Икона «спорительница хлебов»: значение, в чем помогает

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает«Спорительница хлебов» Мы, светские и тем паче советские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Скажи нам, что у монахов высшей формой смирения является отвержение своей собственной воли, мы рухнем от удивления. Вот мы и спорим, спорим…

Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни – преподобный Амвросий, утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал «Спорительница хлебов». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир, связав с праздничным событием день 15 октября по старому стилю (28-го по новому), когда старца Амвросия (преставившегося 10 октября 1891 года), предали земле. В день кончины старца (23 октября по нов. ст.) почитают самого преподобного Амвросия. А на следующий день – празднуется весь Собор Оптинских святых старцев, которых у нас 14.

Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.

Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.

Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи».

Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.

Хлеб пищи духовной – хлеб спасения – не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.

Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего.

Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря – хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогаетВ братской трапезной Отиной пустыни. 31 мая 2009 г.     

  • Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:
  • Есть в Оптиной Пустыни Божия Матерь Спорительница. По видению старца Амвросия Написан образ Пречистой: По край земли дивное Богатство нивное; Владычица с неба Глядит на простор колосистый; Спорятся колосья, И множатся в поле снопы золотистого хлеба… Тайные Церкви глубин святорусских Затворница, Руси боримой со светлыми духи Поборница, Щедрая Благотворительница, Смут и кровей на родимой земле Умирительница, Дай нам хлеба в скорости – Добрым всходам спорости,
  • Матерь Божия Спорительница!

Из текста следует, что этот образ был тогда уже весьма известен в православной среде. А ведь прошло всего лишь без малого три десятка лет с момента создания иконы «Спорительница хлебов».

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогаетИкона Богородицы Спорительница хлебов в Введенском храем Оптиной пустыни. Август 2009     

Н.

Дмитриева в книге «О Тебе радуется!» рассказывает, что в 1890 году игумения Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода, авторство которого приписывают кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837–1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной в Оптиной (см. фото); считают, что образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера.

Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей – инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков хранится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.

Эту икону отец Амвросий оставил нам словно как знак своей любви и постоянной заботы об наших насущных нуждах.

В статье Е. Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом.

Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».

В Воронежской губернии была засуха, но после молебна перед иконой «Спорительница хлебов» пошел дождь и засуха прекратилась.

Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано тоже в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители, имеющей особое отношение к образу (о чем скажем ниже), хлеб уродился.

В 1892 году, то есть после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской губернии.

В той местности была засуха, но после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь, засуха прекратилась.

Казанский собор в Шамординской обители. Август 2009     

Сегодня один из списков «Спорительницы хлебов» нового по времени письма находится в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря – женского ответвления Оптиной, чьих насельниц некогда обучал церковной живописи инок Даниил.

Считается, что сам изначальный чудотворный образ оказался в Литве, куда он был принесен иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 года явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение, – в деревне Михново под Вильнюсом.

А перед иконами «Спорительницы хлебов» в храмах всего православного мира звучит составленный самим преподобным Амвросием для этого образа особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»

С. Афонин. Прпеодобный Амвросий Оптинский. 2009 Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных х к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма».

На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма Оптиной пустыни, главного собора обители, построенного в 1750–1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России.

Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона – одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни.

Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом – Собором Оптинских старцев, – Оптина пустынь?

В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество – особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников.

Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».

Урожай в садах Оптиной     

По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже – в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский.

Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские – Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения.

Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора.

Была инициатива по причислению братьев к лику святых – за подвиги на Оптинской ниве.

Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле.

Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели – Н.В. Гоголь, Ф.М.

Достоевский (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).

В 1887 году Оптину пустынь посетил и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший стихи под псевдонимом «К.Р.».

Храм Спорительницы Хлебов на подсобном хозяйстве в Оптиной В живописной местности, в 12 км от Оптиной пустыни, возле села Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С самого начала существования обители старец Амвросий собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. И к началу ХХ века это был самый крупный женский монастырь в Европе. Кстати, именно туда и направлялся накануне своей кончины Л. Толстой, поскольку в Шамординской обители несла монашеское послушание его родная сестра Мария.

