Икона ангел златые власы: значение, в чем помогает

Православная вера отображает все богатство души русского человека. Для многих людей она – источник света и радости бытия. Это молитвы, пение акафистов и просьба о помощи, обращенная к Господу, Христу и Божьей Матери, а также к ангелам.

Архангел Гавриил – один из духов, которых очень почитают верующие православные люди. Он не просто ангел, этот святой наделен именем архангела, ставшего старшим посланцем Бога.

Каким изображен Гавриил на полотнах иконописцев, кто может молиться этому архангелу, чтобы получить помощь — поговорим далее.

О гаврииле

В соответствии с библейскими канонами, архангелом считается один святой, его именуют Михаилом. Но традиции церкви со временем пришли к признанию восьми святых, которым отведена своя роль.

Миссия архангела Гавриила – начальник, руководящий группой святых, которые помогают людям и приносят весть об откровениях Господних. У этого святого есть миссия охранять райские врата. Христианство отводит архангелу Гавриилу и роль посланника, который несет дары тайных знаний Бога для людей:

  • Ветхий Завет сообщает о явлении его перед пророком Даниилом, чтобы рассказать о том, что Иисус Христос скоро появится на свет;
  • В Евангелие повествуется о появлении Гавриила перед Захарием с вестью о рождении сына и о том, что миссия младенца — быть рядом с Господом. Для Захария слова архангела не были важны, он проигнорировал их значение, поэтому Бог наказал его и сделал немым;
  • По преданию, именно Гавриилу была предоставлена миссия доставить сообщение о том, что ожидается рождение дочери – будущей Матери Иисуса, для ее родителей, Иоакима и Анны.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

  • Саму Деву Гавриил посещал два раза: сначала чтобы сообщить, что у нее будет сын — это произошло на Благовещение, позднее – с вестью, что она скоро умрет. В некоторых преданиях упоминается, что Гавриилу было поручено охранять Марию на протяжении всей жизни, и именно он передал предупреждение Иосифу о том, что царь Ирод замышляет убийство Христа.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Святой присутствует во многих мировых религиях

Архангела Гавриила упоминают и в текстах книг других религий:

  • Иудейской — под именем Габриэля. Он и три архангела были в роли защитников, охраняющих Господний трон и четыре стороны света. В молитвенных текстах они упомянуты все вместе. Габриэлю поручено также защищать еврейский народ от постоянных гонений и преследования. Он должен посылать молитвы Господу, чтобы тот освободил евреев из неволи, и чтобы во всем мире было благополучие. Архангелу Гавриилу, фото которого предложено ниже, отведена миссия быть добрым ангелом, забирающим души праведников во время смерти. Его противоположностью является Самаэль, приходящий за душами грешников и вырезающий эти души с помощью ножа, на котором множество зазубрин.
  • В исламе — под именем Джибриль. Здесь архангел также входит в число четырех приближенных к Господу духов и выступает посредником между Богом и многочисленными пророками, среди них и Мухаммед, которого Джибрилю приходилось:
  • – защищать в противостоянии с неверующими;
  • – сопровождать во время его путешествий;
  • – благословлять;
  • – помогать, если происходят споры и войны;
  • – передавать на протяжении 23 лет значение откровения – Корана.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Архангел по описанию — это высокий человек, причем головой этот ангел достигает облаков. По преданию, он преподнес Аллаху землю, чтобы тот создал Адама, стал его защитником после изгнания из Рая. Соломон узнал от этого архангела, что родился Иоанн Креститель, как и отец Закария, для которого архангел Гавриил также постарался.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Как выглядит икона

Икона архангела Гавриила, который особо почитаем в христианской религии, находится почти во всех церквях. Наличие этого изображения обязательно для Деисуса. Архангела могут изображать как на общем полотне, например, на иконе «Благовещение», так и отдельно на участках алтарных врат, где это предусмотрено церковным уставом.

