Икона «благовещения пресвятой богородицы»: в чем помогает

bizantinum

Тема Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетхристианских изображений практически сразу – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать подробностями. Ведь это было не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам принцип формирования иконографии.

На рисунке — фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века.

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества.

Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли  выход.

В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус.

Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды — непременно, пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма.

Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася.

Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» — перевод митр. Никодима (Ротова)).

Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики.

Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (самой древней на нашей земле иконы Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери  со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы можно трактовать, как принятие Ею благовестия:

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетИкона. Византия. XIV век.

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От нее исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный символ явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и тут же – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает                   Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

В основном эти подробности черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, за которой растет дерево.

Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона.

Этот образ Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии):

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетМиниатюра из рукописи. Византия XIII век

Этот момент очень показателен: многие искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетРоспись в монастыре Высокие Дечаны, XIV век, Сербия, Косово

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Журнальный вариант здесь.

Источник: https://bizantinum.livejournal.com/119920.html

Благовещение Пресвятой Богородицы: история, значение и дата празднования, народные традиции и обряды + иконы и храмы

Первые упоминания о Возвещении, как еще называют этот праздник, историки нашли на древних фресках конца II столетия.

Однако официально торжество было признано только через два века, когда Елена Равноапостольная открыла места земной жизни Христа и возвела на них храмы. Во второй половине VII ст.

празднество стало главным в Византийской церкви. Тогда же его популяризация начала распространяться по территории западной Европы.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетБлаговещение Пресвятой Богородицы входит в число 12 главных праздников в православии

Название праздника

Слово «благовещение» в православном мире означает добрую или благую весть. Согласно Святому Писанию, к Деве Марии явился Архангел Гавриил, который сообщил ей о непорочном зачатии и будущем появлении Сына Божьего.

Когда юной послушнице храма исполнилось 14 лет, перед ней встал выбор: вернуться к родным или найти мужа. Несмотря на уговоры выйти замуж, она твердо решила посвятить свою жизнь служению Богу, приняв обет оставаться до конца своих дней девственно-чистой. Тогда духовники сочетали ее узами брака с древним старцем Иосифом, завещав ему охранять девство Пресвятой.

Перебравшись к мужу в Назарет, Мария продолжала соблюдать строгий пост и много молиться, отдавая всю себя Господу.

Спустя четыре месяца после обручения, когда девушка читала Евангелие, к ней явился Архангел со словами: «Радуйся, Благодатная!», а затем объяснил, что она избрана Всевышним стать матерью Его Сына.

Пресвятая Дева изумилась, как такое возможно, однако беспрекословно подчинилась Воле Божией.

Определение даты

Еще с раннехристианских времен Благовещение Пресвятой Богородицы не было переходящим праздником и отмечалось каждый год 25 марта (7 апреля по новому стилю). Дата эта появилась не просто так. В истории она впервые упоминается у папы Римского Ипполита (III столетие), который называет ее днем распятия Христова. По этой причине Возвещение до сих пор иногда отождествляется с Великой Пасхой.

https://www.youtube.com/watch?v=pSGPTv9lpAY

Также торжество тесно связано с Рождеством, которое отстоит от 7 апреля ровно на 9 месяцев. В Византии Благовещение считали днем сотворения всего мира и брали за точку отсчета до остальных церковных праздников.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетПразднуют торжество 7 апреля

Смысл и значение празднества

Среди богословов трактовка торжества имеет глубокий смысл. Благая весть, которая снизошла на землю, сообщает всему миру, что Господь нашел ту единственную Деву, которая настолько сильно уверовала в Него, что может стать матерью Сына Божьего. Рождением Христа Всевышний одарил Марию Своей любовью и силой, но при этом дал ей сделать этот выбор добровольно.

Отмечая день Возвещения, православные христиане прославляют Пресвятую Богородицу, которая всем умом, сердцем и душой доверилась Господу Богу, даровав тем самым миру Спасителя.

Видео «Благовещение Пресвятой Богородицы»

В этом видеосюжете рассказывается история праздника и особенности его празднования.