  1. В монастыре было два особо чтимых чудотворных образа – Божией Матери: «Казанская» (в главном храме, Казанском, – огромном и величественном) и «Спорительница хлебов».
  2. Прекрасным Шамордино, тоже связывающим жизненный и духовный путь старца Амвросия Оптинского с образом иконы «Спорительница хлебов», можно было бы закончить наш краткий очерк. В помощь нам – строки о Шамординской обители безвестной сочинительницы, из «Песни паломницы»:
  3. Там тишина, Господня благодать, И там всегда, как и тогда, вначале: Спорит хлеба над полем Божья Мать
  4. И утолит твоя печали.
  5. Однако рассказ об образе «Спорительница хлебов» нам никак нельзя оставить без молитвы, именно ей, амвросиевой иконе, написанной:
Читайте также:  Крещенский сочельник: картинки, открытки

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На какие изумительные слова был вдохновлен неизвестный нам автор этой молитвы, обращенной к Премилостивой Питательнице и Кормительнице нашей!

А вот это место в молитве сейчас важно особенно подчеркнуть: Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди.

Употребленное здесь слово «единомыслие» означает единство мысленных устремлений, единство во Христе. Внятно представляется, что это и есть наше, русское единство, и другого у нас быть не может.

И в доказательство и в назидание нам – весь страшный русский ХХ век, каждым мгновением вопиющий, что без единства во Христе Руси не бывать.

Есть особый повод задуматься о том – как раз в этом календарном промежутке: между 28 октября – празднованием иконе «Спорительница хлебов» – и 4 ноября – празднованием иконе Казанской, ибо в день чудотворного Казанского образа мы теперь отмечаем День народного единства.

Воистину безгранична любовь великого старца Амвросия, и икона, оставленная им, есть благословение нам.

Источник: https://pravoslavie.ru/74669.html

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

28 октября Церковь вспоминает икону Божией Матери «Спорительница хлебов».

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает

Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: история

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию.

Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным — Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав — снопы ржи.

По сравнению с другими образами Божией Матери, «Спорительница хлебов» считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ «Иверской» Божией Матери восходит к евангелисту Луке.

Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции.

Иверская икона Божией Матери «Вратарница» — с пронзенным ликом

История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей.

Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ «Спорительницы хлебов».

Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным.

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает

Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», начался дождь и засуха закончилась.

В 1892 году Святейший Синод издал приказ вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Дальнейшие события разворачивались таким образом, что сейчас местонахождения оригинала иконы, к сожалению, остается неизвестным.

Возможно подлинник храниться в Литве в селе Михнево под Вильнюсом.

В самой же Шамординской обители, возродившей после трудных лет свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Икона. Как создается чудо

В чем помогает икона божией матери «спорительница хлебов»

Пресвятая Богородица помогает людям в добыче хлеба насущного. Перед этой иконой молятся:

  • О помощи в сборе урожая;
  • О благословении в труде;
  • Об избавлении от нужды;
  • Об избавлении от засухи;
  • О помощи в работе.

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает

Молитвы Иконе Божией Матери «Спорительница хлебов»

«О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!

Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.

Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Вы прочитали об иконе Божией Матери «Спорительница хлебов».

  • Иверская икона Божией Матери
  • Владимирская икона Божией Матери

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/ikona-sporitelnica-xlebov/

Спорительница хлебов- Икона Божией Матери

Празднование: 28 октября

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогаетВ чем помогает икона Божьей Матери Спорительница хлебов
История иконы Божьей Матери Спорительница хлебов
Акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой Спорительница хлебов
Молитвы Пресвятой Богородице перед Ее иконой Спорительница хлебов
Величание
Видеофильм

О чем молятся перед образом иконы божией матери спорительница хлебов

Слово «спорительница» имеет значение помощница. Поэтому молитвы Богородице перед Ее иконой «Спорительница хлебов» помогают в обретении хлеба насущного, также можно попросить благословения перед началом какого-то дела, помощи и покровительства в получении хороших урожаев.
Также молитвы перед иконой «Спорительница хлебов» помогают преодолеть бедность и решить проблемы в житейских делах.

