Икона «сошествие христа во ад»: значение

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения.

На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Каждое православное иконописное изображение основано на том или ином литургическом воспоминании. Не существует икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы с тем или иным днем церковного календаря. Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи.

Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19).

Но гораздо подробнее тема сошествия Христа во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.

Есть иконография, где Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа — связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах.

В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы».

Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия».

Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: «Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”.

И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”».

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение
Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Обратим внимание на одну фразу из «Евангелия от Никодима» — слова ада, сказанные сатане: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца».

В иконографии «Сошествие во ад» Христос часто изображен простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада; иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей — в белых одеждах, с нимбами и без.

Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?

Этот вопрос не раз был отражен в иконографии Воскресения. На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом.

В середине композиции — Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой — руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева — с усилием поднимающейся из глубин ада.

По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку — ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности.

Относится ли к ним проповедь Христа? Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники? Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Догмат о сошествии Христа во ад — часть православного учения о спасении. Однако его решение этого вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей.

Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна; если же проповедь была адресована всем находившимся в аду, его значимость существенно увеличивается.

Кажется, мы имеем достаточно оснований утверждать, вслед за греческим православным богословом И.

Кармирисом, что, «по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных». Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

«…Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней».

Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних» сил»1.

Богочеловек, сойдя не только на землю, но «и под землю», открыл истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было «исполнено Божества» 2 чтобы Он стал Господом и мертвых и живых (см. Рим. 14, 9).3

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как казалось Фоме Аквинскому.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников.

А есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада, сломал замки и сокрушил вереи. В богослужебных текстах многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свобождша».

Но поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, по крайней мере, в аду остались те, кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и демоны.

Если мы встанем на точку зрения тех церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда спасительное дело Христа сводится лишь к восстановлению справедливости.

В таком случае речь уже не идет ни о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнах, ни о милости Божией.

Православие допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению Православной Церкви все умершие — верующие или неверующие — предстают перед Богом.

Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.

Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное.

Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих.

Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения.

1 Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры, 3, 29. Назад

2 Дамаскин Иоанн . Толкование на Послание к Ефесянам, 4, 6 ( PG 95, 841). Назад

3 Василиадис Н. Таинство смерти. С. 179-180. Назад

  • Нескучный сад №4 2009
    Нескучный сад — архив по номерам
  • Словарь Правмира — Диавол, демоны
  • Словарь Правмира — Ад

Источник: https://www.pravmir.ru/shturm-ada-vsex-li-vyvel-iz-ada-xristos/

Икона «Сошествие Христа во ад» — изображение Воскресения Христа

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения.

На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы . Однако этот образ не традиционен для Православия.

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна.

Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Читайте также:  Икона «успение пресвятой богородицы»: в чем помогает, значение

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа.

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой. Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии.

Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации.

Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля. Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку.

Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами.

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитвословия

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего.

Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя.

Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе.

И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху.

И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

  • Тропарь Воскресению Христову, глас 5
  • смертию смерть поправ, /
  • и сущим во гробех живот даровав.

Духовный смысл праздника

Помимо того, что учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии, осмысливаемое как последняя ступень кенозиса (умаления), которое совершил ради нас Господь, оно имеет также несомненное вневременное, универсальное значение. Плоды данного события распространяются не только на тех, кто на момент сошествия Христа во ад находился там, но и на последующие поколения людей.

Достаточно часто в песнопениях Октоиха встречается отождествление всей Церкви или, еще шире, всего человечества с теми, на кого в свое время распространилось спасительное дело Христа в момент Его сошествия во ад.

В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: “Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея“ (воскресный кондак 3 гласа).

Источник: https://iconopisanie.ru/ikony/soshestvie-hrista-vo-ad

Иконы в разделе Антиквариат и Искусство

Загрузка …

Все с рубля!

 ПередвигаемсяАвиацияАвто, Мото, ЗапчастиПлавсредства ОстальноеДля бизнесаИнтернетНедвижимостьУслугиТовары для взрослыхРазноеИли так:

Рекомендуемые
Новые за день 
Новые за 3 дня 
Активные торги 

Завершающиеся

С рубля, $ или €

Благотворительные

Избранные
Икона «Сошествие Христа во ад»: значение Есть сайт на тему Иконы? — зарабатывайте вместе с нами!.