Особенности богослужения

Благовещенская праздничная служба начинается с литургии, зависящей от дня недели. Далее священники совершают вечерню, которая переходит во всенощную. Нередко дата Благовещения совпадает с Великой Пасхой, тогда каноны обоих празднеств объединяются. Называется такое торжество Криопасхой.

Сразу по окончании литургии духовники, облаченные в голубые одежды, выпускают голубей. По традиции, которую возродили только во второй половине 90-х годов ХХ века, птицы должны доставить ангелам-хранителям вести обо всех добрых поступках, совершенных за предыдущий год.

Традиции и обряды праздника

Начиная с раннехристианских времен люди на Возвещение посещают церковь, возносят молитвы Богородице, подают милостыню, оказывают всяческую помощь нуждающимся. Христиане верят, что в этот день небеса открываются, а потому хорошо совершать паломничество, загадывать желания, общаться с Богом.

Читайте также:  Икона ангел златые власы: значение, в чем помогает

7 апреля принято заготавливать соль на оберег. Все члены семьи берут по щепотке и прокаливают ее на печи. Считается, что она помогает исцелить любые болезни, а также защитить от невзгод. Если на следующий праздник прошлогодняя соль осталась, ее выбрасывают в огонь. Не менее чудодейственны Благовещенские просфоры, принесенные из храма, а также освященная вода.

Еще один интересный обряд – сжигание старых вещей. Традиция берет свои корни из язычества, когда древние славяне разводили большой костер, в который выбрасывали всю ненужную домашнюю утварь. Они верили, что таким образом сгорает все плохое: горести, печали, болезни, неудачи.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетБлаговещенская праздничная служба начинается с литургии

Что можно кушать

Благовещение Пресвятой Богородицы в 2020 году совпадает с Великим Пасхальным постом. Во имя праздника Церковь делает попущение для постящихся христиан, разрешая им есть рыбные блюда. Исключением является Страстная неделя, когда рыба строго запрещена. Также из рациона убираются молочные и мясные продукты.

Что нельзя делать

Возвещение является двунадесятым православным праздником, а потому в день торжества запрещено заниматься обыденными делами. Так, нельзя браться за иголку или спицы, стричь волосы, расчесывать, красить, заплетать косы. Также нужно оставить на потом всю физическую работу.

Праздничный день не должен быть омрачен плохим настроением, злостью, суетой, раздражением. Не к добру давать деньги в долг на Благовещение, надевать обновки, сочетаться браком.

Приметы и поверья

Еще древние славяне верили приметам, связанным с великим празднеством. Вот некоторые из них:

  • заморозки на праздник сулят хороший урожай;
  • если ласточки не успели вернуться до 7 апреля, вторая половина весны будет холодной;
  • чтобы в семье весь следующий год царила любовь и благополучие, жене нужно 40 раз назвать своего супруга «любимый»;
  • для плодородия следует закопать на огороде кусочек освященной просфоры;
  • загаданное в праздничный день желание, обязательно сбудется.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетДля плодородия следует закопать на огороде кусочек освященной просфоры

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Первые фрески с изображением Возвещения датируются II веком и были найдены на древнехристианских гробницах. Иконография появилась чуть позже – во второй половине IV столетия. На иконах традиционно изображен Архангел Гавриил, сошедший к Деве Марии. Образы бывают двух типов:

  • с пряжей – где Богородица держит красную нить, прядя завесу для Иерусалимского храма;
  • с Младенцем во чреве – выражает идею непорочного зачатия.

Благовещенские храмы и монастыри

Начиная с официального признания торжества, по всей Руси стали возводиться святыни во имя празднества:

  • Благовещенская церковь (Киев);
  • храм Московского Кремля;
  • собор в Витебске;
  • Муромская обитель;
  • монастырь города Киржаче, а также деревни Тимошкино (Владимирская обл.);
  • Никандрова лавра (Псковская обл.);
  • домовая церковь Суздальского Кремля и др.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетСвято-Благовещенский собор (Харьков)Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетБлаговещенский собор (Московский Кремль)Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогаетБлаговещенская церковь (Витебск)

Великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почитается православными христианами еще со времен апостолов. Сегодня по значимости он стоит наряду с Рождеством Христовым и Великой Пасхой.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/kalendar/blagoveschenie-presvyatoy-bogoroditsy-2751/

Самые известные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Образ Благовещения – один из самых популярных в иконографии. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают ежегодно 7 апреля. Именно в этот день, за 9 месяцев до рождения младенца-Иисуса, началось искупление грехопадения человечества.