Желательно, чтобы в вашем доме была эта икона, чтобы в нем был достаток и благоденствие.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

История иконы божьей матери спорительница хлебов

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» не относится к старинным, но за небольшой свой «возраст» она стала почитаемой у верующих людей.
Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает1889 год в России выдался очень голодным. Во всех храмах и монастырях молились Господу о том, чтобы Он помог вырастить и собрать урожай. Преподобный Амвросий, старец Оптиной Пустыни, дал благословение игуменье Белевского монастыря Иларии на написание иконы Богородицы, которой специально молились бы о хлебе насущном.
В 1890 году старец получил необычную икону, часть которой была позаимствована от иконы Всех Святых в Болховсом монастыре. В новой иконе Божия Матерь сидит прямо на облаках, Ее руки подняты для благословения, которое опускается на рожь, находящуюся на поле. По замыслу старца Амвросия, рожь на изображении собрана в снопы.
Сам старец установил дату празднования – 15 октября (28 октября по новому стилю) и дал название новому образу: «Спорительница хлебов». Он хотел донести до людей, что Божия Матерь не только спасает наши души, но и является помощницей в земных делах.
Последние годы своей жизни святой старец отдал созданию женской общины в деревне Шамордино, которая находится в двенадцати километрах от монастыря Оптина пустынь.  Монахиням шамординской обители, и всем своим духовным чадам,  отец Амвросий завещал молиться перед любимым им самим образом «Спорительница хлебов». По просьбе старца с этой иконы были сделаны снимки, которые он высылал духовным детям и всем почитателям.

Для пения акафиста Богородице перед иконой «Спорительница хлебов», старец сочинил специальный припев:

“Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!”

В последний год жизни старца Амвросия в стране был голод, но на полях вокруг Шамордино урожаи хлеба были хорошие, его собрали столько, что хватило даже и на следующий год. Говорили – помогла «Спорительница хлебов»
Старца Амвросия как-то спросили – кто после него будет духовником Шамординского монастыря. Ответ был такой:

  • «Обитель оставляю Царице Небесной».
  • Действительно, при покровительстве Божией Матери, в начале двадцататого века этот монастырь стал одним из процветающих,  в нем, под духовным руководством оптинских старцев находились около 800 сестер.
  • Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает

В 1891 году окончился жизненный путь старца Амвросия, день погребения совпал с датой почитания иконы «Спорительница хлебов» – 15 октября (28 октября по новому стилю).

В следующем 1892 году во время сильной засухи, для предотвращения неминуемого нерожая, из Воронежской епархии попросили список иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Когда икона (копия) была доставлена в Пятницкую обитель, над ней совершили молебен, после чего начался дождь и люди были спасены от голода.

В монастыре Оптина пустынь во Владимирском храме есть икона, на которой преподобный Амвросий молитвенно поднимает руки вверх, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕО

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/ikona-bozhiej-materi-sporitelnica-xlebov/

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона «Спорительница хлебов»: значение, в чем помогает

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие, Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти:

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Икос 1

  • Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя Помощницу людем, избавляющую нас от глада и всяких напастей, житие наше добре устрояющую во всяком мире и довольстве. Темже со умилением взываем Ти:
  • Радуйся, благодатное человеков избавление от всякия нужды; радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление.
  • Радуйся, христолюбивыя люди от бед спасающая; радуйся, алчущих Питательнице.
  • Радуйся, сирых Заступнице; радуйся, нагих одеяние.
  • Радуйся, израстившая нам Плод Живота; радуйся, Спаса рождшая душ наших.
  • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 2

Видев Сын Твой, Богомати, великое Твое к людем милосердие, глаголет к Тебе: Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя. Мы же, прославляющие сие дивное промышление о роде человеческом, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

  1. Разум небесный даровася благочестивому старцу Амвросию, настави его соорудити во обители им созданной, икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю «Спорительница хлебов», яко Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы. Темже вопием Тебе таковая:
  2. Радуйся, Дево, христиан похвало; радуйся, яко Тя блажат вси роди.
  3. Радуйся, яко Ты благословляеши и споряеши хлебы наша; радуйся, яко Ты избавляеши нас от глада.
  4. Радуйся, питающая нас хлебом жизни; радуйся, млеком питавшая Питателя Вселенныя.
  5. Радуйся, Плода Безсмертнаго стяжание; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.
  6. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Читайте также:  Молитвы святому юде тадею: тексты молитв