 6000 рИкона Скорбящая Бца 19 век без реставрации 35х30,7см. 200000 рИКОНА ИИСУС ХРИСТОС. СЕРЕБРО 84 ПР. ЭМАЛЕВЫЙ ВЕНЕЦ. МОСКВА 1890 — 1910 ГОД ОРИГИНАЛ. РЕДКОСТЬ!Икона «Сошествие Христа во ад»: значение 450000 рСПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ ОПЛЕЧНЫЙ 53 Х 45 СМ 1 рКрест Распятие Растительный орнамент. Эмали18 в 59000 рПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! НА ЗОЛОТЕ! ШИКАРНАЯ МОСКВА! 19 ВЕК БЕЗ РЕСТАВРАЦИЙ! 31*27 СМ!Икона «Сошествие Христа во ад»: значение 500 р5 старинных крестиков,все до 1917-одним лотом.Икона «Сошествие Христа во ад»: значение 500000 рСТАРИННАЯ ИКОНА:СВЯТОЙ ПЕТР И СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА(ШЕДЕВР!)СЕРЕБРО И ЭМАЛИ!!!!!!!!!!!!!!!(ВСЯ В ПРОБАХ!) 45000 рИкона Преображение Господне 19 век 31,3х26,6см.золото оригинал.Икона «Сошествие Христа во ад»: значение 85000 р100% ПОДЛИННИК !!! Редкость !!! Византийский энколпион 12 век Большой !!! Тяжелый !!! 2999 рИкона «Господь Вседержитель». Начало XX века. Дерево. Латунь. 165000 рАНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ 29,8 Х 15,5 СМ 5500 р84 Крест Капелана 19 век 18000 рИкона Господь Вседержитель серебро 84 пробы 19 век 13,6х11,5см.сохран оригинал. 400 рКрест нательный маленький листик серебро 84 23х14 мм до 1917 винтаж коллекция 38000 рИКОНА НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ БОЖИЙ ПО ЗОЛОТУ 3000 рИКОНКА ПЛАШКА СНЯТИЕ С КРЕСТА СЕРЕБРО (3) 57000 рЛампада церковная, серебро «84» пробы. Российская Империя 746 рКрест нательный КИЕВСКАЯ РУСЬ ,эмаль,НЕОПИСАННЫЙ в КАТАЛОГАХ !!!!!! RRRRRRRRRRRR 24999 рИкона Успение Пресвятой Богородицы. XX век. Дерево. Темпера. Левкас. Ковчег. Сусальное золото. 5000 рБольшая Старинная икона. Эмаль. Пластика. Литьё. До 1917. Царизм. Антиквариат. 105 рДревняя иконка 15 век. Пр.Богородица Из коллекции. С Рубля 70000 рикона ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ 5000 рИконка «Троица ветхозаветная» 18-19 век три эмали 1 рКрест Распятие пластика икона с предстоящими, херувимами.С растительным орнаментом. 18 в 185000 рантикварный мощевик ПЛАТ ( Покров) или РИЗА БОГОРОДИЦЫ с ДОКУМЕНТОМ 1835 г. 4000 рКрест нательный серебро 84 царская Россия. 250 рАмулет Оберег Подвеска 4500 рЦЕРКОВНОЕ ШИТЬЕ. СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ. ПТИЦА СИРИН (?) 240000 рСТАРИННАЯ ХРАМОВАЯ ИКОНА СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ 99 СМ НА 90 СМ) ОРИГИНАЛ! 19 ВЕК! 1990 рИкона складень ДЕИСУС Богоматерь Иисус Иоанн Креститель 19 век эмали Праздники нательная 110000 рИкона Пресвятой Богородицы «Восточная» 19 век 50000 рЭнколпион древнерусский Распятие/Купятицкая Богоматерь с серебряным оглавием! 7 рКрест Распятие пластика икона с предстоящими, херувимами.С молитвой. Высокий рельеф 18 в 390 рНавершие энколпиона, оголовки. Подвижноенавершие. для реставратора. Лом пластики. 12000 рСТАРИННАЯ ПРИВЕСКА — ПОДВЕСКА — КРЕСТ — КРЕСТИК — РЕДКАЯ ! КАСИМОВ ! Финно — угры . 8 — 10 Век ! RRR 1980000 рИкона Казанская Богородица серебро 84 , позолота. Горный хрусталь, аметисты, 1837 год 120000 рИкона Божья матерь Богородица Не рыдай мене Мати XIX век оклад левкасный, венец латунь 50000 рВселенские учителя: Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. 19 век.Без реставрации. 75000 рИменник: Святой Семеонъ Богоприимец. Серебро 1864 год. 250000 рИкона Воскресение Христово. Невьянск 18век. 37000 рИкона «Покров Пресвятой Богородицы»на золоте без вмешательст 2 рПластика икона. Иоанн Креститель. 18 в 15000 рНАТЕЛЬНАЯ ИКОНКА/ЗОСИМА И САВВАТИЙ/ИКОНКА 590000 рИкона: ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ 1200000 рСтаринная антикварная икона Спас Великий Архиерей Царская Россия 18 век Царь Царей 28000 рикона РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО цена снижена 25000 рИКОНА ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОРОДИЦА РАСЧИСТКА АНАЛОЙ 7500 рПресвятая Богородица бронза эмали большая 19 век ОРИГИНАЛ!!! 250000 рИКОНА ПРАЗДНИКИ 19 ВЕК СУСАЛКА 36 НА 32 СМ МСТЁРА ЭКСПЕРТИЗА ОТ ГРАБАРЯ

