Томос об автокефалии: что это такое

Между Киевом и Москвой – конфликт не только политический, но и религиозный. Годами Киевский патриархат и Московский не могут поделить ни верующих, ни приходов в Украине.

Томос об автокефалии: что это такое

Вселенский патриарх Варфоломей

Сейчас единственная каноническая церковь в Украине – Украинская православная церковь Московского патриархата. Но в стране есть еще две – Украинская православная церковь Киевского патриархата и небольшая Украинская автокефальная православная церковь.

Однако они до сих пор в мировом православии оставались неканоническими, пока первый среди равных Константинопольский патриархат не заявил о возможности предоставления им автокефалии – по сути, независимости от РПЦ.

Сообщив о возможности предоставления автокефалии Украинской православной церкви, Вселенский, или, как его еще называют, Константинопольский патриархат отреагировал на просьбу Верховной Рады Украины двухлетней давности.

Томос об автокефалии: что это такое

Киево-Печерская лавра — одна из величайших святынь православия

Вселенский патриарх Варфоломей уже назначил для подготовки УПЦ к переходу на самоуправление двух представителей – экзархов. Московский патриархат расценил заявление Константинопольского патриархата как нарушение канонической территории и вмешательство в его дела.

Представитель РПЦ митрополит Илларион указал, что патриарх Варфоломей рискует перестать быть первым среди равных в православном мире.

В результате Синод отказался от общения с Константинопольским патриархатом, а патриарх Московский и всея Руси Кирилл больше не будет совершать поминовение константинопольского патриарха Варфоломея во время богослужения, что равноценно разрыву дипломатических отношений.

Томос об автокефалии: что это такое

Вахтанг Кипшидзе

«В церковной истории не было такого, чтобы движение той или иной церкви к автокефалии, к независимости начиналось с того, чтобы легализовать раскол и таким образом усугубить те противоречия, которые существуют, в частности, на Украине» Вахтанг Кипшидзе, представитель РПЦ.

Однако Варфоломей настроен решительно, заявив (цитата): угрозы нас не пугают. Он напомнил, что некогда и РПЦ прошла через процесс автокефалии.

Греческая газета «Катимерини» цитирует патриарха Варфоломея:

Томос об автокефалии: что это такое

Вселенский патриарх Варфоломей

«Церковь Чехии и Словакии – новейшая из автокефальных церквей, которую Вселенский патриархат провозгласил автокефальной в 1998 году.

Сейчас настала очередь Украины, которая получит статус автокефалии, который, я надеюсь, надолго, несмотря на существующие реакции, и это будет потому, что это ее право, и действительно исключительное право нашего Вселенского патриархата предоставлять автокефалию всем новым православным церквям, начиная с России в 16-м веке, и чешской и словацкой, как я сказал ранее».

Не исключено, что томос – указ о признании независимости православной церкви в Украине будет принят уже в начале октября, когда состоится Синод Константинопольской церкви.

При этом предстоятель УПЦ Киевского патриархата Филарет еще в начале этого года, напомнив о 34-ом апостольском правиле, пояснил, почему Украина стремится к автокефалии.

Томос об автокефалии: что это такое

Патриарх Филарет

«Независимо от кого? От Московского патриарха. Почему независимо? Потому что мы стали независимым государством»
Филарет, предстоятель УПЦ киевского патриархата.

Сегодня более 12 000 украинских приходов подчиняются Московскому патриархату, еще более 6 000 принадлежат двумя другим церквям – УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

Предполагается, что именно эти две церкви объединившись, и смогут получить от Константинополя автокефалию. В России опасаются, что после этого приходы Московского патриархата начнут переходить к этой церкви.

Как будет происходить этот процесс, пока не знает, судя по всему, никто. Учитывая тесное переплетение религии и власти, большинство экспертов сходятся во мнении: серьезных конфликтов не избежать.

Москва с большой неохотой отпускает Киев, в том числе и его церковь.

Томос об автокефалии: что это такое

Патриархи Варфоломей и Кирилл, митрополит Илларион

Самая крупная православная фракция в Украине принадлежит Московскому патриархату, и среди ее участников немало желающих закончить отношения с Кремлем.

Указ о церковной вольнице называется томосом. В прямом переводе с греческого означает «кусок», и именно из-за него разразился очередной церковный скандал.

В константинопольских архивах попросту не нашли такого указа, выписанного Москве. Об этом заявил представитель Константинопольского патриархата – архиепископ Телмисский Иов.

Томос об автокефалии: что это такое

Иов, архиепископ Телмисский Константинопольского Патриархата

«Если изучать историю православной церкви по текстам и документам, а не по созданным мифам и фальшивой историографии, видно, что абсолютно все современные автокефалии были провозглашены Вселенским патриархатом.

Даже если брать историю православной церкви в России, то видим, что ее автокефалия была самопровозглашена в 1448 году, когда в Москве избрали митрополита Иону самостоятельно, без разрешения Вселенского патриархата»
Иов, архиепископ Телмисский Константинопольского Патриархата.

Архиепископ подчеркнул, что «никогда не было дано православной церкви в России томоса об автокефалии».

«В 1589 – 1590 годах вселенский патриарх Иеремия II просто нормализовал ситуацию, подняв эту кафедру на патриаршее достоинство, при том, что было разрешено московскому архиерею «называться» патриархом, при условии, что он должен поминать патриарха вселенского и считать его «как своего главу и первого», как сказано в грамоте», – отметил Иов.

  • 14 сентября РПЦ заявила, что прекращает участие в структурах под главенством Константинопольского патриархата и прекращает поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений на фоне подготовки Фанаром автокефалии Украинской церкви.
  • По словам архиепископа Иова, РПЦ решилась на этот шаг ради собственных политических амбиций.
  • Архиепископ Иов отметил, что Украина никогда не была канонической территорией любой другой поместной православной церкви, кроме Вселенского патриархата.

Томос об автокефалии: что это такое

Иов, архиепископ Телмисский Константинопольского Патриархата

«Киевская митрополия канонически и исторически, с момента своего создания во времена первых киевских христианских князей Аскольда, Ольги и Владимира и дальше больше 700 лет, была митрополией в составе Вселенского Патриархата.

И даже после передачи в 1686 году части Киевской кафедры на подроссийских территориях во временную опеку (наместничество) московских патриархов, Украина все время оставалась канонической территорией Константинопольской церкви», – подчеркнул архиепископ.