Слово «Благовещение» переводится со старославянского языка как «добрая новость». В этот день к Деве Марии снизошел Архангел Гавриил. Он сообщил, что она своей праведной жизнью заслужила право родить на свет Спасителя. Божия матерь приняла эту новость с радостью и любовью, и именно с такими чувствами верующие встречают праздник Благовещенья.

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

За что почитают этот святой образ?

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.

Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:

  • получить искупление грехов;
  • избавиться от власти других людей;
  • освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
  • выйти из заточения;
  • избавиться от душевных или физических недугов;
  • излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
  • получить душевное облегчение;
  • освободиться от действия черной магии.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей.

В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника.

Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные.

Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы.

Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.

Икона Андрея Рублёва

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году.

Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость.

На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность.

Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

Киевская мозаичная икона

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери.

Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого.

Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие.

Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным.

В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Чудеса, сотворенные иконами

Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес.

Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий.

Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Читайте также:  Молитвы анне кашинской: самые сильные

Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.

Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников.

Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ.

Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.

Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню.

В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.

Источник: http://obikonah.ru/ikona-blagoveshhenie-presvjatoj-bogorodicy.html

Образ Благовещения

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает Сегодня мы продолжаем рубрику, рассказывающую о коллекции древнерусской живописи Третьяковской галереи, которая по праву считается одним из лучших собраний икон в мире. В канун Благовещения Пресвятой Богородицы мы познакомимся с древнейшими иконами домонгольского периода — Устюжским Благовещением и Деисусом, на котором изображены Архангел Михаил, Спас Эммануил, Архангел Гавриил.

Благовещение Пресвятой Богородицы — это день, когда Православная Церковь вспоминает явление Деве Марии Архангела Гавриила. Он возвестил ей о будущем рождении Спасителя — Иисуса Христа: Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 30–31, 35).

Традиционно на иконах Благовещения изображают две фигуры — Архангела Гавриила, обращающегося с благой вестью к стоящей или сидящей Деве Марии. Есть две разновидности иконописного сюжета. На одном из них Богородица держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей в соответствии с преданием, по жребию.

Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего. Одновременно существует и другое (более редкое) изображение: Богоматерь, черпая воду из источника, оборачивается к летящему с вестью Архангелу.

Согласно апокрифической традиции, Пречистая Дева впервые увидела Ангела у источника, из которого набирала воду, а уже само Благовещение (то есть беседа с Архангелом Гавриилом) произошло позже в доме.

На Руси известно множество образов Благовещения Пресвятой Богородицы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Она происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного.

Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга. Согласно этому преданию, в 1290 году перед иконой Благовещения молился блаженный Прокопий Устюжский. Он просил Господа избавить Устюг от каменно-огненной тучи.

Во время молитвы юродивого икона замироточила, храм наполнился благоуханием, а на небе случилась перемена: черная туча, нависшая над городом, рассеялась.

Вскоре пошел слух, что в то же время в 20 верстах от Устюга упали на землю раскаленные камни, вокруг которых долгое время не зарастали лесные гари.

В честь чуда, связанного с иконой, установлено церковное празднество — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге» 8 (21) июля.

В XVIII веке проводились поиски упоминаемой в житии святого праведного Прокопия чудотворной иконы Благовещения в Великом Устюге, но она не была обнаружена.

В связи с этим было выдвинуто предположение, что это и есть та самая икона Благовещения, которая была вывезена Иваном Грозным из Новгорода и хранилась в Успенском соборе.

По благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг.

Владыка Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни святого Прокопия.

В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, так же связав ее почитание с памятью праведного Прокопия Устюжского.

На иконе «Устюжское Благовещение» в лоне стоящей Богоматери изображен Христос, благословляющий правой рукой. Слева — Архангел Гавриил, обращенный к Богоматери и благословляющий Ее. Вверху в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами изображен Ветхий деньми в голубом ореоле славы.