Церкви выбирают этот лик, чтобы изобразить Гавриила. В большинстве случаев, это златокудрый ангел. Он одет как дьякон, чтобы подчеркнуть миссию служить человеку. Правая рука Гавриила осеняет людей благословением, а левая удерживает копье. Это означает, что он сможет защищать.

На ранних полотнах архангел Гавриил изображен в доспехах, что символизирует его готовность воевать. В его руках могли быть и другие предметы, в зависимости от выполняемой миссии:

  • Зеленая ветвь, которую архангел должен отдать в руки Девы Марии как знак весточки от Бога.
  • После того как человек увидит в зеркале изображение своей души, он может услышать огненное слово и спастись. С фонарем и зеркалом – еще один вариант изображения архангела на полотнах икон.

Каким было первое изображение этого святого? Об этом поговорим далее.

История первой из икон архангела Гавриила

«Ангел Златые Власы» — это первое изображение Гавриила, известное на сегодняшний день. Примечательной и удивительной является легенда о том, как создавалось изображение.

Его обнаружили на территории московского музея Румянцевых, где был отдел древностей. Осталась загадкой история появления там этой работы, авторство которой так и не установлено.

Предположения относительно принадлежности одному из иконописцев остались неподтвержденными. Загадка не разгадана до сегодняшних дней.

Когда чествуют святого

Дней архангела Гавриила в христианстве несколько. Их отмечают трижды на протяжении года:

  • В апреле, 8 числа. Этот праздник идет сразу после Благовещения и подразумевает необходимость почтения памяти Господнего вестника.
  • В июле, 26 числа. Повторное празднование, так как для этой даты характерно освящение в XVII столетии храма архангела Гавриила в Константинополе.
  • Собором, посвященным архистратигу Михаилу, днем памяти для всех архангелов — 21 ноября. Тогда же и празднуют именины Гаврииловы.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Сила помощи святого

В чем помогает архангел Гавриил? Его имя связывают именно с событием Благовещенья. На сегодняшний день Гавриилу отведена роль самого важного и значимого покровителя человечества, равных которому немного. Его молитвы всегда услышаны и выполняются, так как этот святой заслужил особую благосклонность Господа.

Молитва архангелу Гавриилу — очень сильная. Когда же обращаться к этому святому за помощью?

Кто может просить помощи

Гавриил помогает:

  • Когда женщина хочет забеременеть – ведь именно этот ангел сообщил Деве Марии и Захарию о том, что у них будут дети.
  • Если надо исцелить тяжелый недуг — этот святой поможет при заболеваниях печени и почек.
  • Чтобы излечить бесплодие и сохранить здоровье маме и ее внутриутробному ребенку при беременности.
  • Чтобы очистить душу, засоренную страхами и пугающими мыслями, исцелиться от фобий, успокоить мысли и чувства.
  • Чтобы возвратить веру и любовь, не свернуть с истинного пути.
  • Наказать людей, которые вас обманули. Для Гавриила обман и предательство неприемлемы.
  • Избавится от заболеваний психики, депрессивного состояния.
  • Обрести счастье замужества или найти свою любовь.
  • Укрепить веру, стойкость духа, помочь следовать заветам христианства.

Как молиться

Молитва архангелу Гавриилу не требует обязательного следования особенным канонам или зазубриванию текста. Важно, чтобы она была искренней и исходила из души, а не монотонно повторялась без понимания смысла.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Прежде чем просить о помощи, необходимо уделить внимание очищению мыслей и сердца. Для этого можно умыться и выбросить из головы все тяготы бытовых и негативных мыслей хоть на некоторое время.

Для обращения к архангелу Гавриилу не обязательно носить его имя. Это можно делать и родственникам, особенно, если надо попросить Господа о младенце, даровании ему таланта и благополучия.

Эти факты интересны

До недавнего времени практиковалось изображение архангела Гавриила в обществе святых, которых он наставлял на путь истинный. Самого Гавриила иконописцы облачали в богатое убранство, на голову одевали корону, в руки давали скипетр.