Получается, что сама Русская православная церковь с точки зрения канонического права – структура глубоко нелегальная, и никакой автокефалии в конце 16 века она не получала. Как же так вышло?

Вероятно, получилось так же, как всегда получается все в России, когда все делается на скорую руку, все делается безграмотно и безответственно. Очевидно, Россия 16 века мало отличалась от России современной; и основные разумные шаги, которые надо было делать, сделаны на тот момент не были. Сейчас говорить об этом уже поздно.

Томос об автокефалии: что это такое

Кирилл и Варфоломей на встрече в Стамбуле, 31 августа 2018

Сейчас стало понятно, что Константинополь, который, в отличие от РПЦ, не растворен ни в какой политике, который не занимается какими-то политическими дрязгами, махинациями, влияниями, – у которого есть время по этой причине (потому что чем им еще заняться?), – они изучают каноническое право и хорошо знают всю церковную документацию.

В какой-то момент они выяснили, что РПЦ абсолютно беззащитна канонически, что с ней можно по идее делать все, что угодно, потому что она действительно на основании правил, которые существуют у верующих, не является церковью, она так называемая «самосвятская» организация.

Томос об автокефалии: что это такое

Александр Невзоров

«РПЦ с ее мигалками, брюхами, золотом, хамством, с ее странной тенденцией главенствовать, она, конечно, долгое время, вероятно, была серьезным бельмом в глазу, и пойти на серьезные шаги в отношении нее… потому что вы ведь знаете, христиане хорошо знали друг друга и, более того, они прекрасно представляли себе, что такое епископы. В основе всех христианско-православных историй лежат деньги, огромные суммы, влияние, недвижимость, и неслучайно II Вселенский собор в категорической форме издал запрещение епископам появляться на канонической территории другого епископа. Грубо говоря, нельзя ходить на район представителю другой группировки – сразу убьют. И здесь, хорошо зная попов, II Вселенский собор оградился от дележа, от грабительских походов одних епископов за золотом других епархий»
Александр Невзоров, журналист, публицист.

И если уже такой шаг в отношении РПЦ предпринят, если засланы в Украину канонические константинопольские епископы (причем подобраны ребята с интересными биографиями: один служил в армии США, второй когда-то арестовывался как чеченский восстанец), имеющие огромный опыт в международных проблемах и отношениях, то дело очень серьезное.

РПЦ вообще не понимает, как в такой ситуации действовать, потому что она всю жизнь пользовалась тем, что она – идеологический отдел государства, что она всегда будет этим государством прикрыта и обласкана, и ее дело только делать то, что нужно.

Крестный ход в Киеве (УПЦ КП) в связи с 1030-й годовщиной крещения Киевской Руси, 28 июля 2018 года

В этой ситуации Киев становится легальной православной церковью, а из списка 14 или 15 православных церквей РПЦ ввиду этого скандала будет, вероятно, каким-то образом изъята.

Ведь что получается. Точно так же, как вы не можете сами себя назначить священником, точно так же, какая бы ни была многочисленная группа, вы не можете сами себя назначить церковью. Делая это, вы переходите в разряд обычной секты, которая собралась и себя самопровозгласила.

С точки зрения канонического права, которое для верующих христиан является очень важной вещью, это невозможно.

И точно так же, как рукоположение, т.е. посвящение в священники, передача так называемой благодати является обязательной частью священнического ритуала приобретения особых способностей, точно так же вот эта канонизация рукоположения целой церкви, которое осуществляется через томос, это тоже обязательная часть.

Протест против УПЦ МП в Киеве, 2014 год

И коль скоро этого не было, действительно РПЦ оказывается вне закона, и с ней не смогут поддерживать евхаристическое, догматическое, да и просто туристическое общение большинство православных церквей, кроме тех, которые сами решатся на какой-нибудь непонятный бунт или тех, у которых есть сложные отношения с Константинополем.

Кроме того, можно ожидать, что после скандала с томосом от РПЦ побегут отделяться все кому не лень, например, белорусская, молдавская, финляндская, японская церкви.

Эти все церкви обязаны будут покинуть Москву, просто потому что с точки зрения этих христиан РПЦ не является церковью как таковой, следовательно и белорусы, и молдаване и все остальные просто будут обречены уйти, даже если они того не хотят, или остаться, но остаться в таком же чине самосвятов, раскольников, изолированных от всего остального православного мира. Другого варианта там нет.

Эта невинная история с украинским томосом может привести к катастрофическим последствиям для РПЦ. Хотя, что именно будет происходить сейчас, не совсем понятно.

Вероятно, РПЦ будет действовать по проверенной известной рецептуре, то есть весь мир будет объявлен еретиками, сволочами, врагами, нечестивцам, а РПЦ самоизолируется, займет круговую оборону, – короче, нас ждет уже известный спектакль.

Алексей БЕЛОУСОВ

Источник: https://park72.ru/world/184068/

Унижение томосом. Уникально ущербная украинская автокефалия

Однако слухи о куцых правах новой церкви могли показаться таким же элементом информационной борьбы, какими были весной и летом слухи о приверженности Фанара канонам православия.

Но вот томос известен достоверно.

Вице-премьер Украины Геннадий Зубко назвал 6 января официальным переводом документа тот текст, который накануне выложил в «Твиттере» посол Украины в Турции Андрей Сибига.

И оказалось, что слухи подтвердились. Сравнение этого документа с томосами об автокефалии, которые ранее выдавал Константинополь, выявляет пять очевидных ограничений самостоятельности ПЦУ.

1. Положение о титуле главы церкви. В томосе сказано «Канонический ее предстоятель носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины», — не допускается никакого дополнения или вычитания из его титула без разрешения Константинопольской Церкви».

Да, отнюдь не все поместные православные церкви являются патриархатами, но в странах с православным большинством населения предстоятели церквей имеют титул патриарха.

Исключение составляют лишь два государства с греческим большинством — Греция и Кипр, что связано с особыми их отношениями с греческим по происхождению Константинопольским патриархатом.

Да, когда в позапрошлом столетии даровалась автокефалия Сербской и Румынской церквям, то первой управлял митрополит, второй — синод. В 1920 и 1925 гг. они перешли к патриаршему устройству. Это патриаршество было признано Константинополем, издававшим соответствующие томосы, но уже после того, как патриархов избирали.