Источник: https://meshok.net/?good=839&search=%D0%A1%D0%BE%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5+%D0%B2+%D0%B0%D0%B4

«Сошествие Христа во ад»

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

«Сошествием во ад» обычно называют иконы такой иконографии, потому что именно изображение сходящего во ад Христа мы на них и видим. Но ее название, написанное красной краской в верхней ее части — другое: «Воскресение Христово». Почему?

Существует широко известная западная иконография, где Христос изображается встающим из гроба. Он держит в руке светлое знамя с изображением креста — знак Его победы над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники.

Такое изображение кажется более понятным, более доступным для восприятия — но это иллюзия. Ведь Воскресение происходит в тайне, это отнюдь не эффектное, почти театральное событие.

Икона Воскресения, как и любая другая, показывает не внешнюю сторону события, а его смысл, содержание: тайное как явное, невидимое как видимое. Поэтому на иконе Христос не встает из гроба. Он, наоборот, движется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и развевающемуся плащу).

Ад здесь — не сковородки, не пламя и не лед, как в «Божественной комедии» Данте, но абсолютная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) буквально означает «невидимое место», или «место, где ничего не видно».

Но, тем не менее, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?

Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Теперь все запоры сломаны входящим в ад Христом. (Отметьте для себя: письменный источник изображения — не Евангелие, где (иллюстрация) такого сюжета нет, а почитаемый в церкви более поздний текст — «Евангелие Никодима»).

Христос изображен в сиянии небесной славы. Оно столь велико, что от адской тьмы ничего не остается. Вокруг головы Христа — сияющий золотой нимб, символ святости, полноты небесного света.

Золото наложено здесь на икону в виде очень тонких листочков (оно называется «сусальным»). Одежда Христа покрыта блестящими полосками — это тоже золото (только «твореное», т. е.

растворенное в связующем веществе, жидкое как обычная краска).

Адская тьма побеждена этим светом. Люди, находившиеся в ней после смерти, видят Христа и устремляются к Нему. Значит, содержание образа Воскресения раскрыто не столько через описание того, как оно происходило, но больше через явление его смысла – победы Воскресшего Спасителя над смертью.

Однако здесь можно увидеть и удивительные по конкретности детали. Например, Христос берет за руку человека, стоящего справа, чтобы вывести его из ада. Этот человек — первый из сотворенных Богом людей, Адам. Взгляните: вроде бы несущественно, как именно соединяются их руки. Но это не так.

Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье — очень крепко, со властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние «страха Божия»).

Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди («дети Адама и Евы») умирают и оказываются во тьме…

Здесь мы сталкиваемся с необходимостью дополнить общее представление об иконе. Известно, что икона, в отличие от картины, условна, символична, таинственна.

И когда раньше исследователи находили в ней какие-то живые детали, их было принято относить к элементам реализма, которые, как думали, противостоят условности иконы, разрушают ее образный строй.