После XV века стало более популярно изображение архангела в обществе Девы Марии — царицы ангелов. Гавриилу посчастливилось исполнять миссию ее подчиненного. Тогда ему в руки стали рисовать лилию, сменив на нее царские знаки. У этого цветка символ чистоты, он означает непорочность и духовность.

Иногда можно услышать об уникальности этого ангела, которого считают женщиной. Для подтверждения этого приводят ситуации из Библии, которые свидетельствуют об особенной поддержке детей в процессе внутриутробного развития. Но в официальной религии нет пола у ангелов, они все бесполые существа, в том числе и Гавриил. Следовательно, такая версия не принимается.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Подведем итоги

Архангел Гавриил – важный ангел, который имеет особый чин. Именно поэтому христиане с надеждой обращаются за помощью к этому святому. Считается, что его просьбы будут обязательно услышаны Богом, так как Господь особенно почитает этого ангела.

Упоминание об архангеле Гаврииле встречается не только в христианстве. Иудаизм и ислам также пользуются защитой этого архангела, но в перечисленных верованиях он известен под другими именами.

Молитва к святому Гавриилу имеет большую силу. Для того чтобы обращаться к нему за помощью, надо не думать о повседневных проблемах, сконцентрироваться на смысле текста, вникнуть в его значение. Чтение молитвы не требует обязательного зазубривания.

Обращаться к Гавриилу могут женщины, которые стремятся забеременеть. Также сильна его помощь в создании семьи, возврате любви, успокоении и утешении. Помимо самого обладателя этого имени, молиться могут все, кто желает добра человеку Гавриилу, особенно если он еще в возрасте младенца. Празднование дня архангела Гавриила происходит три раза за год.

Открыв душу для таинств христианства, человек получает веру в вечную жизнь и надежду на то, что с ним всегда рядом находится Создатель. Свет его любви озаряет жизненный путь верующему. Изучая христианскую литературу, можно получить ответы на многие житейские вопросы.

Источник: https://www.syl.ru/article/377844/arhangel-gavriil-molitva-ikona-v-chem-pomogaet

Что происходит с иконой "Златые власы"?

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает shakko_kitsune — 05.10.2017 Теги: Мединский UPD: икону заберут из Русского музея, потому что это ПОВЫСИТ
РОЖДАЕМОСТЬ в России.
См. апдейты.

Один православный бизнесмен хочет изъять ее из постоянной
экспозиции Русского музея, поместить в церковь — тот филиал музея,
на ремонт которого он дал денег, а потом  таскать этот хрупкий
шедевр 12 века несколько раз в год из одного здания в другое. А
может, и по стране.


Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Источник: очень сумбурная и нелогичная статья на «Свободе»,
перессказываю своими словами.

Есть такой православный бизнесмен Сергей Шмаков, у которого очень
большие связи. В 2009 году он уже заполучил из Русского музея

икону Торопецкой божьей матери 14 века. Причем прекрасным
козацким способом: «пусть это будет твое, а лежать будет у
меня».

Икона осталась числиться экспонатом музея, но находится
теперь в церкви-новостройке в элитном поселке, где живет бизнесмен.
По мнению специалистов по иконописи, условия ее хранения там могут
привести к ухудшению состояния старинной доски.

Экспертов смотреть
на нее больше не пускают.

То есть модус операнди у дяди плохой, один шедевр он
предположительно угробил.

