Икона божией матери «оранта»: значение, в чем помогает

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Икона «Оранта» – одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.

Значение иконы

Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое «Знамение»Ю или икона «Оранта», где Богоматерь одна и изображена в полный рост.

Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия «Богоматерь Оранта великая Панагия», что значит «Всесвятая» – один из самых известных и почитаемых образов Богородицы.

На иконе «Оранта» Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец Спас Эммануил, как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти.

Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.

По теме:  Ресторан в Волгограде «Онегин»: описание, расположение, отзывы
Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

История иконы

Ярославская «Оранта», икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор.

Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века.

Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении.

Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Описание иконы

Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила.

Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы «Оранта» расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.

По теме:  Дерматолог, Сочи: адреса, отзывы пациентов, как добраться

Белый цвет – второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов.

Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями.

Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую «Оранту «– икону Божьей матери.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу «Знамение», можно напомнить чудотворные иконы Новгородскую и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

«Курская Коренная» получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь.

Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города.

Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Смирение – основа духовности христиан

Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности.

Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение — это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения.

Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе «Оранта». Об этом должен знать каждый христианин.

  • Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетХрам «Всецарицы» в Бресте: основание, расписание богослужений, история иконы
  • Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетГинекологический набор. Вариации и размеры
  • Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетОжидание — это проблема? Как ее решить?
  • Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетТеория рекапитуляции Стэнли Холла. Психология развития человека
  • Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетРыбалка в Сыктывкаре: рыбные места, прогноз улова, советы
  • Льняное масло, мед, лимон, чеснок: отзывы, рецепт, дозировка
  • Храм Петра и Павла в Пензе: история, адрес, расписание служб
  • «Глидиаб»: аналоги и инструкция по применению
  • Биография и спортивные достижения Кики Бертенс
  • Продукты, богатые эстрогенами: обзор, особенности и отзывы
  • Лучший гинеколог в Ярославле: отзывы
  • Зеленый монстр: торт с Халком

Источник: https://textman.ru/sport/2018/12/20/154196/

Пресвятая Богородица: иконография и иконы Божией Матери

Пресвятую Деву Марию чтут во всём мире как Утешительницу в скорби, Защитницу страждущих, немощных и слабых, Покровительницу грешников и Заступницу перед Господом.

Ей вверяют свою душу, у Неё просят помощи в сложных жизненных ситуациях, на Её милосердие и кротость надеются даже те, кто отчаялся и утратил веру. Однако человеку трудно взывать к незримому образу – и на помощь приходят иконы, посвящённые Небесной Царице.

На них Она предстаёт в разных ипостасях – как Богоматерь Оранта, Елеуса, Одигитрия… Что же олицетворяют эти святыни? Читайте нашу статью – и узнаете.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Иконография Богородицы — особенности и характерные черты

Согласно христианской легенде, первые образа были написаны апостолом Лукой – помимо лекарского дела, он владел ещё и искусством живописца, и однажды испросил у Богородицы разрешения запечатлеть Её лик.

Дева Мария дала своё согласие, и так возникла традиция рисовать реликвии. С тех пор было создано более 800 различных святынь Небесной Царицы, хотя не все из них указаны в православных богослужебных книгах.

Однако мастера всегда старались отобразить доброту, целомудрие, скромную красоту, величие и безграничное сострадание Божьей Матери.

Как правило, на православных образах Пречистая Дева предстаёт исполненной светлой скорби. Но в этом чувстве есть и толика надежды, веры в воскресение и вечную жизнь.

Кроме того, от Неё исходят мудрость, сила и духовная поддержка, отрешённость, одухотворённость и тонкая лиричность.

Мастер может изобразить Мадонну склонившейся к младенцу-Спасителю или благословляющей его (в подобной манере выполнена икона Божией Матери «Оранта»).

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Популярные товары Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Какие же элементы позволяют отличить богородичные святыни от других реликвий? Прежде всего, это именование – начертанные рядом с фигурой греческие буквы ΜΠ ΘY.

Так принято сокращать выражение Μητερ Θεου, означающее Матерь Божья. Иногда на образе могут присутствовать и церковнославянские литеры МН БЖН.

Нимб Девы Марии, в отличие от нимба Иисуса Христа, не имеет вписанного креста.