Томос об украинской автокефалии. СправкаТомос об автокефалии: что это такое© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

И только в томосе об автокефалии украинской церкви прямо написано, что изменения титула ее главы требует согласия Фанара.

2. Отказ от прав на окормление украинской диаспоры. Напомню, что у украинских греко-католиков есть зарубежные епархии.

А из признанных Константинополем православных церквей, чья юрисдикция привязана к территории современных государств, таких епархий не имеют лишь Элладская (Греческая), Кипрская и Албанская церкви, а также церковь Чешских земель и Словакии.

Но первые две связаны особыми отношениями с Константинопольским патриархатом и не посягают на его исторически сложившуюся юрисдикцию над греческими приходами в диаспоре. Другие две — это церкви религиозных меньшинств Албании, Чехии и Словакии.

Читайте также:  Молитвы пантелеймону целителю о здоровье ребенка

Православная диаспора народов этих стран очень невелика, и создание зарубежных приходов является сложным делом для этих слабых церквей. Но, возможно, они появятся в будущем, ведь польская православная церковь — тоже церковь религиозного меньшинства, но у нее есть приходы в ряде стран, а в Бразилии даже епархия.

Но только Православной церкви Украины прямо запрещено иметь приходы за рубежом, ибо в томосе написано: «Святейшая Церковь Украины, имеющая своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами страны; уже существующие (приходы и епископы. — П.М.) теперь подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, так как юрисдикция этой Церкви охватывает территорию Украинского Государства».

Таким запретом Варфоломей хочет прежде всего сохранить свою паству в Северной Америке, ведь в США около четверти приходов его патриархата украинские, а в Канаде — большинство.

3. Украинская церковь не имеет права изготовлять и освящать миро — благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый с древности для таинства миропомазания и освящения антиминсов и престолов храмов.

С ХIХ столетия Фанар стремился оговаривать в томосах необходимость получать миро из Константинополя. Так было с Элладской, Польской, Албанской церквями и церковью Чешских земель и Словакии. Но в случаях с Сербской и Румынской церквями такой оговорки не было.

В последнем случае Константинополь предполагал ее сделать, но румынские церковные деятели сами совершили мироварение и освящение мира в 1882 году.

Когда патриарх Иоаким III осудил этот акт, синод Румынской Церкви увидел в его протесте притязания на роль православного папы, и в итоге Фанар уступил, предоставив в 1885 автокефалию Румынской церкви.

Томос раздора. Мировое православие перед историческим выборомТомос об автокефалии: что это такое© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Кстати, в том заявлении Румынского синода говорится, что «когда греки-игумены оставили страну… миро получали даже из Киева…». Да, до 1917 года миро освящалось в нынешней украинской столице, а именно в Киево-Печерской лавре. Но приверженцы автокефалии не стали настаивать на возрождении этой традиции.

4. Константинопольский патриарх стал высшей инстанцией в спорах внутри ПЦУ. «Сохраняется право всех архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей». Эта норма почти исключительна.

Сходная есть лишь в томосе об автокефалии православной церкви Чешских земель и Словакии, который выдавал в 1998 году патриарх Варфоломей. Там говорилось, что архиереи этой церкви подсудны «канонически учрежденным синодальным судам, для работы в которых приглашаются по согласованию со Вселенским Патриархом иерархи исключительно из юрисдикции Церкви-Матери, то есть Вселенского Престола.

Осужденные архиереи с апелляцией за окончательным решением могут обратиться к Вселенскому Патриарху». Но если в случае с церковью Чешских земель и Словакии апеллировать к Константинополю могут только архиереи, то в православной церкви Украины — все представители духовенства. Правда, ПЦУ в отличие от той церкви имеет синодальный суд без представителей Фанара. Но это слабое утешение.

Ведь такой суд имеют все остальные церкви.

Томос увезут из Киева обратно в Стамбул после Рождества из-за неразберихи с подписямиТомос об автокефалии: что это такое© РИА Новости, Руслан Кривобок | Перейти в фотобанк

5. Константинопольский патриархат сохраняет юрисдикцию над рядом объектов на территории ПЦУ. Согласно томосу «права Вселенского Престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются не уменшенными». Такого нет более нигде. Ни одна православная церковь не имеет на канонической территории признанной ею другой церкви ни ставропигий (то есть подчиненных ей храмов и монастырей), ни тем более экзархатов (то есть подчиненных ей административных единиц). До сих пор формой представительства на другой канонической территории были только подворья, то есть храмы, через которые осуществляются межцерковные связи, своеобразный аналог посольств. Так, в Москве есть подворья восьми поместных церквей. И когда Андреевская церковь объявлялась ставропигией Константинополя, могло показаться, что это временный момент. Ведь тогда Варфоломей считал Украину территорией своей церкви, а будет автокефалия, и объект получит статус подворья. Но амбиции Фанара оказались большими, чем предполагалось.

Резюме

Совокупность всех пяти перечисленных моментов подчинения Константинополю делает украинскую автокефалию уникально ущербной. Таких ограничений самостоятельности нет ни у одной из поместных церквей. И для того, чтобы не замечать подобное унижение, нужна лишь присущая украинским политикам уникально ущербная трактовка понятия «независимость».

Ведь для них это всего лишь разрыв связей с Россией, а не подлинные самостоятельность и суверенитет.

Источник: https://ukraina.ru/exclusive/20190107/1022283171.html

Томос об автокефалии — Православный журнал "Фома"

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить».  В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире.

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя.

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

Источник: https://foma.ru/tomos-ob-avtokefalii.html

Что такое Томос и автокефалия для Украины: что это изменит

Синод Вселенского патриархата 29 ноября в Стамбуле утвердил текст Томоса для Украины, а также проект устава Единой поместной церкви. Что такое Томос и автокефалия в религии, какие изменения принесет украинским верующим эта инициатива и когда она может воплотиться в жизнь – выяснил 24 канал.

  • Для начала стоит прояснить, как все происходило.
  • В апреле 2018 года Президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху (он же – Константинопольская православная церковь в мировом православном обществе церковь и юрисдикция «первого по чести», первого из настоятелей 14-ти независимых (автокефальных) поместных церквей) о предоставлении автокефалии Украинской церкви.
  • Православная церковь Украины получила Томос об автокефалии

В сентябре в Украину прибыли посланцы патриарха Варфоломея (экзархи), которые почти месяц провели в здесь. В частности, священнослужители ездили по украинским церквям, разговаривали со священниками.