  • Теперь про «Златые
    власы», которые входят, пожалуй, в первую пятерку самых
    узнаваемых русских икон вообще.
  • Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

  • Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Бизнесмен Шмаков продолжает дружить с Русским музеем и дает ему
денег на реставрацию церкви в его филиале — Михайловском
замке.
Михайловский замок — это тот самый «мальтийский» замок, в котором
убили Павла I. Как филиал музея — он очень хороший, но сплошь
«романовский», все здесь посвящено Романовым, так как это
императорский дворец. Тема замка — мальтийская и чуть ли не
католическая (потому что Павел I очень любил это дело). На
экскурсиях рассказывают, что цвет замка выбран в честь перчаток
фаворитки императора, и как его душили офицерским шарфом и били
табакеркой в висок. Как с темой филиала должна сопрягаться эта
икона (она даже не «Михаил», а «Гавриил», и то — совершенно
недостоверно, и в принципе ангел безымянным считается). Однако Шмаков, раз вкладывает деньги в реставрацию церкви,
вероятно, считает, что это дело хозяйское — ее обставлять. Интерьеры церкви в замке. Как вы видите, все вполне «прозападное»,
с «византийской» иконой не сочетается.
В интерьерах дворца встречается масонская символика чуть-чуть,
достаточно католической мальтийской.
Кстати, это вот сохранившаяся (и задуманная при первоначальном
строительстве замка) церковь Михаила Архангела.
Но в замке существовала еще и вторая — Церковь Петра и Павла. Она
была сделана на месте комнаты, в которой убили императора. До наших
дней эта вторая церковь не сохранилась, частично на ее месте теперь
коридор. Причем в коридор попало и место алтаря — устроенного на
месте кровати убитого. Быть может, мы вообще подоплеки не знаем этого перенесения? Может,
это как-то связано с тем самым царебожием, которое теперь так
актуализировалось? и «невинно убиенного» Павла тоже кто-нибудь
почитает? И хочет таким образом облагодетельствовать его
иконой?

UPD: питерцы в комментах свидетельствуют

Про Павла I нам на учебных занятиях в соборе Петропавловской
крепости перед его могилкой сотрудники музея рассказывали, что в
начале ХХ века шел процесс по канонизации императора, собирали
случаи чудес перед его могилой, и список был приличный. Но потом
началась война, потом революция, и не до канонизации стало. А
сотрудники утверждали, что перед могилой императора Павла особенно
хороши молитвы об избавлении от головной и зубной болей, а также о
потерянных мелких вещах.

*** Отрывки из интервью сотрудника музея, который начал паниковать
(ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского
музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства
культуры Российской Федерации Ирина Шалина):

— …И если Торопецкая Богородица хоть и не была никогда
чудотворной, но все же о ней есть некие сказания, она почитаемая,
то «Ангел Златые власы» – это совершенно не моленный образ, это
один из ходатаев перед Вседержителем, который молит о прощении
наших грехов.

И представить себе, что перед этой иконой молятся,
что ей кладут поклоны, целуют ее, невозможно, это может подумать
только человек, не имеющий даже зачатков понятия об основах
православной культуры.

Перед этой иконой мы рассказываем об истоках
древнерусской живописи, о начале православия на Руси.

Сергей
Шмаков, выступивший инициатором временной передачи иконы Торопецкой
Божией Матери

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает
И вдруг у господина Шмакова появляется идея перенести эту
икону из музея, где ее ежедневно видят тысячи людей, в Михайловский
замок. Для этого он хочет зачем-то сделать действующей и открытой
тамошнюю церковь, хотя там даже прихода быть не может: там нет
жилых домов – Марсово поле, Летний сад, Фонтанка, Михайловский
сад.

Михайловский дворец – это помещение Русского музея, а церковь в нем
была императорской, для избранных, пропитанная духом Мальтийского
ордена, что понятно, если мы вспомним историю Павла Первого.

И
зачем эту икону переносить туда, где ей будут поклоняться только на
определенные большие праздники? Вот такая идея со стороны частного
лица, которое предлагает отреставрировать церковь за свои деньги,
хотя это музейный объект, и так просто это не делается.