Кондак 3

Силою свыше укрепи нас, Благодатная Владычице, во дни глада и пагубы, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем в напастех и скорбех волю Его святую, благую и совершенную, непрестанно хваля Бога и взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям, искупленным Честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистыя, прияла еси от Него власть устрояти и покрывати род христианский. Ты бо бедствующим Помощнице еси скорая, градом и весем, селам и нивам, и всему миру Покров. Тебе, Милосердной и Боголюбивой Матери нашей, устрояющей и направляющей ко спасению земную жизнь нашу, смиренномудренно глаголем:

  • Радуйся, Благаго Сына Благая Мати; радуйся, непрестанно молящаяся о спасении и помиловании нас грешных.
  • Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице.
  • Радуйся, плененных и в темницех заключенных Питательнице; радуйся, тела моего здравие и души моея спасение.
  • Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши.
  • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 4

Буря противных ветров, егда найдет на нас внезапно, громы и молнии, град и вода многая устремится на землю, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь нам безпомощным, защити и избави нас от дождевнаго лияния, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, и да будут поля и нивы невредимы от сих, и да не потопит нас буря водная. Тебе бо грешнии имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, Рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

  1. Слышаще и видяще Твое сострадание, Владычице, к бедствующим и гибнущим людем, мы, грешнии, прибегаем к Тебе и молимся: О, Пресвятая Дево, услыши нас грешных, и во дни, егда солнце изсушит землю и от сухости зной будет, и прозябения земная начнут увядати, тогда, Владычице, росу благодати Твоея низпосли на требующия и просящия милости, возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, младенец, и скотов, и иных всех, иже чают дати им пищу во благо время, и от святыя иконы Твоея «Спорительницы» яви милосердие Твое вопиющим Тебе таковая:
  2. Радуйся, Молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
  3. Радуйся, Матерним покровом Твоим от всяких несчастий нас охраняющая; радуйся, поля и нивы наша от запаления солнечнаго спасающая.
  4. Радуйся, Всемилостивая Услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; радуйся, жилища наша от огня спасающая.
  5. Радуйся, Державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний; радуйся, от всех бед быстрое избавление.
  6. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати, людем, просящим хлеба насущнаго, немерцаемо сияет, покровом бо Твоея милости соблюдаеши поля и нивы наша и плодоносити их устрояеши, подвизая верныя вопити Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Тя Сын Твой при Кресте стоящую с возлюбленным учеником, глаголет Тебе: Жено, се Сын Твой. И ученику: Се Мати твоя, — всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, чада Твоя сущия, на Твой покров надеющеся, Тебе, яко Матери нашей, глаголати дерзаем:

  • Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, грехов наших прощение.
  • Радуйся, Надеждо наша известная; радуйся, упование наше непостыдное.
  • Радуйся, скорбей наших разрешение; радуйся, печалей наших утолений.
  • Радуйся, пламене страстей изменяющая; радуйся, всех родов веселие.
  • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, от восток бо до запад хвально Имя Твое, и несть града или страны, идеже не совершашеся Тобою действо Силы Божия, во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милостей и щедрот бедствующему и требующему помощи человечеству. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от Истиннаго Солнца заря, Дево Богоотроковице, просвещаеши души всех, томимых гладом душевным, рече бо Господь: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих.

Но помрачишася очи наша и окаменеша сердца наша и не видим очима своима и не разумеем сердцем судеб Божиих.

Томимыя душевным гладом, к Тебе прибегаем, Пречистая Дево, и просим Словом Жизни утолить глад душевный нас, вопиющих Тебе таковая:

  1. Радуйся, от убожества душевнаго нас воздвизающая; радуйся, питающая нас Словом Жизни.
  2. Радуйся, трапезо Пресвятая, Хлеб Жизни носившая; радуйся, Пище, манны приемнице.
  3. Радуйся, земле Благая, Клас Божественный израстившая; радуйся, ниво, растящая многоплодие щедрот.
  4. Радуйся, каменю напоивший жаждущия жизни; радуйся, милость сугубо нам подающая.
  5. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 7