9 октября в Стамбуле началось трехдневное заседание Синода Вселенского патриархата. На этом собрании церковники заслушали отчет экзархов, по результатам которого и было принято разрешение о создании Православной церкви Украины.

27-29 ноября в Стамбуле прошел Святой и Священный Синод Вселенского патриархата. Члены Синода окончательно согласовали текст Томоса для Православной церкви Украины, этот документ уже не будет меняться. На основе Томоса приняли также проект устава Украинской церкви. Текст Томоса решили не обнародовать до его передачи.

15 декабря во время Объединительного собора в Киеве православные архиереи объявили об объединении украинских церквей в единую Православную церковь Украины. Ее предстоятелем стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Кафедральным собором Православной церкви Украины стал Михайловский Златоверхий собор.

5 января Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии единой Православной церкви Украины. Церемония подписания Томоса состоялась в патриаршем храме Святого Георгия на территории Вселенского патриархата в Стамбуле.

  1. Варфоломей подписал Томос об автокефалии Православной церкви Украины
  2. А уже 6 января во время литургии в том же храме Варфоломей передал предстоятелю новосозданной Православной церкви Украины Епифанию посох и Томос, который провозглашает автокефалию.
  3. Опубликован полный текст Томоса об автокефалии Православной церкви Украины
  4. Украина получила Томос об автокефалии: смотрите видео

Процедура получения Украиной церковной независимости официально завершена. Правда, на создание самой церкви на практике может уйти несколько лет – убеждены религиоведы. Ведь дальше нужно будет решить вопрос с распределением имущества, и Россия будет продолжать ставить палки в колеса.

  • Что же такое Томос и автокефалия, зачем это украинцам и что будет дальше – читайте в статье 24 канала.
  • Фактически автокефалия означает «превосходство» ПЦУ, чем была до сих пор, равенство ее с другими Автокефальной Православной Церкви.
  • Украинская и российская церкви: кто кому мать и при чем здесь Томос

Директор центра общественно-информационных технологий «Форум» Валерий Дымов в комментарии сайту «24» напомнил, что в 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому патриархату, когда Вселенский патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви выдали противоречивый Томос о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата. По мнению Валерия Дымова, этот процесс был незаконным, и центр православия из Киева в Москву перенесли за деньги.

Смотрите видео об истории православной церкви в мире:

Это уникальный церковный документ, указ. Выпускают его, когда главная церковь хочет предоставить фактическую независимость – автокефалию. Изредка Томос выдают по вопросам, которые касаются положений христианского вероучения, чаще всего он касается церковного устройства.

Что такое Томос в религии и как он выглядит

По убеждению президента Петра Порошенко – собственная церковь в государстве – атрибут независимости как государства, так и церкви. Поэтому, церковь в Украине и отделена от государства, но вопрос этот в первую очередь – политический. Особенно учитывая то, что Украинская Церковь с дополнением «Московского патриархата», по сути является подразделением Русской Церкви.

С другой стороны, как пояснил в комментарии сайту «24» эксперт по религиозным вопросам, бывший священнослужитель Роман Мельниченко, для людей, которые не слишком близки к Церкви, с предоставлением автокефалии Украинской Церкви мало что изменится.

Для более церковных людей, кто каким-то образом пользуется церковными услугами – жизнь станет проще. Например, сейчас не редки случаи, когда церковнослужители различных православных конфессий не признают обряды друг друга, считая «не свое «крещение или отпевание покойного «неправильным».

После того, как украинская церковь станет единой, канонической, страх, что как-то «неправильно» окрестил или похоронил – исчезнет.

Когда-то мы были разделены, а теперь мы едины – первые слова Епифания после получения Томоса

Аналитик Сергей Фурса отметил, что, по его мнению, различные религиозные организации относятся к верующим как к «большому рынку».

А поскольку в Украине 70% людей считают себя верующими и при этом участвуют в выборах, на результаты которых через них влияют и «люди в рясах», поэтому «абсолютно ненормально, что большую часть рынка религии контролирует контора, которую возглавляет КГБшник, и которая непосредственно подчиняется Кремлю».

Для священнослужителей Киевского патриархата единая церковь – это большая радость.

Киевский патриархат получил канонический статус, что означает, что все их таинства, все их священнослужители – законные и благодатные. Поэтому все останется, как было, пояснил Роман Мельниченко.

Ничего не надо переоформлять, никаких дополнительных процедур. Просто вся структура Киевского патриархата станет признанной православным миром.

Что касается священнослужителей УПЦ МП, то они должны или перейти в подчинение Православной церкви Украины, или изменить название своих церквей на Русскую православную церковь. На это им дается три месяца, в противном случае им аннулируют регистрацию.

Что будет с церквями УПЦ МП, если они откажутся изменить название на РПЦ в Украине

Заметим, РПЦ заявила о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Верующие РПЦ не могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата, священники и иерархи не смогут осуществлять совместных богослужений. Такой шаг является в высшей мерой институциональных церковных санкций.

Читайте также:  Грузинская икона божией матери: о чем молятся, значение

Как происходит процедура перехода в ПЦУ

Все останется, как было. Мельниченко напомнил – на уровне государства нет разницы, каноническая церковь или нет, главное – чтобы она была законно зарегистрирована: должен быть устав религиозной организации, тогда эта организация может действовать. Поэтому на уровне государства внутрицерковные вещи не влияют ни на устав, ни на регистрацию, ни на имущество религиозной организации.

Потому же, почему вообще Россия против независимой Украины. «Мыжебратья», оккупированный Крым и Донбасс, русский язык как второй государственный и контроль России над церковью в Украине – все это разные лица «русского мира», а по сути – желание кремлевского руководства держать Украину под контролем.

Источник: https://24tv.ua/ru/avtokefalnaja_cerkov_ukrainy_chto_jeto_i_chto_izmenit_avtokefalija_v_ukraine_n955343

Томос наш: Чем «украинский» документ об автокефалии отличается от других

Подписанный Вселенским патриархом Варфоломеем Томос о предоставлении украинской церкви автокефалии имеет отличия от документов, предоставленных церквям других стран. Об этом сообщает «Настоящее Время».