И иконостас
там – это ветхое музейное хранение, да него дотрагиваться нельзя,
не то что Царские врата открывать во время службы. Вот какой смысл
– переносить икону на 200 метров – туда, куда якобы паломники будут
приезжать со всей страны. (…)

(вот
здесь можно посмотреть эту чудесную вещь в огромном увеличении
и, кстати, увидеть,
что состояние у нее не идеальное, и прослушать хорошую
аудиолекцию)

Источник: https://yablor.ru/blogs/chto-proishodit-s-ikonoy-zlatie-vla/6237882

Икона Ангел «Златые власы»

Характерной особенностью этой иконографии являются волосы ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. Вдоль волос проложены тонкие золотые полоски. Золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

История создания святого лика

Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Икона «Ангел златые власы» в Русском музее Санкт-Петербурга

Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.

Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.

Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.

Это интересно: Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы.

Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила.

Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

В чём помогает икона «ангел златые власы»

Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем.

 Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации.

Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 451—452. — 600 с. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  • Шалина И. А. Икона «Ангел Златые власы» и её место в художественной культуре Руси около 1200 года // Древнерусское искусство. 800 лет Дмитриевскому собору во Владимире. — М., 1997. — С. 188—219.

Видео «Молитвы к архангелу Гавриилу»

В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к ангелу.

Это интересно: Какой иконе молиться беременной женщине?

История

Икона была обнаружена историком искусства Г. Д. Филимоновым в 1864 году при разборке «рухлядной кладовой» в «палатке» на колокольне Ивана Великого в Московском кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» иконы, предназначенные к уничтожению.

Поступила в Румянцевский музей, где считалась «работой мастера круга Симона Ушакова», что было обусловлено поздней записью иконы, последний раз осуществленной в XVII веке.

После расформирования Румянцевского музея в 1925 году икона в составе собрания христианских древностей была передана в Государственный исторический музей, где реставратор Е. И. Брягин выполнил её расчистку.

В силу плохой сохранности авторской живописи, реставратор был вынужден сохранить на иконе значительные остатки записи XVII в. (зеленый фон, одежды, прописи на волосах, золотой ассист).

В 1926 году была впервые экспонирована на выставке памятников древнерусской иконописи в Государственном историческом музее. В 1930 году при перемещении собрания христианских древностей в Третьяковскую галерею оказалась в её фондах. В 1934 году в связи с необходимостью улучшить качество экспозиции домонгольской живописи Русского музея, поступила на его хранение (Инв. № ДЖ-2115).

Что нужно знать про икону

С иконой Архангела Гавриила «Златые власы» связана одна известная в Петербурге история, произошедшая не так давно.

Однажды в Русский музей, где икона хранится запечатанной в специальную капсулу, чтобы обеспечить ей сохранность, пришел известный предприниматель со своей женой, которая руководит некоторым благотворительным фондом.

Пришедшие просили руководство музея перенести икону в Михайловскую церковь и выдать ее им для этого.

Директор музея вынужден был искать защиты у общественности и обратился с просьбой защиты реликвии и ее хранения именно в Русском музее, где многие люди могут увидеть древнейшую икону.

Благодаря широкой огласке удалось отстоять местонахождение иконы «Златые власы». Удачно сослужила тут и история других ценных предметов, взятых ранее благотворителями, но не возвращенными.

Ещё статьи об ангелах:

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://svjatyni.ru/ikony/ikona-angel-zlatye-vlasy.html

Сокровища Русского музея. "Ангел Златые Власы"

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает               Эта небольшая икона – истинное сокровище,
творение кисти безымянного монаха-живописца, дошедшее к нам из новгородского монастыря.
Древние новгородцы с любовью относились к искусству живописи. Большим
художником был иконописец, создавший образ нетленной, нестареющей красоты,
юности и человечности. 
Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

  •     Архангел Гавриил «Ангел Златые Власы»
  • Из главного деисусного чина. XII век
  • Дерево, темпера.
  • 49X38,8X2,8

