Икона воздвижения креста господня: в чем помогает, значение

В церковном искусстве есть изображения, когда требуется некоторое время, чтобы понять, о каком именно событии рассказывает икона, фреска или мозаика. Но есть и другой пласт сакральной живописи — там человек, даже слабо знакомый с Писанием и Преданием, легко узнаёт изображенный сюжет. К таким иконам относится и образ праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых.

Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их.

Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел.

Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры.

Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения.

А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию.

И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия.

Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов.

Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан.

Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме.

Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре.

По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест.

Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся.

Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин.

Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий.

Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха.

Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся.

По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню.

По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

 И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного).

Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу.

Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл.

Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.

Источник: https://foma.ru/ikonografiya-prazdnika-krestovozdvizheniya.html

О чем говорят иконы: воздвижение креста господня

Почему царица Елена и римский император Константин Великий, ее сын, причислены к лику равноапостольных святых? Что за брус приказал закопать Соломон и почему? Зачем проводились раскопки на горе Голгофа и что за святыня исцелила больного и воскресила мертвого? На эти вопросы отвечают росписи, мозаики, иконы и картины, созданные в честь праздника Воздвижения Креста Господня, который православная церковь отмечает 27 сентября.
Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Крестовоздвижение — единственный из двенадцати главных праздников годового цикла, события которого не упомянуты в Священном Писании. Об обретении Креста начинают писать римские историки и церковные деятели в конце IV века.
Первый римский император, прекративший преследования христиан, Константин Великий был не просто императором, но еще и основателем новой христианской империи, столицей которой стал город, названный по имени первого христианского венценосца — Константинополь.

По божественному провидению знамение Креста Господня трижды помогало войску римского императора Константина одержать победу над врагами. После этих событий император (не без внушения свыше) решил отыскать место погребения Иисуса и само древо Креста, на котором был распят Спаситель, чтобы поклониться святыне. Благочестивое намерение императора исполнила его мать — императрица Елена. В 326 году царица, будучи уже в преклонных летах, отправилась на Святую землю.

Самые ранние изображения, посвященные обретению Креста, сохранились в росписях и мозаиках греческих и древнерусских храмов Х-ХІ веков. На них предстают Святые Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста. Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII—XIV веков. В последующие столетия иконография усложнилась: в композицию икон и религиозных картин включали сцены, иллюстрирующие паломничество Елены в Иерусалим.
Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Задуманное Константином и Еленой предприятие было не из легких. Через сто лет после смерти Христа римский император Адриан, боровшийся с христианством, приказал засыпать пещеру, где был погребен Христос, и на месте Его казни построил храм богини Венеры. Елена, приехав в Иерусалим и заручившись поддержкой епископа Макария, предприняла раскопки на горе Голгофа и открыла пещеру гроба Господня. Неподалеку от нее были найдены три креста и доска с надписью «INRI» (Иисус Назарянин Царь Иудейский), которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте их Учителя. По преданию, прикладывание одного из крестов исцелило больного и воскресило мертвого, что было знаком его святости.На торжественной службе, посвященной обретению Креста Господня, епископ иерусалимский Макарий, поднял (воздвиг) над верующими крест, чтобы бесчисленное множество христиан, собравшихся с окрестных земель, могли хотя бы издали благоговейно созерцать великую святыню. Так праздник получил свое название — Воздвижение Честного (Истинного) и Животворящего Креста Господня — и начал отмечаться в христианских странах.