Значение имеют и одежды Небесной Царицы. Её мафорий (четырёхугольная накидка, укрывающая голову и всю фигуру) традиционно выдержан в тёмно-красных тонах, напоминающих о царственном происхождении Мадонны и о перенесённых Ею страданиях.

Его края отделаны золотой каймой и бахромой – приметой достоинства Богородицы, символизирующей Её пребывание в Господнем свете, а голубой или синий цвет нижней туники олицетворяет совершенную чистоту и целомудрие Девы Марии.

А звёзды на ризах – эмблема Святой Троицы.

Но, хотя подобные особенности можно увидеть на всех реликвиях Пречистой Девы, между ними существуют и значительные отличия. В зависимости от этого знатоки выделяют разные типы святынь.

Наиболее известными из них являются «Елеуса» (в переводе с греческого данное слово означает «Милующая» либо «Умиление), «Одигитрия» («Путеводительница») и «Оранта» (эта разновидность ещё известна как икона Божией Матери «Знамение»).

Порой список дополняют также образа «Панахранта» («Всемилостивая») и «Агиосортисса» («Заступница»).

Что олицетворяет святыня «Умиление»?

Реликвии, выполненные в манере «Елеуса» (в греческом искусстве они также могут носить название «Гликофилусса», то есть «Сладкое лобзание»), являются одними из самых любимых в народе. И неудивительно, ведь они пронизаны чувством нежности, ласки, доброты и сострадания.

Характерная особенность данного иконописного типа – младенец-Иисус, прильнувший левой щекой к правой щеке Пречистой Девы. Отсутствие расстояния между ними символизирует любовь Господа ко всему людскому роду, напоминает о Его жертве ради спасения всего человечества. Так мастерам удалось показать единство земного и небесного, духовного и материального.

В чем помогает икона Божией Матери «Умиление»? Она помогает укрепиться в вере, избавляют душу от разочарования, апатии, скорби, бесчувственности.

Молясь перед подобными образами, просят об излечении от недугов сердечнососудистой системы, примирении враждующих, смягчении завистников и недоброжелателей.

Данная реликвия помогает принять жизненно важное решение, дарит счастье в браке и осеняет дом благодатью.

К этой разновидности принадлежат такие почитаемые святыни, как Почаевская, Владимирская и Корсунская иконы Богородицы, реликвии «Достойно есть», «Взыграние младенца» и «Взыскание погибших», а также Донской, Петровский, Феодоровский и Ярославский образа.

Образ Богоматерь «Одигитрия» («Путеводительница»)

На подобных реликвиях Небесная Царица держит Иисуса на руках, Его лик обращён к зрителю, одна длань Сына Божьего сложена в благословляющем жесте, а во второй сжат свиток – знак Его учения.

Рука же Девы Марии указывает на Спасителя, призывая всех верующих поклониться Господу, который открыл людям путь к избавлению от смерти. Обе фигуры запечатлены фронтально (повёрнуты к взирающему на образ).

Чаще всего такие святыни бывают поясными, но встречаются и оплечные, и ростовые варианты.

Символика этих реликвий кардинально иная, нежели значение иконы Божьей Матери «Умиление». Здесь центром композиции является Иисус Христос, предстающий в ипостаси Вседержителя (Пантократора), Небесного Царя и Судии.

Подобные святыни напоминают о праведном христианском пути, помогает при личных или профессиональных затруднениях, утишают тоску и печаль.

Ими благословляют новорождённых и молодожёнов – считается, что тогда благодать будет сопутствовать им в течение всей жизни.

В такой манере написаны Грузинский, Иверский, Иерусалимский, Казанский, Смоленский, Тихвинский и Ченстоховский образа Небесной Царицы, а также иконы «Избавительница», «Троеручица», «Скоропослушница».

Читайте также:  Икона спас нерукотворный: значение, в чем помогает

Символика реликвии «Оранта», или «Знамение»

Изображенный на этих святынях жест заступнической молитвы (поднятые и раскинутые в стороны руки, обращённые ладонями наружу) очень древний.

Он описывается ещё в ветхозаветных книгах, а первые подобные образа Пречистой Девы встречаются уже в римских катакомбах. В такой манере выполнена и мозаика XI ст. в Киевском Софийском соборе.

Позже на фоне фигуры Небесной Царицы стали запечатлевать изображение Спаса Эммануила (лик Иисуса Христа в отроческом возрасте).

