Икона «христос пантократор»: значение, в чем помогает

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогаетРукописная икона Спас Пантократор (Вседержитель). На двухцветном фоне иконы изображена поясная фигура Иисуса Христа. Взгляд Спасителя устремлен на зрителя. Спаситель одет в синий гематий, поверх багряного хитона с золотым клавом на правом плече. Цвета одежды символизируют соединение человеческой и Божественной природы Иисуса Христа. Синий цвет олицетворяет небесную чистоту и непорочность, красный- кровь пролитую Господом нас ради и нашего спасения. Правой рукой Господь благословляет нас. В левой открытое Евангелие.

Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте пурпурного, темно синего и зеленых цветов фона.

Рукописная икона Спас Пантократор (Вседержитель) выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания.

При написании иконы применялись минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.

Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Икона Спас Пантократор (Вседержитель): выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа. Иконописец: Осипов Александр. 2017 год. Сергиев Посад.

Иконография Спаса Пантократора (Вседержителя)

Образ Спасителя “Пантократор”, что в переводе с греческого языка – Всевластный, Вседержитель, второй наиболее известный и распространенный тип иконографии Иисуса Христа.

В данном иконографическом изводе Христос Пантократор изображен в поясном варианте.

Первоначально Пантократора писали в куполе храма, (один из самых известных образов этого типа -“Вознесение”, церковь святой Софии в Солониках, 9 век).

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Основываясь на догмате о Вознесении Господа, где свод купола храма символизирует свод неба, куда возносится Христос и с небесного свода Он сойдет к нам в последний Судный день. Сам же храм – земной образ Храма небесного и место ожидания Славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает
Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Иконография Спаса Вседержителя отличается разнообразием. От простого сюжета, где Спаситель изображается оплечно, например икона “Спас Ярое Око”, до сложного где Христос пишется в окружении небесных сил, либо с предстоящими Ему святыми.

Обычно Спаситель изображается в центре композиции с благословляющей десницей и закрытым, либо открытым Евангелием в левой руке. На древних Византийских иконах очень часто Иисус Христос держит в руке запечатанный свиток, который несет в себе тоже смысловое значение, что и закрытая книга.

Закрытая книга (Евангелие) символизирует наше приближение к тайне, которая в полной мере откроется в День страшного суда и “всё тайное станет явным”. С Книги жизни будут сняты все печати и Слово будет судить мир. Открытое же Евангелие в руке Спасителя стали изображать начиная с 17 века.

На иконе Пантократор – изображается Вседержитель, творящий вселенную и держащий её в Своей руке. Не редко Спаситель изображен в окружении небесных сил, сидящий на престоле.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Христос Пантократор на престоле трактуется как Царь Небесный, Судия. Это наиболее распространенный и любимый образ в Византии. Иконография которой выражала торжество православия, величие и царское достоинство Господа и Его святых.

Купить Икону Спас Пантократор (Вседержитель)

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогаетВ иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить рукописную икону “Спас Пантократор (Спас Вседержитель)”. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ Спаса Вседержителя выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры.

Источник: https://ikona-radoneg.ru/spas-pantokrator-obrazec2

Икона отца иисуса христа. Что означает икона спасителя. Символ и значение икон

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) — образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа.

Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос — Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель».

Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая — «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу — «Ему возможно сотворить все», Он — «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений — это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» — одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий — как символ небесного начала, красный — мученичество и цвет крови.

Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного.

В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела.

Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов.

Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку.

Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему.

Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос — главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Читайте также:  Икона ильи пророка: в чем помогает, значение

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона — это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все — и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Молитва иконе господа бога

Молитвы Божьей Матери

Молитва Божьей Матери 1-я

Молитва Божьей Матери при болезнях и неприятностях

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.

Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света.

Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих.

Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся.

Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, – не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом вовеки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи. Аминь.

Надеждо всем концем земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем: угаси горящий в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша; очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимыя.

Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его Матерними Твоими молитвами.

Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских, отыми бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих.

Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую, окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое.

Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Владычице Преблагословенная, защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистину вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия.

Но имам многая образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приимшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благосердию.

О Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога, Матерними и святейшими Твоими молитвами, тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твой есть воистину Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй коемуждо по делом Его.

Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу ходатаицу, зело любящую род христианский и споручницу покаяния.

Читайте также:  Молитвы о детях и крестниках: самые сильные

Воистину бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.

Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и нескончаемем веце.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции

Когда помогает икона Иисуса Христа

Источник: https://magicbom.ru/damage-and-the-evil-eye/ikona-otca-iisusa-hrista-chto-oznachaet-ikona-spasitelya-simvol-i.html

Икона «Христос Пантократор» | Христианство на 4-women.ru

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Содержание
Описание иконыЗначение иконыО чем молятся перед иконой Христа ПантократораМолитва

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни.

Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути.

Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора  можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие.

Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение.

Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши.

Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Источник: omolitvah.ru

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/ikona-hristos-pantokrator.html

Икона Спас Вседержитель (Пантокра́тор): центральный образ в иконографии Христа

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогаетОдним из наиболее почитаемых и центральных иконописных образов по праву можно назвать Спаса Вседержителя, о котором часто упоминается на страницах Ветхого и Нового Завета. Нередко такие иконы называют просто «Спасителем», «Спасом» или «Пантократором», что в переводе с греческого означает «всесильный». Особенность такого образа в иконографии Господа является представление его нам в качестве Судьи и Царя небесного. Зачастую иконы Спаса Вседержителя изображают Иисуса погрудно, но встречаются и такие варианты, когда он сидит на троне или изображается по пояс. Правой десницей он крепко держит раскрытое Евангелие либо свиток, а правой рукой Господь будто благословляет всех, кто обращается к нему.

Возникновения понятия

Слово «Вседержитель» несет в себе глубокий смысл и несколько определений. Оно говорит нам об Иисусе Христе как о милостивом Спасителе, а также о Боговоплощении, ведь Господь несет в себе не только божественное, но и человеческое начало.

Если говорить о дословном переводе с греческого языка, то слово «παντοκρατωρ» означает всесильность, всемогущество, всевластие. Именно такие эпитеты возникают, а всемогущество — это, конечно, прерогатива Бога.

Другими, более доступными словами «Вседержителя» можно описать несколькими словами — властитель мира или правитель всего.

Сформировался этот термин еще во времена раннего христианства, когда среди верующих появилась необходимость перевести имя Бога на иврите, а именно — Эль Шаддай.

А вот на страницах Ветхого завета довольно часто встречается именно греческое определение Господа, как «παντοκρατωρ», например, в псалме 67:21. В Новом Завете о Вседержителе рассказывается, как о Боге Второго пришествия.

Нередко такое имя Христа можно увидеть в Откровении Иоанна Богослова.

Особенности иконографии и традиции

Первые иконы Спаса Вседержителя (Христа Пантократора) появляются в Византии, происходит это приблизительно в 4-6 столетии. Наиболее известным образом считается лик Христос Пантократор из Синайского монастыря, написанный в 50-х годах 6 века. Сейчас невозможно представить хотя бы одну церковь, храм, собор, где не было бы иконы Спаса Вседержителя. Его изображение можно увидеть:

  • В числе деисусных композиций;
  • Среди настенных рисунков;
  • На потолке;
  • В иконостасах.

Икона «Христос Пантократор»: значение, в чем помогает

Что касается особенностей иконописи центрального православного образа, то Христос Вседержитель изображается чаще всего по древнейшей системе. Он восседает на престоле, украшенном подушкой с подножием у ног, в традиционном одеянии. Эта схема берет свое начало еще со времен павшего Рима, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки в катакомбах.

Сам стиль окончательно сформировался в более позднее время — приблизительно в 10 столетии. В этом случае престол становится символом царственности и великого достоинства, ведь пророкам из Ветхого Завета он являлся именно в таком виде, когда они рассказывали о предстоящем Страшном Суде Господнем.

Ярким примером подобного иконографического стиля является икона «Мануилов Спас».

Традиционной разновидность иконы для русской иконописи является «Спас в силах», где Иисус также сидит на троне, но его окружают ангелы. Существуют и другие варианты икон Спаса Вседержителя, например, Милующий или Душеспаситель.