Читайте также:  Успение пресвятой богородицы: картинки, открытки

Святой Крест поместили в храме Гроба Господня, который построила царица Елена над пещерой, где был погребен Иисус. Частицу Животворящего Креста она отправила своему сыну Константину.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Итальянский художник Пьеро делла Франческа проиллюстрировал историю обретения Животворящего Креста в росписях Базилики Святого Франциска в Ареццо в 1458—1466 годы. В работе ему помогала книга «Золотая легенда» — сборник житий святых и христианских легенд, написанная доминиканским монахом Иаковым Ворагинским в 1290 году. Европейские художники XIII—XVI веков, работая над религиозными сюжетами, непременно обращались к «Золотой легенде».Во времена Средневековья эта книга по популярности уступала лишь Библии. В «Золотой легенде», вспоминая героев Ветхого Завета, рассказчик излагает предание о происхождении самого Древа Креста. На смертном одре Адам просит своего сына Сифа принести ему из Рая масло прощения. У ворот Эдемского сада его встречает архангел Михаил и говорит, что масло прощения всему миру будет даровано через 5 500 лет и дает Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла — ее тот положит в рот Адама при погребении. Из этой ветви выросло дерево, из которого был сделан Крест для распятия Иисуса. «Поклонение царицы Савской священному Древу» рассказывает о приезде царицы Савской, волшебницы и сивиллы, к царю Соломону. По пути в Иерусалим она преклонила колени перед балкой, служившей мостом через ручей. По легенде, этот деревянный брус был сделан из той самой проросшей ветви на могиле Адама. Поклонившись ему, царица предрекла, что Спаситель мира будет распят на этом древе. Испугавшись пророчества, Соломон приказал закопать брус, однако спустя тысячу лет при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных он был найден, и именно из него сделали орудие казни Иисуса Христа.Описанное в «Золотой легенде» чудо, случившиеся с императором, художник проиллюстрировал во фреске «Видение Константина». Константин, едва придя к власти, подавлял восстания других претендентов на трон. Перед одним из важных сражений он обратился к Богу с молитвой о помощи, и Господь услышал его мольбы: император увидел в небе лучезарный крест и надпись на нем — «Сим победиши». Пораженный чудесным явлением, которое видели также и воины, Константин впал в глубокий сон. Во сне ему явился ангел и повелел начертать крест на боевом знамени, обещая победу во всех сражениях. Царь исполнил, как было велено, и одержал три блестящие победы.
Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Пьеро делла Франческа «Пытка Иуды»

Сцена «Пытка Иуды Кириака» изображает поиски Елены места распятия Христа. Разыскивая Животворящий Крест, императрица расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными.

Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который отказывался говорить, и тогда Елена приказала бросить его в колодец.

Через семь дней Иуда привел императрицу к храму Венеры и указал место для раскопок.

В 610-е годы Иерусалим завоевал персидский царь Хосров II и увез с собою Святой Крест. Но Господь не позволил, чтобы христианская святыня пребывала у язычников, и через несколько лет греческий император Ираклий одержал над персами победу. В 631 году в торжественной процессии на собственных плечах он принес Крест в Иерусалим, который снова установили в Церкви Святого Гроба.
На Руси иконография сюжета Воздвижения Креста Господня сложилась в XV—XVI века. Композиция представляет многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, его поддерживают диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и верующие, пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, изображены фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда в композицию икон Крестовоздвижения включают сцены чудес, связанные с обретением Креста Господня, например, образы исцеленного старца от тяжелой болезни или мертвого человека, воскресшего от прикосновения к Кресту.
Иисус Христос принес Себя в жертву для спасения всех людей. Верующие в Него осеняют себя крестом, носят на груди крестик, как защиту и знак Христовой победы над смертью. У каждого христианина есть также и личный крест, приносящий страдания, потому его нелегко принять, но как сказал Господь: «Кто не возьмет крест свой и не следует за Мной, тот недостоин Меня» (Матфей 10, 38).Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: «Воздвижение Креста», XVI век. Фрагмент

Художники, упоминаемые в статье

61 работа

Источник: https://artchive.ru/publications/3609~O_chem_govorjat_ikony_Vozdvizhenie_Kresta_Gospodnja

Икона Воздвижения Креста Господня | Мария Магдалина

Событие, воспоминаемое в день праздника Воздвижения Креста Господня, произошло много позже описанных в Евангелии священных деяний и связано с теми промыслительными действиями, которые Господь благословил осуществить ради нашего спасения.

Причиной установления праздника явилось обретение царицей Еленой того самого Креста, на котором был распят Христос. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян.

Обретение его случилось в царствование императора Константина Великого в 326 году. По сообщениям церковных историков IV-V вв. (Геласия Кесарийского, Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др.

), мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Господа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для императора знаком победы над противником[1].