(Ветхий денми, Ветхий днями — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца.) Он сидит на красном престоле, у подножия которого — красные Херувимы, а выше по бокам — красные Серафимы с золотыми рипидами.

Ветхий деньми в левой руке держит свиток, а правой благословляет Марию — от руки к Ней исходит синий луч. Хитон Его голубой, гиматий бледно-зеленый.

Архангел Гавриил в охряном с золотым ассистом хитоне и голубоватом гиматии, сквозь прозрачную ткань которого проступает оранжевый тон нижней одежды, приподняв голову с золотыми волосами, обращается с ораторским жестом к Марии. К концу его перекинутого через плечо гиматия прикреплено грузило, придающее отчетливость складкам.

Пресвятая Богородица в винно-красном мафории и темно-синем хитоне стоит перед троном, застланным орнаментированной золотой тканью; как бы прислушиваясь, Она склонила голову к вестнику.

Поверх мафория на Ее груди изображается Младенец Христос в темном нимбе, с зеленоватой повязкой на бедрах. В опущенной левой руке Богоматери — моток киноварно-красной пряжи, нить которой поддерживается Ее поднятой к груди правой рукой.

Волосы Архангела исполнены золотым ассистом по темно-коричневой охре.

Изображения Архангела, Девы Марии и Ветхого деньми окружены новым левкасом XVI века, заменившим утраченный первоначальный. При этом в соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены контуры: головы уменьшены и фигуры сделаны более тонкими.

Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела. Позема не было.

Фрагмент охры оранжевого оттенка (цвета хитона) над правой рукой Архангела Гавриила позволяет предположить, что первоначально он был изображен без крыльев, написанных на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях. Возможно также, что левое крыло Архангела было представлено поднятым.

Икона выполнена на липовой доске, с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. Первоначальный размер доски — 229 x 144 см. Позже икона надставлена со всех сторон сосновыми досками, увеличившими размер до 238 x 168 см.

Деисус

Икона «Благовещения Пресвятой Богородицы»: в чем помогает

Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII–XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, например, как «Страшный суд».

На иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, изображен Спас Эммануил — Христос в отроческом возрасте. По бокам — обращенные к Нему с обеих сторон склоняющие головы Архангелы Гавриил и Михаил. Вохрение светло-коричневой охрой сильно утрачено. Санкири разные: у Архангела Михаила — темная охра зеленоватого оттенка, у Спаса — темная, у Архангела Гавриила — зеленая.

Одежды исполнены плотным слоем красок. У Архангела Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий. Хитон Эммануила охряной, с золотым ассистом. У Архангела Гавриила голубой хитон и розовато-сиреневый гиматий.

В волосах у Архангелов — голубые тороки с красными камнями, оправленными в золото. Фрагменты розовых нимбов сохранились у контуров голов, золотой фон уцелел над плечами Архангелов. На фоне — разновременные вставки нового левкаса, внизу — доделка XVIII века.

Икона выполнена на липовой доске, шпонки вертикальные, загнанные снизу вверх. Размер 72 x 129 см.

В левом углу на поле — красная сургучная печать Большого Успенского собора. Образ происходит из Успенского собора Московского Кремля, где находился над северными дверями иконостаса. Раскрыта И. А. Барановым в 1936 году.

При подготовке материала использовалось Собрание древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. И. и Мнева Н. Е.

***

Словарь иконописца

А́ссист (лат. assist — «присутствующий») — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях Ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Гима́тий (др.-греч. ἱμάτιον, himátion — «ткань, накидка») — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

Левкас (от греч. leukós — «белый») — название грунта в русской средневековой живописи. После XVII века название сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею.

Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπιδιον — «опахало, веер») — в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Тороки или тороци — повязки на челе Ангелов с развевающимися концами, символ постоянного слушания Ангелами воли Бога.

Христина Добрынина

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/469

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Читайте также:  Нужно ли молиться перед едой?

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего.

Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу.

 По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь.

Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу.

Праздник Благовещенья

Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. Данный праздник почитают все православные люди, а особенно женщины, которые видят в Богородице идеал женщины и матери.