Отныне в мире существует 15 поместных православных церквей. Некоторые из них сформировались в древности, некоторые получили независимость не так давно, отстранившись от древних церквей. Их – восемь.

«Украинский» Томос примечателен тем, что в нем четко очерчены границы церкви. УПЦ не имеет права иметь свои общины за рубежом. Таким образом, объединения украинцев в европейских странах, США, Канаде переходят под юрисдикцию Вселенского патриархата.

Кроме того, ранее по умолчанию предполагалось, что во всех спорных моментах третейским судьей является Вселенский патриарх. Теперь это прописано.

Оговаривается также, что без согласования с Константинополем нельзя изменить статус церкви, титул ее руководителя или устав, по которому она живет.

Томос томосу – рознь. Иногда в документах рассказывается история церкви. Например, у сербов подробно описывается, как возникло Королевства сербов, хорватов и словенцев. Нечто похожее присутствует в «польском» томосе.

Получая свой документ 1937 году, Албанская церковь прописала в нем обещание светской власти гарантии свободы и права православных верующих. Это местные особенности, поскольку в Албании православные находятся в меньшинстве. Получив такие гарантии, удалось добиться независимости церкви.

Румынская церковь получила свой томос в 1885 году. В нем среди прочего отмечено, что о нем просил Константинополь «его величество король Румынии и его королевское правительство». За «греческий» томос просили в 1850 году правительство, духовенство и сами верующие. Уникальность его еще и в том, что прописано право Синода на регистрацию разводов верующих без обращения в Константинополь.

Прописывается в томосах и то, где церковь будет брать церковное масло, необходимое при крещении или освящении новых храмов. Место это для Греческой, Албанской, Польской, Чешской и Словацкой церквей – Константинополь. Там же будет брать УПЦ.

Во всех томосах указывается название церкви и ее предстоятеля. В «украинском» — еще и президента Украины Петра Порошенко.

Кроме того, после избрания нового главы церкви он должен направить обращения руководителям других церквей. Это правило для всех.

Напомним, в субботу, 5 января, Вселенский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии. Этому предшествовало проведение 15 декабря 2018 года Объединительного собора, где  избрали главу УПЦ.

Им стал митрополит Епифаний. Таким образом была основана новая православная церковь Украины.

Эти события уже послужили поводом для выхода из подчинения представительства РПЦ в Украине не менее 40 общин.

Источник: https://InfoResist.org/tomos-nash-chem-ukrainskiy-dokument-ob-avtokefalii-otlichaetsya-ot-drugih/

Украина вернет томос об автокефалии в Стамбул

КИЕВ, 7 янв – РИА Новости. Томос об автокефалии «новой церкви» Украины в ближайшие дни увезут обратно в Стамбул, рассказал руководитель департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Андрей Юраш.

«В ближайшие дни он (томос – ред.) вернется в Стамбул в Константинопольский патриархат»,- сказал Юраш во время рождественской литургии в соборе Святой Софии. Трансляцию вел телеканал NEWSONE.

Он пояснил, что там должны быть подписи всех членов синода константинопольского патриархата, а сейчас есть подпись только патриарха Варфоломея.

Синод состоится через два дня, отметил Юраш. На его заседании планируется подписание документа об автокефалии. После этого томос снова вернут на Украину. По словам Юраша, его будут хранить «в особых условиях».

Болезненные положения

Украинский теолог, проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега ранее обратил внимание на то, что томос содержит ряд «болезненных» для Киева положений.

Так, он содержит требование, согласно которому раскольнической церкви запрещено создавать свои структуры за пределами страны. По его словам, ни в одном из томосов, которые издавались ранее, не было подобных положений. При этом в томосе для так называемой «новой церкви» Украины четко указано, что ее юрисдикция ограничена территорией страны.

Бурега отметил, что глава «новой украинской церкви» Епифаний Думенко «не может ставить епископов или основывать приходы за пределами государства». Все церковные структуры, которые находятся за пределами Украины, должны будут перейти под юрисдикцию Константинопольского патриархата.

«Здесь нужно пояснить, что под православной диаспорой принято понимать всех тех православных, которые проживают на территориях, где не существует поместных православных церквей (это, прежде всего, Западная Европа и Америка). Константинопольский патриархат считает своим эксклюзивным правом духовное окормление православных верующих на этих территориях», – пишет профессор.

Он обратил внимание на то, что жители Восточной Европы, которые уезжают в другие страны, хотят сохранить связь со своими национальными церквями. Они неохотно интегрируются в другие церкви, подчеркнул Бурега.

Но Константинополь лишил «новую церковь» права создавать или иметь такие структуры.

По мнению теолога, теперь ей предстоят непростые переговоры с Константинопольским патриархом о назначении украинских священников в церкви, расположенные за границей, для служения в украинских церковных общинах.

«Понятно, что подчинение этих общин греческим священникам выглядит нереалистично», – резюмировал Бурега.

Получение томоса

В декабре 2018 года Порошенко и Константинопольский патриарх Варфоломей инициировали проведение «объединительного собора» в Киеве. На мероприятии присутствовали в основном представители неканонических церковных структур, однако его посетили два епископа канонической Украинской православной церкви, после чего УПЦ запретила их в священнослужении.

Во время «собора» избрали главу новой «автокефальной церкви» Епифания Думенко. В РПЦ назвали каноническое значение «собрания» ничтожным, а возможность признания Епифания – почти невыполнимой задачей.

В воскресенье Константинопольский патриарх передал Киеву томос об автокефалии «новой церкви».

В документе прописаны ограничения, которые делают структуру зависимой от Константинополя – например, ее юрисдикция ограничивается территорией страны, она не может ставить епископов или основывать парафии (приходы) за границей. В РПЦ «автокефалию» назвали «пустышкой», а день подписания томоса – трагическим в истории вселенского православия.

Источник: https://ria.ru/20190107/1549096443.html

Варфоломей вручил Епифанию томос об автокефалии ПЦУ

Константинопольский патриарх Варфоломей вручил главе раскольнической «православной церкви Украины» (ПЦУ) митрополиту Епифанию томос об автокефалии. Церемония, которую транслировали украинские СМИ, прошла в соборе святого Георгия в Стамбуле. При этом присутствовали президент Украины Петр Порошенко, спикер Верховной рады Андрей Парубий, члены правительства и «авторитетные» бизнесмены.