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Святые Равноапостольные Константин и Елена. Из собора Благовещенского монастыря в Муроме. 1718 г.

Крест был найден царицей Еленой и иерусалимскиим патриархом Макарием в результате раскопок близ пещеры Гроба Господня на месте языческого храма Венеры. Место, по преданию, было указано престарелым евреем из иерусалимских иудеев по имени Иуда[2].

В земле были обнаружены три креста, рядом с которыми лежала дощечка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Из трех орудий казни Крест Христов был определен тогда, когда от соприкосновения с ним воскрес умерший, которого в это время проносили по улице для погребения.

Получив указание Божие на истинный Крест Господень, царица Елена, патриарх и все духовенство стали поклоняться ему и лобызать его. Чтобы дать возможность многочисленному народу увидеть Крест, патриарх Макарий, став на возвышенное место, несколько раз поднимал его, откуда и произошло название праздника как Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Впоследствии св. царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, в числе которых были храмы, воздвигнутые в Вифлееме (на месте Рождества Христова), на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими крестными страданиями.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Древа Креста Господня и гвозди, которыми был прибит Спаситель.

Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен уже после смерти равноапостольной Елены 13 сентября 335 года.

На следующий день, 14 сентября (27 сентября н.ст.), было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В день Воздвижения вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В VII веке персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в числе многих святынь увез и Животворящий Крест.

Лишь при императоре Ираклии, победившем с Божией помощью Хозроя в 629 г., христианам была возвращена их великая святыня.

При встрече возвращенного из Персии Креста, как и некогда при событии его обретения, предстоятель, давая возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, несколько раз воздвигал для поклонения Животворящее Древо.

Установление праздника

В начале своего установления праздник Крестовоздвижения был непосредственно связан с праздниками в честь освящения базилики Мартириума и ротонды Воскресения, основанным на месте Распятия и погребения Господа, по отношению к которым он имел первоначально второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., первое общецерковное празднование Воздвижения было совершено 17 сент. 334 г. в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

В конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением.

По свидетельству паломницы Эгерии этого времени Обновление праздновалось в продолжение восьми дней. Каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как и на Богоявление и Пасху.

На праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Воздвижение Креста; Россия. Новгород Великий; XV в.

Таким образом, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий основное торжество в честь Обновления иерусалимского храма Воскресения. К концу VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником по отношению к Обновлению, которое сделалось предпраздничным ему днем.

Особенностью богослужения Воздвижения Честнаго Креста является вынос Креста на утрени после Великого славословия.

Священник кладет Крест на аналое на середине храма, а затем совершается троекратное поклонение Кресту с пением тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Это песнопение поется также и на Литургии вместо обычного Трисвятого. Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему.

В честь Распятого Спасителя праздник Воздвижения соединен со строгим постом. Эта особенность получила свое начало от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм в простой одежде и с необувенными ногами и заповедал потому проводить этот праздник в посте.

Священные песнопения Воздвижению были составлены святыми отцами V-VIII вв. — Андреем Критским (часть стихир на литии), Феофаном Исповедником, императором Львом Мудрым и др. Канон Воздвижению написан прп. Косьмой, епископом Маюмским.

Духовный смысл праздника

«Крест — хранитель Вселенной», «Крест — красота Церкви», «Крест Ангелов слава и демонов язва» — в таких дивных словах Святая Церковь прославляет Честной Крест в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения.

Авторы песнопений, посвященных этому событию, не много останавливаются на самом факте обретения Креста, а более обращают свой мысленный взор на Пасху — крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Спасителя. Не случайно некоторые тексты очень напоминают песнопения служб Великого Пятка.

Читайте также:  Донская икона божией матери: значение, в чем помогает

Святой Крест, благоговейно чествуемый Церковью, является указанием для личной жизни каждого из нас. Он напоминает христианину об обязанности самоотвержения по евангельскому слову: «если кто хочет идти по Мне, да отвергнется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Лк. 9, 23; Мк. 8, 34).

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Воздвижение креста, Покров и избранные святые. Трехрядница. 1565 г. Государственная Третьяковская галерея

Праздник Воздвижения имеет и прямое отношение ко второму пришествию Господню, так как, по слову Спасителя, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф.24, 30). Этот эсхатологический аспект праздника призывает нас к ответственности, к глубоким, покаянным размышлениям.