Но особенность иконописи в том, что в ней условное и конкретное в нормальном случае не конфликтуют, а лишь усиливают впечатление необычности образа.

Посмотрим, как это происходит. Расположение фигур на переднем плане идеально уравновешенное, симметричное: в центре Христос, слева от Него Адам, справа — Ева.

Она тоже протягивает к Христу руки в жесте смиренной просьбы, закрывая их краем своей одежды (такой прием в иконописи называется «покровенные руки», это знак благоговения).

Она чем-то похожа на Богородицу, правда? Сходство не случайно. Богородица часто называется в богослужебных текстах «новой Евой».

Адам в темно-зеленой одежде, Ева — в ярко-красной. А справа от них — человек, в одежде которого сочетаются оба эти цвета: на голове у него красная шапка с зеленой оторочкой, на плечах зеленое одеяние, похожее на звериную шкуру. Кто это?

— Наверное, их сын?

Да, правильно. Его зовут Авель, он пастух, поэтому у него в руке загнутый пастушеский посох. Авель смотрит на стоящего рядом с ним человека с высоким куполообразным лбом, который в руке держит что-то вроде книги. Но у книги почти всегда бывает красный обрез, а здесь его не видно. Что же это?

— Скрижаль?

Конечно. Каменная скрижаль, т. е. плита с написанными на ней Десятью заповедями Закона. Значит, это пророк Моисей.

А старец в короне и стоящий рядом с ним юноша, тоже в короне?

— Давид и его сын Соломон.

Верно! Здесь много знаменитых святых Ветхого Завета. Но обратите внимание — все они с нимбами, хотя и находятся еще в аду, во тьме.

Значит, пришествие Христа не просто возвращает их к жизни, но более того: приобщает их к божественному свету.

Нимбы есть даже у Адама и Евы! Иконописец этим приемом показывает, что они, первые грешники, не просто прощены, но возведены Христом выше, чем были в райском состоянии, до грехопадения.

И поэтому вся икона написана в чрезвычайно ярких, праздничных тонах, насыщена светом.

Однако лик Христа наделяется не столько триумфальными, сколько трагическими чертами. Его взгляд полон внимания и сострадания к Адаму, за которым Он и сошел во ад.

В других иконах сходной иконографии, даже с таким же расположением фигур, поза Христа может быть вертикальной, более торжественной.

Или значительно более динамичной: Он стремительно спускается в ад или, наоборот, так же стремительно выводит из ада вверх находящихся в нем людей.

Слева, за фигурой Адама — человек с аскетическим строгим ликом, запавшими щеками и всклокоченными волосами. Он поднимает руку, невероятно тонкую (тоже знак аскезы, «утончения плоти»), и обращает ее к Христу. Но пальцы руки обращены на него самого: значит, он принимает от Христа благодать. Это Иоанн Креститель (по-славянски — «Предтеча», т. е.

предшественник). Вы вспомнили, конечно, картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Расположение фигур Иоанна и Христа на нашей иконе и на этой картине совпадает. Но в иконе Христос на переднем плане, Иоанн Креститель — сбоку, даже сзади. А в картине Иванова — наоборот.

Причина в том, что на картине «явление» Христа только ожидается, а в иконе оно уже произошло…

Икона «Воскресение — Сошествие во ад», на которую мы смотрели все это время, дает ощущение радости, света, духовного торжества. Но нельзя не отметить, что изображенная на ней победа Христа над смертью и адом, вместе с тем, исполнена гармонии и внутренней тишины. Нельзя не обратить внимания и на удивительно кроткие, глубокие, внутренне углубленные лики святых.

Все изображенные на иконе люди — не статисты, реагирующие на явление божественного света лишь внешне. Наоборот, они погружены в него всем существом, постигают его как откровение, сами становятся его носителями и поэтому преображаются.

Икона написана в 1540-е годы в новгородских землях. Новгород более чем за полвека до этого утратил былую силу и славу, будучи насильственно присоединен к Москве Иваном III. Однако, судя по цельности и глубине образного строя иконы, иконописные традиции обоих городов в ней органично соединились.

Новгородские мастера следовали здесь московским, но не современным им, а более ранним: Андрею Рублеву и Дионисию. «Иконников», которых можно было бы сравнить с этими великими художниками, на Руси тогда уже не было.