    Какая высокая, чистая красота! Какая благодатная сила
угадывается в мягких чертах и задумчивом, почти девичьем взгляде, сомкнутых
нежных устах, в слегка наклоненной золотой голове. Огромные мечтательные глаза
светятся вечным огнем сочувствия к человеку. Печать византийского искусства всё
ещё лежит на этом чудесном лике, и что-то эллинское, солнечное сияет в глазах, глубоких,
точно моря-океаны, просвечивает сквозь румяную кожу щек, зажигает волосы, похожие
на золотую пряжу. В пышные пряди вплетена повязка с красным камнем и развевающимися
кончиками – «слухами». По верованиям наших предков, «слухи» помогали архангелу
улавливать голос Бога. «Златые Власы» архангела выполнены в технике «асиста» сусальным золотом. По каждому волоску проложена тонкая нить золотого листа, создавая небесное божественное сияние. 

    Приглядитесь, какая печаль в бездонных глазах – свежая и лучистая, нежная и
готовая осознать свою особенную долю, как сама русская душа, весёлая и грустная
русская песня.

    Архангел Гавриил – по воле божьей – светлый
вестник, объясняет людям пророческие видения, смысл различных событий.

Он
предсказал деве Марии рождение сына Иисуса Христа, принес известие родителям
Иоанна Предтечи о будущем их сыне. Имя Гавриил по-древнееврейски означает «сила
Божия».

Безгрешный Божий вестник, он знает о людских горестях и скорбит о
людях. Он мудр и в то же время, абсолютно безмятежен, ему неведомы людские
страсти и пороки.

    Образ архангела Гавриила – Ангела Златые
Власы, был некогда частью оглавного деисусного чина. Композиция, именуемая
«деисусный чин», пришла на Русь из Византии. По-гречески это будет – деисис и
означает моление.

Так как слово «деисис» русским было непонятно, со временем
заменилось созвучным имени Христа. Деисус может состоять из трёх, семи и более
икон, но их число всегда будет нечетным.

Голова архангела Гавриила, обычно
изображаемого слева от образа Спасителя, смиренно склонена перед Ним.

    Русскими святыми ликами, их человеческой
сущностью, невозможно не восхищаться.  Икона
– источник небесного утешения, на земле восполняет нравственные пробелы человеческой
жизни, возвышает самого человека.

И остаётся вечно живой народный гений. Время стёрло
имя талантливого иконописца, но оно же покорилось искусству, которое шагает
через века.

«Ангел с золотыми волосами» — пришелец из тьмы былого и самый
поэтичный и юный образ в экспозиции икон Русского музея.

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2015/07/blog-post.html

Икона Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. ХII век. Государственный Русский Музей

На первом занятии БИС «Русская национальная традиция»  Любовь Михайловна рассказывала об иконе «Ангел Златые Власы». Эта икона меня поразила. Хочу поделиться с Вами той информацией, что я нашла об этой иконе и ми Любови Михайловны.

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

            Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей.

Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей.

Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода.

Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров.

Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н.

Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви.

Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами.

На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз.

Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий.

Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова.

Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа.

Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

Источник: https://ginger-at-heart.livejournal.com/36285.html

«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

«Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“»). Конец XII в. 48,8х38,8 см. ГРМ. Инв. ДРЖ 2115. Происходит из Румянцевского музея, где считалась произведением Симона Ушакова. Фон иконы, нижняя часть хитона архангела, коричневая опись его головы и «слухи» — живопись XVII в., лежащая на новом грунте

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы компаний «Сапсан» (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет.

По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века.

В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“»  никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина.

— Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян.

— Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты.

И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ.

Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону.

Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4979/

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы). XII век

Икона Ангел Златые власы: значение, в чем помогает

  • Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)
    XII век
    Дерево, темпера. 49 х 38,8
  • Государственный Русский музей

Русский музей, наряду с Третьяковской галереей, обладает одной из самых больших коллекций средневекового искусства. Это самая древняя икона собрания. Она выглядит монументально, хоть и невелика по размеру. Голова ангела с широко раскрытыми глазами занимает все пространство доски. Декоративно выглядят роскошные волосы, обрамляющие лицо и падающие на плечи. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало. В иконописи эта техника называется «асистом».