Иконография

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв. Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы.

На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие.

Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.

, известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в.

такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста. Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI в.

Изображения события обретения Креста императрицей Еленой известны в византийском искусстве с IX в. (миниатюра из «Слов Григория Назианзина»).

На раннем этапе формирования иконографии в основу композиции Воздвижения легла не историческая сцена с Патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Св. Софии в Константинополе.

Самым ранним примером является миниатюра из Минология Василия II, где представлен епископ на ступенчатом амвоне перед алтарем, держащий в вытянутых руках Крест.

С незначительными отличиями в деталях эта сцена повторяется в миниатюрах из синаксарей (Синаксарь Захарии Валашкертского, первая четверть XI в.), лекционариев и псалтирей (Лондонская (Феодоровская) Псалтирь, 1066 г., Балтиморская псалтирь, XIV в., Киевская псалтирь, 1397 г.), а также на иконах (икона из монастыря св. вмц. Екатерины на Синае).

В Евангелии с синаксарем XI в. представлены две сцены — «Поклонение Кресту» и «Воздвижение Креста». На первой слева изображены клирики, покланяющиеся Кресту, лежащему на престоле, справа представлен епископ с нимбом, держащий кадило и Евангелие, за ним — три епископа без нимбов. На амвоне изображен епископ с Крестом и три клирика, все в повороте вправо.

В Псалтирях сцена Воздвижения обычно иллюстрирует псалом 98. Лицом, воздвизающим Крест, является здесь святитель Иоанн Златоуст. Возможно, это связано как с тем, что на 14 сентября приходится память этого святителя, так и с тем, что он является одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции.

Изображения императора Константина в сцене Крестовоздвижения появляются только в палеологовскую эпоху. В настенном минологии сербской ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320 г.) в композиции Воздвижения справа от амвона представлен император с Крестом на длинном древке. В верхней части фрески расположены поясные изображения святителя Иоанна Златоуста и неизвестного св. папы.

В росписи церкви греческого монастыря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (Кипр), 1494 г., представлен целый иконографический цикл, посвященный явлению Креста императору Константину и истории обретения Креста императрицей Еленой.

[1] Накануне решительной битвы с римским правителем Максенцием, император Константин и все его войско увидели на небе святой Крест с надписью «Сим победиши».

В этот же день во сне Константин увидел Христа, повелевшего ему сделать на знаменах своих войск кресты и предрекшего, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие и, одержав победу, велел поставить в Риме на городской площади статую с крестом в руке.

С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, считая себя недостойным принять раньше это таинство.

[2] О человеке, который помог обрести Крест, в предании сообщается, что он впоследствии принял христианство с именем Кириак, стал иерусалимским епископом и принял мученическую кончину во времена Юлиана Отступника.

Васильева А. В.

Образовательный портал «Слово» (http://www.portal-slovo.ru)

/

  • Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значениеСкачать:
  • Канон Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (RTF)
  • Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню (RTF)

Источник: https://mariamagdalina.ru/?p=14595

Воздвижение креста господня. иконография

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».

(Припев праздника)

Икона концентрирует внимание на воздвижении Креста епископом Макарием, который иногда держит пучок травы базилика. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах.

Обыкновенно действие происходит на фоне церкви о семи главах, Церкви Гроба Господня, в присутствии народа, императрицы Елены, иногда – ее сына, императора Константина Великого, наконец – знати, пришедшей преклониться перед Крестом, воздвижение которого напоминает о том, что он царствует над всем миром, искупленным им. Хотя равноапостольные Константин и Елена и не присутствовали на этом празднике в Иерусалиме, на иконе их изображают обязательно. Любая праздничная икона не является только живописным документом чествуемого события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к этому.

По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, поднятые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом.

Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест.

Этот совершенный патриархом чин,– Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

В богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни.

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значениеПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШАЕТ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ. 1996 г.

Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, по славословии, при пении «Святый Боже» выносит из алтаря крест, украшенный цветами, как древо жизни, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения. Это воздвижение креста совершается пятикратно – на четыре стороны света и дважды на восток.
«Явися днесь от недр земных спасительное Древо, в храме честно возносимо архиереовыма рукама…»

Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир.

«Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту» (Стихиры на целование Креста. Гл. 6).

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значениеКРЕСТ. XVI в.

Почитание Креста было не только благочестивым обычаем всех христиан. Оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…».

С развитием почитания Креста Господня в Церкви зарождается иконография Распятия, в которой художественными методами решается сложная догматическая задача – показать в равной степени и единстве две сущности Христа – Человеческую и Божественную, одновременно показать и смерть, и победу Спасителя, передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность – реальность духовную и пророческую.

Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского Собора. Собор создает канон, который определяет дальнейшее развитие иконописных изображений Креста и Распятия.

Читайте также:  Икона божией матери «о тебе радуется»: значение, в чем помогает

На древних крестах прямая фигура Христа с поднятой головой и открытыми глазами только обозначает Распятие. Спаситель представлен живым, воскресшим.

«Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? – размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

– Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест». «Без креста не увидишь и Христа».

Православного храма не бывает без креста, ибо он ставится на маковку во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим,– руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значениеРАСПЯТИЕ. ИКОНА. VIII в. СИНАЙ

Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его.

Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей.

Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную.

В лучших образцах русской иконописи XIV–XVI веков Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое или слегка изогнуто. Руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем.

Его фигура выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям.

Крестчатый нимб с греческой надписью, что значит сущий, символически подтверждает Божественную сущность Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

В католических образах Христос на кресте изображается как умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом.

Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь эмоциональным воздействием.

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=1694

Молитва воздвижения креста

Икона Воздвижения Креста Господня: в чем помогает, значение

Советуем ознакомиться молитва воздвижения креста с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Воздвижение Креста Господня — это великий праздник, олицетворяющий все величие символа веры в Христа. Событие отмечается из года в год в один и тот же день — 27 сентября.

Этот христианский праздник посвящен не Иисусу Христу или Божьей Матери самой вере и силе молитвы. Многочисленные народные приметы на Воздвижение говорят о том, что люди пытались объяснить этот праздник еще и с точки зрения природы, ведь она неразрывно связана с Богом. Эти приметы будут актуальны и для 27 сентября нынешнего 2016 года.

История праздника Воздвижение

Воздвижение — это двунадесятый праздник, то есть один из двенадцати самых важных событий христианского церковного календаря за весь 2016 год. Этот день издавна объединяет верующих, даря им силу и укрепляя веру каждого из них.

На Воздвижение Креста Господня вспоминают особое событие, которое произошло в начале четвертого столетия в Палестине на том самом месте, где был распят Иисус Христос. Императрица и епископ Макарий из Иерусалима пришли на место казни и раскопали три креста.

Одним из них оказался тот самый крест, на котором умер наш Спаситель. Узнали его потому, что слепая женщина исцелилась, дотронувшись до него.

Говорят, что животворящим крест назван в честь чудесного воскрешения мертвеца, которого проносили рядом с местом раскопок.

Позднее, через несколько лет, было принято решение об установлении праздника в честь Креста Господня. С того самого момента весь христианский мир празднует Воздвижение, объединяясь в вере.

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня

В 2016 году на Воздвижение можно прочесть и главную христианскую молитву «Отче наш», а также «Верую» или специальные праздничные молитвы:

  • Крест Господень, хранитель души и спаситель тела нашего, образом своим бесов изгоняющий, врагов отгоняющий, зло упраздняющий и благословение нам дарующий, и жизнь, и силу, содействием Святого Духа и молитвами Пречистой Богородицы нашей. Аминь.
  • Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Свое, даруй нам победы и силы на сопротивление всякому злу. Пусть озарит нашу жизнь милость твоя и Крест Твой Честной.

Эти молитвы необходимо будет прочитать дома, если вы не сможете попасть в храм 27 сентября и поцеловать Крест Господень. Если у вас есть время, не пропускайте Службу в такой день, ведь она будет особенно торжественной.