Хотящи жати спасение, яко село сладкое показалася еси Владычице, от Негоже питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославилася еси, Богомати, в защищении людей православных. Возстающии бо на Бога не познают, коль сильна есть молитва Божией Матери. Мы же о Твоем всемощном заступлении, помощи и благословении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем:

  • Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, бедствующим среди напастей и трудов внезапное вспоможение.
  • Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; радуйся, Помощнице всех безпомощных.
  • Радуйся, Кормительнице вдов и сирот; радуйся, подающая силу, пищу и отраду болящим и разслабленным.
  • Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, многих согрешений прощение.
  • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 8

Якоже древле содействовала еси схождению на землю Спасителя мира, сице и ныне, яко солнце светозарное, восходиши над созревающей нивой, предшествуя приходу Господина с жателями. Тому и мы со страхом вопием: Аллилуиа.

Икос 8

  1. Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших ко святей иконе Твоей «Спорительнице» усердно притекаем, чающе получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение во оскудении и нищете нашей, взываем Ти:
  2. Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, пище и утешение к Тебе прибегающих.

  3. Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих; радуйся, быстрое нищих услышание.
  4. Радуйся, скорбящих от глада и нужды приятное попечение; радуйся, к Свету Неприступному нас извлачающая.
  5. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, Надеждо благ вечных.

  6. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 9

Вси людие дивятся величию чудес Твоих, Пресвятая Дево, изливаемых Тобою от святых Твоих икон, яко всем даруеши по коемуждо прошению, устрояеши домы наша, посылаеши благословение земледельцем и даеши людем всякое довольство. Темже вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 9

  • Вития многовещанныя не могут воспети чудес Твоих, Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и ниспосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных. Мы же во смирении своем исповедающе Твое великое заступление о нас грешных и непрестанную помощь в нуждах наших вопием Ти:
  • Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; радуйся, величаемая от всех Небесных Сил.
  • Радуйся, Честнейшая Херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
  • Радуйся, Владычице Неба и земли; радуйся, Родительнице Вечнаго Царя.
  • Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, ублажаемая на Небеси и на земли.
  • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 10

Спасительное прибежище в скорбех и напастех Ты еси, Богородице, темже испроси у Сына Твоего и Бога нашего милости нам грешным, поющим: Аллилуиа.

Икос 10

  1. Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Богородице Дево, и всем с верою притекающим и поклоняющимся Тебе и иконе Твоей «Спорительница хлебов» именуемой и глаголющим:
  2. Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; радуйся, любве Божественныя проявление.

  3. Радуйся, чудес преславных совершение; радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое.
  4. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, о храмех Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.
  5. Радуйся, несумненная наша Надеждо; радуйся, тихое и доброе Пристанище.

  6. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 11

Пение наше не презри, Пресвятая Дево, и сокровище любве Твоея не затвори от нас; щедрую руку Твоея помощи простри нам, да прославляющи милости и чудеса Твоя, поем Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 11

  • Светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши весь мир христианский и заступаеши люди православныя, искупленныя кровию Сына Твоего, темже припадающе ко святому образу Твоему, на немже зрим Тя, Богомати, на воздусе над полями и нивами нашими благословляющую собранныя снопы хлеба, молим Тя, Всемилостивая Владычице, род человеческий, осужденный в поте лица снести хлеб, в болезнех родити и в печалех питати чада своя, милостивно пощади и заступи. Даруй нам здравие и благомощие, да питаемии Тобою, от силы в силу возрастати будем и вси исполнимся радости и утешения от щедродательныя десницы любве Твоея, зовуще Тебе:
  • Радуйся, младенцев Млекопитательнице; радуйся, устнами детей хвалу Богови совершающая.
  • Радуйся, Росо Неботочная в зной трудов сущим; радуйся, подавающая требующим благоустроение.
  • Радуйся, уготовляющая просящим изобилие; радуйся, многажды прошения предваряющая.
  • Радуйся, печальных Утешение; радуйся, скорбящих веселие.
  • Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 12

Благодатную помощь низпосли нам, Мати Божия, и егда изыде сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

  1. Поюще чудеса Твоя и милости, Владычице Богородице, хвалим Тя вси, яко воистину еси наша Помощнице, Заступнице, Питательнице и Домостроительнице, житие наше ко спасению устрояющая. Темже вопием Ти:
  2. Радуйся, богатство нетленное нам подавающая; радуйся, брашно негиблющее алчущим правды.