Но духовный идеал времени Рублева и Дионисия – «золотого века русской иконы», – как видим, распространился далеко за московские пределы и остался актуальным даже через много лет после их кончины.

См.: Александр Копировский. Введение во храм. Очерки по церковному искусству. – М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. С. 193 – 198.

(193)

Источник: http://ikoni.cerkov.ru/soshestvie-xrista-vo-ad/

Икона “Сошествие во ад” как традиционное изображение Воскресения Христа

Севостьянова Юлия

10 класс, Аничков лицей

Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах.

Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей.

В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы).

Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39—42; 16,4; Лк. 11:29—32 ).

В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес.

Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа).

Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”.

С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева.

С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.

Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

Главные черты первых русских икон “Воскресения Христова”, имевших основным изображением Христа, сошедшего во Ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Примером могут служить псковские иконы “Сошествия во ад”. Для них характерна симметричная схема расположения коленопреклоненных фигур Адама и Евы относительно Спасителя, которых он, держа за руки, выводит из “смертной сени”. Такая схема достаточно редка для византийской и древнерусской иконографии.

Еще одной особенностью псковской иконографии является то, что Адам, Ева, все ветхозаветные цари и пророки изображены на них с нимбами. Среди византийских икон такие изображения встречаются, но редко.

Знак святости – нимб свидетельствует об уже совершившемся искуплении греха первых людей, их воскрешении, но их коленопреклоненные позы отчетливо напоминают композиции “Страшного суда”, где прародители стоят в том же положении перед “Престолом Уготованным”.

Традиционная форма изображения Воскресения Христа как “Сошествия во ад” всегда сохранялась в древнерусском искусстве, но с XVII века на русских иконах получило распространение изображение шествия праведников в рай. В это время Евангелие Никодима было включено в состав сборника “Страсти Христовы”.

В XVII веке была введена специальная вечерняя великопостная служба Страстям Христовым (Пассии). Под влиянием западной традиции, Воскресение Христово стали рисовать как выход Христа из гроба. Но этот новый способ изображения не удовлетворял русских иконописцев и они соединили его с привычным им образом “Сошествия во ад”.

Такую композицию можно видеть на примере иконы “Воскресение. Сошествие во ад” из церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) В верхней части иконы, в центре, из гроба поднимается Иисус Христос. Перед гробом – отваленный камень. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос спускается в ад, попирая его врата, и выводит из гроба Адама.

Вслед за Адамом из адской бездны поднимается толпа праведников, идущих в рай. Иконописец, кроме этих двух сюжетов, изображал и события из жизни Иисуса Христа: в левом верхнем углу – Распятие, а вверху в центре – Вознесение Христово.

Такие иконы получались очень подробными, и за мелкими подробностями утрачивали глубину образа, которая была присуща ранним спискам Воскресения Христа.

Икона “Сошествие во ад” с первохристианских времен сохраняет основное значение как изображение праздника Воскресения Христова, и в русских иконостасах она помещается в праздничном ряду. Если же храм освящен в память Воскресения Христа, икона помещается второй справа от Царских врат.

Литература: Барская Н. А. 1993. Сюжеты и образны древнерусской живописи. Москва: Просвещение. Григорий (Круг). 1998. Сошествие во ад //Православная икона. Канон и стиль. Москва. Шиллина Н. Н. 1999. Псковские иконы “Сошествие во ад” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Чугреева Н. Н. 1998. “Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли” //Православная икона. Канон и стиль. Москва.

Источник: https://azbyka.ru/ikona-soshestvie-vo-ad-kak-tradicionnoe-izobrazhenie-voskreseniya-xrista

Сошествие Христа во ад — описание иконы

Дионисий. Сошествие во ад, 1503. Государственный Русский музей.

     Иконой Великой Субботы является икона «Сошествие во ад», которая очень долго на православном востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Ведь «сам момент Воскресения как таковой не может быть изображен, ибо он нигде не описан в Евангелиях. Это возможно только к эпизодам, о которых мы имеем сообщения: апостол Петр у гроба, явления Воскресшего Марии Магдалине, апостолам, Фоме, на берегу Тивериадского озера и Мироносицам. Но удивительно, что первая икона Пасхи – икона Великой Субботы, которая открывает глубокий духовный смысл праздника» /1/. Икона «Сошествие во ад» наполнена символами и это не случайно. «Как прочесть духовное содержание Воскресения, Тайны тайн, если не через символ? В православии он является не просто воспроизведением этой реальности, символ – сам по себе есть её проявление. Следовательно, полное прочтение этой иконы может произойти только через символизм, исполненный великой силы, через открытие разума и сердца для неисчерпаемого сокровенного смысла» /2/.