Икона Божьей Матери «Знамение», значение которой служит напоминанием о Втором Пришествии, а ещё олицетворяет постоянную покровительственную молитву Девы Марии обо всех людях. Поэтому такие реликвии ещё известны как «Нерушимая стена».

В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»? По искренней молитве она способна защитить Ваш дом и семью от любой угрозы, спасти от искушений и соблазнов, избавить даже от самых тяжёлых заболеваний.

Самыми известными святынями этого типа являются Курская, Новгородская, Никейская, Ярославская, иконография праздников Покрова и Вознесения, реликвии «Неупиваемая Чаша» и «Нерушимая стена».

А приобрести образа, выполненные из натуральных солнечных самоцветов, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»! Представленные здесь святыни отличаются высочайшим качеством, одухотворённостью и выразительностью, поэтому они станут прекрасным дополнением к Вашему домашнему иконостасу.

Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/relikvii-bogorodicy-tipy-ikonografii.html

Иконография Богоматери — Оранта

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

В этой статье (или даже целом цикле статей, которые время от времени будут появляться на нашей сайте) мы хотим познакомить читателей с некоторыми основами иконографии — науки о «писании образа» в православном искусстве. Икона — это «умозрение в красках», по словам князя Е. Н. Трубецкого. Ибо в основе ее содержания — всегда либо известный евангельский текст, либо слова молитвы. Волею истории значительная часть икон оказалась в музеях, но истинная цель создания икон от этого не изменилась. Икона неотделима от богослужения, смысл ее — жизнь в храме, а не в музее (при всем признаваемом нами значении музеев и государственных институтов в деле реставрации и изучения икон). И кто бы ни изучал иконопись, будь то человек верующий или неверующий, он должен помнить о ее отличии от светской живописи. Для светского художника главное — свобода самовыражения. Не то иконописец.

Он ничего в иконе своим не считает, он выстраивает образ по канону, преданию и подлиннику. Многовековое повторение того или иного типа изображения в XIX веке стало предметом научного описания. Была открыта система типов изображения Пресвятой Божией Матери и Иисуса Христа.

Академик Н. П. Кондаков первым описал семь основных типов изображения Богоматери (см. его книгу «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи». СПб., 1910): Оранта (Молящаяся), Влахернитисса (Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милостивая), Ассунта (Вознесенная). Это византийские типы.

Православная вера пришла на Русь из Византии — первого в мире великого христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги; их сменили книги на древнеболгарском языке.

Византийскими были и первые иконы, пришедшие на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для постройки храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века — Феофан Грек, учитель Андрея Рублева).

В иконе каждая деталь имеет свой смысл и значение, каждой принадлежит определенное место в системе образа. Это очень хорошо видно на примере иконографии Божией Матери Оранты.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Первые греческие мастера, приглашенные на Русь, не только возглавили строительство киевской Святой Софии, но и украсили ее мозаикой и фресками. Главным мозаичным образом этого храма стала «Богоматерь Оранта». Она выдержала испытание временем, считалась охранительницей Киева и особо здесь почиталась. Киевляне назвали ее «Нерушимой стеной».

Этот образ древнего происхождения. Слово «оранта» латинское, оно означает «молящаяся». Но почему греческая икона названа латинским именем? Заглянем в историю. Вплоть до 1054 года Византия и Рим были единым государством — Римской империей.

Впервые образ Оранты появился в римских катакомбах еще в конце ІІІ века, когда христианская вера подвергалась гонениям. Императоры-язычники использовали любой повод для преследования христиан. Но вот настала эпоха Константина Великого (IV век) — первого императора-христианина.

Исповедание христианской веры становится открытым. Всюду строятся христианские храмы. Их стены покрывают изображениями Иисуса Христа и Богоматери. В храмах ставятся и иконы (в переводе с греческого — образы, изображения).

Некоторые из них становятся общечтимыми в результате явленных ими чудес, особенно в дни народных бедствий, войн, землетрясений, вражеских нашествий.

После чудесного спасения Царьграда от персов и аваров в 626 году создается вступительная часть Акафиста Божией Матери — Ее стихотворной похвалы. В этом праздничном песнопении и прославляется Богоматерь, «стена (…) девам» и «царствия нерушимая стена».