  3. Радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни; радуйся, яко рай пищный процветаеши.
  4. Радуйся, верных спасительное прибежище; радуйся, Покрове миру ширший облака.
  5. Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, отчаянных спасение.

  6. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приемши приношение, избави люди, к Тебе прибегающия, от всякия нужды, глада душевнаго и телеснаго, смертоносных болезней и всякаго зла и вечныя изми муки, да с лики ангельскими непрестанно поем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».

Молитва

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице и Питательнице, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших! Ты, Владычице, низпосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Икона воздвижения креста господня: в чем помогает, значение

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-sporitelnica-hlebov

Икона спорительница хлебов где вешать

Для наших читателей: икона спорительница хлебов где вешать с подробным описанием из различных источников.

Полнится земля русская святыми образами Богродицы, многие из которых являются чудодейственными и приносят благо православным верующим, да и всей стране на протяжении много времени. Подобных фактов чуда зафиксировано немало и везде есть чему удивиться. Интереснейшей является история иконы «Спорительница хлебов» содержание и глубокое значение этого образа.

История святой иконы

Иеросхимонах Амвросий, старец Введенской Оптиной пустыни, при своей жизни благословил написать икону божией Матери «Спорительница хлебов» и именно этой иконой он благословил женскую обитель, которую и основал в честь Казанского образа Божией Матери. Речь идет о Шамординской обители, которая была организована поблизости от Оптиной пустыни.

Старец Амвросий лично сказал, что должно быть изображено на иконе Божией Матери Хлебная и сказал, что 15 октября — день празднества. Именно поэтому образ Божьей Матери и назвали «Спорительницей хлебов».

Зная о своей скорой смерти, отец Амвросий раздал и разослал всем своим духовным детям фотографии иконы, которые заказал в огромном количестве. Также старец создал припев для акафист иконе «Спорительница хлебов», который и до нашего времени считается чем-то особым и используется в богослужениях.

При самых сложных делах или опасностях, его духовные дети часто произносили вслух этот припев, что прибавляло им уверенности и защиты Господа.

Так вышло, что день захоронения отца Амвросия сошелся с самим днем празднования — 15 октября. Известно, что погребен он в Шамординской обители.

Значение иконы «Спорительница хлебов»

На изображении можно увидеть, как Божия Матерь сидит на облаках и благословляет всех людей, о чем говорит положение ее рук. Внизу картины можно увидеть снопы ржи, разбросанные по всему полю, усеянному разными травами и цветами.

С одной стороны, значение иконы «Спорительница хлебов» указывает на благодать, которая простирается от Богоматери ко всем ее духовным детям, ко всем искренне верующим.

Многие ассоциируют данный образ с хлебом насущном и связь тут действительно есть. Более того, чудеса, о которых будет сказано далее во многом были связаны с материальным благополучием верующих, обеспечиваемых иконой.

Тем не менее, следует отметить и символическое значение пшеничного колоска как символа возрождения и воскрешения.

Этот символ на протяжении длительного времени указывал на возрождение человеческой истинной сути. В христианской символике символ указывает на достижение Царства Небесного и Воскрешения.

Ведь в самом писании встречаются такие образы зерна, которому нужно оказаться в земле чтобы прорасти.

В чем помогает икона «Спорительница хлебов»

Как и со всеми иконами, со «Спорительницей хлебов» так же происходили чудеса на благо всего народа.

Так, во время голода всей территории России, когда всю страну охватил неурожай, в Калужской области впервые было выявлено чудо от святого образа — в Шамординской обители, а точнее, на ее полях, родился хлеб.

Конечно много, о чем молятся Хлебенной иконе Пресвятой Богородицы, но часто просят именно и том чтобы избавиться от различных материальных невзгод и бед.

Ровно через год после описанного ранее чуда Черепанов Иван Федорович отправил в Воронежскую область, а именно, в Пятницкую женскую обитель, иконный список.

Зная о прошлогоднем чуде, перед иконой сразу же был отслужен молебен, в надежде, что такая затянувшаяся засуха наконец-то прекратится. И она прекратилась — на следующий день пошел дождь, а после этого вырос богатый урожай.