      Достаточно полное описание иконы «Сошествие во ад» и духовный смысл её символики приводит Мишель Кено в своей книге «Воскресение и икона»: «В момент Его смерти «земля потряслась; и камни расселись» (Мф 27.51).

Разве это не знак богоявления, в некотором роде – преображение наоборот, которое совершается в этот раз – не на горе Фавор, но в середине земли и мира, освобождённых от всякого географического значения? Господь жизни, сопричастный живым в течение Своей земной жизни, блистая светом, являет ту же сопричастность по отношению к мёртвым Своим проникновением к самым последним пределам подземного мира, где царствует мрак. Как и в иконах Преображения, Вознесения и Успения, сверкающая мандорла обозначает Его тело славы, Его одухотворённость. Зачастую мандорла создаётся игрой концентрических кругов, число которых – часто три, их цвет – голубой, иногда зелёный, усиливается от первого внешнего круга, до срединного – очень тёмного. Это – как бы иллюстрация апофатического описания Бога как «блистающего мрака». В этом случае лучи света исходят от Христа, облачённого в золочёную или ослепительно белую одежду. Одеяние, украшенное золотыми штрихами, струится светом, оно – атрибут Божества, как, впрочем, и белая одежда. Подобно тому, как блеск молнии разрывает трепещущую ночь, так Христос «струится» в динамизме, выражающем одновременно вездесущие и могущество. Когда он «восставляет» (от греческого слова άνάστασις – «восстание, воскресение») Адама, энергично беря его за руку, то Он воскрешает именно человечество… Внимательный наблюдатель заметит, что часто рукав у Адама более светлого цвета, чем остальная одежда, это – доказательство преображения, или обожения в действии, которое совершено Самим Христом, исполненным Духа.       

Это движение поднятия первого человека, его души, одушевляющее тело, сосредотачивает на себе одном содержание искупления. Воплощение, как и «сошествие во ад», не имеет другой цели, и событие является не физическим, но всецело духовным.

Просторная одежда Христа, край которой часто взвивается вверх, явно показывает нисходящее движение, столь прекрасно отражённое в пасхальном богослужении. Действительно, оно не говорит, что врата ада просто открылись, но что они сокрушились, так же, как и затворы.

Отныне их невозможно закрыть вновь! Освобождение – событие не уникальное, не ограниченное во времени, но – решающее, это – потрясающая победа, о которой свидетельствуют стопы Христа, попирающие врата ада. Свиток в Его правой руке символизирует проповедь «духам во аде» (1 Пет 3.

19), и замещение свитка крестом, под западным влиянием, подчёркивает знак победы, средство, которым победил Христос и сокрушил «врата медные».  Сошествие во ад. Новгород. Середина-вторая половина XV века

       Немного позади от Адама, с венцами на голове, стоят два предка Спасителя: Соломон – без бороды, и с бородой – его отец, Давид, основатель Иерусалима, который поёт в псалмах «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, услыши глас мой!» (Пс 129). Рядом с ними – святой Иоанн Предтеча показывает рукой на Освободителя, о котором он благовествовал миру горе и долу. Как не уделить значительное место тому, кто был обезглавлен, чтобы «благовестити пришествие Спасово даже до Ада» (Канон на Усекновение главы Иоанна Предтечи. Песнь 7). Порядок действующих лиц варьируется. Часто персонажи Ветхого Завета стоят справа от Христа, Его современники и последователи – слева, за Евой, которая поднимает свои руки, скрытые под полой одежды в смиренном жесте восприятия вечной жизни. Этот жест восходит к обычаю византийского двора, который требовал, чтобы при встрече с высшими люди прятали свои руки в знак подчинения. Первая женщина, сотворённая чистой, освобождена Тем, Кто без греха, Кто рождён новой Евой – Девой, Матерью Божией. 