Согласно легенде, во время одного из землетрясений знаменитый Влахернский храм был разрушен, но одна из его стен с мозаичным образом Богоматери Оранты уцелела. С тех пор понятие «нерушимая стена» было связано в народном сознании с образом Богоматери Оранты, сначала только в Константинополе, а затем в Киеве — восприемнике византийских традиций.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Обратимся к иконографии Богоматери Оранты. В ее основе — фронтальный (расположенный лицом к зрителю) одноличный образ Богоматери, молящейся с воздетыми руками, без Младенца. Этот образ — первая икона Богоматери. Пречистая в народном сознании была символом Церкви земной, молящей Господа — Церковь Небесную — о снисхождении к грешникам.

Иногда Богоматерь Оранту называют Влахерни-тиссой (Знамением), связывая этот образ с Богоматерью Влахернского храма в Константинополе. Сведения из области сфрагистики и нумизматики говорят о том, что это правомерно.

На монетах Константина IX Мономаха (1042—1055) и Андроника Палеолога (1282—1328) молящаяся Богоматерь названа Влахернитиссой. Этим же именем на византийских монетах и печатях называлась «Богоматерь Панагия» («Всесвятая»).

Ее украинским аналогом позднее стала икона «Знамение»: Богоматерь с молитвенно воздетыми руками и с Младенцем на Ее лоне.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Возможно, во Влахернах имелось несколько чтимых икон Божией Матери, одной из них могла быть «Оранта», другой — «Панагия». И оба изображения в то время могли носить имя Влахернитисса. Сейчас, после открытий Н. П.

Кондакова, было бы неточным одно и то же имя относить к двум различным иконографическим типам изображений. Оранта всегда представляет только одно лицо — Пречистую Божию Матерь.

Влахернитисса (типа «Знамения») изображает Богоматерь и Сына.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Смешение имен иконографических типов случается часто. Орантой иные ученые называют не только Влахернитиссу (Знамение), но и Агиосоритиссу (Деисусную), а также Ассунту (Вознесенную). Между тем Оранта не тождественна Агиосоритиссе, хотя обе представляют молящуюся Богоматерь.

В «Оранте» Дева Мария дана репрезентативно, фронтально, с воздетыми по обе стороны до плеч руками, в «Деисусной» Она в трехчетвертном развороте по отношению к Спасу, руки обращены в одну сторону. Оранта могла быть самостоятельным изображением.

Деисусная же чаще всего была образом в составе деисусного ряда иконостаса.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Не тождественна Оранта и Ассунте. В отличие от Оранты руки в Ассунте — перед грудью. Оранта обычно изображает стоящую Богородицу. Ассунта — стоящую или сидящую на троне.

Иконы Оранты на православной почве не сохранились. Но этот образ стал частью композиции икон великих праздников — «Вознесения Господня», «Сошествия Св. Духа», «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, например, Богоматерь Оранта представлена в сюжете «Вознесения» на миниатюре Сирийского кодекса Рабулы 586 года во Флоренции.

К отечественным примерам относятся «Оранта» на мозаике Киево-софийского собора XI века, утраченная фреска «Вознесения» храма Спаса Нередицы 1199 года, изображение Покрова конца XIV — начала XV века в Третьяковской галерее.

Впоследствии мы увидим, что использование готовых типологических форм для создания более сложных праздничных композиций было характерной чертой христианского искусства.

С. Вербицкий.

Источник: http://waking-up.org/iskusstvo/ikonografiya-bogomateri-oranta/

Богородица Оранта — древнейший символ Украины

Имя Оранта близко и знакомо народу Украины с глубокой древности. Издревле жители нашей бескрайней Родины считали именно Богородицу покровительницей славянских территорий, великой защитницей Украины, духовной наставницей украинского народа, живоносным источником Мудрости, которую слушали прославленные древние цари.

Оранта — это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий её с поднятыми, раскинутыми в стороны руками и раскрытыми ладонями.

Традиционно данная поза трактуется как жест молитвы, хотя в действительности имеет более древние корни, нежели принято считать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и рассмотрим его подробнее. А сейчас остановимся на символике изображения Оранты и его особенной роли в судьбе Украины.

В XI веке, во времена существования государства Киевская Русь, князь Ярослав Мудрый, по наставлению духовного мудреца Киево-Печерского монастыря и врачевателя — преподобного святого Агапита, задумал построить в Киеве величественный храм, который по пышности и красоте своей мог бы сравниться лишь с самыми красивыми и впечатляющими соборами мира. Эту идею он успешно воплотил, соорудив в столице собор, который и поныне славится на весь мир своей уникальностью, ежегодно собирая тысячи туристов. Это Собор Святой Софии. Сегодня данный архитектурный памятник по праву имеет статус культурного наследия ЮНЕСКО и славится во всём мире.