Вот для чего верующие хранят кусочек хлеба за иконой, они таким образом стремятся получить особое благословение, для того чтобы в доме всегда был хлеб и достаток.

Есть и относительно недавние свидетельства того в чем помогает икона «Споручница хлебов» — Среднеуральский женский монастырь, который был основан в начале нового тысячелетия.

До поры до времени на этой территории был простой луг, который буквально за считанные годы стал развитой обителью с многочисленными зданиями.

Как говорят верующие, именно «Спорительница хлебов», которой посвящен монастырь, помогла создать в такие короткие сроки обитель.

Молитва иконе «Хлебная»

Днем почитания данного образа является 15 октября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  • (

Источник: https://molitva-bogu.ru/ikona-sporitel-nica-hlebov-gde-veshat/

Спорительница хлебов

Очень давно приятельница, служившая певчей в храме, подарила мне удивительную икону, сказав, что если она в доме, в нем всегда будет достаток. Хотя понимаю, что это суеверие, потому что в самой по себе иконе ничего не содержится, если не молишься и не добываешь чудо силою своей молитвы.

Но я дарю ее своим знакомым и друзьям, потому что хочется чуда, а собственных усилий так часто не хватает, и надеешься, что у кого-то может получиться, у кого-то может случиться. Всегда хочется поближе узнать икону, расшифровать, понять ее внутренний смысл.

Икона, некогда подаренная мне, необычная, называется она «Спорительница хлебов». Так что же необычного в этой иконе? Необычно для современного уха звучит само слово «спорительница». «Порить» — значит помогать,  а еще – наполняться, жиреть,

а по аналогии с очень похожими церковно-славянскими словами: «споболети» (вместе с кем-то тужить, печалиться), «споборати» (вместе с кем-то воевать, помогать кому-то в войне), «спогребаться» (вместе с кем-то погребаться), «сподвижничать» (соучаствовать в каком-либо деле), «спорительница» означает «та, которая помогает кому-то в деле утучнения, увеличения».

Очень точное название: на иконе изображена Та, которая помогает в жатве и получении тучного (большого) урожая. Икона эта появилась на Руси около 150 лет назад и не относится к числу старинных, канонических, но по стилю написания, лаконичности, цветовому решению ее можно отнести восходящей к одному из самых древних образов Богородицы – типу «Оранта» («Молящаяся»).

«Спорительница хлебов» особенно напоминает образ «Покрова Пресвятой Богородицы» (XI век). Можно даже сказать, отталкиваясь от упомянутого образа, что «Спорительница хлебов» — это образ Покрова Богородицы над всем жнивьем, всем произрастающим на земле и теми, кто работает на земле в поте лица. Сюжет истории возникновения образа, запечатленного на иконе, достаточно прост.

Оптинский старец Амвросий молился Богородице о покровительстве Шамардинской женской обители, основанной им при Оптине для обездоленных женщин и сегодня являющейся одной из самых известных. Молитва старца была настолько горячей, что ему явился образ Богородицы.

Старец запечатлел Ее восседающей на облаке и благословляющей хлебное поле. Он заказал этот образ одному из своих учеников – иеромонаху Даниилу, который и исполнил его просьбу. Образ получился очень необычным, не похожим на все другие Богородичные образы, но одновременно очень узнаваемым, не только по изображению Богородицы, но и по многочисленным деталям, присутствующим на других иконах.

Получилась своеобразная конструкция из цитат других Богородичных образов в сочетании с новизной и нетрадиционностью. Итак, икона «Спорительница хлебов» относится к изображению Богородицы по типу «Оранты» («Молящаяся»). Это один из самых первых раннехристианских иконографических образов, обнаруженный еще в римских катакомбах. Богородица здесь без Младенца, с высоко поднятыми в молитвенном жесте руками и открытыми ладонями, готовыми к принятию силы Духа Святого.

Но смысл «Оранты» более глубокий. Молящаяся Богородица – символ Церкви, она образ «Заступницы усердной» за людей. Заступницы перед Богом за всех страждущих. Говорят, когда святые попадали в Царство Небесное, они искали, прежде всего, Богородицу, но не найдя Ее, спрашивали, где же Она. И им отвечали: «Она на земле, помогает грешным».