Золотые нити – символ величия и бессмертия еще со времен эллинистической культуры, здесь очевидны традиции Эллады, наследницей которых была Византия. О близости иконы к византийским памятникам говорит и восточный греческий тип лица Архангела.

Однако икона слишком задушевна для искусства Византии, которое в это время отличалось аскетизмом, назидательностью и суховатой отвлеченностью. Искусствовед В.Н.

Лазарев предполагал, что эта икона вышла из мастерской «грека Петровича», который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде.

Где же в церкви могла находиться эта икона? Скорее всего, она входила в деисусный чин неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя.

Это очень редкий тип изображения архангела Гавриила – обычно его писали в полный рост, в архангельском облачении, с надлежащими атрибутами. Гавриил открывал тайное знание Бога людям, а потому считался его вестником. Он возвестил Деве Марии о рождении сына, он же передал ей весть и о ее скорой кончине.

В этом лике удивительное сочетание мягкой, почти лиричной человечности, возвышенной духовности и самоотречения. Архангел печален и кроток. Он – совершенен и, в то же время, полон сострадания к человеку.

Автор текста: Н.М.Михайловская

    Выставки филиала в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543

  • «Русский музей»

Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/12161

Православная икона Ангел златые власы

Уникальная христианская икона Ангел златые власы является одним из самых почитаемых экспонатов средневекового искусства. Эта святыня принадлежит кисти иконописца XII века.

На ней изображена голова ангела с широко раскрытыми глазами, которая занимает все открытое пространство на иконе. Роскошные волосы, обрамляющие лик ангела, рассыпаны по плечам. Каждый волосок сияет божественным светом.

Золото на этой красивейшей иконе символизирует неземное, божественное начало. Золотые нити – символ бессмертия и величия.

Чудотворная икона Златые власы – это очень редкий тип изображения святого архангела Гавриила, который в период своей жизни открывал для христиан знание Бога и считался его вестником. Он первым возвестил Деву Марию о рождении Сына, и он же передал весть о ее скорой кончине.

На древнем изображении удивительно сплетаются черты возвышенной духовности и самоотречения архангела. Он печален и кроток. Все в его образе совершенно, но он не в силах скрыть свое сострадание к человеку. В наши дни это очень редкая икона. Купить икону Ангел златые власы большая редкость.

Ее можно заказать в православном интернет магазине или в иконописной мастерской.

Невероятно красиво смотрится старинная икона Златые Власы, вышитая бисером. Яркие и многоликие цветовые решения делают ангельский образ самобытным и неповторимым шедевром, от красоты которого сложно отвести взгляд.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

История иконы Златые власы

В наши дни святая икона Златые власы была обнаружена в отделе древностей Румянцевского музея Москвы в 1920 году. После распределения музея, древняя икона попала в Третьяковскую галерею, а затем, в 1934 году в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга.

О том, как эта прекрасная икона попала Румянцевский музей, об истории ее написания — информации нет. Известно лишь, что она была обнаружена в хранилище, устроенном на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле.

Первоначально икона Ангел Златые власы могла находиться в храмах Новгорода или Владимира. Можно лишь, глядя на эту святыню предположить, что она относится к домонгольским памятникам древней иконописи и тесно связана с древней художественной византийской культурой.

Существует несколько списков этой старинной иконы, написанных в первой половине ХХ столетия мастерами киевской иконописной мастерской.

Источник: https://www.sudba.info/pravoslavnaya-ikona-angel-zlatye-vlasy/

Гипотеза: на иконе «Ангел Златые Власы» изображена женщина · Город 812

На иконе «Ангел Златые Власы» изображена женщина. Такую гипотезу выдвинул кандидат искусствоведения  Михаил Золотоносов, изучив эту работу XII века из коллекции Русского музея, вокруг которого сейчас поднят такой шум.