Известность данному месту приносит не только его историческая слава, но и одна особенность, можно сказать, жемчужина собора — первая и прославленная на весь мир фреска Богородицы «Оранта». Высота фигуры — 5 метров 45 сантиметров. В славянских странах она именуется также «Нерушимая Стена».

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетФреске около тысячи лет, но даже сейчас каждый желающий может беспрепятственно взглянуть и ощутить её величие и тот сердечный посыл, с которым она была выполнена. Эта удивительная по своей красоте фреска украшает главный аспидный алтарь Собора Святой Софии, на столбах которого изображена сцена Благовещенья: Архангел Гавриил (Сила Бога, Вестник Благого) и Пресвятая Дева Мария. Именно эти символы имели особенное значение для людей, живших в Киеве тысячелетия назад. Упомянем, что Архангел Гавриил и Дева Мария, как известно, являются исконными покровителями города Киева. В древних летописях указывается, что именно Богородице и Архангелу Гавриилу вверяли защиту Киева, именно у них просили небесного заступничества столицы.

Археологические исследования подтверждают, что народы Киевской Руси массово почитали Богородицу Оранту, носили медальоны и обереги с её изображением. Даже князья, зная о такой всенародной любви к Богородице и почитании её простыми людьми, внедрили почётное право ставить образ Богородицы на одну из сторон своих княжеских печатей.

Читайте также:  Молитвы николаю чудотворцу: самые сильные

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетВ исторических источниках указывается, что Богородицу в разных уголках мира именовали «защитницей», «Живоносным Источником Мудрости», «хранительницей», «градоустроительницей», так как её женское, упорядочивающее начало олицетворяло порядок, покой и мир в городе.

Богородица является признанной и почитаемой народами покровительницей множества населённых пунктов по всему миру, во многих странах, в особенности — славянских.

Её почитают как изначальное духовное Начало, милостивую, всемирную Мать, безмерно любящую своих детей и оберегающую их от всех невзгод. Не случайно по всей Украине возведены святыни и памятники, посвящённые Богоматери и прославляющие её духовную суть.

Символ Богородицы Оранты является древнейшим в Украине. Более того, это символ благочестия, чистоты, любви и порядка, близкий и понятный людям во всём мире. Отнюдь не случайно этот знак привлекает к себе особое внимание и душевное притяжение жителей и гостей любого города, где он установлен.

Оранта — это настоящий символ мира, который издревле присутствовал в культурах разных народов.

Вникая в истинную суть этого символа, понимаешь, какое действительно глобальное единство он таит в себе, соединяя исторически поколения, влияя на понимание смысла своей жизни и судьбы каждого, кто соприкоснулся душой с тайной этого образа, с живоносным источником всепробуждающей Любви ― духовной силы Богородицы.

Истоки символа «Оранта» — единый древний знак.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

«Из видимого познавай невидимое», — учил выдающийся украинский философ XV века Григорий Сковорода. Так и в случае с удивительным символом Оранта: видимая форма этого жеста хранит в себе широкое пространство невидимых глазу значений, о которых мы и поговорим.

Самые ранние изображения Оранты в данной молитвенной позе найдены на стенах римских катакомб и датируются 2-3 веками нашей эры. Но что интересно, ещё до появления там этого символа на территориях Средиземноморья бытовали статуэтки, именуемые «адоранты». В словаре есть такое определение слова «адорант»:

Адорант — фигура (преимущественно женщины) с простёртыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. (Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998 г.).

Слово «adorant» латинского происхождения и обозначает «обожествлять». Образовано это слово от «orante» — «молиться», что, в свою очередь, происходит от латинского корня «ōrō», «ōrāre»» — говорить, молиться. Яркий пример ещё одного использования этого корня в нашем языке — слово «оратор». Таким образом, слово «Оранта» и «оратор» однокоренные.

Любопытно также, что в древнеарамейском языке (язык, на котором говорил Иисус) понятие «говорить» и «молиться» также было объединено в одно слово. Всё это говорит о глубинной сути значения, заложенного в само слово «Оранта».

Ведь в древности считалось, что слово дано людям как начало пути к пониманию и осознанию своей Божественной невидимой природы.