       Присутствие пророков кажется само собой разумеющимся. Разве они не ожидали Воскресения и не благовествовали первыми о нём? А что сказать об Авеле, первой жертве беззакония? Моисей, с фригийским колпаком на голове, как и другие пророки, присутствует для того, чтобы представить Первый Завет и свидетеля Первой Пасхи.

Цари, пророки и праведники, стоящие на заднем плане, как бы образуют свиту Воскресшего, Которого они носили в своём сердце, к Которому они взывали всем своем существом.

Асимметрия этой сцены выражает бурный поток жизни, и то, что позади Евы часто появляется апостол Павел, подчёркивает, что событие касается всех времен и всех мест, всего мира в его совокупности.   

        Побеждённая смерть, иногда изображаемая как черный силуэт, по сторонам от которого – вечные служители, лежит в бездне; под створками её руки и ноги связаны одной верёвкой, заканчивающейся петлёй на шее. Смерть предана смерти! Сатана, отец лжи, соблазнитель первого человека, иногда изображается с двумя лицами, что является впечатляющим знаком отсутствия в нём единства, его распадения, ибо цельность – удел святых. Последний элемент, скалы, символизируют то, что весь мир отражает свет, поднимающийся из глубин земли. Видимый и невидимый мир участвует в Воскресении Христа, Которого надо лишь принять и за Которым надо лишь последовать, чтобы спастись» /3/.Сошествие во Ад. Фреска церкви святого Георгия в Курбиново. Сербия. 1191 г.

    Очень важно, чтобы икона праздника была каноничной, т.е. соответствовала церковному преданию.

«Необходимо также, чтобы икона давала видение, гармонирующее с «керигмой» (проповедью спасения), которая наделяет её могущественным визуальным резонансом, и чтобы тот, кто почитает её, воспринимал если не благодать Святого Духа, то, по крайней мере, «научение», поучение, более чем необходимое для понимания его основ и смысла.

Часто икона позволяет во мгновение ока постигнуть то, что, как оказывается, не выражают полностью самые богатые тексты. Отсюда – значимость иконы, написанной с полным уважением к Преданию, плоду многовекового богословского творчества, так и всякий отход от него неизбежно порождает извращение истины» /4/.

Известно, что «на византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение — выход Христа из гроба…Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты (в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы), именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения» /5/. 

          Изображение Христа, выходящего из гроба, которое сейчас часто можно увидеть в храмах, не соответствует православному преданию, это — игнорирование тайны, выраженной и в предании, и в литургических текстах. Иконография праздника тесно связана с богослужебными текстами, особенно гимнографией, а также с древними источниками предания церкви о сошествии Христа во ад (о них будет сказано ниже). «Утреня и вечерня Великой субботы…являются истинной словесной иконой «Сошествия во ад… Богослужебные тексты находят отклик в иконографии, она питается ими и становится их иконой, так как они сами становятся иконой празднуемого таинства. Нет никакого сомнения в том, что «Пасхальный канон» и гимны святого Иоанна Дамаскина, вместе с гимнами Андрея Критского и Косьмы Маиумского, внесли большой вклад в развитие иконографической темы «Сошествие во ад» /6/.             

——————————————————————————

1 — Кено М. Воскресение и икона — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 2001г. с. 83.2 — Кено М. Указ. соч. с. 94.

3 — Кено М. Указ. соч. с.94-96.

4 — Кено М. Указ. соч. с. 47.

5 — Одно из наиболее ранних дошедших до нас иконографических изображений «Сошествия во ад», находящееся в Соборе св. Марка в Венеции, относится к VI в. См.: Л. Успенский. Православные иконы Пасхи.

— Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата № 10, 1958, с. 28; по: Игумен Илларион (Алфеев) ХРИСТОС ПОБЕДИТЕЛЬ АДА Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции/ Серия «Византийская библиотека», исследования – СПб.

: изд. «Алетейя», 2001. с.5-6.

6 — Кено М. Указ. соч. с. 91-92.             

PS: Текст — отрывок из моей курсовой работы по литургике «Внутренний смысл Пасхи в богослужении Великой Субботы», СФИ, 2005 г.)

Источник: https://alex-kopein.livejournal.com/145997.html

Ссылка на основную публикацию