УПЦ посчитала невозможным присоединение к автокефалии

Документ о предоставлении автокефалии Украине был подписан Варфоломеем накануне. После этого он принял Порошенко, который привез константинопольскому патриарху шоколад с собственной фабрики.

Кстати, в конце декабря Варфоломей рассказал, что взял за «автокефалию» с Порошенко не деньгами, а конфетами и шоколадом, и весь его раздал.

Что не отменяет еще весною обнародованной информации о полученных Варфоломеем от Порошенко 25 миллионах долларов.

Напомним, так называемый «объединительный православный собор» на Украине, утвердивший устав новой церкви, прошел 15 декабря прошлого года. При этом каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата, имеющая наибольшую паству в стране, не признала решение «собора нечестивых».

Как заявил митрополит Епифаний, для формирования руководства ПЦУ (при этом в Стамбуле предлагают другую аббревиатуру — СЦУ, «святая церковь Украины», прим. «РГ») потребуется около двух месяцев после вручения томоса.

В документе отмечается, что «права Вселенского престола на экзархат на Украине и священные ставропигии остаются непреуменьшенными», и все «значительные вопросы» Святейшая церковь Украины (именно так в тексте называется ПЦУ) должна решать через Стамбул. При этом автокефалия ПЦУ ограничена границами украинского государства, она не может назначать епископов или создавать парафии за пределами Украины.

В РПЦ считают, что томос для новой украинской церковной структуры является простой бумагой, не имеющей канонической силы. По мнению председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, все это результат неуемных политических и личных амбиций.

РПЦ: У канонической УПЦ гораздо больше прав, чем получит автокефалия

Между тем украинские СМИ отмечают некоторые странности во всем этом процессе. Так, ни на церемонии подписания, ни на вручении не было главы Киевского патриархата митрополита Филарета.

Зато в Стамбул приехал кабмин Украины почти в полном составе. Издание «Страна» задается вопросом, за чей счет в Турцию прилетели чиновники, не имеющие никакого отношения ни к томосу, ни к в строгом смысле православию, как тот же униат Парубий.

Рядом с официальными лицами присутствовал также бизнесмен Александр Петровский — крайне неоднозначная личность. В СМИ Петровского (он же Налекрешвили) называли криминальным авторитетом, правда, свою принадлежность к уголовному миру он отрицает.

Кстати, некоторые украинские министры относятся к греко-католической церкви, подчиняющейся Ватикану, и непонятно, что они делали в Стамбуле.

  • С церковной точки зрения сложно оценить замысел Киева по созданию автокефальной церкви, считает религиовед и профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев, которого цитирует RT.
  • Эксперт отметил, что подписание томоса — понижение статуса по сравнению с прежним положением канонической Украинской православной церкви (УПЦ).
  • Говоря о политической стороне вопроса, он отметил, что ситуация с автокефалией нужна Киеву накануне предстоящих выборов.

«Такое решение потребовалось Порошенко, чтобы получить козыри на выборах и остаться в истории как президент, при котором была создана автокефальная церковь. Не только карательными операциями в Донбассе прославиться и прочими казусами, но и такой вот вещью», — сказал Силантьев.

Источник: https://rg.ru/2019/01/06/varfolomej-vruchil-epifaniiu-tomos-ob-avtokefalii-pcu.html

Томос, автокефалия и Синод: что это такое

В обыденный лексикон украинцев последнее время начали проникать слова, которые раньше случалось слышать только от представителей церкви, религиозных людей или историков. Конечно, многие и так знают и понимают значение таких слов как «Томос» и прочие, но лишний раз напомнить — точно не помешает.  

Информатор решил прояснить настоящие значения этих слов. Ведь поскольку Украина готовится к созданию Единой украинской повсеместной церкви, стоит еще раз освежить знания.

Поместная церковь — независимая (автокефальная) церковь со своей организацией и структурой. То есть поместная церковь – это независимая самоуправляемая церковь на определенной территории.

«Материнская» церковь — это автокефальная церковь. Она дает право на создание поместных церквей, которые ранее входили в ее юрисдикцию.

Автокефалия — статус поместной церкви, который предполагает ее административную независимость (автономию).

 Автокефальная церковь — это поместная Православная Церковь с признанной за ней территорией, на которой не должны действовать другие поместные церкви. Она не является частью другой Православной Церкви.

Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви после избрания должен быть утвержден патриархом  автокефальных Церкви.

Томос — своеобразный церковный указ предстоятеля поместной Православной церкви по какому-то важному вопросу церковного устройства.

В этом документе содержится решение Священного Синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии.

  При получении Томоса некоторой части «материнской» церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. Томосы пишут в торжественном стиле.

Синод или Собор. Они бывают двух типов: Вселенские или Поместные («частные»).  Первоначально синоды — это встречи епископов.

В английском языке это общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента.

Синод,обычно, означает постоянное собрание старших (иногда всех) епископов, управляющих определенной поместной православной Церковью.

Напомним, что ранее мы писали о том, что в Киеве Президент рассказал об объединительном соборе украинских церквей. 5 декабря в Киеве прошел масштабный форум местного самоуправления. На мероприятии собрались представители власти со всей Украины.

Вступительные слова прозвучали от первых лиц государства. А еще ранее мы писали о том, что патриарх Филарет сделал экстренное обращение и рассказал о Томосе для Украины. 11 октября в Киеве патриарх Филарет обратился украинцам.

Священнослужитель рассказал о предоставлении Томоса Украине и о снятии с него анафемы.

Лилия Витюк

Источник: https://kiev.informator.ua/2018/12/14/tomos-avtokefaliya-i-sinod-chto-eto-takoe/

Украина получила томос об автокефалии. Чем ответит Русская православная церковь?

10 Января 2019 г. 19:25

Читайте также:  Утренние и вечерние молитвы: текст

6 января Константинопольский патриарх Варфоломей вручил главе раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифанию томос об автокефалии. 9 января документ был подписан всеми архиереями синода Константинопольского патриархата, что окончательно завершило его оформление.

Позиция Русской православной церкви по данному вопросу остается неизменной: руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси Александр Волков заявил, что действия Константинополя «основываются на лжи и обмане».