Если любой разговор превращается в молитву (в нравственном понимании этого слова), это ли не заслуга человека? Это ли не повод для гордости общества?

Вернёмся к статуэткам. Адоранты довольно древние. Возраст самых древних найденных статуэток в позе Оранта, как это не поразительно, — 45 тысяч лет! И это ещё не всё! Такие фигурки находят исследователи во всех, без исключения, культурах мира.

И фигурками данный список не ограничивается, схематические изображения людей в позе Оранта встречаются и среди наскальных рисунков, петроглифов по всему миру! Австралия, Африка, Северная и Южная Америка, Сибирь, Италия, Франция, Китай….

В чём же глубинная символика данного знака? Некоторые исследователи утверждают, что это символ молитвы, обращения к божеству. Исследования указывают и на то, что данный жест символизирует уподобление человека возвышенному, божественному.

В популярной книге «АллатРа» современного автора Анастасии Новых даётся исчерпывающее описание данного символа и указывается его основное значение.

Такой символ, условно называемый «жучок» (так как изначально изображался схематически), обозначает настоящую свободу человека. Духовную свободу.

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогаетИменно ту свободу, которую человеку никто никогда не сможет дать извне. Свободу, которую человек может открыть лишь сам, познавая свой внутренний мир и свою истинную природу. И самое удивительное — это знание и стремление было естественным для людей по всему миру в древние времена!

Таким образом, мы видим, что символ «Оранта» — это не просто значимое изображение в рамках какой-то определённой религии, это символ, берущий свои корни в общечеловеческом, всемирном знании, которое раннее присутствовало как некая, сама собою разумеющая истина в древних культурах нашей планеты! Это знание, которое сегодня объединяет людей, города и страны. Знание, которое объединяет весь мир.

Оранта является не только украинским символом, символом порядка, мира и защиты, но также и символом мирового единства и дружбы между людьми!

Речь идёт о настоящей дружбе, которая не ограничивается теми или иными убеждениями, политическими или религиозными принадлежностями. Это дружба, которая исходит из потребностей души человеческой.

Глядя на такие глубокие исконно значимые символы, как Оранта, возникает ощущение, что по жизни тебя сопровождает нечто незримое и вечное. Этот символ постоянно напоминает человеку о том, что он здесь рождён для чего-то большего. Напоминание об истинной духовной природе человека и его великом предназначении мотивирует его жить так, как подобает Настоящему Человеку, Человеку с большой буквы.

Анна Дубровская
участница Международного общественного движения «АллатРа»

Источник: https://sensei.org.ua/article/bogorodica-oranta100

Оранта — это… Что такое Оранта?

Типы икон Богородицы
  • Оранта
  • Елеуса
  • Одигитрия
  • Панахранта
  • Агиосоритисса

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Оранта. Ярославль. Около 1218 г.

Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г.

(не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см).

Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока).

Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа.

Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Оранта

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/49317

Молитва иконе оранта

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

Все о религии и вере — «молитва иконе оранта» с подробным описанием и фотографиями.

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи.

Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима.

Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение».

Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта.

Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов.

Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров.

Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи.

Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше.

В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи.

Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского.

Читайте также:  Молитвы матроне московской о сыне

После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы.

По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси.

Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней.

Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

“Оранта” икона Божией Матери

“Оранта” икона Божией Матери. Галерея икон.

Оранта – один из древнейших образов Пресвятой Богородицы.

В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой.

Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван – «Оранта». «Оранта» по-латински означает «Молящаяся». Широко известна икона Ярославская Оранта из Государственной Третьяковской галерии, которую называют «Великой Панагией».

  • Панагия с греческого переводится как Всесвятая.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.

Источник: https://xn—-7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/molitva-ikone-oranta/

Иконы пресвятой Богородицы — типы икон и их значения

Пресвятая Дева Мария – Матерь Господа нашего Иисуса Христа – была прекраснее всех земных женщин и телом, и душой. Церковный писатель Никифор Каллист писал о Ней: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего.

Волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные.

Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души».

При жизни облик Божией Матери был запечатлен апостолом Лукой – художником, евангелистом и врачом, обращавшимся к этой теме неоднократно и изобразившим Деву Марию более семидесяти раз.

