богу было угодно явить Себя именно в этих символических (аллегорических) образах. Образ Бога Отца в виде Ветхого днями был показан пророку Даниилу:Дан.

7:»9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги….

13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему».Образ Бога Духа Святого в виде голубя был показан святому Иоанну Предтече во время крещения Иисуса Христа:Мф.

3,16: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, —и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него».Итак, православно понимать эти образы только как аллегории или символы Бога Отца и Бога Духа Святого, но ни в коем случае в буквальном смысле. Понимание в буквальном смысле (т. е.

что Бог Отец = Дедушка, а Дух = Голубь) есть богохульная ересь. Кроме изображения Христа Иисуса Бога нельзя никак иначе изобразить, как только в виде Им показанных символов или аллегорий. ИцхакМыслитель(6532)

Вы наверное последний абзац забыли прочесть?Доношу до ВАС лично:Итак, православно понимать эти образы только как аллегории или символы Бога Отца и Бога Духа Святого, но ни в коем случае в буквальном смысле.

Понимание в буквальном смысле (т.е. что Бог Отец = Дедушка, а Дух = Голубь) есть богохульная ересь. Кроме изображения Христа Иисуса Бога нельзя никак иначе изобразить, как только в виде Им показанных символов или аллегорий.

Ответ от Dato yanwi[новичек]наидите в инете изображение в катакомбах там много икон 1-3 вв.Ответ от Игорь Иосифович Суховский[гуру]Библия это называет мерзостью.

Читайте также:  Молитвы иоасафу белгородскому: самые сильные

Ответ от Ѕристианка[гуру]Нет, христиане с первых веков не молились ни перед какими иконами.

Споры об иконах были аж до 10 века. И то были навязаны еле-еле силой меча и гос. власти.

Ответ от MM[гуру]Это все уже человеческие выдумки. . иконы, свечи… языческие корни.. . в библии про иконы ни слова нет. Богу надо молиться, а не иконам..Ответ от Wolf God[гуру]Святая троица — это 3 критерия духовного роста. Разум, сердце, и любовь.

Бог — это жизненная энергия любви и света из чего состоит все сущее. Все люди, то есть души по образу и подобию из света и любви, просто частички свободной воли, боги, творцы расширяющие вселенную. Бог — един и многопроявлен во всем. Что бы ни изображали на иконах, это часть бога. На самом деле все состоит из света, просто так видит наш глаз.

Ответ от Андрей Аслябя[новичек]Даже философы не смогли описать Бога Отца!! ! Любые изображения Бога Отца не допустимы.

Причина? : Бог понятие Простое (ударение на «О») Он не постижим в «земных» услових, Попробуйте объяснить слепому от рождения человеку, что такое зеленый цвет, он поймет вас как угодно но обязательно не правильно, это такой же пример простого филосовского понятия.

Ответ от Валькирия[гуру]кто Вам сказал такое? С каких таких первых веков и каким таким иконам молились первые христиане?

Прочтите Новый завет и Деяния Апостолов. тогда не будет подобных вопросов. Бога никто и никогда не видел. В Ветхом завете Бог спрашивает людей-что же вы срубаете деревья хорошие и дома себе строите а из остатков Мне изображения делаете?

Ответ от АЦЦКАЯ СОТОНА[активный]Они просто не знают, как выглядит эта выдумка. Я полагаю, евреи нарисовали бы его бегемотом с крыльями и тремя ушами.Православная иконография Троицы на ВикипедииПосмотрите статью на википедии про Православная иконография Троицы

Источник: https://2oa.ru/izobrazhenie-boga-ottsa-na-ikonakh/

В чем поможет молитва перед иконой бога отца — философия

Ни один образ в православной церкви не окутан таким количеством противоречий, как христианская икона Бога Отца. Среди богословов существуют как сторонники изображения, так и противники. Вопрос о ней неоднократно выносился на обсуждение, одно из таких обсуждений происходило на Седьмом Вселенском Соборе.

Одним из аргументов “против” было мнение, что невозможно человеку изобразить того, кого он никогда не видел. Тогда святым отцам не удалось прийти к общему мнению по поводу этого образа. В России на Стоглавом Соборе (1551 г.) также поднимался вопрос о невозможности образа Бога Отца в православной иконографии.

Решением Собора икона Бога Отца была запрещена, и единственным каноническим изображением, на котором он мог присутствовать символически, была признана икона Святой Троицы, на которой одинаковые ангелы означают совершенное равенство Лиц Святой Троицы. В более поздние годы этот вопрос иконографии неоднократно выносился на обсуждение. Его то запрещали совсем, то снова разрешали. В настоящее время вопрос об такой иконе все еще является спорным.

Древние иконы Бога Отца

Несмотря на непрекращающиеся вокруг этого образа споры, икона Бога Отца является достаточно древним изображением. Самое раннее обнаруженное изображение относится к ХІ веку и хранится в Ватиканской библиотеке. Кроме того, если зайти в русские православные храмы и поднять глаза вверх, то на центральном нефе над алтарем часто можно увидеть именно изображение Бога Отца.

На таких иконах он всегда изображается в виде благообразного седого старца, восседающего на престоле и благословляющего молящихся. Одной из древних чудотворных икон является икона Отечество.

Эта по сути изображение Святой Троицы: Бог Отец сидит на престоле, на коленях у него Бог Сын в образе Младенца Христа, над головой Которого в образе голубя парит Бог Дух Святой. Еще одна известная русская православная икона – знаменитое изображение ветхозаветной Святой Троицы.

Уточнение необходимо для того, что существует еще икона новозаветной Святой Троицы, на которой Бог Отец сидит на престоле, Бог Сын в образе уже взрослого Христа – по правую руку (одесную) от Него, и Бог Дух Святой в виде голубя венчает образ.

Разнообразие святых икон Бога Отца

Как мы видим, несмотря на существовавший некогда запрет на православную икону Бога Отца и на то, что этот образ даже уничтожали, сохранилось множество старинных экземпляров этой иконы.

Сегодня подобный запрет не существует, и икона свободно продается в храмах, православных интернет-магазинах, экспонируется на выставках и в арт-галереях.

На просторах Интернета можно найти множество схем для вышивки православных икон в разных техниках – бисером, крестиком, гладью.

Источник: https://filosofia.ru/v-chem-pomozhet-molitva-pered-ikonoj-boga-otca/

Читать

ЗАКОН БОЖИЙ

Предисловие ко 2-му изданию

Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.

Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность.

Кроме того, никто не знает, что будет завтра, — будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника.

Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.

В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни.

У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы.

Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, — дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, — школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.

Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.

Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.

В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.

Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?..

сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25).

И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).

Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.

Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).

А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).

С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными.

Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии.

Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.

Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.

Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, — значит были не наши дни. Какие были дни творения — неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр.

3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.

  • Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:
  • – Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!
  • – А например?
  • – Например, хотя бы история исхода евреев из Египта — Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…»

Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.

В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.

В книге «Исход», в которой находится историческое описание перехода Израильтян через Чермное море, в главе 14-й этой книги сказано следующее: —

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=117761&p=8

Ссылка на основную публикацию