Помолитесь перед сном, поцелуйте нательный крестик и спокойно отходите ко сну. Постарайтесь вспомнить, за что погиб Иисус Христос. Его жертва была не напрасной. Она помогла нам преодолеть смерть и получить вечную жизнь, а также прощение грехов.

Традиции на Воздвижение 27 сентября

В этот день принято дарить своим детям золотые или серебряные крестики — в этом есть некий символизм праздника. Говорят, что крестик, купленный в храме на Воздвижение, будет оберегать вас от всякого зла даже тогда, когда он не с вами.

На воздвижение принято ходить в храм на праздничную литургию, а также подавать милостыню бедным и нуждающимся. Попробуйте и вы пожертвовать, к примеру, вещи, которые уже не носите. Но только делайте это от чистого сердца, не отдавайте то, что непригодно другому.

На праздник Воздвижения обычно мирятся теми, с кем сам Бог требует мира — с родственниками. Если между вами и одним из близких людей пролегла непреодолимая стена, то разрушить ее поможет искренность. Примирившись в такой день, вы обретете согласие в сердце.

В этот важный день все верующие словно становятся единым целым. Это главный праздник объединения, созидания и веры для любого православного человека.

Еще со времен древней Руси люди начали понимать, что Воздвижение представляет собой день, когда чудеса реальны.

Этот праздник напоминает нам о том, что вера способна победить зло, искоренить грехи и приблизиться к Творцу, ведь все мы — часть его замысла.

Прочитайте наш церковный календарь православных праздников на 2017 год, чтобы отметить для себя важнейшие события будущего года. Многие праздники и события требуют подготовки, так что заранее отслеживайте все родительские субботы и посты. Пусть молитвы и вера помогут вам обрести счастье. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/molitva-vozdvizheniya-kresta/

Икона воздвижение креста господня

Важным событием для всего человечества было восшествие на римский престол императора Константина в 306 г. Его не зря именуют Великим — это был первый император-христианин, сделавший очень много для установления Церкви Христовой по всему миру.

Будучи ревностным христианином, Константин очень хотел найти Крест, на котором пострадал Спаситель.

Но совесть не позволяла ему самому совершить поход в Святую Землю — как воин, он вынужден был убивать людей, поэтому считал себя недостойным такого дела.

Царица Елена, хотя и была уже довольно пожилой, сама решила исполнить желание своего сына. Именно она предприняла далекое трудное путешествие в Палестину.

В Иерусалиме места, связанные с земной жизнью Христа, были заброшены, засыпаны землей, мусором, а над могилой Иисуса язычники воздвигли капище. Все это предстояло снести, чтобы найти желаемое. Трудности не напугали Елену, в результате крест был найден среди двух других. Константинопольский патриарх помог определить, какой именно принадлежал Христу.

На иконе показан момент воздвижения Честного Креста, проще говоря — подъем. На место казни Спасителя пришло очень много людей, чтобы все могли увидеть орудие казни, его несколько раз приходилось возносить.

Также были найдены гвозди, могила Иисуса, основано несколько храмов, которые стоят на Святой земле по сей день. Поначалу Крестовоздвижение было второстепенным праздником, сопряженным с днем обновления ротонды Воскресения. Начиная с 7 века это самостоятельный день почитания Креста.

Иконография

Окончательно современная иконография сложилась к 16 в.

  • На иконе Воздвижения Креста Господня верующие видят большое скопление народа. Это многочисленные жители Палестины, духовенство, вдалеке на возвышении изображают царицу Елену с императором Константином. Хотя он и оставался в Риме, поиск святынь был начат по его произволению.
  • На возвышении стоит Патриарх, который поднимает над головой Крест, украшенный зелеными ветвями в знак победы жизни над смертью. Его поддерживают служители. Сам христианский символ изображается иногда небольшим, иногда — довольно крупным. Действие разворачивается на фоне храма.

До возникновения данной композиции обычно по сторонам креста изображались святые Елена и Константин. Данный сюжет часто использовался для росписи храмовых стен.

Воздвижение Креста Господня икона — в чем помогает

Источник: https://rostovhramvrs.ru/ikona-vozdvizhenie-kresta-gospodnya/

Ссылка на основную публикацию