В первые века Новой эры живописцы чаще всего использовали для работы технику энкаустики, распространенную со времен античности: пигменты смешивались с воском и разогревались на жаровне, мастер писал горячими красками, которые позволяли достичь реалистического эффекта в изображении.

Интенсивные и яркие цвета напоминали современную живопись маслом. Древнейшие известные иконы VI-VII вв., созданные в этой технике, отличает хорошая сохранность. Вероятно, первые портреты Богородицы, написанные при Ее земной жизни св.

Лукой, были также исполнены в этой технике, а позднее повторены темперной живописью на досках и в других материалах, расходясь в разных «списках» по всему миру.

Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности, в римских катакомбах – подземных некрополях.

Облик Оранты

«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В катакомбах св. Агнии присутствует подобное изображение IV в. В древности в виде Оранты изображали также аллегорию Церкви, то есть собирательный образ христианской святости.

Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира – ризой (мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме.

Главной иконой св. ротонды была Богоматерь Оранта. Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой мафорий в знак заступничества.

Чудо Покрова было явлено в 910 г. во время осады Константинополя арабами. Праздник Покрова Божией Матери был учрежден не в Византии, а на Руси в XII веке. Он отмечается 14 октября по новому стилю.

Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим.

В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной».

Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим чтимым образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение».

Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.

 

Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»

Чудотворная икона Божьей Матери «Казанская» относится по иконописному типу к Одигитрии-Путеводительнице.

Во все века русской истории перед ней молили Богоматерь о защите родной земли, о помощи в указании верного пути при принятии сложных решений.

На оборотной стороне иконы — молитва Богородице «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего».

Образ Одигитрии

«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни – в этом смысле Она и является Путеводительницей.

Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Одигитрия восходит к иконам евангелиста Луки, который по преданию написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский.

Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии с фронтальными изображениями Христа и Богоматери из монастыря Одигон, присланный из Иерусалима Евдокией – супругой императора Феодосия II − его сестре Пульхерии.

Монастырь получил свое название, благодаря чудотворному источнику, исцеляющему слепоту («Одигон» в переводе с греческого означает «поводырь»). Не удивительно поэтому, что главной святыней этого монастыря была икона Богоматери Путеводительницы.

На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.

Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владимира Великого – Анной – и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме.

Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни апостолов Спасителя.

Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.

 

Образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Владимирская» заключен в ажурное обрамление из лепестков. Это один из самых чтимых образов Русской Церкви, известный многочисленными чудотворениями.

Название происходит от города Владимир, где икона находилась с 12 века. По преданию, Евангелист Лука писал этот иконографический образ, называемый «Умиление» — где Лик Богомладенца соприкасается с Ликом Богородицы.

На оборотной стороне — молитва Богородице с возвышающимся над ней процветшим крестом.

Икона Богоматери Умиления Пресвятая Дева

На иконе Богоматери Умиления Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей».

Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах св.

Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).

Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями.

Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в подарок при Рождестве. Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью».

Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.

Многие христиане интересуются, перед какой иконой лучше молиться в определенных нуждах. Традиция молитвенного обращения в разных случаях, безусловно, существует. Например, перед Казанской молятся об исцелении от болезни очей, перед Тихвинской – о здоровье младенцев, Феодоровской – в трудных родах, Смоленской – в путешествии.

К Владимирской Божией Матери прибегают с просьбой избавить от насилия и междоусобной брани. При этом христианин должен понимать, что через какую бы икону он не обращался к Пречистой Деве с умилением сердца и искренним доверием, он будет услышан. На бесчисленных богородичных иконах изображена Одна и Та же Богородица.

Ее бесконечная милость к грешникам и непостижимая святость всем известны. Она покровительствует законному супружеству, матерям и их чадам, охраняет наших детей во всякое время и, особенно, в трудный период их личностного становления.

Пресвятая Дева поможет монахам и воинам, начальникам, сильным мира сего и тем, которых не принимает окружающее их общество. 

Пасхальное яйцо «Благовещение», с образом Пресвятой Богородицы «Знамение»

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» относится к числу самых первых иконописных образов Богородицы.

Пресвятая Дева представлена в жесте заступнической молитвы с изображением перед ней Божественного младенца.

Оборотная сторона изделия посвящена одному из двунадесятых праздников Русской Церкви – Благовещению. Событию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.

Источник: https://www.vmikhailov.com/ru/lp/presvayataya-bogorodiza-tipi-ikon

Ссылка на основную публикацию