Уникальная икона домонгольского периода «Ангел Златые Власы» — один из символов Русского музея. Нет единого мнения, кем эта икона написана, —  византийскими, киевскими или новгородскими художниками.

До 1920-х годов история иконы вообще неизвестна. Она была обнаружена в отделении древностей Румянцевского музея в Москве. В 1925-м ее передали  в Исторический музея, затем в Третьяковскую галерею.

В 1934 икону передали в коллекцию Русского музея.

В центре внимания «Ангел» оказался сейчас — после того, как стало известно, что православный бизнесмен Сергей Шмаков  предложил Русскому музею перенести икону в церковь в Михайловского замка, где ее смогут увидеть паломники.

В 2009 году Шмакову — при поддержке минкульта и патриарха — удалось забрать из Русского музея икону Богоматери Одигитрии Торопецкой, теперь она находится в церкви коттеджного поселка «Княжье озеро».

Сотрудники Русского музея оапасаются, что могут в итоге лишиться и «Ангела Златые Власы».

Процесс борьбы за икону заставил искусствоведа Михаила Золотоносова внимательно изучить это произведение искусства. И он пришел к неожиданным выводам.

«Изучив и  задумавшись над этим «Ангелом», я понял, что это не молельный образ, а древний, XII века, портрет женщины с волосами то ли рыжими, то ли выкрашенными золотой краской.

У этой женщины типичные еврейские черты: огромные черные глаза, характерный нос со слегка загнутым книзу кончиком. Попутно нельзя не отметить неотенические черты: глаза очень большие, а рот маленький.

Это портрет рыжеволосой женщины или брюнетки, которая покрасила волосы золотой краской.

Последнее обстоятельство, кстати, напоминает о том, что в Древнем Риме был закон, обязывавший римских «жриц любви» красить волосы в светлый цвет или в рыжий, чтобы таким образом отличать их от «порядочных брюнеток».

Я уверен, что это в точном смысле византийская живопись конца эпохи Комнинов. Это светская живопись, застигнутая в тот момент, когда она рождается из иконописи, сохраняя многие ее черты, но в то же время и прощаясь с нею, в точном смысле in statu nascendi.

А в библейском контексте (Евангелие от Луки) этот объект воспринимается как портрет грешницы, которой отпустили грехи: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи», — объясняет Михаил Золотоносов.

Может ли открытие искусствоведа  отразится на планах бизнесмена Шмакова, — пока неизвестно.

Источник: http://gorod-812.ru/gipoteza-na-ikone-angel-zlatyie-vlasyi-izobrazhena-zhenshhina/

Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век

 Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век. Дерево, левкас, темпера. 48,8 х 38,8 х 2,8 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № ДЖ-2115

Влияние византийского иконного писания сказалось в богатстве и сложности образа архангела Гавриила, в его духовной утонченности.

Библиография Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII – начала XX века. – М.: Изобразительное искусство, 1979; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. – М.: АН СССР, 1953; Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986; Лазарев В.

Н., Демус О. СССР. Древние русские иконы.– Милан, 1958; Лившиц Л. Русское искусство X–XVII веков. – М.: Трилистник, 2000; Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М., Родник, 1999; Онаш К.,Аннемария Ш. Иконы. Чудо духовного преображения. – М.: Интербук-бизнес, 2001.

Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, вХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову.

Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно. После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой.

При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея.

В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании. О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения.

Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров.

Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н.

Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде».

Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.). О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки.

Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконамкомниновского периода. «Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви.

Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий.

Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы». В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватаясанкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении. Доска липовая цельная с ковчегом и со следами двух торцовых шпонок.

В начало раздела «Иконопись»>>>

Источник: http://goodcoins.su/antic/icons/gavriil.htm

Ссылка на основную публикацию