В этот исторический день все мы стремимся к безграничной и сильной вере, которая была у девы Марии. Сила, исходящая от иконы, усиливается в этот день. Мы можем попросить у Богородицы исцеления от всех недугов, а также об искуплении своих грехов с помощью молитв или своими словами.

Этому празднику присущи некоторые суеверия, которые сохранились от наших предков. В Благовещенье грешно заниматься любой работой, а особенно физической. Если праздник совпадает с Великим постом, то церковью разрешено смягчить его. На стол можно подавать рыбу. Праздник не переходит, а отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, 7 числа.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображенный иконописцем Андреем Рублевым образ Божьей Матери является истинным достоянием праздника. Написанное на иконе имеет историчность и святость, переданную красками. Икона показывает сияние, благолепие, божий свет, на ней отсутствуют искажения и вульгаризм. Изображение реалистично и напоминает нам о Благовещенье. Поставьте икону в своей квартире, чтобы ее защитить. 

На иконе предстают образы Девы Марии и Архангела Гавриила. Посланник Господа спустился, чтобы сообщить радостную весть. Богородица стала избранной девушкой, на которую снизошла воля и любовь Божья.

В этот день сбылось предсказание из книги Исаии о Деве, которая примет Господа и родит Спасителя. Суть такого предвещания человек без веры принять и понять не мог. Богородица дала согласие на известие ангела. Праведная Мария изображена с молотком в красном одеянии, стоящая у подножия трона. Рядом с ней — ангел, раскинувший правую руку, сообщающий добрую весть.

Сила иконы

Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга. Некогда там жил преподобный Прокопий, который пытался наставить людей на путь веры, молясь за них денно и нощно. Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным.

Страшный день наступил в полдень: город окутала темная пелена, нависла огромная туча, которая, по преданию, должна была погубить все живое огненным дождем. Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии.

Люди познали блаженную силу, исходившую от иконы. Богородица услышала молитвы, показав это чудным явлением: из иконы начало струиться благоухающее масло. Она одарила грешных людей своей защитой, туча миновала и разразилась огненным градом в пустынном месте. Жители Устюга до сих пор чтят это спасение и празднуют отдельный праздник, посвященный иконе Богородицы.

В летописях сохранилась история перемещения иконы. В шестнадцатом веке она была перевезена из Новгорода в Москву Иваном Грозным и была главным образом Благовещенского монастыря. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор.

В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей. На икону добавили надпись о жителях Устюга на нижнем поле, украсили драгоценными камнями и покрыли золотой окаемкой в девятнадцатом веке.

После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.

О чем просят икону

Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся страждущие, которые боятся гнева Божьего, замаливают грехи свои. Икона способна помочь и людям, которые находятся под чей-то властью, будь то алкоголизм или влияние черной магии.

Пресвятую Богородицу просят избавить от недугов любой сложности, она всегда готова помочь нуждающимся. Женщины, которые хотят иметь детей, тоже могут обратиться к Великой Матери и в молитве попросить ее о благословении.

Икона помогает обрести облегчение в сердце и избавиться от заточения. Правильно читайте молитву дома.

Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою.

Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие.

Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Оформите свой красный уголок в доме, добавив к уже существующим образам икону Пресвятой Богородицы. Она защитит вашу душу, если вы будете обращаться к ней с помощью молитв каждый день. Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

С рождения каждый получает себе в помощь икону-заступницу, которая укрывает божественной пеленой от забот, оберегает …

Работа является необходимым звеном жизни, а трудности, связанные с ней, могут значительно повлиять на благополучие. …

Иконы, как главные религиозные святыни, обладают особой, высшей силой. Во время молитвенного обращения вы можете …

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-blagovescheniya-presvyatoj-bogoroditsyi/

Самые важные детали в иконах Благовещения: от евангельской простоты до царственной пышности

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел.

И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону.

Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского  Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения.  Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества.

Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли  выход.

В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды — непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма.

Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася.

Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» — перевод митр. Никодима (Ротова)).

Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики.

Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери  со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего.

Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н.

«Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего.

Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Источник: https://pravlife.org/ru/content/samye-vazhnye-detali-v-ikonah-blagoveshcheniya-ot-evangelskoy-prostoty-do-carstvennoy

Ссылка на основную публикацию