О том, что в этой ситуации станет с православием в Евразии и какие факторы приобретут определяющее значение в политике РПЦ, читайте в статье руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина специально для «Евразия.Эксперт».

Церковный раскол на территории Украины поставил перед Русской Церковью, да и самим российским обществом, вопросы, которые не считались актуальными, либо мы боялись их себе задавать.

Безусловно, РПЦ существует в разных государствах на пространствах бывшего Советского Союза, но насколько она обладает реальной силой? РПЦ – это, прежде всего, Церковь российская, но отстаивает ли она интересы российского государства в других странах?

Дискуссии вокруг создания новой поместной церкви в Киеве под эгидой администрации Петра Порошенко и позиции Украинской православной церкви (УПЦ) показали, что однозначных ответов на эти вопросы нет.

Их нет, в первую очередь, у самого руководства РПЦ (тогда как многие православные деятели с готовностью отвечают на эти вопросы позитивно).

В РПЦ периодически дают понять, что внутренняя и внешняя политика России не тождественна интересам Церкви, что говорит о ее реальной независимости от государства и стремлении занять место наднациональной силы на всей территории Евразии, от русской диаспоры в Западной Европе до православных в Китае и Японии.

Несмотря на очень нервную и неприятную ситуацию с разделом православного мира Украины в 2018 г., именно украинский конфликт как следствие российско-украинского кризиса 2014 г. помогает РПЦ выработать свою особую политическую позицию. Попробуем определить некоторые направления, по которым уже сейчас идет развитие РПЦ.

Переосмысление «Русского мира»

Дистанцирование от «русского мира» – складывание своего понимания того православного мира, который является частью общей христианской цивилизации, наряду с католицизмом. Значение идеи «русского мира» стало падать после того, как она успешно сыграла свою роль в объединении Зарубежной церкви и РПЦ. После 2014 г.

патриарх Кирилл неоднократно пытался перевести идею «русского мира» в чисто культурную плоскость как обозначение духовной общности евразийского пространства, отмечая, что нельзя использовать эту идеи во внешнеполитических целях.

Однако объективные обстоятельства сделали «русский мир» политическим эвфемизмом внешней политики РФ, и церковное руководство практически перестало употреблять это словосочетание. Еще только став главой РПЦ в 2009 г.

, патриарх Кирилл перестал акцентировать внимание на идеологии «русской цивилизации», так как этого требовала роль предстоятеля, находящегося над схваткой и объединяющего многие народы России и сопредельных стран, а также дальнего зарубежья.

На смену «русской цивилизации» пришла «восточнославянская», а затем и «восточнохристианская» традиция, которая на самом деле существует не только на Востоке, но и в Западной Европе, США, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии.

И именно эта традиция теперь, после трагического разрыва с Константинопольским патриархатом, представлена в мире именно всем многообразием РПЦ, а не Фанаром во главе с патриархом Варфоломеем (каких-то сто лет назад российское общество и власти мечтали освободить Константинополь и его патриарха из-под власти турок). Из переосмысления «русского мира» есть два следствия. РПЦ за границами России (руководства подразделений РПЦ), как правило, не поддерживает никакие националистические русские движения, что хорошо видно на примере Прибалтики, Молдовы и Украины. И РПЦ не распространяет свою юрисдикцию автоматически на ту территорию, на которую пришел «русский мир» – в Абхазии и Южной Осетии РПЦ формально признает власть Грузинской церкви, хотя фактически ее там нет, местные приходы не признает, как и не поддерживает стремления создать свои автономные церкви. В Крыму сохранены структуры Украинской православной церкви, с непризнанными Донецкой и Луганской республиками РПЦ никогда не поддерживала отношений (контакты были только через Виктора Медвечука в рамках обмена пленными и с епархиями УПЦ в зоне конфликта). Как заявлял патриарх Кирилл в 2011 г., посещая Молдову, – «я не посол Российской Федерации».

Социализация православия

Социализация православия – укрепление социальной роли православия вместо государственнической позиции. Украинский церковный раскол ярко продемонстрировал, что люди намного важнее огромного массива собственности.

Многотысячные крестные ходы, гражданские активисты в приходах и монастырях в намного большей степени способны спасти Церковь от дальнейшего развала, а также от оппортунизма и корыстности местного духовенства, чем имущество.

Общественная поддержка позиции Церкви вырастает из развития церковной демократии снизу – открытость духовенства, дела милосердия, широкое привлечение добровольцев в социальные и культурные проекты, межконфессиональный диалог.

РПЦ энергично идет в направлении такого рода церковной демократизации, заимствуя лучшие примеры служения обществу из католического и протестантского опыта.

Безусловно, тяга православия к тесным отношениям с государственной властью остается, особенно в России, где легитимность власти во многом основана на определенной православной идентичности.

Но все же тенденция к отделению от государства существует.

В Украине УПЦ уже ощущает себя гонимой, а политики заявляют о необходимости ликвидации УПЦ.

Даже если на новом витке политической истории Украины УПЦ окажется в большем фаворе, чем небольшая Поместная церковь Украины (ПЦУ), то прививка независимости у нее все равно останется.

Отдаление Церкви от власти – это урок, который заставляет церковь трудиться в направлении максимальной открытости по отношению к обществу, и, как показывает пример Европы, это почти всегда ведет к оздоровлению церковной жизни и привлечению активных прихожан.

Во многих государствах подразделения РПЦ существуют в конкурентной среде, как, к примеру, в Беларуси, где наряду с Белорусской православной церковью властью признаны «традиционными» католики, реформаты, лютеране.

В качестве, скорее, религиозного меньшинства выступают епархии РПЦ в республиках Центральной Азии. В России демократизация РПЦ снизу идет медленно, но поступательно, а представители РПЦ, к примеру, уже критиковали власть за поддержку олигархов и растущую пропасть между богатыми и бедными, за рост тарифов на ЖКХ, за нежелание идти навстречу Церкви и ограничивать аборты и т.д.

Конец идеи «Третьего Рима»

Отделение от идеи «Третьего Рима» – психологически чрезвычайно важный момент, включающий в себя сразу несколько элементов.