Молитва

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Читайте также:  Картинки с крещением господним: скачать бесплатно

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Источник: https://vseikony.ru/news/istorii-yavleniya-i-chudesa-ikon/ikona-spas-vsederzhitel/

Тайна иконы возрастом 1,5 тысячи лет. «Двуликий Христос»

  • Древняя икона «Христос Пантократор», на протяжении почти 1,5 тысяч лет хранящаяся в стенах Синайского монастыря святой Екатерины с момента своего создания считалась не только одним из самых выдающихся произведений искусства, но и таинственным, обладающим необъяснимым свойством притягивать взгляд и даже «наблюдать» за происходящим.
  • Многие люди, видевшие икону лично рассказывали, что у них создавалось ощущение, что на них смотрит сразу два человека.
  • Но лишь недавно удалось разгадать тайну тщательно скрытую в иконе Христа.

Христос Пантократор из Синайского монастыря.

История появления иконы

Долгое время исследователи и даже сами монахи Синайского монастыря полагали, что икона была создана не ранее тринадцатого века, но не давал покоя слишком реалистичный и индивидуальный образ Христа, не свойственный поздневизантийской иконописи.

Сомнения в правильности первоначальной датировки подтвердились после сери исследований проведенных в 70х годах XX века.

Удалось установить, что создание шедевра относится не поздней чем к середине VI века. Что повергло в шок многих ученых, так как древнейшая икона дошла до наших дней практически в первозданном виде.

Сам монастырь святой Екатерины был основан византийским императором Юстинианом I в конце его правления (между 548 и 565 годом).

Флавий Пётр Савватий Юстиниан,известный как Юстиниан I . Мозаика церкви Сан-Витале.

Как принято считать, «Христос Пантократор» был королевским и подарком Юстиниана монастырю. С учетом великолепного исполнения иконы и ее возраста, данное предположение звучит более чем правдоподобно.

Но самое удивительное в иконе, это даже не ее великолепное исполнение, а длительное время считавшееся весьма странным различие между ее правой и левой частью.

Но неужели иконописец совершил ошибку?

«Двуликий Христос»

Если внимательно присмотреться к лицу «Пантократора», можно обратить внимание на яркие различия между правой и левой половиной, что особенно заметно по глазам и даже выражению лица.

Крупный план лица «Пантократора»

Но лишь сложив зеркальные отражения каждой из половин, можно увидеть, что перед нами два совершенно разных человека.

Сложение зеркальных отражений обоих половин иконы. Человек слева, а Бог справа.

Данный художественный прием является уникальным для иконописи и наглядно демонстрирует ипостасное соединение отражающее двойную природу Христа, объединяя божественное и человеческое.

Двойственная природа часто рассматривается как парадокс, потому что Бог, понимаемый как абсолютно добрый, невероятно мудрый, и абсолютно могущественный, полностью стал человеком и принял мученическую смерть.

Талантливый иконописец, имя которого так и остается неизвестным, смог создать икону на которой Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592ebfddd7d0a6f53d9a32d7/5b54af870bbe7f00a89658a1

Христос Пантократор из Синайского монастыря — это… Что такое Христос Пантократор из Синайского монастыря?

Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке.[1]:236 Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью.

Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии.

[2] Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».

[3] Благодаря этому иконописный образ уже демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций[4]. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий.

Сам образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса.

Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся[5].

Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа.

Использование света, а также различных выражений лица, отражало идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи[6]. Такое асимметричное изображение лика Христа впоследствии стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов[5].

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии святых[6].

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций.

В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды»[6]. На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля[6].

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство.

Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле.

Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу[6].

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы.[1]:239-240

Примечания

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — С. 236—240. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1
  • Жизнь Христа в произведениях живописи. — М., Галарт, Арт-Пресс, 2001. — Стр. 14.
  • Лидов А. М. Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: Христианский восток, 1999. — 146 с.
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ. Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εικόνες. — Αθήνα, 1995. — Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Holy image, hallowed ground: icons from Sinai / ed. by Robert S. Nelson and Kristen M. Collins. — Los Angeles: Getty Publications, 2006. — pp. 51–52, fig. 50.
  • Manolis Chatzidakis and Gerry Walters. An Encaustic Icon of Christ at Sinai // The Art Bulletin, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1967), pp. 197–208.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1410079

Ссылка на основную публикацию