Как Заступница за всех обидимых, страждущих, увечных и сирых, образ Оранты наиболее точно отражает место Пречистой в Церкви – место служительницы храма или Диакониссы. Было в ранней церкви – I-VIII вв. — такое служение женщин, к сожалению, исчезнувшее после появления женского монашества. Диакониссы посвящались в свое служение, как сегодня посвящаются мужчины в дьяконы.

Старец Амвросий Оптинский

Как Заступница она явилась Андрею Юродивому с покровом в руках, взяв под защиту всех молящихся в храме (в честь этого события учрежден праздник Покрова Богородицы). И как Заступница она изображена на иконе «Спорительница хлебов», выступающей молитвенницей и помощницей в заботах о хлебе насущном.

Богородица, сидящая на облаке, это цитата иконы «Всех святых», которую использовал иконописец, и образ которой подсказал сам старец Амвросий: на упомянутой иконе Богородица и святые изображены сидящими на облаках.

На покровской иконе Богородица тоже изображена стоящей на облаке. Облако – образ Царства Небесного, из которого Богородица раскрывает Свой Небесный Покров над людьми, нуждающимися в Ее помощи.

На иконе «Спорительница хлебов» очень много голубого неба. Голубой – Богородичный цвет и цвет молитвенного настроения. Интересно, что здесь хитон (нижняя рубашка), не синего, как в канонических образах, а красного цвета, отражающий жертвенность Богородицы, Ее жертвенную любовь к людям. А сверху – темно-синий гиматий, отражающий Ее Божественность и бессмертие.

Отдельно от гиматия выписан накинутый на голову белый плат, чаще всего изображаемый на католических иконах: в западной церкви белый Плат Богородицы является одной из величайших святынь (Плат Шартра в Париже). В этой традиции белый Плат изображается в виде белого чепца, на который накинут Покров.

В православных иконах, однако, очень редко плат отделяют от гиматия (мафория). Белый цвет Плата подчеркивает небожительство Богородицы, Ее чистоту и непорочность. Вокруг главы – золотой нимб, заканчивающийся тоже белым, светящимся белизной облаков, ореолом, от которого исходят такие же белые яркие лучи, освящающие все поле.

Белый и золотой цвета усиливают друг друга, поскольку и тот и другой символизируют святость и Божественность. Богородица вся — в превосходной степени. Одежда Богородицы, складками струящаяся и ниспадающая вдоль ног, делает Ее фигуру воздушной, объемной, всепроникающей. Лик Богородицы просветленный, молящийся, сосредоточенный.

На старинной иконе Богородица босая, подчеркивающее Ее земное происхождение. Ее родственность с землей подчеркивается и одинаковым цветовым решением лика, рук, ног, земли, что делает Богородицу близкой нам и нашим земным нуждам. Земля по сравнению с небом и центральным образом Богородицы, занимает очень мало места, небольшая полоска.

Изображена она в виде хлебного поля, на котором идет уборка урожая, часть уже убрана в снопы, часть еще в поле. Цвет – светло коричневый, часто используемый при изображении земного мира. Столь малое место, которое в иконе занимает земля, говорит, что все земное – во власти Неба.

На самых ранних иконах «Спорительница хлебов» Богородица чуть-чуть поднимается над землей, почти сливаясь с ней, восседая на облаках того же цвета, как и пшеница, подчеркивая близость Пречистой к земным нуждам людей и Ее желание помочь им. Умирая, старец Амвросий оставил Шамардинскую обитель под покров Богородицы, благословив ее, сходя в могилу, этой иконой.

Перед смертью Амвросий просил делать фотографии с иконы и рассылать их своим чадцам и в монастыри. С 1891 года по молитвам перед иконой стали твориться чудеса: проходила засуха, собирался невиданный урожай, в амбарах всегда был хлеб. И сегодня по благочестивой традиции в каждом доме рекомендуется иметь эту икону, молиться перед ней и просить благоденствие дому.

В настоящее время место нахождение оригинала «Спорительницы хлебов» неизвестно, предположительно он находится в Литве.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/sporitelnica-xlebov/

Ссылка на основную публикацию