Разрыв (пусть даже временный) с Константинопольским патриархатом и дружба с «первым Римом» – Ватиканом (похоже, долговременная) делают бессмысленной апелляцию к позиции «третьего Рима» (можно, конечно, заявлять, как многие православные эксперты, что теперь мы точно «единственный Рим», но зачем?).

Произошло удвоение или даже утроение духовных центров – помимо Москвы, патриарх Кирилл постоянно подчеркивает, а после 2014 г. с еще большей силой, что «наша крещенская купель» и «наше сердце» находятся в Киеве. Наконец, участие РПЦ в общественной мобилизации 2012 г.

в России показало, что слишком сильная ассоциация Церкви с позицией государства ничего ей не приносит, а иногда и вредит развитию ее миссии. Это означает, что РПЦ, пройдя советские гонения и новейший «религиозный бум», просто выросла из идеи «Москвы-Третьего Рима».

Сейчас сложно сказать, насколько эти тенденции неизбежны и будет ли руководство РПЦ им следовать. Возможно более причудливое переплетение обстоятельств, как это часто бывает в церковной жизни.

Никуда не ушли и другие черты РПЦ: бюрократизация, корпоративная закрытость от общества, склонность к политическим сделкам с властью.

Однако стоит увидеть новые возможности, которые открылась перед российским православием благодаря националистическому безумию украинских политиков и сказочным амбициям (о владении миром) патриарха Варфоломея.

Выводы для Церкви

В рамках масс-медиа популярными и общепринятыми стали зловещие образы врагов РПЦ в Украине и в США, а также образ главного врага «вашингтонского папы» с Фанара – Варфоломея. В прессе появлялись и прямые обвинения РПЦ в том, что действия или бездействие ее руководства привели к «потере» Украины.

Между тем, Русская Церковь и лично патриарх Кирилл показали способность к изощренной церковной дипломатии и стремление сохранять статус-кво ради своих интересов даже в ситуации начала конфликта с Украиной и общероссийской «крымской» эйфории (некоторые эмоционально агрессивные проповеди патриарха не добавили ничего хорошего, но и не испортили общую картину).

Кроме того, оказалось, что УПЦ не так легко расколоть, а какие-то отдельные юрисдикции «раскольников» (с точки зрения РПЦ) в Беларуси, Молдове или внутри России (где также есть приходы Киевского патриархата, например) не играют большой роли и вряд ли смогут повредить РПЦ.

В перспективе в политике РПЦ намного большее значение и будут иметь два фактора: во-первых, это налаживание двусторонних отношений РПЦ с государствами Евразии (от стран Евросоюза и бывшего СССР до продвижения своих скромных интересов в Китае, Южной и Северной Корее).

Во-вторых, включение РПЦ в межрелигиозный (с исламом, который также является ведущей объединяющей силой Евразии, с буддизмом, иудаизмом) диалог, который на высшем уровне ведется в рамках Межрелигиозного совета СНГ, и межконфессиональный диалог (с католиками и протестантами), который вне Западной и Восточной Европы буксует или находится на нуле. Значение такого диалога очевидно на примере активной лоббистской деятельности Всеукраинского совета церквей, где УПЦ, Киевский патриархат, греко-католики, католики и протестанты решали многие вопросы вместе, добиваясь от парламента принятия законопроектов о налогообложении, капелланах в армии, вместе поддерживая евромайдан и т.д.

Далеко не просто так святые отцы церкви любят цитировать евангельскую фразу о том, что «врата ада не одолеют церковь». Церковный «карточный домик» только с виду кажется карточным, с разных точек зрения доказывая парадокс христианской жизни – гонения и кризисы только укрепляют веру и институты, ее утверждающие.

Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН

Источник: https://eurasia.expert/ukraina-poluchila-tomos-ob-avtokefalii/

Томос об автокефалии создаст поместную православную церковь

Для предоставления томоса может быть создана специальная комиссия из нескольких митрополитов. Бывают случаи, когда Вселенский патриарх сам может предоставить томос и без согласия на то других православных церквей. Томос поможет создать собственную единую автокефальную поместную церковь.

Томос об автокефалии и что такое поместная церковь

Поместной церковью в православии называется автокефальная церковь, которая имеет свою структуру и организацию. Термин «поместный» происходит от слова «поместье» (земельное владение). То есть, поместная церковь является самоуправляемой структурой на определенной территории. Она одновременно существует, как национальная церковь.

В мире около 20 автокефальных православных церквей: в Греции, Болгарии, Грузии, Польши и других странах. Иногда они взаимодействуют между собой и принимают общие решения.

Около двух десятков церквей существуют, как самовольные автокефалии. Но, не смотря на это, они не имеют права голова на международной канонической арене. В подчинение автокефальной церкви находится автономная православная церковь. Примером является Синайская церковь, которая независима от Иерусалимской.

В православии нет единого церковного центра. Святейший патриарх, архиепископ Константинопольский, носит титул Вселенского патриарха чисто номинально.

Важность создания единой поместной православной церкви и провозглашение томоса

Границы юрисдикции в единой поместной православной церкви, совпадают с государственными границами. В истории, сразу после возникновения независимого государства создавалась поместная церковь. Она является еще одним гарантом соборности страны.

Каноны Православной Церкви не имеют постоянного способа провозглашения автокефалии той или иной Церкви. Автокефальной может стать только та Церковь, которая имеет возможности самостоятельного существования, независимо от другой церковной власти.

Главным условием является наличие трех епископов. В случае смерти одного, два других должны быть его преемниками. Для автокефалии необходимо достаточное количество пастырей и паствы, для проведения богослужений.

При возникновении поместной православной церкви учитывается политическая независимость народа и мнение государственной власти соответствующей страны.

Поместный  Собор должен издать постановление, в котором будет указано, что соблюдается общая воля духовенства, епископата, и мирян соответствующей Церкви.

Когда принимается решение о соборности, его должны признать со стороны Матери-Церкви и других поместных православных Церквей. По историческому опыту известно, что Христовой Церкви автокефалия не предоставляется, а признается другими Поместными Церквями.

Соборная церковь имеет право провозглашения автокефалии. Для этого необходимо соблюсти все основания и условия. Право первой признать эту автокефалию принадлежит Матери-Церкви.

Источник: http://www.1rre.ru/224285-tomos-ob-avtokefalii-sozdast-pomestnuyu-pravoslavnuyu-cerkov.html

Ссылка на основную публикацию